Права человека в основном законе и других системах в королевстве саудовская аравия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права человека в основном законе и других системах в королевстве саудовская аравия



 

Основной закон был принят в Королевстве Саудовская Аравия согласно королевскому указу от 27.8.1412 года по хиджре. Закон разъясняет форму государственного устройства и систему власти, определяет различные уровни власти в государстве, права и обязанности граждан, указывает на основные элементы социальной системы и экономические принципы, на которых зиждется общество и государство. Одним словом, основной закон – система власти в Королевстве, придерживаться которой обязательно для всех уровней власти и учреждений государства в его постоянном стремлении к заботе о религии, ее догматов и шариата, реализации интересов народа, соблюдении прав людей, которые подтвердило исламское законодательство, гарантировать их безопасность и благосостояние на земле Королевства.

В речи служителя двух благородных святынь короля Фахда ибн Абдель Азиза аль Сауда по случаю обнародования основного закона о власти особо выделены те основы и принципы, на которых зиждется система власти в Королевстве Саудовская Аравия. В его основе лежит ислам с догматами веры и шариатом и правильный метод в понимании их норм.

Благодаря этому, как сказал Служитель двух святынь, Королевство стало ярким образцом в политике и системе власти в новой политической истории. Формирование системы власти в Саудовской Аравии осуществлялось не на пустом месте, а было закреплением уже имевшегося и действующего в такой опоре, как шариат, нормы которого продолжали применяться на протяжении долгих веков, а их полное соблюдение началось со времени образования первого Саудовского государства.

Конституция в Королевстве – это Книга Аллаха и сунна Его посланника (да благословит его Аллах и да приветствует), к которым обращаются на суд при решении спорных вопросов.

Суверенитет и высшая власть в Королевстве Саудовская Аравия принадлежит Книге Аллаха и сунне Его посланника (да благословит его Аллах и да приветствует). Они же являются источником власти в государстве, как сказано в статье 7 основного закона. Власть или суверенитет в неисламском понимании принадлежит правителю, государству или какой-либо из ветвей власти людей. Однако в Королевстве эти ветви власти подчиняются решениям Аллаха (велик Он и славен), выраженным в Коране и сунне.

В статье 8 основного закона говорится, что власть опирается на справедливость, совет ("шура") и равенство в соответствии с нормами шариата. Реализация этих принципов осуществляется в согласно нормам высшей инстанции, т.е. шариата. Вышеупомянутые принципы – это не лозунги, которые сначала выдвигают, а затем ищут для них смысл, авторитетный источник и значение, относительно чего появляются различные мнения, желания и толкования.

Что касается прав человека, декларируемых международными документами, наиболее важными из которых следует считать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., а также конвенцию о гражданских и политических правах и конвенцию об экономических и социальных правах 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.), то мы видим, что основной закон Королевства предусматривает даже более широкие права, чем содержащиеся в вышеупомянутых документах принципы.

Международные документы декларируют многие отдельные права, основанные на этих принципах, и все эти права берут свое начало в реальной жизни западных обществ, и их историческом, религиозном и социальном наследии.

Однако отличительная особенность и преимущество исламского законодательства, которое служит источником основного закона о власти в Королевстве, состоит в том, что оно раскрывает двери перед всеми правами, предоставляемыми шариатом, и нашедшими свое выражение в принципах уважения человеческого достоинства, свободы, равенства, общественной взаимовыручки и совета ("шуры"). У всех этих принципов есть источник, разъясняющий понятия, которые в них вкладываются на общечеловеческом уровне. Этим источником является шариат Аллаха, который определяет права, разъясняет понятия, устраняет фальшивое и оставляет благое.

