Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистические правовые основы местного самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гуманистические правовые основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм-принципов, определяющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека высшей ценностью, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления. Гуманизм — своеобразный суперпринцип всего местного самоуправления, как и всего конституционного строя. Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и деятельность не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18). Отсюда следует, что все органы и должностные лица местного самоуправления должны служить главной цели — обеспечению прав и свобод человека и гражданина, созданию всех необходимых условий для их реализации и защиты. Конституционное закрепление прав и свобод человека и граЖ" данина является гарантией свободы и гражданского общества и каждого человека от произвола государственной власти и власти органов местного самоуправления. Их основой является учение о свободе человека как о естественном состоянии человека. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому- Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием (свободой) других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы. В науке конституционного права свободы условно делятся на три группы: а) личные, б) политические, в) экономические, социальные и культурные. Подобное деление удобно при изучении прав свобод. Однако отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. В международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значимости для человека. Целостный взгляд на проблему четко выражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются существенными для свободного и полного развития личности, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами. Законодательство РФ как полноправного члена международного сообщества должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека. Такие стандарты закреплены во Всеобщей декларации прав человека1, в Международном пакте о гражданских и политических правах2, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах3, в документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в различных международных договорах. Каждый человек вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы, образованные Для защиты прав человека. В Российской Федерации неуклонно возрастает число правовых норм, ориентированных на человека. Они получают развитие и закрепление в правовых нормах, содержащих общечеловеческие стандарты по обеспечению прав и свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать права и свободы. Международное публичное право //Сборник документов. М., 1996. Т.,1. L 460 - 464. jj Права человека и выборы. ООН. Женева, 1995. Там же.
Основу этих отношений составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение, во-первых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; во-вторых, осуществление со стороны государственных органов и органов местного самоуправления соответствующих действий по обеспечению этих прав; в-третьих, равно уважительное и ответственное отношение к основным правам и свободам, как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления. Из этой нормы-принципа вытекают обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении своей компетенции исходить, прежде всего, из незыблемости, ненарушимости и непосредственного действия основных конституционных и иных прав и свобод граждан как ведущих принципов своей деятельности. Они должны выступать главным ориентиром при принятии нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления и их правоприменительной практики. Если какие-либо положения актов органов и должностных лиц местного самоуправления прямо или косвенно ущемляют права человека, то этот акт подлежит отмене в соответствии с установленным порядком. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это требование в полной мере распространяется и на акты органов и должностных лиц местного самоуправления. В тех муниципальных образованиях, где нет своих средств массовой информации, тексты решений должны вывешиваться на стендах в специально определенных местах там, где обычно бывает многолюдно. Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод (ст. 46). Порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государе1" венных и муниципальных служащих регулируется нормами главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ1. 1 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2003. № 27. Ст. 2700. Социальные правовые основы местного самоуправления Конституция РФ закрепила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Это конституционное установление в полной мере относится к местному самоуправлению, к его органам и должностным лицам, обязанностью которых является забота о социальной справедливости, благополучии своих жителей, их социальной защищенности. В социальном государстве местное самоуправление тоже должно быть социальным. Это является правовым принципом местного самоуправления, одной из его правовых основ. Идейной основой права человека на достойную жизнь является нравственно-философская категория «человеческое достоинство». Это понятие не имеет однозначного, единого определения. Многие современные ученые определяют достоинство как осознание человеком своих прав, своей моральной ценности и уважения к себе. В политике обеспечения достойной жизни заложено диалектическое единство двух социальных начал: создание условий для нормальной работы подавляющему большинству членов местных сообществ и прямая социальная поддержка тех людей, которые по тем или иным не зависящим от них лично причинам не в состоянии участвовать в производительном труде. Социальные правовые основы местного самоуправления — это совокупность правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления социальной политики местного самоуправления, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь «свободное развитие человека. Социальные правовые основы местного самоуправления означают гарантирование в сфере экономической, социальной и культурной жизни прав и свобод человека на местном уровне, стремление исключить или свести к минимуму неоправданные социальные Различия. Они также означают заботу об образовании, культуре, Семье, здравоохранении, жилье на местном уровне. Права человека в указанных сферах закреплены в ст. 34 — 44 конституции РФ. Им соответствуют следующие единые конституционные обязанности для государства и местного самоуправления (ст. 7): • охранять труд и здоровье людей; • устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; • обеспечивать поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; • развивать систему социальных служб; • устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государственными органами и органами местного самоуправления должны обеспечиваться также право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Деятельность местного самоуправления в социальной сфере строится на основе полномочий муниципальных органов, закрепленных в федеральных законах и законах субъектов Федерации по вопросам социальной политики, а также на основе федеральных и региональных социальных программ, исходя из имеющихся ресурсов. