Методы и формы осуществления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и формы осуществления



Местного самоуправления

 

Местное самоуправление — одна из форм социального управле­ния и одновременно одна из форм публично-властного и админист­ративного управления.

Местное самоуправление, как и государственное управление, наиболее эффективно, если оно осуществляется на основе научного познания и практического использования закономерностей разви­тия местных сообществ, их потребностей, интересов и взаимодейст­вия. Управлять местным сообществом — это значит познавать его общественные закономерности и на этой основе направлять его раз­витие путем планирования, организации, регулирования и контро­ля; своевременно вскрывать и разрешать возникающие обществен­ные противоречия; обеспечивать сохранение и развитие баланса и соотношений интересов всех ассоциаций и социальных групп граж­дан в целях оптимального функционирования и развития местных сообществ.

Для осуществления местного самоуправления необходимо обла­дать властью, т. е. реальной способностью подчинить своей воле по­ведение других субъектов. Управление нацелено на реализацию власти. На местном уровне в рамках действующего законодательст­ва публичную власть осуществляют в основном население и изби­раемые им представительные органы и должностные лица местного самоуправления. В деятельности всех этих субъектов соизмеримо их полномочиям сочетаются и власть, и управление.

Основные требования, предъявляемые к работе аппарата адми­нистрации местного самоуправления: компетентность (знание де­ла), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и адми­нистративных подходов к делу, системность в работе, организован­ность и др.

Эффективность местного самоуправления во многом зависит от действенности применяемых публично-властных, управленческих, гражданско-правовых, общественно-политических методов реше­ния вопросов местной жизни.

Методы местного самоуправления — это способы целенаправленного воздействия субъекта местного са­моуправления на его объект.

Исходя из сказанного методы местного самоуправления можно определить как способы воздействия населения, органов и должно­стных лиц муниципальных образований на управляемые объекты с> реализацией принадлежащей им компетенции в области непо­средственного обеспечения жизнедеятельности местного сообще­ства.

Методы управления следует отличать от методов правового ре­гулирования. Оба вида этих методов сближает то, что они по своей сути являются регулирующими средствами. Однако методы право­вого регулирования едины для всех отраслей права, они распро­страняются на всех участников властно-управленческих отношений и всегда нормативны. Методы управления используются конкрет­ными субъектами для решения стоящих перед ними задач и всегда индивидуализированы. Таким образом, метод правового регу­лирования является функцией муниципального права; метод управления является функцией субъекта муниципально-правовых отношений.

Применяемые в системе местного самоуправления методы воз­действия на управляемые объекты различны и многообразны. Они могут быть классифицированы на методы: властные, экономиче­ские, организационные, социально-психологические, воспитатель­ные; методы убеждения и принуждения; методы коллегиального и единоличного управления; правовые и неправовые; общие и специ­альные; стратегические и тактические и по другим признакам и свойствам.

Административно-организационные методы мест­ного самоуправления представляют собой методы, основанные на юридически властных полномочиях, воле и авторитете населе­ния, органов и должностных лиц местного самоуправления, ока­зывающих прямое воздействие на объект управления. Эти мето­ды самоуправления используются как самостоятельно, так и в ка­честве связующего звена для осуществления, например, экономи­ческих, социальных, воспитательных и других методов управления.

Административно-организационным методам местного само­управления присущи оперативность, прямое воздействие на управ­ляемый объект, обязательность выполнения принимаемых решений и данных указаний для управляемых объектов, строго определен­ная ответственность за невыполнение решений и распоряжений, персональная ответственность за выдачу ошибочных решений. Од­нако наряду с указанными достоинствами этим методам нередко присущи проявления бюрократизма и волюнтаризма, волокиты и хозяйственной нераспорядительности

Экономические методы местного самоуправления представляют собой совокупность мер, обеспечивающих реальное использование экономических законов и отношений в сфере управ­ления и финансово-экономической деятельности. Характерной осо­бенностью экономических методов управления является косвенное содействие со стороны субъектов местного самоуправления на со­ответствующие объекты управления. С помощью этих методов субъекты местного самоуправления добиваются должного поведе­ния управляемых объектов путем воздействия на их материальные интересы, т. е. непосредственно, в отличие от методов прямого властного воздействия. Должное поведение достигается материальны­ми стимулами, перспективами материальных выгод, равно как и уг­розой материальных санкций.