В главе 3 основного закона, где речь идёт о ценностях Саудовского общества, семья в исламском понимании выступает как ядро общества, где члены его воспитываются на основе исламского вероучения, верности и покорности Аллаху, посланнику Аллаха и представителям власти, уважении к порядку и его исполнению, любви к родине и гордости за нее. (Статья 9)

Государство заботится об укреплении семейных уз, сохранении ее арабских и исламских ценностей. (Статья 10)

Цель образования – вселить веру в души людей, привить им знания и практические навыки. (Статья 13)

В сфере экономических принципов основной закон предусматривает неприкосновенность частной собственности, недопустимость ее реквизиции, разве только для общественного блага за справедливую компенсацию. (Статья 18)

Статья 19 запрещает полную конфискацию имущества, а частичная конфискация в качестве наказания за какое-либо преступление осуществляется исключительно на основе судебного решения.

Важное значение имеют налоги и пошлины, которыми государство облагает физических и юридических лиц. При этом следует отметить, что система налогообложения в Королевстве превосходит системы во всех других государствах. Так если при определении размера налогов и пошлин в большинстве случаев государство назначает их по своему усмотрению, то в Саудовской Аравии они назначаются только при необходимости и на основе справедливости, что является более справедливым и лёгким для граждан.

Что касается закята, то в ст. 21 записано, что собранные средства взимаются и расходуются согласно установлениям шариата.

Благодаря исламскому законодательству Саудовский гражданин огражден от тех финансовых злоупотреблений, от которых страдают многие народы мира.

В главе 5 основного закона, касающейся прав и обязанностей, статья 26-ая предусматривает, что государство охраняет права человека в соответствии с шариатом. Это основной текст, подчёркивающий важность этих прав и обязанность государства соблюдать их. Тексты, следующие за этим главным текстом, в котором права человека включены в главу о правах и обязанностях, указывают на отдельные права, зафиксированные в шариате по крайней мере за тысячу лет до принятия известных международных документов, в то время как многие действующие ныне конституции в ряде стран не содержат текста статьи 26, сделавшей права человека по шариату правами гражданина.

Составляющие прав человека, содержащиеся в основном законе, включают права, зафиксированные в международных документах, а также некоторые права, которые государство обязуется выполнять в отношении граждан. Так, государство гарантирует право гражданина и его семьи на обеспечение в случае чрезвычайных обстоятельств, болезни, нетрудоспособности и старости и поддерживает систему социального обеспечения. (Статья 27) Все это является подлинным исламским взглядом, имеющимся в Священном Коране и в сунне пророка с точки зрения принципа и практики.

Государство помогает трудоустройству способных к труду граждан, устанавливает порядки, защищающие работника и работодателя. (Статья 28) Подобная практика соответствует принципам исламского законодательства.

В законе о труде и трудовых кадрах Саудовской Аравии подробно излагаются многие аспекты защиты рабочего в отношении оплаты и охраны его здоровья, гарантии от произвольного увольнения. В документе имеется целый раздел, посвященный борьбе с безработицей, которая запретна по шариату.

Государство заботится о развитии науки, культуры и литературы, поощряет научные исследования, прилагает усилия для сохранения арабского и исламского наследия, вносит вклад в арабскую, исламскую и общечеловеческую цивилизации. (Статья 29)

Государство обеспечивает всеобщее образование, берёт на себя ответственность за борьбу с неграмотностью. (Статья 30)

Такова исламская практика, соответствующая тому, что записано в священном Коране и сунне посланника (да благословит его Аллах и да приветствует): побуждение к занятию наукой и забота об учёных, облегчение людям доступа к знаниям.

Указанные тексты включают в себя даже более значительное число прав в отношении культуры, чем международные документы. Так, в ст. 31 говорится, что государство заботится о народном здравоохранении и обеспечивает охрану здоровья каждому гражданину. Это что касается основных социальных прав человека.

Основной закон предоставил гражданину еще одно дополнительное право, наложив на государство ответственность за сохранение и охрану окружающей среды, а также ее развитие и предотвращение загрязнения. (Статья 32)

Здесь мы имеем дело с современным текстом на уровне конституций всего мира, необходимость в котором требовало развитие наук об окружающей среде и их связь с сохранением здоровья. Поэтому Королевство не преминуло включить его в основной закон в качестве одного из прав гражданина на то, чтобы иметь пригодную для земледелия почву, чистый воздух и воду.