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов соответствующих отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации, выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Социальный статус личности (как и правовой) опирается на три изначальные системообразующие категории: труд, собственность и свободу творчества. Именно они обусловливают место человека и гражданина в обществе и государстве. Одной из важнейших составляющих, обеспечивающих реализацию права человека на достойное существование, является создание условий для осуществления права на труд. Эта группа прав и свобод, закрепленная в ст. 37 Конституции РФ, включает свободу труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на трудовые споры и разрешение их установленными законодательством способами, включая право на забастовку; право на отдых. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы. В реализации этих прав активную роль должны играть органы местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено содействие занятости населения. Ведь свобода труда должна реально сочетаться с возможностью получения работы, которая для большинства трудоспособных граждан остается основным источником средств существования. Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере содействия занятости населения составляет Закон о занятости населения в Российской Федерации (в ред. от 20 апреля 1996 г.)1. Органы местного самоуправления на основе планов экономического и социального развития муниципальных образований должны проводить политику, способствующую полной занятости населения и особенно молодежи. Это должно достигаться как за счет стимулирования и создания условий развития предпринимательской деятельности, так и за счет создания сети муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Решая эти жизненно важные задачи, органы местного самоуправления содействуют созданию на своей территории предприятий различных форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных инвесторов. Особое внимание они должны уделять поддержке малого предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных и потребительских кооперативов, некоммерческих организаций, используя в этих Целях такой финансовый инструмент, как налоговые льготы, и предоставляя иные льготы и преимущества (льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы и т. д.). Другой стороной проблемы обеспечения достойной жизни является материальная поддержка лиц, не способных к труду или нуждающихся в материальной поддержке. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение По возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, 1 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 18. Ст 1; № 29. Ст. 3696; № 47. Ст. 5613; 2000. № 33. Ст. 3348; 2001. № 53 (часть 1> Ст. 5025; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 167.
для воспитания детей (ст. 39), а также закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Наряду с государственными органами в этой работе участвуют и органы местного самоуправления. Они из собственных и привлеченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям. Их органы социальной защиты населения производят назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных пенсий. Муниципальные центры социального обслуживания, состоящие из комплекса различных учреждений, предоставляющих социальные услуги, призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться: муниципальный жилищный фонд социального назначения, а также цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам, и т. д. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется как за счет средств местных бюджетов, так и за счет дотаций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в соответствии с гарантированным государством перечнем социальных услуг. Помимо бесплатного социального обслуживания муниципальные социальные службы могут осуществлять услуги за плату. Социальная сфера деятельности органов местного самоуправления включает в себя также вопросы жилья, образования, культуры, здравоохранения. Эта деятельность подчинена осуществлению гарантированных Конституцией РФ прав: на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на благоприятную окружающую среду (ст. 42); на образование (ст. 43); на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям (ст. 44). Экономической основой реализации указанных прав на местном уровне служат находящиеся в муниципальной собственности жилищный фонд, объекты здравоохранения, образования, культуры, а также финансовая поддержка государства. Полномочия местного самоуправления в этих вопросах регулируются соответствующими федеральными законами, а также вытекают из переданных им отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления должны поддерживать и по-оШрять разрешенную законодательством общественную и частную деятельность, способствующую удовлетворению многообразных потребностей человека, реализации его экономических и социально-культурных прав и свобод. В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»1 Правительством РФ было принято Постановление от 17 февраля 1999 г. № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской федерации»2. §з Политические правовые основы местного самоуправления Современное гражданское общество и его местные сообщества предполагают широкое политическое и идеологическое многообразие, вытекающее из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Политические правовые основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения политического и идеологического многообразия в местных сообществах, соблюдения и защиты политических прав и свобод человека и гражданина. Политика — это государственные или общественные дела, сфера человеческой деятельности, осуществляющей управление обществом через структуры власти, создающей, поддерживающей или разрушающей эти структуры. Идеология — это система взглядов и идей, в которых осознается и оцениваются отношения людей к действительности и друг к ДРУгу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. 1 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904. 2 СЗ РФ. 1999. № 8. Ст. 1039; 2000. № 13. Ст. 1371.