Социально-психологические методы управления пред­ставляют собой методы, при использовании которых учитываются индивидуальные характеристики отдельных субъектов муниципально-правовых отношений, как специалистов и руководителей, гак и коллективов, общественных объединений, юридических лиц. Для их эффективного применения необходимо знать законы и ме­ханизмы взаимодействия людей, особенности коллективной дея­тельности, методы воздействия на людей, трудовые коллективы, общественные объединения.

В практике осуществления местного самоуправления все мето­ды взаимосвязаны, они находятся чаще всего в тесном взаимодейст­вии. Гармоничное сочетание методов местного самоуправления своевременно и соразмерно степени необходимого воздействия яв­ляется важнейшим условием эффективного управления. Выбор конкретных методов как в системе, так и по отдельности основан на определенной совокупности процедур оценки обстановки и приня­тия обоснованных решений.

Как уже отмечалось, от имени муниципальных образований их функции и компетенцию осуществляют население, органы и должностные лица местного самоуправления. Методы их дея­тельности всегда воплощаются в конкретных действиях разнооб­разного характера и назначения, получающих определенное внешнее выражение — форму. Методы управления всегда имеют определенные организационные формы воздействия на управ­ляемый объект.

Под формой местного самоуправления понимается внешне выраженное действие населения, органов и должностных лиц муниципального образования, осуще ствленное в рамках их компетенции и вызывающее оп­ределенные последствия.

Формы местного самоуправления подразделяются на правовые и неправовые. Если формы местного самоуправления по своим по­следствиям носят юридический характер или же имеют определен­ное юридическое значение, то их можно квалифицировать в качест­ве правовых форм местного самоуправления (издание правового акта, заключение договора, проведение выборов и референдума, проверка состояния дел и т. п.). Неправовые формы прямых юри­дических последствий не влекут.

Наиболее значимы формы, связанные с реализацией правоустановительной, правоприменительной и правоохранительной функ­ций местного самоуправления.

Реализация функций и компетенции муниципальных образова­ний происходит в формах осуществления публичной власти, управ­ления и регулирования, гражданско-правовых отношений и обще­ственной самодеятельности.

Власть в самом общем смысле есть способность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные формы, ресурсы и технологии, включая закон, традиции, мораль, автори­тет, принуждение и др.

Власть местного самоуправления, как и любая публичная власть, представляет собой способность организовать воздействие на сознание и поведение людей для достижения общих целей, обес­печения и защиты прав и свобод человека, приобщения граждан к активной социальной деятельности.

Власть местного самоуправления функционирует и выражает себя через различные формы социально-политической деятельно­сти населения и образуемые им структурно-организационные соци­альные институты.

Как справедливо отмечал Ю.А. Тихомиров, властвование, пове­ление всегда означает, что одна сторона отношений вправе и реаль­но в состоянии обеспечить поведение другой стороны в нужных рамках. Способность определить поведение последней предопреде­ляется двумя факторами: выражением публичного интереса и осу­ществлением властного полномочия1.

В целях осуществления местного самоуправления его субъек­ты используют множество различных форм. Такие формы нераз-

----------------------------

См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.

 

рывносвязаны с компетенцией участников местного самоуправле­ния, являясь в известном смысле составной частью их компетенции.

Деятельность населения может выражаться в формах непосредственной демократии — проведения местного референдума, собра­ний (сходов) граждан, муниципальных выборов, голосования по отзывувыборных лиц, а также в формах представительной демо­кратии: народного обсуждения наиболее важных вопросов местного значения; обсуждения отчетов депутатов, органов и должност­ных лиц местного самоуправления; правотворческой инициативы граждан; наказов избирателей; индивидуальных и коллективных обращений в органы и к должностным лицам местного самоуправ­ления; проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования и т. д.

К числу форм управленческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления относятся принятие норматив­ных правовых актов, заключение договоров, осуществление контроля за исполнением законов и принятых решений, информировании населения о состоянии дел в различных сферах местной жизни своей деятельности, отчеты перед населением и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.007 с.)