Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История муниципального права

Поиск

Одним из важнейших вопросов в процессе становления местного самоуправления и соответственно муниципального права, всегда был и остается на сегодняшний день вопрос компетенции органов местного самоуправления выборных и представительных. Если рассмотреть исторические этапы развития, то формы осуществления местного самоуправления в конце XV – века были поставлены в зависимость от политики центральной власти.

Период формирования Московского государства внес свои коррективы в соотношение представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Выборные старосты, целовальники, сотские, городовые приказчики имели уже более значительный объем полномочий, чем представительные органы. Непосредственная форма осуществления местного самоуправления (вече) в этот период фактически была ликвидирована. Поэтому компетенция более четко прослеживается через выборные исполнительные органы. В целом в компетенции органов местного самоуправления находились вопросы постройки и ремонта общественных зданий, содержание в чистоте улиц, организация ночных караулов, сбор городских податей.

«Соборное Уложение 1649 года ограничивает компетенцию местного самоуправления, отменяя участие представителей общества в судебных делах. В 1667 году компетенция купеческих общин, являвшихся ячейками производственного самоуправления, была несколько расширена. Ново- торговый Устав от 1667 года предоставил русским торговцам почти полное самоуправление в торговых делах через своих выборных должностных лиц без участия приказной администрации. В Уставе указывается: «По всем городам в торговых делах суд и управу чинить выборным таможенным головам, а воеводам в те дела не вступаться».

Екатериной 11, была проведено достаточно глубокая реформа, которая не усовершенствовала бывшие местные учреждения, а на их место поставила совершенно новые, которые провозгласили принципы всесословности и самостоятельности. Другими словами провозгласила принципы истинного самоуправления. Были приняты в 1785 г. Жалованная грамота городам и Городовое положение, которые не нашли применения на практике так, как реформа была произведена сверху. Во времена правления Павла 1 было отменено самоуправление и заменено бюрократическим управлением территориями. Императором Александром 1 действие «Екатериновских» правовых норм восстанавливается.

Территориальную основу городского самоуправления составляли города и посады. В 1870 году городское самоуправление было введено в 46 губернских и областных городах. Правительство таким образом проводила эксперимент в котором местное самоуправление занимало незначительное место в системе городов России.

Городовое Положение 1870 г., а затем Городовое Положение 1892 года фактически перечеркнули существенные нормы о реальности городского самоуправления. Они преследовали цель свертывания демократических начал в местном самоуправлении. К тому же были закреплены нормы дискриминации граждан. Статус граждан определялся в зависимости от экономического их состояния, принадлежности к виду религии и национальности. Вопросы компетенции городского самоуправления решались в городовых Положениях по разному. В Городовом Положении 1785 года она складывалась из совокупности компетенций физических и юридических лиц. И те и другие имели право на создание и развитие производств и промыслов, гостиных дворов, торговых предприятий, ремесел, а так же на выборы общей Городской Думы. При этом компетенция определялась наличием собственности.

Таким образом, компетенция городского самоуправления на протяжении целого столетия имела тенденцию к изменению, переходила из состояния реальных вещей в состояние абстрактных составляющих ее элементов, оторванных от материальной основы. При этом следует заметить, что чем больший промежуток времени отделяет наше общество от древнего русского периода, тем все меньше и меньше остается шансов для сохранения самоуправления, не говоря уже о его компетенции.

Городовое Положение 1892 года еще в большей степени сузило рамки городского самоуправления. Круг лиц, принимавших участие в организации и деятельности самоуправляющихся единиц, стал более ограниченным. Народ был поставлен в зависимость от принадлежащего им имущества. Имущественный ценз был поднят именно с той целью, чтобы отлучить большую часть населения от городского самоуправления, подавить его экономическую и политическую инициативу. И как показывает история, такая цель была достигнута.

Земства пытались ограничить во всем, особенно в сфере политики. И когда это не удалось, 12 июня 1900 года Правительство решило урезать источники существования земств. Принятые в этот день «Примерные правила об установлении предельного земского обложения» запретили земствам увеличивать смету более чем на 3% по сравнению с предшествующим годом.

Взаимодействие земств с правительством усилили съезды и совещания земских представителей по различным вопросам, а также Всероссийский Земской Союз, созданный с разрешения Правительства.

В июля 1915 года появилось довольно мощное объединение Земгор, Союз городов, которые оказывали помощь военным частям, раненым больным.