Конституция РФ закрепила политическое и идеологическое многообразие в качестве основ конституционного строя (ст. 13). Вместо ранее используемого иностранного термина «плюрализм» Конституция закрепила более доступное для массового понимания русское слово «многообразие». Многообразие взглядов, мнений, учений рождает как в целом в гражданском обществе, так и в его местных сообществах здоровую конкуренцию, составляет совокупный общественный интеллект. Все это способствует созданию условий для самопознания общества и поиска путей к его совершенствованию, разрешению назревших проблем и коллизий. Идеологическое многообразие означает право каждого человека, политической партии и общественного объединения разрабатывать, исповедовать и пропагандировать теории, идеи, концепции о политическом, социальном, экономическом устройстве общества, предлагать практические рекомендации органам власти и управления и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения. Идеологическая нейтральность государственных органов, органов и должностных лиц местного самоуправления не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил, общественных объединений со своей идеологией. Однако это не должно вести к исключению из жизни других идеологий, не должно отражаться на учебных программах, на государственных и муниципальных средствах массовой информации, на подборе и расстановке государственных и муниципальных служащих. В то же время в соответствии с конституционным правом на свободу слова негосударственные и немуниципальные средства массовой информации и учебные заведения сохраняют право пропагандировать свою идеологию. Политическое многообразие означает многопартийность, многообразие различных общественных объединений. Они выступают как форма политической демократии и являются важной предпосылкой осуществления народовластия, формирования органов местного самоуправления и организации их деятельности. Политические права и свободы человека и гражданина включают: свободу мысли и слова, право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме, право на участие в управлении дела ми государства и осуществлении местного самоуправления, прав0 на объединение, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и др. Политические права и свободы выполняют в системе местного самоуправления двоякую роль. Они выступают в качестве субъекта правового регулирования местного самоуправления, а также как важнейший принцип осуществления и развития местного самоуправления. Политические, как и другие, права и свободы человека и гражданина реализуются прежде всего на местном уровне там, где люди живут и осуществляют свою трудовую, общественно-политическую и иную деятельность. Поэтому их реализация во многом зависит от деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, которые обязаны обеспечить соблюдение и защиту на своей территории всех прав и свобод человека, создать все необходимые условия для их свободного осуществления. С другой стороны, политические права и свободы нацелены на активное включение всех граждан в жизнь местных сообществ, в управление их делами. Эти права создают условия для укрепления связей между человеком и местным сообществом. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев местной власти, реальность демократизма в местном сообществе, уровень политической и правовой культуры населения. Организация местного самоуправления потенциально предоставляет широкие возможности каждому жителю непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения путем форм прямого волеизъявления, а также через органы и должностных лиц местного самоуправления. Подробнее эти вопросы раскрыты в главе данного учебного пособия, посвященной основам народовластия местного самоуправления. Подлинное реальное осуществление местного самоуправления определяется наличием различных общественных объединений граждан, способных сложиться в местное сообщество. Местному сообществу не может сопутствовать успех, если его граждане пребывает в состоянии апатии, дезорганизации и не располагают в нем ce-^to общественных структур, способной мобилизовать и четко выразить волю большинства, превратить ее в эффективный инструмент местного самоуправления. Диалектика взаимоотношений органов местного самоуправления и местных сообществ свидетельствует, что их воздействие на Развитие и деятельность друг друга взаимное. Развитие общественных отношений, политической организованности и активности в сфере местных сообществ происходит как по инициативе органов местного самоуправления, так и в результате воздействия на них общественных структур местного сообщества. С учетом уровня демократии, политической и правовой культуры в местных сообществах в одних из них роль локомотива в развитии местных сообществ принадлежит органам местного самоуправления, в других — самим местным сообществам. Местное самоуправление имеет тенденцию приобретать те формы и тот характер, которые соответствуют уровню развития и характеру местного сообщества и его общественных объединений. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, регулируются федеральными законами «О политических партиях» от И июля 2001 г.1, «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.2, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.3, «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г.4, «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.5 Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России. Важными факторами реализации и развития политической активности граждан при осуществлении местного самоуправления являются конституционное право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом и гарантия свободы массовой информации (ст. 29 Конституции РФ). Это право реализуется прежде всего через средства массовой информации. Органы местного самоуправления должны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов. Деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна вестись открыто, гласно. Они обязаны обеспечить 1 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; 2003. № 26. Ст. 2574. 2 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. СТ- 3608- 2002. №11. Ст. 1018; № 12. Ст. 1093. ? СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2002. № 12. Ст. 1093. 4 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965; 2002. № 12. Ст. 1093. 5 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465;, 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. № 12. О 1093.
каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. В этом случае целесообразно руководствоваться ст. 10, И, 12, 24 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»1 о режиме использования информации, включая и право на судебную защиту в случаях отказа в доступе к открытой информации. Граждане вправе использовать средства массовой информации не только для получения интересующих их сведений, но и для выражения своих мнений. В целях обеспечения свободы слова и информации органы местного самоуправления могут сами выступать учредителями (соучредителями) средств массовой информации, предоставлять им льготы по уплате налогов и обязательных платежей. На муниципальные средства массовой информации распространяются все гарантии свободы печати, но органы местного самоуправления, не вмешиваясь в редакционные дела, вправе требовать от них освещения своей деятельности. Важным фактором народовластия, формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Цель таких действий граждан -обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики органов местного самоуправления или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием местного сообщества. По существу, это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений. Право на проведение указанных публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»2, который предусматривает уведомительный порядок на проведение публичных мероприятий. Органы местного самоуправления не вправе препятствовать проведению этих мероприятий, если при их организации соблюдается установленный по-Рядок. 1 СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609; 2003. № 2. Ст. 167. 2 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 22. Ст. 1216.
глава ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие финансово-экономических правовых основ Существование и развитие муниципальных правовых отношений не представляется возможным при отсутствии экономической основы, хотя нормы законодательства прямо и не требуют этого. Однако, как верно заметила Л.Ф. Болтенкова, «без денег нет власти, без бюджета и собственности нет самостоятельности...». Осуществление муниципальной власти обусловливается, с одной стороны, наибольшей близостью к источнику власти (населению муниципального образования), а с другой — нижестоящим положением по сравнению с другими уровнями власти (федеральным и субъектов Федерации), что мы уже рассматривали в предыдущих главах. Эти условия в сочетании с неизжитыми элементами (включая правосознание) административно-командной экономики предопределяют понимание местного самоуправления как «подзаконного» (зависимого) уровня власти. И, как следствие, финансово-экономическое неравенство в отношениях с субъектами Федерации и самой Федерацией. Тогда как сама природа местного самоуправления подразумевает значительную экономическую самостоятельность этого демократического института, посредством которого население решает вопросы местного значения (по собственному усмотрению и под свою ответственность). Поэтому очень важным представляется правильное определение содержания финансово-экономических основ местного самоуправления, а также четкое правовое закрепление всех их элементов и механизмов взаимодействия между ними. При этом необходимо учитывать, что именно на местном уровне непосредственно реализуется значительная часть конституционных прав и свобод граждан и предоставляются основные социальные блага, гарантируемые государством (см. главу «Социальные основы местного самоуправления»). Как указано в ст. 7 Конституции РФ, «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». То есть обеспечение бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления есть, в том числе и необходимое условие для выполнения конституционных гарантий равенства прав всех граждан на получение стандартного набора социальных благ вне зависимости от территории их проживания. Важным для понимания рассматриваемых вопросов является исследование зарубежного опыта, а именно принципов организации местных финансов в странах Европейского Союза, поскольку данные нормативные установления имплементированы в российскую правовую систему, как посредством ратификации Европейской хартии местного самоуправления, так и в результате деятельности комиссий Совета Европы и Конгресса местных и региональных властей Европы, на основе которых Европейский Союз принимает соответствующие рекомендации в отношении России. Данные документы непосредственно содержат международные нормы и общепризнанные принципы международного права, о приоритете которых над федеральным законодательством говорит Конституция РФ (ст. 15). С учетом сказанного содержание финансово-экономических основ местного самоуправления можно определить через совокупность нижеследующих принципов.
