Человек как субъект и объект культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как субъект и объект культуры



1. Природа социальных ценностей.

Соц.ценности – правила поведения, принимаемые членами общ-ва как должные, а также представления об этих ценностях (правилах), зафиксированные в поведенческих стереотипах.

Природа соц.ценностей:

1. нормативная (моральные нормы);

2. когнитивная (познавательная) – представления о должном поведении;

3. феноменальная (репрезентативная) – ценности всегда представлены в сознании человека;

4. символическая;

5. идеальная (создает систему условностей). Ценность идеальна постольку, поскольку в любом объекте содержится какая-то идея, цель, форма.

Ценность не тождественна самим вещам, но люди относятся к вещам как будто они сами по себе наделены особыми качествами. Ценности – не вещи, а представления о вещах.

6. архетипическая.

Носители соц.ценностей: элита -> социальные агенты -> социальные маргиналы -> представители контркультуры (андеграунд и оппозиция) и люди на дне (наркоманы, алкоголики и т.д.) -> ->

Ценностные ориентации – один из важнейших элементов структуры личности, в них в концентрированной форме выражены субъективные отношения личности к объективным условиям её бытия, опосредующие направленность её поведения. Люди живут в обществе. и общество влияет на формирование ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Детерменированность – причинность.

Ценность – общепризнанная норма, сформировалась в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами

Норма – устойчивое регулятивное образование, в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а так же кодифицировано, т.е. отлично от устной или письменной формы, составная часть морального кодекса.

Ценности можно рассматривать с двух позиций: 1)Они относительны и их рассматривают с разных эпох – это релятивистский подход. 2)Как постоянный, всеобщий, универсальный характер (например с точки зрения религии).

Классификация ценностей:

1. Точки зрения структуры:переферийные и внутренние

2. С точки зрения содержания: теоретические, эстетические, религиозные, экономические, социальные, политические.

3. С точки зрения общественной жизни: витальные, моральные, политические, социальные, религиозные, эстетические.

4. С точки зрения модальности: позитивные и негативные.

5. По степени интенсивности распределения ценностей: доминантные, вариативные, девиантные (классификация Клаксона).

Выделяют два полюса ценностного отношения человека к миру, взаимосвязанные между собой.

1. «Предметные» ценности (весь мир культуры) как объекты ценностного отношения, т. е. предметы могут оцениваться в плане добра и зла, истины и неистины, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого и т. п.

2. «Субъективные» ценности — установки, запреты, императивы, оценки и т. п., выраженные в форме нормативных представлений и выступающие ориентирами деятельности, человека.

Важное значение имеют смысло-жизненные ценности — представление о добре и зле, благе и счастье; ценности моральные, демократические, религиозные, личного и межличностного общения и др.

Различать и классифицировать ценности можно и по многим другим критериям:

1. По объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые);

2. По субъекту (ценности общества, народа, класса, партии, коллектива, индивида);

3. по типу потребностей субъекта ценностей (ценности моральные, экономические, политические, религиозные и др.).

Что касается мировоззренческого фактора и его влияния на социокультурное познание, то он, например, проявляется в факте частичного переосмысления истории заново каждым поколением людей. Эта ситуация отражает теоретико-оценочный уровень исторической науки, на котором делаются оценки и строятся концептуальные модели прошлого.

2. Человек как субъект и объект культуры

Сегодня и в повседневной практике, и в гуманитарном знании, в том числе в культурологии, под «субъектом» подразумевается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Однако для этого недостаточно просто быть человеком или образовать некоторое сообщество.

Субъект культуры - это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности. Он находится на пересечении множества факторов - как внешних, или объективных, в той или иной степени его предопределяющих, так и внутренних, или субъективных, благодаря которым он сам, в свою очередь, посредством активной деятельности вторгается в культуру и изменяет ее.

1. Человек приходит в мир уже наделенным определенными биологическими, физиологическими и психологическими параметрами. Как любая биологическая целостность, положенная в контекст природной реальности, он подчиняется тем или иным законам природы.

2. Однако человек определяется как человек не этими чертами, а теми характеристиками, которые позволяют ему стать активным реформатором окружающей реальности.

Или, говоря другими словами, человек становится человеком в тот момент, когда в нем проявляется субъект культуры, ибо именно культура отличает человека от всех феноменов реальной действительности.

