Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика материального и духовного, объективного и субъективного в культуре

Поиск

Билет № 1

Предмет социологии культуры

2. Время как культурный феномен.

1. Предмет социологии культуры

Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

Содержание социологии культуры составляют:

· существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;

· устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;

· конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;

· оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;

· социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;

· технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;

· специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

Указанные типы культурных образований выполняют важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в процессе социального взаимодействия

2. Время как культурный феномен.

Идея Времени имеется во всех культурах, предопределяя особенности национального менталитета и всю систему ценностей: представления о счастье и судьбе, о смерти и бессмертии, о смысле жизни и смысле истории, о собственном предназначении и судьбе нации. Первым исследователем, обратившим внимание на этот факт, был О. Шпенглер. В своей гениальной работе «Закат Европы» он отмечал: каждая культура, подобно живому существу, имеет свою душу, которая выражается в собственном переживании времени, которое неполно фиксируется идеей судьбы. «Проблема времени, - говорит Шпенглер, - доступна для нас только на основе мироощущения искания и его истолкования при помощи идеи судьбы» (12, с.165). Именно различия в субъективном восприятии времени, вместе с объективными различиями в исторических судьбах, создают внутреннее и внешнее многообразие, непохожесть и инаковость культур. Концепция Шпенглера не лишена эстетического очарования, особенно когда он описывает аполлоническую душу античного грека, магическую душу египтянина или фаустовскую душу европейца.

В процессе дифференциации общества из окружающего мира возникают первые представления о времени. Становясь все более автономным, социум приобретает «свое» собственное время развития, которое возникает как разрыв с окружающей средой. Социальное время (время синхронной деятельности больших групп людей) сначала является приспособлением к естественному времени, а затем становится все более свободным от него. Постепенно в результате взаимодействия с природными ритмами и социальным временем возникает время культуры.

Собственно социальное время является одновременно и механизмом обособления от окружающего мира и способом объединения, или синхронизации деятельности; вместе с социальным временем в мир приходит отношение одновременности. Дальнейший процесс исторического развития характеризуется все большим расширением пространства синхронизации: сначала оно охватывало очень локальные социальные группы и племена, затем в него включались города и большие государства (Вавилон, Египет, Античная Греция), затем - целые империи (Римская империя), и, наконец, все человечество (глобальный мир современности).

Тенденция к синхронизации и унификации человеческой деятельности и общения, присущая социальному времени, создает опасность темпорального тоталитаризма. Этой опасности противостоит время культуры, в котором выражается специфика национальной истории, национального характера, менталитета, своеобразное ценностное насыщение времени. Каждая культура имеет «свое» время, свою историю и судьбу, собственные жизненные ритмы, темпы развития, исторически сложившиеся способы ценностной ориентации во времени, подходы к оценке прошлого, настоящего и будущего.

«В одних культурах время циклично — история состоит из бесконечных повторений одной и той же цепи событий. В других культурах, включая и нашу, время - дорога, проторенная между прошлым и будущим, по которой идут народы и общества. Встречаются и такие культуры, в которых человеческая жизнь считается стационарной во времени: не мы приближаемся к будущему, а будущее приближается к нам…Одно общество живет прошлым, другое может быть целиком поглощено будущим». (11). В культурах разного типа осуществляется не только собственное смысловое наполнение индивидуального и социального Времени, но и сами эти представления различны.

Различия в менталитете выражаются в языке. Например, в Китае есть понятие «кун-фу», которое означает, наряду с искусством рукопашного боя, а также со сверхъестественными способностями, обретаемыми в результате духовного подвижничества, время праздности, или правильно организованное свободное время. Истинно мудр тот, кто сумел оседлать время, вместить его в себя, сделать его своей судьбой. Китайская мудрость - это не итог отвлеченных размышлений, а плод правильно проживаемой жизни, дарующей продуктивное долголетие. Загадка мудрости является загадкой времени. А время окутано покровом тайны, потому что оно не только хранит в себе темную бездну вечности, но и потому, что оно дается нам в виде бесконечной череды мгновений.