Принцип субсидиарности Один из основных, один из важнейших принципов организации власти в демократических развитых странах (в частности, странах Европейского Союза). Являет собой форму выражения децентрализации публичной власти, баланса интересов, полномочий и ресурсов различных уровней публичной власти государства. Может быть рассмотрен в двух аспектах. А. Вертикальное распределение полномочий между властными Уровнями должно быть основано на максимальной близости источника соответствующей потребности и органа определенного уровня власти, удовлетворяющего эту потребность. При этом п. 3 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления гласит, что «осуществление публичных полномочий должно Преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам». Например, потребности населения в благоустройстве территории города могут быть наилучшим образом удовлетворены именно Муниципальными органами, которые в силу собственного каждодневного столкновения с ними должны лучше кого бы то ни было использовать имеющиеся возможности для решения поставленных задач. Б. Самостоятельность каждого властного уровня в реализации собственных полномочий, недопустимость произвольного вмешательства в деятельность друг друга. Относительно местного самоуправления в Хартии это излагается как «полнота и исключительность полномочий органов местного самоуправления». Данные положения реализуются через четкое и максимально полное законодательное разграничение предметов ведения между уровнями власти в государстве, при этом органы власти, как правило, вправе разрешать вопросы, только прямо отнесенные к их компетенции законом. Жесткое разграничение компетенции позволяет определить так называемые «расходные полномочия» и соответствующие им доходные источники каждого из властных уровней. Одновременно законодательно устанавливается порядок контроля за деятельностью соответствующих органов власти, привлечения к ответственности должностных лиц данных органов, механизм рассмотрения споров между органами власти различных уровней. В то же время такой контроль не может препятствовать нормальной деятельности органов власти (любого уровня) и должен основываться на таких демократических элементах, как возможность обжалования решений контролирующих органов, объективного судебного рассмотрения спорных вопросов, обнародования решений, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан. В отношении местного самоуправления необходимо учитывать достаточную самостоятельность муниципального уровня власти. Так, при определении предметов ведения местного самоуправления закон позволяет муниципальным образованиям принимать к своему ведению иные вопросы (помимо перечня, определенного законом), если они не исключены из их ведения специальным актом и не являются компетенцией другого муниципального образования или властного уровня. Однако реализация таких полномочий уже не обеспечивается государством, а осуществляется за счет собственных средств местного самоуправления. Если обратиться к истории, то мы находим принцип субсидиарное™ как принцип политической ответственности, который был впервые подробно сформулирован в 1931 году в католической социальной энциклике папы Пия XI «Quadragesimo Anno», где говорится: «Как то, что произведено человеком по его собственной инициативе и его собственными силами, не может быть отнято у него и использовано для общественных нужд, так было бы несправедливости если бы на то, что произведено малыми и нижестоящими общностями и должно пойти им во благо, претендовали бы более крупные и вышестоящие общности; и в том, и в другом случае это вредит всем и нарушает все общественное устройство. Всякая общественная деятельность субсидиарная по своей природе; она должна поддерживать различные члены социального тела, а ни в коем случае не разрушать их»1. Так, с одной стороны, поощрялась собственная инициатива, а с другой — государство принимало на себя своего рода страховочные обязательства в тех случаях, если инициативные усилия на нижестоящем уровне были невозможны или оказывались недостаточны. В свою очередь, принцип субсидиарности служил гарантией от регламентирующего вмешательства государства в сферу ответственности нижестоящих уровней. Субсидиарностью в отношениях государства с нижестоящими общественными институциями, а также солидарностью в отношениях этих институций между собой регулируются обширные конституционные сферы, например принцип федерализма или же горизонтальная выравнивающая система распределения доходов между федеральными единицами (в Германии, например)2. Таким образом, принцип субсидиарности позволяет одновременно экономить средства и ресурсы, повышая эффективность решения государственных задач, а также дает возможность органам власти исполнять свои полномочия в непосредственном контакте с населением, на основе четкого понимания имеющихся проблем, достигать гласности действий органов и должностных лиц, привлекать население к реальному участию в делах государства. Принцип достаточности (соразмерности)3 Данный принцип непосредственно вытекает из принципа субсидиарноети, раскрывает его правовую природу в отношении финансово-экономической основы местного самоуправления и должен обязательно соблюдаться при правовом установлении объема полномочий и средств органов местного самоуправления. «Средства, предоставляемые в распоряжение органов власти определенных уровней, должны соответствовать объему возложен- 1 Kerber, Walter: Katholische Soziallehrc. Mucnchen 1975. S. 619. Михаэль Асслендер. Культурные предпосылки экономической и пред-Ринимательской этики. Сборник «Этика предпринимательства». — Москва, •^Ицентр, 1999 г.
В скобках мы указываем различные варианты перевода рассматриваемого понятия, которые используются как в литературе, так и в документ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.155 (0.018 с.) |