В священном Коране запрещается распространять порчу на суше и на море, а в сунне пророка содержатся указания, защищающие место, пищу, питье и здоровье человека от порчи.

В статье 36 государство обязуется обеспечивать безопасность для всех его граждан и проживающих в пределах страны людей. Ограничивать действия, задерживать или держать человека в тюрьме разрешается исключительно в соответствии с нормами основного закона. Этот текст обычно приводится во всех конституциях цивилизованных государств.

В статье 37 основного закона предусматривается неприкосновенность жилищ. Не разрешается входить в жилище без разрешения его хозяина, а производство обыска допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

В статье 38 предусмотрена шариатская норма, которая была включена в конституции многих цивилизованных государств, а именно, что наказание должно носить персональный характер, преступление и наказание определяются исключительно на основе указания шариата или основного закона и, наконец, наказание налагается лишь за те деяния, которые последовали после вступления в силу основного закона.

Указанные тексты считаются великими основами, включёнными во Всеобщую декларацию прав человека. Однако приведенные в вышеупомянутых трёх текстах нормы – это верное и честное применение священной Книги Аллаха и сунны Его посланника (да благословит его Аллах и да приветствует). Аллах Всевышний говорит: «...и (награда достанется) человеку лишь за то, что он делал» (Звезда, 39).

Аллах Всевышний также сказал: «Не понесёт несущая бремя[16] бремени другой[17]...» (Ночное путешествие, 15).

И далее: «...и Мы (никогда) не наказывали (людей), пока не направляли (к ним) посланника» (Ночное путешествие, 15).

В Священном Коране о неприкосновенности жилищ сказано, что разрешено входить в дом лишь после разрешения войти и приветствия тех, кто там живет.

В словах халифа Умара ибн аль-Хаттаба, сказанных 14 веков назад, содержатся гарантии, зафиксированные в трех приведенных выше статьях основного закона: "Клянусь Аллахом, человек в исламе не берется в полон (не подвергается аресту) без справедливости".

Эти гарантии, ввиду их важности, были внесены в основной закон власти Королевства. И все законодательные акты, выходящие в качестве разъяснения норм этих гарантий, должны исходить из указанных исламских принципов.

Относительно выражения мнения и связи основной закон предусматривает, что средства массовой информации, печать и все средства выражения мнения должны придерживаться установленных государством порядков и нести доброе слово.

Статья 39 запрещает действия, вносящие смуту и раскол или затрагивающие безопасность государства и общественные отношения в нем, оскорбляющие достоинство человека и ущемляющие его права.

Статья 40 предусматривает неприкосновенность телеграфных и почтовых отправлений, телефонных разговоров. Их запрещено конфисковывать, знакомиться с их содержанием, задерживать или прослушивать, за исключением тех случаев, на которые указывает закон.

Заложенные в указанных выше статьях 39 и 40 нормы, регулирующие свободу выражения мнения (слова), являются признанными в международных законодательных актах. Однако включённые в основной закон Королевства гарантии берут в качестве своей основы Священный Коран и нормы шариата, который запрещает вносить смуту: «...ввергать в искушение[18] хуже, чем убивать» (Корова, 217). Ислам побуждает крепить единство и держаться за вервь Аллаха: «Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь» (Семейство Имрана, 103).

Кроме того, исламское законодательство защищает индивидуальность человека и его тайны, охраняет его от небрежного отношения к нему, особенно в том, что касается дел его семьи, которые доверяются почте и средствам связи.

Шариат запрещает шпионаж и любое выслеживание, ведь в Коране сказано: «...и не выслеживайте» (Комнаты, 12). Подобные действия разрешаются лишь для защиты прав общества или других людей, как записано в основном законе власти. А высшей инстанцией и источником утверждения права для людей и его норм является закон Аллаха (велик Он и славен), зафиксированный в Коране и сунне.

