Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-политическая природа местного самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История общинного и городского самоуправления в России, как и в зарубежных странах, уходит своими корнями в глубину веков. Его особенности зависели от социально-экономической и классовой структуры общества, конкретных исторических условий. Однако сохранялась и определенная преемственность традиций и форм самоуправления. Множество моделей местного самоуправления апробировано человечеством, особенно в XIX и XX вв., в поиске наилучших форм государственного управления, сочетающего принципы централизма и местного самоуправления. Местное самоуправление складывалось на различных исторических этапах и в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общие черты: в нем проявилось осознанное стремление граждан самостоятельно решать свои местные вопросы, к обузданию государства и децентрализации государственной власти, к примату права над государством, к обеспечению через правовое государство своих прав и свобод. В современном виде местное самоуправление сложилось в основном в результате муниципальных реформ XIX в. в европейских странах, а также в США, Японии и ряде других государств. Его становление связано с процессом перехода от феодальной организации к современному индустриальному обществу. Оплотом нарождавшейся буржуазии являлись города, среди основных требований которых были предоставление им самостоятельности в управлении местными делами, обеспечение свободы общинного самоуправления от надзора и вмешательства со стороны центральных властей. В системе современных общедемократических преобразований государственности и общественного устройства России одним из важнейших звеньев является местное самоуправление. Оно, находясь в непосредственной диалектической взаимосвязи с такими общедемократическими принципами, как приоритет прав и свобод человека по отношению к другим институтам общества и государства, теории естественного права, верховенства права, гражданского общества и правового государства, составляет одну из основ современной теории демократического правового государства и концепции народовластия. В основу местного самоуправления также положены современные представления и идеи построения открытого процветающего гражданского общества на принципах локальной демократии, децентрализации и деконцентрации государственной власти. Децентрализация выражается в передаче центром отдельных властных полномочий органам местного самоуправления. Деконцентрация представляет собой передачу полномочий назначаемым из центра на места чиновникам, а также дробление властей одного уровня. Местное самоуправление согласно Европейской Хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя, а принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны1. Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления населением принадлежащей ему власти в муниципальных образованиях. Местное самоуправление позволяет демократизировать систему управления и решать местные вопросы с гораздо меньшей степенью бюрократизации и большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления. Оно позволяет лучше сочетать интересы и права человека и малых сообществ с региональными и государственными интересами. Конституционное определение местного самоуправления содержится в ст. 130, которой установлено: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». Содержание данного определения раскрывает смысл и назначение местного самоуправления, развивает положения ст. 3 Конституции, в которой установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления, а также ст. 12 Конституции, признающей и гарантирующей местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В этой сущностной функциональной характеристике главное значение имеют определения природы и субъекта местного самоуправления. Основным субъектом местного самоуправления является население. Суть местного самоуправления заключается в самостоятельном и под свою ответственность решении населением вопросов местного значения. С учетом данных характеристик Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 1 закрепил, что «местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»1. Европейская Хартия местного самоуправления в ст. 3 определяет понятие местного самоуправления как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления2. Сравнительный анализ определений местного самоуправления, закрепленных в Конституции РФ и Европейской Хартии местного самоуправления, показывает, что в них содержится коренное различие, связанное с основным субъектом осуществления местного самоуправления. Если Конституция РФ в качестве субъекта местного самоуправления закрепила население, то Европейская Хартия местного самоуправления в качестве субъекта установила органы местного самоуправления. Это свидетельствует о более демократическом подходе к местному самоуправлению в Российской Федерации, где оно составляет одну из основ конституционного строя и выступает как выражение власти народа, формы народовластия. Дискуссионным остается вопрос об отношении местного самоуправления к понятию «власть» и его соотношении с системой государственной власти. С.А. Авакьян отмечал: «Если органы местного самоуправления не есть органы государственной власти, то что это: общественная власть или некая смешанная власть или вообще не власть?» При этом им было высказано мнение, что «самоуправление сочетает в себе два начала: с одной стороны, государственный тип самоуправления, с другой — общественное самоуправление»3. Г.В. Барабашев характеризовал концепцию негосударственной природы местного самоуправления как миф, который создан на основе устаревшей западной концепции местного самоуправления. По его мнению, местное самоуправление — это государственная власть особого рода4. По мнению Р.Г. Абдулатипова, «местное самоуправление не является государственным только в том смысле, что основой его уста-
