Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права человека в основном законе и других системах в королевстве саудовская аравия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основной закон был принят в Королевстве Саудовская Аравия согласно королевскому указу от 27.8.1412 года по хиджре. Закон разъясняет форму государственного устройства и систему власти, определяет различные уровни власти в государстве, права и обязанности граждан, указывает на основные элементы социальной системы и экономические принципы, на которых зиждется общество и государство. Одним словом, основной закон – система власти в Королевстве, придерживаться которой обязательно для всех уровней власти и учреждений государства в его постоянном стремлении к заботе о религии, ее догматов и шариата, реализации интересов народа, соблюдении прав людей, которые подтвердило исламское законодательство, гарантировать их безопасность и благосостояние на земле Королевства. В речи служителя двух благородных святынь короля Фахда ибн Абдель Азиза аль Сауда по случаю обнародования основного закона о власти особо выделены те основы и принципы, на которых зиждется система власти в Королевстве Саудовская Аравия. В его основе лежит ислам с догматами веры и шариатом и правильный метод в понимании их норм. Благодаря этому, как сказал Служитель двух святынь, Королевство стало ярким образцом в политике и системе власти в новой политической истории. Формирование системы власти в Саудовской Аравии осуществлялось не на пустом месте, а было закреплением уже имевшегося и действующего в такой опоре, как шариат, нормы которого продолжали применяться на протяжении долгих веков, а их полное соблюдение началось со времени образования первого Саудовского государства. Конституция в Королевстве – это Книга Аллаха и сунна Его посланника (да благословит его Аллах и да приветствует), к которым обращаются на суд при решении спорных вопросов. Суверенитет и высшая власть в Королевстве Саудовская Аравия принадлежит Книге Аллаха и сунне Его посланника (да благословит его Аллах и да приветствует). Они же являются источником власти в государстве, как сказано в статье 7 основного закона. Власть или суверенитет в неисламском понимании принадлежит правителю, государству или какой-либо из ветвей власти людей. Однако в Королевстве эти ветви власти подчиняются решениям Аллаха (велик Он и славен), выраженным в Коране и сунне. В статье 8 основного закона говорится, что власть опирается на справедливость, совет ("шура") и равенство в соответствии с нормами шариата. Реализация этих принципов осуществляется в согласно нормам высшей инстанции, т.е. шариата. Вышеупомянутые принципы – это не лозунги, которые сначала выдвигают, а затем ищут для них смысл, авторитетный источник и значение, относительно чего появляются различные мнения, желания и толкования. Что касается прав человека, декларируемых международными документами, наиболее важными из которых следует считать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., а также конвенцию о гражданских и политических правах и конвенцию об экономических и социальных правах 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.), то мы видим, что основной закон Королевства предусматривает даже более широкие права, чем содержащиеся в вышеупомянутых документах принципы. Международные документы декларируют многие отдельные права, основанные на этих принципах, и все эти права берут свое начало в реальной жизни западных обществ, и их историческом, религиозном и социальном наследии. Однако отличительная особенность и преимущество исламского законодательства, которое служит источником основного закона о власти в Королевстве, состоит в том, что оно раскрывает двери перед всеми правами, предоставляемыми шариатом, и нашедшими свое выражение в принципах уважения человеческого достоинства, свободы, равенства, общественной взаимовыручки и совета ("шуры"). У всех этих принципов есть источник, разъясняющий понятия, которые в них вкладываются на общечеловеческом уровне. Этим источником является шариат Аллаха, который определяет права, разъясняет понятия, устраняет фальшивое и оставляет благое. В главе 3 основного закона, где речь идёт о ценностях Саудовского общества, семья в исламском понимании выступает как ядро общества, где члены его воспитываются на основе исламского вероучения, верности и покорности Аллаху, посланнику Аллаха и представителям власти, уважении к порядку и его исполнению, любви к родине и гордости за нее. (Статья 9) Государство заботится об укреплении семейных уз, сохранении ее арабских и исламских ценностей. (Статья 10) Цель образования – вселить веру в души людей, привить им знания и практические навыки. (Статья 13) В сфере экономических принципов основной закон предусматривает неприкосновенность частной собственности, недопустимость ее реквизиции, разве только для общественного блага за справедливую компенсацию. (Статья 18) Статья 19 запрещает полную конфискацию имущества, а частичная конфискация в качестве наказания за какое-либо преступление осуществляется исключительно на основе судебного решения. Важное значение имеют налоги и пошлины, которыми государство облагает физических и юридических лиц. При этом следует отметить, что система