Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение правового статуса представительных и исполнительных органов местного самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В отличие от одного из основополагающих принципов осуществления государственной власти в Российской Федерации и в ее субъектах на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти разделение властей на местном уровне на самостоятельные органы не производится. Мировой опыт, так же как и опыт земств и городского самоуправления в России, свидетельствует, что целесообразно обеспечивать не равновесие властей в системе местного самоуправления, а приоритет одной из властей при ограничениях и сдерживании со стороны другой власти. Разделение властей на местном уровне заключает в себе несообразность с понятием о муниципальной власти. Власть на местах одна и едина, но выражается в различных функциях органов власти и управления. Так, функция представительного органа местного самоуправления состоит в том, чтобы выражать волю населения местного сообщества, придавать ей общеобязательный характер, осуществлять от его имени власть. Функция исполнительных органов местного самоуправления состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых непосредственно населением муниципального образования или его представительным органом. Из этого следует, что и органы местного самоуправления, наделенные местным сообществом указанными функциями, должны находиться в той же субординации, что и данные функции. Именно такая субординация гарантирует, во-первых, единство власти и управления в местном сообществе и, во-вторых, господство права. Нерешенность этого жизненно важного вопроса часто ведет в тупик конфронтации и противостояния между представительными и исполнительными органами, к нескончаемой войне между ними, что наносит огромный вред обществу. Происходит это каждый раз там и тогда, когда представительные органы власти юридически либо фактически лишены возможности формировать исполнительные органы и контролировать их деятельность. Подобных конфликтов почти нет в других странах с развитой демократией. Там на местном уровне большинство членов представительного и исполнительного органа власти составляют по существу одну команду, так как орган исполнения формируется депутатским большинством. А конфликты, которые там происходят, в основном бывают между исполнительным органом и оппозицией, заставляя управленцев только лучше работать, но не способны взорвать либо парализовать их деятельность. Не было подобных разорительных противостояний и у земств в России, потому что земские собрания как представительные органы сами формировали земские управы (исполнительные органы), сами вырабатывали структуру управления, сами определяли основные направления своей деятельности. Без этого простого, но имеющего фундаментальное значение положения невозможно эффективное взаимоотношение между двумя основными ветвями власти: представительной и исполнительной, нереально народовластие. Это подтверждает и мировой опыт. В Европейской хартии местного самоуправления в качестве важнейшего права местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью публичных дел подчеркнуто, что «это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами» (п. 2 ст. З).1 Подобное положение установлено и в Документе Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г.2, где в п. 5 было закреплено, что «к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, и равных и неотъемлемых прав всех людей относится... представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органам или избирателям». Таким образом, в соответствии с общепринятым во многих странах эталоном местного самоуправления как демократического института исполнительный орган местного сообщества должен быть подотчетен и подконтролен представительному органу. Подобная модель субординации закреплена и в российском законодательстве. Однако она не всегда дееспособна, так как не подкреплена реальным механизмом осуществления. Так, согласно Федеральному закону 2003 г. представительный орган осуществляет контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ч. 10 ст. 35), а глава муниципального образования подотчетен населению и представительному органу *"*. 5 ст. 36). Однако представительный орган не наделен даже правом в случае противоречия законодательству и уставу муниципального образования правовых актов исполнительных органов и должностных лиц отменить принятые ими решения или хотя бы приостано- _ Европейская хартия местного самоуправления// СЗ РФ 1998 №36 Ст- 4466. Советское государство и право. 1990. № 11.
