Предметы ведения местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметы ведения местного самоуправления



 

В ведении муниципальных образований находятся вопросы мест­ного значения, а также отдельные государственные полномочия, ко­торыми могут наделяться законом органы местного самоуправления (например, государственная регистрация актов гражданского состоя­ния осуществляется органами местного самоуправления).

К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собст­венностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

4) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

5) организация, содержание и развитие муниципальных учрежде­ний образования, здравоохранения;

6) охрана общественного порядка;

7) регулирование планировки и застройки территорий муници­пальных образований, а также другие вопросы местной жизни.

Решения органов местного самоуправления по вопросам своего ве­дения могут быть отменены только в судебном порядке. Они обяза­тельны для исполнения всеми расположенными на территории муни­ципального образования предприятиями, учреждениями и организа­циями независимо от их организационно-правовых форм, а также ор­ганами местного самоуправления и гражданами.

Неисполнение решений органов местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законом.

 

Конституционные гарантии правомочий

Местного самоуправления

 

Система гарантий прав местного самоуправления охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и защиту.

Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить пра­вовыми средствами:

а) организационную и материально-финансовую самостоятель­ность органов местного самоуправления в решении вопросов местного уровня;

б) защиту права местного самоуправления и создание благоприят­ных возможностей для их наиболее полной реализации.

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в преде­лах своих полномочий самостоятельно. В ст. 133 фиксируется запрет на ограничение конституционных прав местного самоуправления. Конституция РФ устанавливает, что:

органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти (ст. 12);

изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответству­ющих территорий (ст. 131);

органы местного самоуправления самостоятельно управляют муни­ципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132);

структура органов местного самоуправления определяется населе­нием самостоятельно (ст. 131).

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благо­приятных возможностей для их наиболее полной реализации Консти­туция РФ (ст. 133) гарантирует:

судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления;

компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Гарантии местного самоуправления более детально закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

Вопросы для повторения

 

1. Что следует понимать под местным самоуправлением?

2. Какое место занимают органы местного самоуправленияв системе управленияобществом и государством?

3. Каковы основные принципы и функции местного самоуправления?

4.Дайте краткую характеристику основам организации и деятельностиместногосамоуправления.

5. Какой круг вопросов решают органы местного самоуправления?

6. Назовите гарантии местного самоуправления.

 

 

Глава 18

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Понятие трудового права

 

Как известно из общей теории права, деление его на отрасли и институты осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования. Определить этот предмет – значит установить тот круг общественных отношений, который регулируется нормами данной отрасли права, и классифицировать их на соответствующие группы.

Трудовое право – одна из ведущих отраслей российского права. Оно играет важную роль в регулировании трудовых отношений работников с организациями независимо от форм собственности и хозяйствования. С трудовым законодательством приходится иметь дело каждому гражданину с того момента, когда он реализовал свое конституционное право на свободу труда путем заключения трудового договора (контракта).

Среди отношений, составляющих в своей совокупности предмет трудового права, главное место занимают трудовые отношения между работниками и организацией, возникающие в организациях по поводу организации и системы оплаты труда работников.

В зависимости от форм собственности и вида предприятия (арендное, акционерное, совместное и др.) трудовые отношения подразделяются на родовые и видовые группы и подгруппы: трудовые отношения на государственных предприятиях, трудовые отношения на кооперативных предприятиях и т.д.

В настоящее время все более отчетливо обозначаются две группы трудовых отношений: отношения работающих по найму, договору (контракту) и отношения, в которые вступают собственники (сособственники) имущества организации для участия в трудовых процессах.

Возникновение отношений на основании трудового договора (контракта) означает включение гражданина в личный состав организации в целях выполнения им определенной работы (функции), определяемой специальностью, квалификацией, должностью, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, режиму труда и другим особенностям организации труда на данном предприятии.

В результате регулирования трудовых отношений возникают трудовые правоотношения. Содержание трудового правоотношения составляют конкретные права и обязанности, которые приобретают субъекты (стороны) с момента возникновения этого правоотношения. Правам одной стороны (работника) соответствуют конкретные обязанности другой (администрации) и наоборот. Например, праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность администрации выплачивать вознаграждение за его труд.

Кроме трудовых, трудовое право регулирует иные общественные отношения, входящие в его предмет. Их обычно называют производными от трудовых. К ним относятся:

отношения по обеспечению занятости и трудоустройства, организационно-управленческие отношения (между трудовым коллективом, выступающим от его имени выборным профсоюзным органом и администрацией);

отношения по перераспределению рабочей силы; отношения по охране труда и здоровья работников;

отношения, связанные с возмещением материального ущерба;

отношения по рассмотрению трудовых споров и др.

Следовательно, определив круг социально-общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, можно дать следующее определение трудового права.

Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, регулирующей отношения работников с организациями, а также производные, но тесно связанные с ними другие отношения.

Трудовое право занимает особое место в системе российского права. Оно определяет порядок приема, перевода, увольнения работников, системы и нормы оплаты труда, устанавливает меры поощрения за успехи в труде, меры взыскания за нарушение трудовой дисциплины, правила по охране труда, порядок рассмотрения трудовых споров (как индивидуальных, так и коллективных).

Источники трудового права

 

Под источниками трудового права понимаются нормативно-правовые акты, т.е. акты, в которых закреплены нормы трудового права Российской Федерации.

Юридическая сила правовых актов о труде зависит от того, каким органом государства принимается тот или иной акт, а также от компетенции каждого органа, прав организаций, профсоюзных органов и полномочий трудовых коллективов.

Важнейшим источником права в целом, в том числе и трудового, является Конституция РФ. В ней определены основополагающие принципы правового регулирования труда (ст. 2, 7, 8, 15, 19, 30, 32, 37, 41, 43, 46, 53 и др.).

В системе источников трудового права после Конституции РФ важное место занимает Кодекс законов о труде (КЗоТ), который был введен в действие с 1 апреля 1972 г. (существенные изменения и дополнения были внесены в КЗоТ Законом РФ от 25 сентября 1992 г.*). Он является кодифицированным актом на уровне Российской Федерации.

*ВВС. 1992. № 41. Ст. 2254.

 

Кодекс законов о труде регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека.

КЗоТ РФ устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников.

К источникам трудового права относятся законы Российской Федерации, например: «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г.)*, «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями**, «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.*** и др.

* ВВС. 1992. № 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558; Российская газета. 1999.12 мая.

**ВВС. 1991. № 18. Ст. 565; СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; Российская газета. 1999.7 мая; 22 июля.

***СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.4557.

 

В систему источников трудового права входят подзаконные акты. Среди них следует указать нормативные указы Президента Российской Федерации, например Указ «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г.*

* САПП. 1993. № 51.Ст. 4934.

Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ, например, «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» от 14 октября 1992 г., Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. К источникам относятся также постановления и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ.

Одна из существенных особенностей правового регулирования труда состоит в том, что по некоторым вопросам законодательные акты содержат лишь основополагающие, исходные правила, а конкретные нормы предоставляют право устанавливать либо трудовым коллективам, либо администрации и профсоюзному комитету.

В качестве источника локального регулирования условий труда выступают коллективные договоры, нормативные соглашения, правила внутреннего трудового распорядка. В настоящее время роль и значение локальных нормативных актов существенно возрастает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.135 (0.014 с.)