Следующий этап развития местного самоуправления, который необходимо описать с 1917 по 1990 годы, оно развивалось в рамках государственного управления и носило название местное государственное управление.

В 1917 году 11 Всероссийский съезд Советов отстранил от власти Временное правительство и передал власть Советам. Следовало ожидать после этого, что органы местного самоуправления быстро уйдут в историческое прошлое. Но этого не произошло. Процесс принял весьма затяжной характер. Сущность его состоит в противоборстве Советов и земских учреждений в роли НКВД по упразднению земств как антиподов Советской власти. Советы рабочих и солдатских депутатов и местные земские органы олицетворяли соответственно два противоположных пути развития революционных реформ. Советы представляли революционно-демократический, а затем и пролетарский путь, а представители земской власти –буржуазный путь.

Согласно последним советским конституциям, система местных Советов народных депутатов была представлена краевыми, областными Советами, Советами автономной области и автономных округов, городскими, районными, районными в городах и поселковыми и сельскими Советами.

Деятельность Советов регулировалась конституциями, положениями, законами о Советах, постановлениями ВЦИК, Верховных Советов Союза ССР и союзных республик.

Кроме того, по вопросам деятельности Советов издавались постановления ЦК КПСС, совместные постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. В законах, как правило, функции и полномочия Советов различных уровней дублировались, что не позволяло четко разделить работу по управлению процессами. В то же время нужно отдать должное законодателю того периода в том, что законы детально расписывали полномочия Советов по сферам.

Правовую основу общественного территориального самоуправления составляли нормативные акты, принятые Президиумом Верховного Совета РСФСР и исполнительными местными органами власти. Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 сентября 1985 года было утверждено Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР.

Положение закрепило общие нормы о собраниях и сходах, а так же нормы, предусматривающие полномочия и порядок подготовки и про- ведения собраний и сходов. По своей сущности Положение представляет собой документ, закрепляющий системный подход к организации общественного управления по месту жительства.

В соответствии со ст. 17 Положения решения общих собраний, сходов граждан принимаются открытым голосованием и обязательны для исполнения всеми жителями соответствующих населенных пунктов.

Для придания наибольшей значимости решениям собраний, сходов обязанность по их реализации, согласно ст. 18 Положения, возлагалась на соответствующие исполкомы местных Советов. Кроме того, в реализации решений участвовали непосредственно сами граждане. Организация и деятельность различных комитетов регулировалась Положением об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 сентября 1985 года. Положение создавало широкие возможности по вовлечению населения в процесс общественного управления. Следует обратить внимание на то, что теоретически органы общественной самодеятельности составляли в данный период прочную основу местных органов государственной власти и перспектива у них была неплохая. Однако события, происшедшие в сентябре-октябре 1993 года, предопределили несколько иную ситуацию

С уходом со сцены государственной власти Советов деятельность огромного народного актива практически оказалась свернута и утратила свою былую значимость. Народ вновь оказался удаленным от государства. На наш взгляд, в этом плане со стороны центральных органов власти была допущена серьезная политическая ошибка. Не создав ничего нового, центральная власть разрушила свою реальную опору на местах, опору, которая состояла из широкого круга представителей народа, работавших на общественных началах. Октябрь 1993 года открывает новый этап реформирования местной власти:

· 9 октября 1993 г. был издан Указ Президента РФ «0 реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»;

· 26 октября этого же года вышел Указ Президента РФ «0 реформе местного самоуправления в Российской Федерации», которым было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.

Принятая в декабре 1993 года Конституция РФ пополнила нормативную базу о местном самоуправлении. После этого появляются разделы о местном самоуправлении в Уставах краев, областей. В них были воспроизведены статьи Конституции РФ и положения Указов Президента Российской Федерации. В Конституциях республик, законах, уставах, положениях о местном самоуправлении субъектов Федерации отражена соответствующая теория местного самоуправления. Одни субъекты Федерации (26 субъектов) пошли по пути государственной теории самоуправления, признавая самоуправление продолжением государственного управления (Республики Башкортостан, Саха Якутия, Республика Коми, Хабаровский край, Свердловская, Амурская области и т. д.) Здесь органы местного самоуправления не были отделены от органов государственной власти при осуществлении управления. Начиная с 1995 г. субъекты Российской Федерации принимают законы о местном самоуправлении, о местном референдуме, о выборах, которые в большей мере соответствуют Конституции Российской Федерации и Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.45 (0.012 с.)