-------------------------------- СЗ РФ. 1998, № 36. Ст. 4466. 1 СЗ РФ 2003. № 40. Ст. 3822. 2 СЗ РФ 1998. № 36. Ст. 4466. :i Местное самоуправление в России. Теория и практика пРаво. 1993. № 6. С. 144-145. Местное самоуправление в России. Теория и практика. Указ. соч. С. 146. Государство и
новления является не государство, а местное сообщество. Вместе с тем, поскольку эти органы санкционированы государством и функционируют на базе его законов, они включены в систему государственного управления»1. По мнению К.Ф. Шеремета, «статья 12 Конституции... не делает органы местного самоуправления элементами государственности второго сорта и не выводит их за рамки государственности. Это такой же по качеству элемент государственности. С точки зрения юридической оценки — это органы власти, как и вся вышестоящая структура. Не надо представлять, что здесь совершенно иная природа. Это публично-правовые учреждения»2. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1994 г. отмечалось, что местное самоуправление — не только сфера самоорганизации населения, но и специфический уровень власти3. В докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие федеральных отношений в России: проблемы и перспективы» было подчеркнуто, что «полное отделение органов местного самоуправления от системы органов государственной власти представляется если не корректным в принципе, то по крайней мере преждевременным»4. Многими отечественными учеными высказывались предложения характеризовать органы в муниципальных образованиях как органы государственной власти и местного самоуправления5. То, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не означает, что местное самоуправление автономно от государства и противостоит ему. Этот принцип означает не свободу от государства, а свободу внутри его. Ведь местное самоуправление развивается на основе и в соответствии с законами государства, при государственной поддержке и государственных гарантиях. Все государственные органы, должностные лица, предприятия и учреждения, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления. ---------------------------- 1 Абдулатипов Р.Г. Местное самоуправление в Российской Федерации // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1994. № 6. С. 101. 2 Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол») / / Государство и право. 1997. № 5. С. 38. 3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию об укреплении Российского государства /./ Российская газета. 1994. 25 февр. 1 Развитие федеративных отношений в России / / Российская Федерация сегодня. 1998. № 2. С. 22. л Авакьян С.А. Проблемы местного самоуправления на современном этапе // Право. 1998. № 2-3. С. 26-27.
Необходимо учитывать, что территория муниципального образова- ния есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства. Местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единой государственной политики на основе сочетания местных и государственных интересов. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. У органов местного самоуправления есть соответствующий комплекс полномочий государственно-властного характера, без которого невозможно управление. Органы местного самоуправления не обладают «компетенцией устанавливать своюкомпетенцию», т. е. не могут самостоятельно определять круг своих полномочий. Исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти следует трактовать не как потерю ими государственно-властной природы, а как установление своеобразного разделения публичной власти «по вертикали». Таким образом, органы местного самоуправления, отражая, с одной стороны, элементы самоуправления и самоорганизации и определенное в связи с этим обособление в рамках государственного механизма, а с другой — включенность в процесс государственного управления, в решение общенациональных задач, действуя на основе принципов, характерных для сущности любой государственной власти (обязательность решений для исполнения, возможность принуждения), являются органами публичной власти, представляющей совокупность государственной власти и власти местного самоуправления. Публичная власть в Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную власть, на государственную власть субъектов Федерации (региональная власть) и на власть местного. самоуправления (муниципальная власть). Продолжающиеся дискуссии об отношении местного самоуправления к понятию «власть» и его соотношении