3. Благодаря культуре мы можем очертить границы человеческой уникальности - только в культурной плоскости человек проявляется как существо суверенное и автономное, принципиально несводимое к другим формам природного мира.

4. Субъект культуры присутствует лишь тогда, когда заявляет о себе Человек культурный, и наоборот.

5. То же самое справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образование индивидов лишь тогда становится социальной автономностью, когда начинает выступать в качестве коллективного субъекта культуры.

Как показал К. Леви-Стросс, в традиционных культурах неевропейской ориентации жизнь человека полностью исчерпывается воспроизведением уже имеющихся, неоднократно опробованных форм, которые по внешнему виду близки к «культурным инстинктам».

Остановимся на трех моментах, имеющих существенное значение для определения человека вообще, человека культурного, и субъекта культуры.

Итак, среди наиболее важных характеристик субъекта культуры выступают сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформованность по реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях).

Билет № 6

1. Роль традиций в жизни общества. Диалектика консервативного и инновационного в культуре.

2. Роль и место гуманитарных знаний в системе образования.

1. Роль традиции в жизни общества. Диалектика консервативного и инновационного в культуре.

Традиции, традиционная — это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача так или иначе происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.

Категория «традиция» относится к духовной стороне жизни людей. Она подвижна и динамична, как сама общественная жизнь. Она возникает, вызывается жизненными потребностями, развивается и изменяется с изменением этих же потребностей, определяемых, в конечном счете, изменениями материальных условий жизни общества.

В жизни общества ничего не возникает, если в том нет потребности. Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные социальные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся известной трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей.

Традиция отражает преемственную связь в развитии, связь времен, эпох, а последняя проявляется в том, что повое всегда вырастает из старого и в противоположность ему. Но, отрицая старое, новое вбивает, удерживает в себе и развивает дальше все положительные достижения предшествующего развития. Что же в таком случае является традиционным: то, что удерживается, сохраняется и служит основой развития нового, или то, что устарело, отвергается? Естественно, что первое. Поэтому традиционное, как правило, следует рассматривать как прогрессивное.

Традиции как целостное социальное явление содержат в себе не только положительное, но и элементы старого, отжившего свой век. В непонимании этой внутренней противоречивой природы в развитии традиций и обычаев —корень нередко встречающихся ошибок, возникающих в результате переоценки или недооценки положительных или отрицательных моментов в традиционном.

Традиции выполняют информационные функции. Все новое в жизни, положительный опыт данного поколения, ставший традиционным, передается как ценное достояние следующему поколению.

Оппозицией «традиции» являются (ин)новации. Под инновацией в культурологии понимаются механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Способность общества к адаптации к изменяющимся условиям, которая делает возможным эффективное разрешение непосредственно стоящих и насущных для общества и человека конкретных проблем, вырабатывается в ходе исторического развития. Проблема соотношения традиции и новации в культуре — весьма актуальна как для теории культуры, так и для прикладных культурологических исследований (вплоть до уровня выработки конструктивно-стратегических рекомендация или предположений). В культур-философии общепринятым считается мнение, что равновесие между традиционными и инновационными тенденциями в культуре является залогом успешности и стабильности развития общества. Однако следует указать, что чисто исторически социальные образования, тяготеющие к консервации и дословному воспроизведению традиционных форм артикуляции культурной наличности, даже и при нарочитом игнорировании новаций, оказывались гораздо более устойчивыми на протяжении многих веков и даже тысячелетий, нежели креативно-инновационные социокультурные образования

2. Роль и место гуманитарных знаний в системе образования.

Главная функция гуманитарных наук – получать научное знание о человеке в разных аспектах.

Существует представление о гуманитарном познании как в принципе неточном, необъективном, поскольку в нём ограничено применение математических методов. Однако объективное знание может быть получено и на качественном уровне. Несмотря на то, что возможности математического моделирования в этом случае ограничены, и ценностные установки исследователя оказывают определённое влияние на получаемые результаты, наука остается наукой, а исследование - исследованием.

