Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку и гражданину, устанавливающие его правовое положение. Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Действительно, это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет конституционное (государственное) право, прежде всего конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), конституционные обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека, его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения гл. 2 Конституции РФ. Однако этими элементами не исчерпывается правовое положение человека. Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина большое значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РФ. Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации. Гарантируется соблюдение равноправия: запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Очень существенно, что в Конституции РФ 1993 г. появилась новая, весьма значимая конституционная характеристика прав и свобод человека и гражданина – они признаются непосредственно действующими. Права и свободы человека и гражданина непосредственно должны реализовываться в жизни, воздействовать на функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, служить ориентиром в их работе. В ст. 18 Конституции РФ говорится, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан Российской Федерации. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами (и несет равные конституционные обязанности). Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть и исключения, установленные федеральным законом или международным договором РФ. Например, иностранцы не имеют избирательных прав, не могут занимать определенные должности и т.д., так что в полном объеме правами, свободами, обязанностями обладают только граждане РФ. Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение – еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное закрепление основ правового статуса человека. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», – гласит ч. 2 ст. 17 Конституции РФ. В нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Этот запрет для законодателя следует из конституционного положения о неотчуждаемости прав и свобод. В то же время осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы.Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Это делается опять-таки в соответствии с федеральным законом, который устанавливает порядок и основания введения чрезвычайного положения.* Оно может вводиться на всей территории страны или в отдельных местностях, при этом обозначаются пределы отдельных ограничений прав и свобод и срок их действия. В условиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются и запрещаются на время его действия массовые мероприятия: митинги, демонстрации, шествия, может также вводиться цензура, ограничиваться свобода передвижения. Все это делается для предотвращения массовых беспорядков, столкновений, паники. *См.: Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г. // ВВС. 1992. №22. Ст.773.
Однако не все права и свободы могут быть ограничены и в условиях чрезвычайного положения. Не подлежат подобному воздействию права и свободы, перечисленные в ст. 56 Конституции РФ, например, право на жизнь, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, право на судебную защиту и т.д. Из конституционных положений следуют и другие демократические гарантии при ограничении прав и свобод при чрезвычайном положении: 1) наличие законных оснований для этого; 2) необходимость соблюдения закона при этом; 3) временный характер ограничений; 4) пределы ограничений. Конституция РФ, закрепляя основы правового статуса человека и гражданина, исходит из гарантированности прав и свобод. Другая характерная черта конституционного регулирования – соответствие международным актам о правах человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора. Мировое сообщество выработало целый комплекс международных документов о правах человека. Государства – участники международных договоров по правам человека взяли на себя обязательство соблюдать зафиксированные в них права и свободы человека, принимать соответствующие законодательные, административные и другие меры. Предусматривается создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государством взятых на него обязательств. Действующая Конституция содержит важнейшие положения основополагающих международных документов о правах человека, что выступает как средство, способствующее их реализации. В числе международных документов о правах человека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.* * См.: Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; Сост. проф. Н.А. Михалева. Т. 1. М., 1998. С. 326–354. Гражданство Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. В своей совокупности граждане РФ составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане РФ в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны. В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются соответствующими конституционными нормами и Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).* Они устанавливают принципы гражданства. Рассмотрим самые важные из них. * ВВС. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 302; 1995. № 7. Ст.496. В связи с федеративным устройством России большое значение имеет конституционный принцип единого гражданства, положение закона о том, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики. Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является равным независимо от оснований его приобретения (ч. 2 ст. 6 Конституции). В соответствии с этим равный правовой статус имеют все граждане Российской Федерации, ставшие ими как по рождению, так и по другим основаниям, например в результате приема в гражданство по решению Президента РФ. Важное демократическое значение имеет конституционное закрепление недопустимости лишения гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции). В настоящее время, таким образом, государство не может в одностороннем порядке расторгнуть правовую связь с гражданином. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство, и государство не должно лишать его этого права. Допускается двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором, т.е. гражданин РФ может иметь и гражданство иностранного государства (ч. 1 ст. 62 Конституции). Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства (двойное гражданство) не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции). Следует отметить еще ряд принципов гражданства РФ: сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; защита и покровительство граждан РФ со стороны Российской Федерации; сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом; недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству или высылки его за пределы РФ. Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности, а до их получения – свидетельством о рождении или иным документом, содержащим указание на гражданство лица. Гражданство РФ может быть приобретено по ряду оснований: в результате признания гражданстваРФ; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности.* * И по другим основаниям, предусмотренным международными договорами.
Гражданство может быть приобретено также и по другим основаниям, указанным в законе. Например, дети в возрасте до 14 приобретают российское гражданство при получении его родителями (гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при их согласии). Признание гражданства РФ означает, что его носителями признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» (6 февраля 1992 г.), однако с оговоркой, – если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. Распространенное основание приобретения гражданства – по рождению. Прежде всего, ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, есть ее гражданин, причем независимо от места рождения. При различном же гражданстве родителей, один из которых состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения определяется письменным соглашением родителей. Лицо, не состоящее в гражданстве РФ, может быть принято в него; решение по этому вопросу – прерогатива Президента РФ. Об этом может ходатайствовать достигшее 18-летнего возраста дееспособное лицо независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычное условие приема в гражданство РФ – постоянное проживание на территории РФ всего пять лет или непрерывно непосредственно перед обращением – три года. Для беженцев установлен сокращенный срок. Правда, есть некоторые обстоятельства, при которых то или иное лицо не принимается в гражданство. Это относится к тем, кто выступает за насильственное изменение конституционного строя РФ, состоит в организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осужден и отбывает наказание за действия, преследуемые по российским законам. Регистрационный порядок – более простой по сравнению с приемом в гражданство способ приобретения гражданства, не требующий решения Президента РФ; решения по заявлениям об изменении гражданства в порядке регистрации принимаются органами внутренних дел, а за пределами РФ – дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Регистрационный порядок приобретения гражданства распространяется на определенные категории лиц, например на лицо, супруг которого либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ, на граждан бывшего СССР, не являющихся российскими гражданами. Прекращается гражданство РФ, в частности, путем выхода из него. Разрешение на это дает Президент РФ. В определенных случаях установлен упрощенный вариант выхода – в порядке регистрации. В некоторых случаях выход из гражданства временно не допускается (впрочем, препятствующие этому обстоятельства при выполнении требований закона, обязательств могут быть устранены), например, после получения тем или иным лицом повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; или в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него уже имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Ведают делами о гражданстве Президент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, Министерство внутренних дел РФ и его органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.008 с.) |