Смысл жизни и базовые духовные ценности общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл жизни и базовые духовные ценности общества.



1.Миф как культурный феномен

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в

той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Миф является мощным источником массовой энергии, он способен подтолкнуть целые группы людей к определенным действиям — от осуществления религиозного ритуала до избрания президента и покупки навязанного рекламой продукта. Миф концентрирует в себе своеобразное мировосприятие, созвучное данной культуре, которое не нуждается ни в каких логических доказательствах и рациональных обоснованиях.

Миф зарождается на уровне первобытности. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Конкретных точных знаний о природе у первобытного человека было недостаточно для полного и четкого понимания и объяснения мира. Миф как бы «достраивал» недостающие звенья, обобщал все знания о природе и мире. Особенностями мифологического мышления принято считать, «во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчлененности, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов»

Существует множество разновидностей мифа, однако чаще всего выделяют мифы традиционные, которые отвечают за духовную сферу жизни (искусство, культура), и мифы социальные, или идеологические, которые получили наибольшее распространение в прошлом веке и активизируются сегодня.

Функции мифа:

1. Энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Немецкий социолог Ф.Афшар сравнивает эту функцию мифа с функцией лазера, ответственной за концентрацию энергии.

2. Созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов.

3. Формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой - орудие соединения представления с поступком.

4. Воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов.

5. Формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра. Как правило, периферия - это пространство борьбы с другими мифами. Пространственное структурирование особенно ярко проявляется в геополитических суждениях. Можно сказать, что геополитика - это миф высшего уровня, определяющий необходимость пространственного выражения других мифов, в первую очередь, национальных.

2.Смысл жизни и базовые духовные ценности общества.

можно описать следующие концепции жизни, наиболее широко распространенные в современной России.

-Теологический или религиозный смысл жизни, означает служение Богу в той или иной форме. В соответствии с конкретной религиозной доктриной может содержать различные представления о бессмертии: бессмертие души, воскресение человека, перевоплощение души и т.д.

-Духовно- нравственный СЖ - заключается в стремлении человека к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию.

-Созидательно- альтруистический - бескорыстная забота об общем благе и связанная с ней готовность поступить во имя блага общества и других людей собственными интересами.

-Социально- творческий - состоит в том, что человек стремится к созиданию духовных и материальных ценностей и надеется жить в результатах своей деятельности.

-Социально- демографический заключается в рождении и воспитании детей и внуков и, соответственно, в надежде продолжить жизнь в своих непосредственных потомках. Как известно, в сочетании с созидательно- альтруистическим и соц. - творческим в свое время он составил марксистскую концепцию социального бессмертия, которая широко использовалась правящими кругами для оболванивания народных масс, чтобы сконцентрировать их модус бытия на текущей жизни в социуме, на воспитании у них самопожертвования ради процветания существовавшей системы.

-Игровые концепции смысла жизни включают различные варианты игровой деятельности:

- ориентированную преимущественно на культурное и интеллектуальное развитие

личности (игра в шахматы, ролевые театрализованные игры, разного рода

любительское творчество и т.д.)

- направленную, прежде всего, на физическое развитие индивида (спорт),

- нацеленную на формирование не только физических, но и нравственных качеств

человека, например некоторые виды спорта,

- пассивное убивание времени с помощью домино, карт, спортивного боления и т.д.

- престижные смысл жизни - это совокупность разных способов повышения своего социального статуса, своей значимости в глазах окружающих: от профессиональной карьеры до погони за богатством,

- властвование тесно связано с престижным смыслом жизни. Оно выражается в стремлении к власти над людьми в любых формах, причем известность и слава, которые приносят власть, воспринимаются как залог обретения бессмертия в памяти людей.

-Гедонистический СЖ присущ людям, которые стремятся к разного рода удовольствиям, наслаждениям. Их отношение к жизни можно выразить одним принципом: «После нас хоть потоп». Иллюзия бессмертия обретается ими за счет вновь и вновь повторяемых попыток переживания чувственной радости, достижения состояния экстаза, во время которого как бы теряется ощущение взаимосвязи «Я» со своим телом, что субъективно подчас воспринимается как «пребывание по ту сторону смерти». В социально- патологических случаях гедонистическая направленность принимает форму алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности и прочих девиаций.

-Конформистский СЖ характеризуется стремлением «жить как все», ничем не выделяясь. Такому человеку безразлично, каковы ценности и жизненные принципы окружающих его людей: он приспосабливается к любым. Растворение в человеческой массе, самоотождествление себя с неким сообществом дают конформисту ощущение личного бессмертия.

Именно в соответствии с ними веками выстраивались миропонимание, культура и мораль не только государствообразующего Русского Народа, но и всех иных народов, составивших вместе с ним единую государственность. Следование этой внутренней сути, а не рецептам иноземных "учителей", выстраивание в соответствии с ней всей системы общественных, государственных и экономических отношений – вот единственная возможность для нашего народа создать для себя и своих потомков действительно счастливую жизнь на своей земле. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, к самобытным национальным, духовным и культурным ценностям, к памяти предков, к отечественной истории.
Именно это способно стать той самой главной – социокультурной – инновацией, которую Россия в состоянии предложить сползающему в кризис человечеству в качестве реальной альтернативы изжившей себя модели общества эгоизма и потребления.
Но кто способен взять на себя высочайшую ответственность – сформулировать эти ценности и смыслы, признаваемые всем обществом, являться их мерой и контролировать соответствие им всех ветвей демократически избранной власти? В настоящее время ни сама власть, ни политические партии, составляющие совокупно ничтожный процент народа, на это не способны. И даже Церковь в "светском государстве" лишена такой возможности. Только сам народ, являющийся, согласно Конституции, "единственным источником любой власти", имеет на это право.
Но на сегодня в стране отсутствуют институты, через которые он был бы в состоянии это сделать. Всё, что он может – это проголосовать за уже готовую программу политической партии или кандидата в президенты, т.е. не заявить свою волю о будущем, а выбрать "лучшую из уже имеющихся". Устойчивое общенациональное единство, общность целей Власти и Народа в таких условиях заведомо недостижимы.
Поэтому сегодня мы предлагаем всем организациям и движениям, всем гражданам консолидированные действия в рамках общественного движения "Народный Собор", которое возьмёт на себя своеобразный "общественный аудит" любых действий и принимаемых на всех этажах власти решений – на предмет соответствия их традиционным духовно-нравственным ценностям и национальным интересам. Это явится первым шагом в практической реализации уже воспринятого действующей властью принципа "самодержавия народа". Это станет формой действенного общественного (гражданского) контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции. Это, наконец, позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности, остановить построенную на нём индустрию порока, ради денег калечащую души, уничтожающую мораль и истинную культуру.

Билет № 9

1. Культура и цивилизация. Роль техники в социокультурном процессе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.012 с.)