Основной закон предусматривает независимость судебной власти в Саудовской Аравии, где нет другого верховенства над судьями в их судейских решениях, кроме шариата. (Статья 46)

Гражданам и проживающим на территории Королевства людям гарантировано право обращения в суд. (Статья 47)

Король и тот, кто его представляет, заботятся об исполнении судебных решений. (Статья 50)

Независимость судебной власти и забота короля или того, кто его представляет, об исполнении судебных решений является важной гарантией реализации записанных в основном законе прав человека в случае если они будут нарушены или ущемлены.

Преимущество записанных в основном законе Королевства прав человека в том, что они представляют собой шариатские нормы и ясные, определенные по чертам и понятиям законодательные акты, а не яркие лозунги и принципы, которые сводят на нет лежащие в их основе фантазии и фальшивые понятия, что делает их вредными для общества и мусульманина.

Итак, права человека в исламском законодательстве ведут его благодаря их правильным понятиям к подъему, прогрессу и повышению способности заселять землю и делать ее цветущей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

И, наконец, эта исламская особенность соблюдения прав человека, которая учитывается на практике в Королевстве Саудовская Аравия, к сожалению, не считается обязательной в большинстве государств исламского мира. Многие государства, где основной религией является ислам, исповедуют в результате увлечения западной мыслью или подчинённости ей как раз выдвигаемые этой идеологией принципы и лозунги, которые представляют историю, наследие и жизнь Запада, далёкие от руководства Аллаха.

Именно поэтому эти государства выглядят слабыми перед лицом направленной против них критики Запада в том, что касается прав человека. Но ведь их идейное поражение началось именно с принятия западных понятий и ценностей, и следования за западными лозунгами и законами. Когда указанным государствам станет ясно (благодаря осознанию требований мусульманской веры их народов, их шариата, культурного наследия и социальных ценностей, что все эти принципы вредят их обществам и являются камнем преткновения на пути к прогрессу, тогда они попытаются освободиться от такой зависимости от западной идеологии в области прав человека, очистят себя от клише западных средств массовой информации, отрицающих право исламских государств на религиозные, социальные и культурные особенности. Именно на это жалуются многие государства, страдающие от горьких плодов всего, о чём было упомянуто выше.

Этот факт особенно отчетливо проявился на Венской конференции по правам человека, проходившей с 14 по 25 июня 1993 г., где многие из принимавших участие государств пытались отстоять свою культурную и социальную индивидуальность перед натиском западной культуры и ее понятий в области прав человека.

Решение находится в руках исламских стран и состоит в их выборе руководства Аллаха, священного Корана и сунны пророка, основ шариата и его принципов, проявлении гордости за свою религиозную и культурную индивидуальность, соблюдения и проведения ее в жизнь.

Эта индивидуальность обеспечивает исламским государствам почётное место в мировом сообществе в области прав человека.

Мусульмане придерживаются норм шариата, которые диктует им их исламское вероучение. Из основ шариата берут начало принципы прав человека и их правильные понятия, особенно касающиеся свободы человека, поднимающей его уровень, прав мусульманской женщины в рамках ее человеческого достоинства, интересов семьи и общества.

Основами шариата мусульмане руководствуются в их противодействии преступности и её разрушительному влиянию на общество, которое имеет право на безопасность и спокойствие, и именно шариат обеспечивает защиту от преступности и ее сдерживание наказаниями, возмездием и укреплением правосознания.

Шариат заключает в себе высокие ценности свободы мысли и слова, но лишь при соблюдении шариатских норм, а поэтому мы не испытываем необходимости в подражании и заимствованиях.

Мы видим, к каким пагубным последствиям для отдельного человека и общества в целом привело во многих странах мира ложное понимание принципов свободы человека, "арифметическое" уравнивание между людьми без учёта человеческого мнения и справедливости в отношении прав и обязанностей внутри общества.