с системой государственной власти — это дискуссии о природе местного самоуправления и его органов, об их общественной, государственной, государственно-общественной, общественно-государственной сути. Вот уже около двух веков продолжается дискуссия между сторонниками «общественной» и «государственной» теорий самоуправления, по-своему трактующими проблему происхождения местного самоуправления и его соотношения с органами государственной власти и управления. Эволюцию взглядов ученых на природу местного самоуправления можно проследить по многим факторам, в том числе и по одному из наиболее значимых — по возрастанию роли государства в обществе. В XIX в. многие ученые как России1, так и других государств, исходя из общественной теории самоуправления, считали, что местные органы являются своеобразной «четвертой властью», связанной лишь законом и судебным контролем, но не подчиненной напрямую центральным властям. Такой подход отражал определенные реалии того исторического периода, выражавшиеся в относительной изолированности территориальных образований, городских и сельских поселений, в их слабой экономической взаимозависимости. Во второй половине XIX в. по мере развития урбанизации и индустриализации, сделавших местные сообщества более зависимыми от общенациональных и государственных интересов, общественная теория постепенно уступила государственной теории самоуправления. Основоположниками этой теории стали немецкие ученые Л. Штейн и Р. Гнейст. В России ее поддерживали такие видные ученые, как В.П. Безобразов, А.Д. Грановский, Н.М. Коркунов и др. Согласно данной теории, местное самоуправление представляет собой прежде всего одну из форм организации государственного управления на местах, являясь частью общей государственной системы. Становление и развитие теории «государства всеобщего благополучия» повлекло усиление правового регулирования местного самоуправления, обязывающего местные органы решать конкретные вопросы обеспечения жизнедеятельности населения и нередко предписывающего способы решения вопросов местного значения. Подобная эволюция местного самоуправления, по мнению Г.В. Барабашева, «многократно усилила государственную природу муниципальных институтов, срастив местные дела с общегосударственными и поставив выборные муниципальные учреждения в сильнейшую административную и финансовую зависимость от правительства и министров... окончательно оттеснило элементы местного самоуправления в муниципальной организации и деятельности на второй план», превратив муниципальное управление в «разновидность исполнительной деятельности, осуществляемой в рамках общей государственной политики»2. ----------------------------- 1 Основные принципы общественной теории самоуправления получили наиболее полное отражение в работах А.И. Васильчикова «О самоуправлении» (СПб., 1871) и В. Н. Лешкова «О праве самостоятельности как основе для самоуправления» (М., 1871). 2 Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного государства (США, Великобритания). М., 1971. С. 13, 104.
Аналогичные позиции занимают ученые Р. Граверт (Германия), 4. П.М. Слоу (Великобритания), С. Монти (Швеция), Ш. Махешва-ри (Индия) и др. Так, Р. Граверт отмечает, что «чем полнее втягиваются местные территориальные единицы в осуществление конституционно-правовых принципов социальной государственности, тем больше они вынуждены абстрагироваться от местных особенностей и следовать единым для всей страны принципам государственной политики»1. С точки зрения современной юридической науки и ее учения о правовом государстве и гражданском обществе «общественная» и «государственная» теории местного самоуправления не отражают реалии местного самоуправления. Сопоставление различных точек зрения позволяет сделать вывод, что современное местное самоуправление по своей природе является государственно-общественным институтом. Местное самоуправление как часть единой публичной власти является децентрализованным и организационно обособленным институтом государственного механизма, выступающим в качестве административной организации по обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с государственными социальными стандартами и общим политическим курсом органов государственной власти, одновременно является институтом самоуправления и самоорганизации населения для самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через избранные им органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Вместе с тем народ и население являются одновременно главными субъектами политических процессов в гражданском обществе и в местных сообществах, выступая в качестве субъектов политической власти. Политика — сложное явление общественной жизни. Как известно, в точном переводе с греческого термин «политика» означает искусство управления государством, участие в делах государства. В XX в. государство окончательно утратило монопольное положение, по существу, единственного инструмента политики и власти. В развитых странах государство тесно переплеталось со сложной сетью институтов и отношений, которая соединила его с граж- -------------------- 1 Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ // Государство и право. 1992. № 10. С. 107.