налогообложения в Королевстве превосходит системы во всех других государствах. Так если при определении размера налогов и пошлин в большинстве случаев государство назначает их по своему усмотрению, то в Саудовской Аравии они назначаются только при необходимости и на основе справедливости, что является более справедливым и лёгким для граждан. Что касается закята, то в ст. 21 записано, что собранные средства взимаются и расходуются согласно установлениям шариата. Благодаря исламскому законодательству Саудовский гражданин огражден от тех финансовых злоупотреблений, от которых страдают многие народы мира. В главе 5 основного закона, касающейся прав и обязанностей, статья 26-ая предусматривает, что государство охраняет права человека в соответствии с шариатом. Это основной текст, подчёркивающий важность этих прав и обязанность государства соблюдать их. Тексты, следующие за этим главным текстом, в котором права человека включены в главу о правах и обязанностях, указывают на отдельные права, зафиксированные в шариате по крайней мере за тысячу лет до принятия известных международных документов, в то время как многие действующие ныне конституции в ряде стран не содержат текста статьи 26, сделавшей права человека по шариату правами гражданина. Составляющие прав человека, содержащиеся в основном законе, включают права, зафиксированные в международных документах, а также некоторые права, которые государство обязуется выполнять в отношении граждан. Так, государство гарантирует право гражданина и его семьи на обеспечение в случае чрезвычайных обстоятельств, болезни, нетрудоспособности и старости и поддерживает систему социального обеспечения. (Статья 27) Все это является подлинным исламским взглядом, имеющимся в Священном Коране и в сунне пророка с точки зрения принципа и практики. Государство помогает трудоустройству способных к труду граждан, устанавливает порядки, защищающие работника и работодателя. (Статья 28) Подобная практика соответствует принципам исламского законодательства. В законе о труде и трудовых кадрах Саудовской Аравии подробно излагаются многие аспекты защиты рабочего в отношении оплаты и охраны его здоровья, гарантии от произвольного увольнения. В документе имеется целый раздел, посвященный борьбе с безработицей, которая запретна по шариату. Государство заботится о развитии науки, культуры и литературы, поощряет научные исследования, прилагает усилия для сохранения арабского и исламского наследия, вносит вклад в арабскую, исламскую и общечеловеческую цивилизации. (Статья 29) Государство обеспечивает всеобщее образование, берёт на себя ответственность за борьбу с неграмотностью. (Статья 30) Такова исламская практика, соответствующая тому, что записано в священном Коране и сунне посланника (да благословит его Аллах и да приветствует): побуждение к занятию наукой и забота об учёных, облегчение людям доступа к знаниям. Указанные тексты включают в себя даже более значительное число прав в отношении культуры, чем международные документы. Так, в ст. 31 говорится, что государство заботится о народном здравоохранении и обеспечивает охрану здоровья каждому гражданину. Это что касается основных социальных прав человека. Основной закон предоставил гражданину еще одно дополнительное право, наложив на государство ответственность за сохранение и охрану окружающей среды, а также ее развитие и предотвращение загрязнения. (Статья 32) Здесь мы имеем дело с современным текстом на уровне конституций всего мира, необходимость в котором требовало развитие наук об окружающей среде и их связь с сохранением здоровья. Поэтому Королевство не преминуло включить его в основной закон в качестве одного из прав гражданина на то, чтобы иметь пригодную для земледелия почву, чистый воздух и воду. В священном Коране запрещается распространять порчу на суше и на море, а в сунне пророка содержатся указания, защищающие место, пищу, питье и здоровье человека от порчи. В статье 36 государство обязуется обеспечивать безопасность для всех его граждан и проживающих в пределах страны людей. Ограничивать действия, задерживать или держать человека в тюрьме разрешается исключительно в соответствии с нормами основного закона. Этот текст обычно приводится во всех конституциях цивилизованных государств. В статье 37 основного закона предусматривается неприкосновенность жилищ. Не разрешается входить в жилище без разрешения его хозяина, а производство обыска допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. В статье 38 предусмотрена шариатская норма, которая была включена в конституции многих цивилизованных государств, а именно, что наказание должно носить персональный характер, преступление и наказание определяются исключительно на основе указания шариата или основного закона и, наконец, наказание налагается лишь за те деяния, которые последовали после вступления в силу основного закона. Указанные тексты считаются великими основами, включёнными во Всеобщую декларацию прав человека. Однако приведенные в вышеупомянутых трёх текстах нормы – это верное и честное применение священной Книги Аллаха и сунны Его посланника (да благословит его Аллах и да приветствует). Аллах Всевышний говорит: «...