Некоторые кризисные явления вызваны самим развитием гуманитарного образования. Продолжается дифференциация на знания, которая приводит к появлению проблем языка, непониманию между специалистами разных областей. И сейчас необходимо искать направления синтеза, взаимодействия и взаимопонимания. Есть внешний фактор, связанный с финансированием, поддержкой науки. Наше общество пока не имеет возможности поддерживать развитие гуманитарного знания и науки так, как требовалось бы и хотелось бы гуманитариям.

У нас в стране определено несколько приоритетных направлений развития науки, и ни одного гуманитарного там не названо. Но парадокс заключается в том, что все эти направления имеют гуманитарную составляющую. Например, энергетика развивается в конкретной стране, конкретном социуме, и политика и международные отношения влияют на энергетику и наоборот. Так что это тоже причина, которая, мне кажется, может быть учтена. Со всех трибун звучат возгласы, что наступил гуманитарный век, пора переходить к деятельности. Век гуманитарный не потому, что гуманитарные знания выше, чем естественно-научные (этого никогда не было и не будет), а потому, что главное сейчас – качество жизни, качество социума, в котором происходят все процессы. Значит, гуманитарная составляющая и гуманитарное сопровождение любого проекта важны и от них также зависит результат.

Билет № 7

1. Образование и культура. Социокультурные функции образования

2.Культурный стиль. Стиль и канон. Специфика молодежного стиля

1. Образование и культура. Социокультурные функции образования

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосыл­кой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историче­ское наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материаль­ного и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является об­ретением культурных ценностей. В итоге было сформули­ровано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

Соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

- в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

- в через формирование поликультурного образования;

- в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);

- как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;

- через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

- путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

- описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-об­разовательной среды растущего человека;

– обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных тради­ций народа, этноса, нации.

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивныхспособов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных цивили­зациях, известны и сегодня?

Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложи­лась в европейской цивилизации.

В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методо­логии образования и воспитания человека.

В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание миром». Именно в России для воспитательного воздействия на человека часто использова­ли общественное мнение. Поэтому теория воспитания человека в коллективе и через коллектив, созданная А. С. Макаренко, лишь подводила некоторый итог су­ществующей традиции.

3. Образование является механизмом формирования общественной и ду­ховной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об­разцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто­му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз­можности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост­ной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и разви­тие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государ­ственных образовательных стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб­ную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто­рая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уров­не конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стан­дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на про­тяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профес­сиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт до­казывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, ко­торые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и опреде­ленная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.

Выводы:

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и разви­тия цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных ас­пектах:

• на уровне социума, в историческом контексте;

• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;

• на уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отно­шений.

Образование выполняет социокультурные функции:

• является способом социализации личности и преемственности поколений;

• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

2.Культурный стиль. Стиль и канон. Специфика молодежного стиля

Консолидирующее начало культуры, социума – миф живет в пространстве своего стиля. В том смысле, в каком миф – это проект, интегральные стили дают представление о его парадигме, в то время как локальные – информацию об особенностях его частной модели.

Понятие «интегральный стиль» подразумевает четко вербализуемые структурные признаки, общие для искусства определенной эпохи, цивилизации, социума. Интегральный стиль (например, мезолитический или готический) предполагает существование локальных стилей, представляющих обособленные географические, этнические, национальные, историко-культурные и т.п. традиции в общем пространстве интегрального стиля.

Стиль палеолита, акцентирующий определенные черты в образах животного и женщины, выглядит как проекция вожделения; искусство неолита, экспрессивные формы традиционной африканской, океанийской ритуальной скульптуры воплощают страх и покорность жестоким духам внешнего мира, который начинается за поляной, отделяющей селение от окружающего леса. Стиль ассирийского искусства, сцены войны и царской охоты – выражение всесокрушающей силы – императива власти. Связь мифа со стилями классической истории искусства более опосредована, однако и идеализирующий натурализм греко-римского искусства, придающий их богам человеческий облик, и весь диапазон стилей средневековья могут быть прочитаны как отражение соответствующих этических и эстетических норм – проекция того императива, который консолидировал духовное начало, создающее культуры, социумы и цивилизации. Миф – это средоточие смысла данной культуры. История свидетельствует о том, что каждый из существовавших мифов имел свой период распада, продукты которого со временем входили в состав новых мифов.

Билет № 8

1.Миф как культурный феномен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.053 с.)