вить их действие, так как согласно ст. 48 Федерального закона 2003 г. правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены или приостановлены только органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Представительный орган не обладает и правом выражать недоверие должностным лицам местной администрации. Практика убедительно свидетельствует о необходимости наделения представительных органов местного самоуправления указанными полномочиями. Принцип приоритета представительного органа в системе местного самоуправления должен дополняться принципом необходимости взаимозависимости и взаимодействия представительного органа с исполнительным органом муниципального образования. Теоретически это положение вытекает из единства народного суверенитета на местном уровне, общего направления их политики. На практике нередки случаи вторжения этих органов местного самоуправления в сферу деятельности друг друга — вмешательство представительного органа в прерогативы местной администрации и, наоборот, присвоение местной администрацией полномочий представительного органа. К тому же деятельность как представительных органов, так и исполнительных органов нередко вступает в противоречие с действующим законодательством и общественными интересами граждан, содержит ошибки и грубые просчеты. Демократия не может быть без контроля. Контроль нужен и за деятельностью представительного органа не только со стороны населения, но и в целях оперативного реагирования -+ со стороны главы муниципального образования, главы администрации муниципального образования. Механизмом воздействия на противоправные или ошибочные решения и действия представительных органов должна стать система сдерживаний и противовесов со стороны главы муниципального образования либо главы местной администрации. Подобная система была установлена в ст. 34 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г.1 и в целом хорошо себя зарекомендовала. Суть ее заключалась в следующем. Глава местной администрации вправе был опротестовать решение местного Совета, адресованное местной администрации! 1 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010; 1992. № 46-Ст. 2618; 1993. № 21. Ст. 748. если это решение, по его мнению, противоречило законодательству или другим решениям местного Совета либо было недостаточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организационными средствами. Протест с необходимым обоснованием должен был вноситься в письменной форме в Совет не позднее 5 дней со дня принятия Советом решения. Действие опротестованного решения приостанавливалось с момента вручения протеста председателю Совета главой местной администрации. Совет мог отклонить указанный протест, если за опротестованное решение проголосует не менее половины от числа депутатов, установленного для данного Совета. В этом случае решение Совета вступало в силу в срок, указанный Советом, и не могло быть опротестовано повторно главой местной администрации. Если решение Совета опротестовано по мотивам его противоречия действующему законодательству, глава местной администрации после отклонения его протеста Советом вправе был обжаловать решение Совета в суд. Представляется целесообразным закрепить подобный подход в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. Полномочия представительных органов производны от полномочий местного сообщества, от предметов их ведения. Они определяются уставами муниципальных образований. По существу в уставе должно быть определено соотношение полномочий по решению вопросов местного значения между представительными и исполнительными органами местного сообщества, а не разделение круга вопросов местного значения между ними. Вопросы местного значения, как правило, нельзя разделить между этими органами местного самоуправления, так как они составляют суть предметов ведения одновременно каждого из них. Однако в системе органов местного самоуправления могут быть самостоятельные органы, не находящиеся в подконтрольности и подотчетности представительных органов местного самоуправления. Такими, например, являются в соответствии с законом муниципальные избирательные комиссии и могут быть в соответствии с Уставами муниципальных образований контрольные органы муниципального образования. Муниципальные избирательные комиссии формируются представительными органами местного самоуправления, но в пределах своей компетенции независимы от представительных и иных органов местного самоуправления. Понятие и виды муниципальных правовых актов Муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации, то этот вопрос должен разрешаться соответствующим судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Федерации, не допускается. В систему муниципальных правовых актов входят: • устав муниципального образования; • правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; • правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан). Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на Референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) Принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица мерного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности самого представительного органа. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа в случае, если он является председателем представительного органа, или постановления и распоряжения по вопросам полномочий, отнесенным к полномочиям главы местной администрации, если он возглавляет местную администрацию. Председатель представительного органа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, г лавой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу Б соответствии с Налоговым кодексом РФ не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Федерации).