и (награда достанется) человеку лишь за то, что он делал» (Звезда, 39). Аллах Всевышний также сказал: «Не понесёт несущая бремя[16] бремени другой[17]...» (Ночное путешествие, 15). И далее: «...и Мы (никогда) не наказывали (людей), пока не направляли (к ним) посланника» (Ночное путешествие, 15). В Священном Коране о неприкосновенности жилищ сказано, что разрешено входить в дом лишь после разрешения войти и приветствия тех, кто там живет. В словах халифа Умара ибн аль-Хаттаба, сказанных 14 веков назад, содержатся гарантии, зафиксированные в трех приведенных выше статьях основного закона: "Клянусь Аллахом, человек в исламе не берется в полон (не подвергается аресту) без справедливости". Эти гарантии, ввиду их важности, были внесены в основной закон власти Королевства. И все законодательные акты, выходящие в качестве разъяснения норм этих гарантий, должны исходить из указанных исламских принципов. Относительно выражения мнения и связи основной закон предусматривает, что средства массовой информации, печать и все средства выражения мнения должны придерживаться установленных государством порядков и нести доброе слово. Статья 39 запрещает действия, вносящие смуту и раскол или затрагивающие безопасность государства и общественные отношения в нем, оскорбляющие достоинство человека и ущемляющие его права. Статья 40 предусматривает неприкосновенность телеграфных и почтовых отправлений, телефонных разговоров. Их запрещено конфисковывать, знакомиться с их содержанием, задерживать или прослушивать, за исключением тех случаев, на которые указывает закон. Заложенные в указанных выше статьях 39 и 40 нормы, регулирующие свободу выражения мнения (слова), являются признанными в международных законодательных актах. Однако включённые в основной закон Королевства гарантии берут в качестве своей основы Священный Коран и нормы шариата, который запрещает вносить смуту: «...ввергать в искушение[18] хуже, чем убивать» (Корова, 217). Ислам побуждает крепить единство и держаться за вервь Аллаха: «Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь» (Семейство Имрана, 103). Кроме того, исламское законодательство защищает индивидуальность человека и его тайны, охраняет его от небрежного отношения к нему, особенно в том, что касается дел его семьи, которые доверяются почте и средствам связи. Шариат запрещает шпионаж и любое выслеживание, ведь в Коране сказано: «...и не выслеживайте» (Комнаты, 12). Подобные действия разрешаются лишь для защиты прав общества или других людей, как записано в основном законе власти. А высшей инстанцией и источником утверждения права для людей и его норм является закон Аллаха (велик Он и славен), зафиксированный в Коране и сунне. Основной закон предусматривает независимость судебной власти в Саудовской Аравии, где нет другого верховенства над судьями в их судейских решениях, кроме шариата. (Статья 46) Гражданам и проживающим на территории Королевства людям гарантировано право обращения в суд. (Статья 47) Король и тот, кто его представляет, заботятся об исполнении судебных решений. (Статья 50) Независимость судебной власти и забота короля или того, кто его представляет, об исполнении судебных решений является важной гарантией реализации записанных в основном законе прав человека в случае если они будут нарушены или ущемлены. Преимущество записанных в основном законе Королевства прав человека в том, что они представляют собой шариатские нормы и ясные, определенные по чертам и понятиям законодательные акты, а не яркие лозунги и принципы, которые сводят на нет лежащие в их основе фантазии и фальшивые понятия, что делает их вредными для общества и мусульманина. Итак, права человека в исламском законодательстве ведут его благодаря их правильным понятиям к подъему, прогрессу и повышению способности заселять землю и делать ее цветущей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И, наконец, эта исламская особенность соблюдения прав человека, которая учитывается на практике в Королевстве Саудовская Аравия, к сожалению, не считается обязательной в большинстве государств исламского мира. Многие государства, где основной религией является ислам, исповедуют в результате увлечения западной мыслью или подчинённости ей как раз выдвигаемые этой идеологией принципы и лозунги, которые представляют историю, наследие и жизнь Запада, далёкие от руководства Аллаха. Именно поэтому эти государства выглядят слабыми перед лицом направленной против них критики Запада в том, что касается прав человека. Но ведь их идейное поражение началось именно с принятия западных понятий и ценностей, и следования за западными лозунгами и законами. Когда указанным государствам станет ясно (благодаря осознанию требований мусульманской веры их народов, их шариата, культурного наследия и социальных ценностей, что все эти принципы вредят их обществам и являются камнем преткновения на пути к прогрессу, тогда они попытаются освободиться от такой зависимости от западной идеологии в области прав человека, очистят себя от клише западных средств массовой информации, отрицающих право исламских государств на религиозные, социальные и культурные особенности. Именно на это жалуются многие государства, страдающие от горьких плодов всего, о чём было упомянуто выше. Этот факт особенно отчетливо проявился на Венской конференции