Предмет правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет правового регулирования



И понятие земельного права

 

Предметом правового регулирования земельного права выступают общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель как природного ресурса, составляющего основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Первоначальное земельное право включало нормы, регулирующие отношения, объектом которых является не только земля, но и недра земли, леса, воды. Впоследствии по мере развития специального законодательства от земельного права обособились горное, водное, лесное право.

Современные земельные отношения представляют собой качественно новый тип общественных отношений, возникший в результате реализации земельной реформы на основе частной, государственной, муниципальной форм земельной собственности и демократических принципов земельного рынка. Субъектами земельных правоотношений могут быть граждане, в том числе и иностранные граждане, лица без гражданства, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные районы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления, юридические лица.

В земельных правоотношениях, в которых одной из сторон выступает государство как собственник земли, управленческий государственный орган, как и любой собственник земли, имеет право господства над вещью (так называемое абсолютное право). Вместе с тем на государственный орган возлагается ответственность за соблюдение всеми собственниками требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земли. Такие функции возложены на Государственный комитет РФ по земельной политике, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ.

Под объектом земельных правоотношений понимается не весь земельный фонд, находящийся в частной, государственной, муниципальной собственности, а лишь отдельные его участки как часть поверхности земли, имеющей фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре* и документах государственной регистрации прав на землю. В сфере государственного управления объектом земельных правоотношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектовРФ, административно-территориальных образований.

* Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре»от2 января 2000 г. // Российская газета 2000. 10 янв.).

 

 

Земельное право – самостоятельная отрасль российского права, регулирующая на базе частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, повышения их эффективности и охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Источники земельного права

 

Основным источником земельного права является Конституция РФ 1993 г., в рамках которой осуществляется система мер по формированию нового земельного строя и предпринимательских структур в сельском хозяйстве, основанных на множественности форм земельной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. В ч. 2 ст. 36 Конституции содержатся положения, согласно которым владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Введение таких ограничений, основанных на концепции социальных функций земельной собственности, при сохранении максимальной охраны и свободы собственности создает юридическую основу для формирования экономической системы, основанной на демократических принципах и началах рыночной экономики, регулирующем воздействии государства на земельный рынок.

Важным кодифицированным актом законодательства в области земельных отношений является Земельный кодекс РСФСР *, который существенно расширил права граждан на свободную хозяйственную деятельность, установил механизм выхода из колхоза и совхоза крестьян, пожелавших создать крестьянские (фермерские) хозяйства или организовать сельскохозяйственный кооператив, наделил их правом собственности на произведенную продукцию и полученный доход.

* ВВС. 1991. № 22. Ст. 768.

 

Указом Президента РФ «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г.*, Закон РСФСР «О земельной реформе» и более 40% норм Земельного кодекса 1991 г. признаны недействующими.

*САПП. 1993. № 52. Ст. 5085.

 

Для превращения земельного законодательства в эффективный инструмент земельной реформы предусматривается принятие нового Земельного кодекса РФ, призванного обеспечить стабилизацию отношений земельной собственности и реализацию конституционных прав граждан на землю. Этим же целям должны служить разработка и принятие федеральных законов, устанавливающих правовой режим государственных и муниципальных земель, земель городов и иных поселений, регулирующих государственный земельный кадастр, землеустройство, оценку земель, ограниченный оборот сельскохозяйственных земель, порядок изъятия земельных участков в государственную и муниципальную собственность и др.

В системе источников земельного права о земельной реформе второго поколения, принятых непосредственно или после Конституции РФ 1993 г., подавляющая масса нормативных правовых актов – это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. установил, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, сохраняются за гражданами в полном размере. Правительству РФ предписывалось в месячный срок внести в Государственную Думу проект федерального закона о бесплатном закреплении в собственности граждан указанных участков*.

* Российская газета. 1996. 12 марта.

 

На основе указного правотворчества была расширена сфера принадлежащих собственнику земельных прав, отменены ограничения на отчуждение земельного участка, закреплены за собственником право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать земельные участки, передавать земельный участок или часть его в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.

В регулирующем воздействии постановлений Правительства РФ на аграрные отношения в области земельной реформы на первое место выдвигаются нормативные требования, связанные с приватизацией земли, перераспределением сельскохозяйственных земель между прежними коллективными предприятиями и новыми корпоративными и кооперативными сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Это направление преобразований сложившейся монопольной государственной собственности в частную и коллективную (совместную и долевую) собственность можно считать ведущим направлением земельной реформы, связанной с закреплением государственной земли за юридически самостоятельными крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными кооперативами, товариществами, акционерными обществами, вновь организованными коллективными хозяйствами.

Рассматриваемые процессы, связанные с перестройкой правового регулирования земельной собственности, нашли отражение в утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999–2002 годы», закрепившей комплекс мер, позволяющий нейтрализовать ряд факторов, вызвавших аграрный кризис 90-х гг.

В систему источников земельного права наряду с правовыми актами федеральных органов государственной власти входят также нормативные правовые акты субъектов Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.057 с.)