данским обществом и обеспечила демократический характер публичной власти. В современных условиях искусство управления распространяется не только на государство, но и на все гражданское общество. Поэтому понятие «политическая власть» шире понятия «публичная власть», поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций. При этом, как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, государственная власть, взятая как целое, всегда имеет политический характер, в то время как политическая власть не всегда является государственной1. С появлением института гражданского общества стало возрастать его влияние на государство, развиваться их взаимодействие и сотрудничество. Постепенно государство должно стать выразителем воли и интересов гражданского общества, гарантом прав и свобод человека и гражданина. Политическая и публичная власть имеют ряд общих черт. Оба вида власти имеют общий источник в лице многонационального народа. Они используют для достижения поставленных целей основополагающие принципы и формы демократии, метод убеждения. Для них характерно фактическое слияние на местном уровне в лице органов местного самоуправления. Однако между ними имеются и серьезные отличия. В частности, признаками публичной власти, в отличие от политической власти, являются непосредственное управление делами общества и государства, право принятия общеобязательных решений и в случае необходимости применение методов принуждения. Следствием этих различий являются неравные возможности для реализации воли их субъектов2. Поэтому народовластие может рассматриваться как основа суверенитета народа и государства, форма осуществления гражданами принадлежащей им государственной и политической власти. Мир постоянно развивается и усложняется. Вместе с ним развиваются и усложняются общественные отношения, а также публичная власть, ее институты, формы и механизмы. Они становятся все более многообразными и утонченными в соответствии с теми про- --------------------------- 1 Чиркин В.Е. Конституционные модели организации государственной власти // Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 419. 2 Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. С. 28-34.
цессами, которые определяют поступательное движение гражданского общества. Публичная власть — категория надстроечная, и ее природа, характер, свойства и функции, нормы и методы осуществления определяются экономическим строем общества на соответствующем этапе его развития, реальным экономическим базисом. Конечно, как и вся надстройка в целом, власть оказывает обратное воздействие на свое экономическое основание. Более того, власть относится к тем составным частям надстройки, которые наиболее активно влияют на развитие экономического базиса, поскольку она представляет собой могучую силу, способную содействовать развитию своего экономического базиса или тормозить это развитие — в зависимости от того, соответствуют ли интересы «властвующих» закономерностям развития общества или противоречат им. Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития народовластия как на федеральном и региональном уровнях, так и на местном. Гражданское общество представляет собой огромную самоорганизующуюся суперсистему и состоит из множества институтов и ассоциаций граждан. При этом не только в целом гражданское общество, но и его сообщества на местах тоже представлены значительным ансамблем самоуправляемых кооперирующихся общин и объединений граждан, и каждое со своими интересами. Рассмотреть их в совокупности, во взаимодействии, выявить значение и роль каждого и характер взаимосвязи и означает исследовать основные теоретические и конституционно-правовые аспекты процесса осуществления и развития народовластия в системе местного самоуправления. Формально эти важные категории — «гражданское общество» и «местное сообщество» — пока не получили закрепления в действующей правовой системе Российской Федерации и не являются юридическими понятиями. Но это не означает их отсутствие как таковых. Введение данных категорий в правовую систему России могло бы придать определенную направленность происходящим в ней демократическим преобразованиям, обозначить их место в системе общественных ценностей, а также соотношения с такими категориями, как человек, его правовой статус, частная жизнь граждан, общество, государство и т. д. Местное сообщество является частью гражданского общества России и представляет собой общность граждан Российской Федерации, объединенных проживанием на территории муниципального образования, осуществляющих в его границах в соответствии с законами и уставом муниципального образования местное самоуправление как непосредственно и (или) через выбранные и другие органы местного самоуправления, так и через своих выборных представителей. Степень развития местного самоуправления зависит от степени развития демократии в местном обществе, согласия и сотрудничества составляющих его различных ассоциаций граждан и социальных групп жителей на основе взаимопонимания, взаимопомощи, взаимных договоренностей, на основе стремления каждого помочь друг другу реализовать свои надежды и интересы — вот путь к тому, чтобы свободное развитие каждого стало условием свободного развития всех. Политико-правовыми факторами, создающими в местном сообществе надлежащую среду обитания, являются господство права и идеологическое и политическое многообразие. В нем власть закона должна быть непререкаема и выше власти личностей и аппарата, чтобы местная руководящая элита не стала властью над местным сообществом. Со времени первого упоминания понятия «гражданское общество» в комментариях к «Политике» Аристотеля прошло немало времени. С тех пор к его рассмотрению обращались многие видные ученые и политики. Заметно возросло число работ, посвященных гражданскому обществу, в последние годы. Однако следует признать, что современные исследования гражданского общества и его местных сообществ все еще не образуют целостной прочной теоретической концепции их роли и развития в демократических преобразованиях и системе народовластия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.016 с.) |