по правам человека, проходившей с 14 по 25 июня 1993 г., где многие из принимавших участие государств пытались отстоять свою культурную и социальную индивидуальность перед натиском западной культуры и ее понятий в области прав человека. Решение находится в руках исламских стран и состоит в их выборе руководства Аллаха, священного Корана и сунны пророка, основ шариата и его принципов, проявлении гордости за свою религиозную и культурную индивидуальность, соблюдения и проведения ее в жизнь. Эта индивидуальность обеспечивает исламским государствам почётное место в мировом сообществе в области прав человека. Мусульмане придерживаются норм шариата, которые диктует им их исламское вероучение. Из основ шариата берут начало принципы прав человека и их правильные понятия, особенно касающиеся свободы человека, поднимающей его уровень, прав мусульманской женщины в рамках ее человеческого достоинства, интересов семьи и общества. Основами шариата мусульмане руководствуются в их противодействии преступности и её разрушительному влиянию на общество, которое имеет право на безопасность и спокойствие, и именно шариат обеспечивает защиту от преступности и ее сдерживание наказаниями, возмездием и укреплением правосознания. Шариат заключает в себе высокие ценности свободы мысли и слова, но лишь при соблюдении шариатских норм, а поэтому мы не испытываем необходимости в подражании и заимствованиях. Мы видим, к каким пагубным последствиям для отдельного человека и общества в целом привело во многих странах мира ложное понимание принципов свободы человека, "арифметическое" уравнивание между людьми без учёта человеческого мнения и справедливости в отношении прав и обязанностей внутри общества. Применение шариата является сдерживающим началом для мусульманской общины, чтобы избежать падения нравов, переживаемого западными обществами, распространения несправедливости и безнравственности, роста преступности и распада семьи. Кроме того, шариат является нашим оружием и стержнем нашей обороны, когда мы даём отпор подозрительным и преследующим неблаговидные цели кампаниям, требующим от мусульман подчинения западной идеологии и ее понятиям, и это несмотря на то, что в наш век именно мусульмане являются носителями руководства Аллаха в вероучении и шариате, который позволяет им быть такими, какие они есть,− «лучшей из созданных (на благо) людям общин» (Семейство Имрана, 110). Мусульманская община предстает в вопросе прав человека поборником верного божественного пути, которым человек был удостоен более чем за тысячу лет до появления международных документов, ведь в Коране сказано: «Мы почтили сынов Адама» (Ночное путешествие, 70). Когда мусульманская община – государства и народы – достигнут консенсуса в выборе самого прямого и полезного в правах человека в свете руководства Аллаха, их место в современном мире и как раз в вопросе о правах человека будет местом учителя, а не партой ученика. «О те, кто уверовал! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он призывает вас к тому, что даст вам жизнь,[19] и знайте, что Аллах становится меж человеком и сердцем его и что к Нему вы будете собраны!» (Добыча, 24) Благословение и мир господину нашему – Мухаммеду, его семейству и всем его сподвижникам!
[1] Имеются в виду многобожники. [2] Здесь подразумеваются те люди, которые из скромности ничего не просят у других и не показывают другим, что они бедны. [3] Здесь речь идёт об обязательном закяте. [4] Речь идёт либо о многобожии, либо о грабежах, насилии, разрушениях и тому подобных преступлениях. [5] То есть спасёт ему жизнь. [6] Абу Дауд. «Сунан», Книга джихада, глава об убийстве женщин. «Сахих» Муслима 1364/3, глава о запрете убивать женщин и детей. Нафи’ передал, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Во время одного из походов какая-то женщина была найдена мертвой, и тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил убивать женщин и детей". [7] Имеются в виду договоры о самовыкупе раба на определённых условиях. [8] Передал Ахмад: дж/2 стр.361; Абу Дауд: Книга благопристойности, 122, хадис 5116; Ат-Тирмизи, Тафсир Корана, гл. 49, дж/5, стр. 363, хадис 3270. [9] Аль-Бухари (213/4). Книга "Зикр Усамы ибн Зайда", глава "Аль-Фатх ар-раббани тартиб маснад аль-имам Ахмад ибн Ханбаль аш-Шейбани", (62/16), гл. «О побуждении к наказанию и запрещении заступничества в этом деле». [10] Пересказал аль-Бухари. Книга "Аль-Иман", гл. "Ослушания в деле джахилийи прощаются виновнику, за исключением язычества". "Аль-Фатх", 1/ стр.106, хадис 30; Муслим "Аль-Иман", хадис 1661, стр. 1282 [11] "Аль-Фатх" 228/19. [12] Передал Абу Дауд, книга "Очищение", хадис 236 (161/1) [13] Передал Абу Дауд, книга "Аль-адаб - благопристойность", гл. "Кибла тела", дж 5 стр.394, хадис 5224 [14] Передал Муслим гл. "Разрешение утешения достоинствами богатства" 1354/3 [15] Привел хадис аль-Бухари. [16] Имеется в виду душа. [17] Смысл этих слов в том, что ни один человек не будет отвечать за чужие грехи. [18] Здесь речь идёт о тех мусульманах, которых курайшиты силой пытались заставить отречься от ислама. [19] Здесь имеется в виду знание, уподобляемое жизни, тогда как невежество сравнивается со смертью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.018 с.) |