Устав муниципального образования
Устав занимает верховенствующее положение в системе муниципальных правовых актов. Он обладает в этой системе высшей юридической силой. Включает в себя основные нормы, регламентирующие организацию и деятельность местного сообщества на началах самоуправления. Тем самым выполняет конституирующую роль местного самоуправления на соответствующей территории. Хотя уставы муниципальных образований в значительной мере воспроизводят нормы федеральных и региональных законов, они выполняют при этом существенную кодификационную роль. Ведь законодательство, регулирующее организацию и деятельность местного самоуправления, весьма обширно и не всегда доступно для Неспециалистов. Уставы, воспроизводя многие нормы законов и каптируя их к конкретным условиям муниципального образования, представляют эти нормы в упорядоченном виде, облегчая работу депутатов и муниципальных служащих и формируя у населения более четкое представление о смысле, целях и задачах местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 44 закрепил основные положения, которым должны соответствовать уставы муниципальных образований. В частности, уставом должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан. При этом структура органов местного самоуправления для включения в устав муниципального образования определяется населением на местном референдуме. В решении, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), должны быть установлены: перечень и наименование органов местного самоуправления, а также порядок избрания и полномочия главы муниципального образования. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о их принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Эти проекты должны выноситься на публичные слушания. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении Изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть: • противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Федерации; • нарушение установленного федеральным законом порядка Принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. Отказ в государственной регистрации устава муниципального •образования, муниципального правового акта о внесении изменении и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Служба — это вид трудовой социальной деятельности, объектами воздействия которого являются человек, личность, его основные социально-биологические качества. В системе местного самоуправления служба подразделяется на службу на выборных муниципальных должностях, на муниципальную службу и гражданскую службу. Служба на выборных муниципальных должностях представляет собой службу лиц, замещающих выборные муниципальные должности в результате муниципальных выборов, а также на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов. К указанным лицам относятся депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления. Их статус пока частично, до принятия федерального закона о статусе выборных лиц местного самоуправления, определяется Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 40), а также принятыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований и правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, замещаемой путем заключения трудового договора, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления, ответственностью за исполнение этих обязанностей, за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий обязанности по муниципальной должности, не являющейся выборной. Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих определяются Федеральным законом от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»1 и принятыми на его основе законами субъектов Федерации. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом. Лица, не замещающие муниципальные должности, исполняющие обязанности по организационно-техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими. Они относятся к вспомогательному (обслуживающему) персоналу. Муниципальные должности устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Федерации. Гражданская служба в системе местного самоуправления — это трудовая деятельность на должностях в муниципальных Предприятиях и учреждениях, а также не на муниципальных должностях в органах местного самоуправления, регулируемая законодательством РФ о труде. 1 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933; 2002. № 16. Ст. 1499; 30. Ст. 3029.
Муниципальные и гражданские служащие по объему полномочий могут быть подразделены на три группы: руководители, специалисты и вспомогательный (обслуживающий) персонал. Среди служащих независимо от вида службы выделяется также группа «должностные лица». «Должностное лицо» — это универсальная категория, которой оперируют все отрасли права и законодательства. Исходя из текущего законодательства и практики его применения, доктринально «должностное лицо» можно определить как лицо, наделенное распорядительными полномочиями либо осуществляющее организационно-хозяйственные функции (материально ответственные лица). При отсутствии в законодательстве общего понятия должностного лица Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает определение должностного лица в системе местного самоуправления. Должностным лицом местного самоуправления, по этому закону, является выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) организации деятельности органов местного самоуправления. Значение службы в системе местного самоуправления обусловливается тем, что среди всех вопросов, решаемых в муниципальных образованиях, ключевым является вопрос о кадрах. Именно кадры органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений призваны, претворяя волю населения и их депутатов, осуществлять решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная масса недостатков в осуществлении местного самоуправления связана часто с неумением, низкой профессиональной подготовкой, а порой с коррумпированностью кадров муниципального образования. Подготовка, воспитание и эффективное использование муниципальных кадров — приоритетная общегосударственная задача и органов местного самоуправления. §2
Основы правового статуса выборного лица местного самоуправления Выборное лицо местного самоуправления — гражданин РФ, замещающий выборную муниципальную должность в результате избрания депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иного выборного органа местного самоуправления, а также выборным должностным лицом местного самоуправления. Правовой статус выборного лица местного самоуправления представляет собой его правовое положение, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с правовой природой мандата выборного лица, его возникновением, прекращением и сроком действия, правами и обязанностями выборного лица, гарантиями их деятельности, подотчетностью и подконтрольностью, ответственностью и ограничениями в связи с осуществлением принадлежащих полномочий выборному лицу. Ряд важных установлений о правовом статусе выборного лица содержит ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. Так, выборному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий выборного лица устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 лет и более 5 лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия выборного лица выборных органов начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Выборное лицо в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, а если численность представительного органа составляет менее 10 человек, — 1 депутат. Выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, социальные гарантии устанавливаются законами субъекта Федерации. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы РФ, членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа и выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Гарантии прав депутатов членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. Депутат, член выборного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа и выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Полномочия депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления; 10) в иных случаях, установленных федеральными законами. В целом же статус выборного лица местного самоуправления и ограничения, связанные с этим статусо
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.017 с.) |