Применение шариата является сдерживающим началом для мусульманской общины, чтобы избежать падения нравов, переживаемого западными обществами, распространения несправедливости и безнравственности, роста преступности и распада семьи.

Кроме того, шариат является нашим оружием и стержнем нашей обороны, когда мы даём отпор подозрительным и преследующим неблаговидные цели кампаниям, требующим от мусульман подчинения западной идеологии и ее понятиям, и это несмотря на то, что в наш век именно мусульмане являются носителями руководства Аллаха в вероучении и шариате, который позволяет им быть такими, какие они есть,− «лучшей из созданных (на благо) людям общин» (Семейство Имрана, 110).

Мусульманская община предстает в вопросе прав человека поборником верного божественного пути, которым человек был удостоен более чем за тысячу лет до появления международных документов, ведь в Коране сказано: «Мы почтили сынов Адама» (Ночное путешествие, 70).

Когда мусульманская община – государства и народы – достигнут консенсуса в выборе самого прямого и полезного в правах человека в свете руководства Аллаха, их место в современном мире и как раз в вопросе о правах человека будет местом учителя, а не партой ученика. «О те, кто уверовал! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он призывает вас к тому, что даст вам жизнь,[19] и знайте, что Аллах становится меж человеком и сердцем его и что к Нему вы будете собраны!» (Добыча, 24)

Благословение и мир господину нашему – Мухаммеду, его семейству и всем его сподвижникам!

 

 


[1] Имеются в виду многобожники.

[2] Здесь подразумеваются те люди, которые из скромности ничего не просят у других и не показывают другим, что они бедны.

[3] Здесь речь идёт об обязательном закяте.

[4] Речь идёт либо о многобожии, либо о грабежах, насилии, разрушениях и тому подобных преступлениях.

[5] То есть спасёт ему жизнь.

[6] Абу Дауд. «Сунан», Книга джихада, глава об убийстве женщин. «Сахих» Муслима 1364/3, глава о запрете убивать женщин и детей. Нафи’ передал, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Во время одного из походов какая-то женщина была найдена мертвой, и тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил убивать женщин и детей".

[7] Имеются в виду договоры о самовыкупе раба на определённых условиях.

[8] Передал Ахмад: дж/2 стр.361; Абу Дауд: Книга благопристойности, 122, хадис 5116; Ат-Тирмизи, Тафсир Корана, гл. 49, дж/5, стр. 363, хадис 3270.

[9] Аль-Бухари (213/4). Книга "Зикр Усамы ибн Зайда", глава "Аль-Фатх ар-раббани тартиб маснад аль-имам Ахмад ибн Ханбаль аш-Шейбани", (62/16), гл. «О побуждении к наказанию и запрещении заступничества в этом деле».

[10] Пересказал аль-Бухари. Книга "Аль-Иман", гл. "Ослушания в деле джахилийи прощаются виновнику, за исключением язычества". "Аль-Фатх", 1/ стр.106, хадис 30; Муслим "Аль-Иман", хадис 1661, стр. 1282

[11] "Аль-Фатх" 228/19.

[12] Передал Абу Дауд, книга "Очищение", хадис 236 (161/1)

[13] Передал Абу Дауд, книга "Аль-адаб - благопристойность", гл. "Кибла тела", дж 5 стр.394, хадис 5224

[14] Передал Муслим гл. "Разрешение утешения достоинствами богатства" 1354/3

[15] Привел хадис аль-Бухари.

[16] Имеется в виду душа.

[17] Смысл этих слов в том, что ни один человек не будет отвечать за чужие грехи.

[18] Здесь речь идёт о тех мусульманах, которых курайшиты силой пытались заставить отречься от ислама.

[19] Здесь имеется в виду знание, уподобляемое жизни, тогда как невежество сравнивается со смертью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.039 с.)