Время – тайна и неразрешимая загадка, заданная Сфинксом. Но время также выступает символом познания и самопознания, загадка времени тесно связана с постепенно разгадываемой человеком, загадкой своего «Я». Когда Эдип, осуществив свое предназначение, в конце жизни понимает, что он злодей, поправший все человеческие законы, он отказывается от власти, добытой безнравственным путем, выкалывает обманувшие его глаза и обращает взор на свой внутренний мир. Из этого мифа следует вывод, что время – иллюзия и обман зрения, а человек, живущий по законам видимого мира, - слепец и невежда. И наоборот, слепые представители мифов (Эдип, Тиресий) обладают даром ясновидения, прорицания. Они видят то, чего не видят другие. Гомер тоже был слеп, но он подробнейшим образом описал историю Троянской войны, которая происходила за 400 лет до его рождения. Даром предвидения обладают также безумцы, например, Кассандра, предсказавшая гибель Трои. Символ богини правосудия Фемиды изображается с повязкой на глазах, говорящей о ее способности проникать в суть вещей, не обращая внимания на видимый мир. Таким образом, мифы напоминают человеку, что, наряду с восприятием физической реальности, существует иное измерение сознания, связанное с нашей способностью преодолевать время, видеть больше и дальше физического настоящего.

Утверждая высшую ценность непреходящей вечности по сравнению с ускользающим временем, миф отражает метафизическое презрение древних к профанной реальности. Человек должен жертвовать временным ради вечного, он может даже пожертвовать своей жизнью ради вечной славы, ведь славная смерть лучше, чем жизнь в безвестности (об этом свидетельствует, например, судьба Ахилла).

 

Билет № 2

Социальные функции культуры

Образовательно-воспитательная функция культуры

Образовательно-воспитательная функция культуры - способность культуры воспитывать членов общества по мере освоения ими знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.

Ценностная функция культуры

Билет № 3

Билет № 4

Билет № 5

1. Природа социальных ценностей.

Билет № 6

1. Роль традиций в жизни общества. Диалектика консервативного и инновационного в культуре.

2. Роль и место гуманитарных знаний в системе образования.

1. Роль традиции в жизни общества. Диалектика консервативного и инновационного в культуре.

Традиции, традиционная — это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача так или иначе происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.

Категория «традиция» относится к духовной стороне жизни людей. Она подвижна и динамична, как сама общественная жизнь. Она возникает, вызывается жизненными потребностями, развивается и изменяется с изменением этих же потребностей, определяемых, в конечном счете, изменениями материальных условий жизни общества.

В жизни общества ничего не возникает, если в том нет потребности. Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные социальные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся известной трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей.

Традиция отражает преемственную связь в развитии, связь времен, эпох, а последняя проявляется в том, что повое всегда вырастает из старого и в противоположность ему. Но, отрицая старое, новое вбивает, удерживает в себе и развивает дальше все положительные достижения предшествующего развития. Что же в таком случае является традиционным: то, что удерживается, сохраняется и служит основой развития нового, или то, что устарело, отвергается? Естественно, что первое. Поэтому традиционное, как правило, следует рассматривать как прогрессивное.

Традиции как целостное социальное явление содержат в себе не только положительное, но и элементы старого, отжившего свой век. В непонимании этой внутренней противоречивой природы в развитии традиций и обычаев —корень нередко встречающихся ошибок, возникающих в результате переоценки или недооценки положительных или отрицательных моментов в традиционном.

Традиции выполняют информационные функции. Все новое в жизни, положительный опыт данного поколения, ставший традиционным, передается как ценное достояние следующему поколению.

Оппозицией «традиции» являются (ин)новации. Под инновацией в культурологии понимаются механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Способность общества к адаптации к изменяющимся условиям, которая делает возможным эффективное разрешение непосредственно стоящих и насущных для общества и человека конкретных проблем, вырабатывается в ходе исторического развития. Проблема соотношения традиции и новации в культуре — весьма актуальна как для теории культуры, так и для прикладных культурологических исследований (вплоть до уровня выработки конструктивно-стратегических рекомендация или предположений). В культур-философии общепринятым считается мнение, что равновесие между традиционными и инновационными тенденциями в культуре является залогом успешности и стабильности развития общества. Однако следует указать, что чисто исторически социальные образования, тяготеющие к консервации и дословному воспроизведению традиционных форм артикуляции культурной наличности, даже и при нарочитом игнорировании новаций, оказывались гораздо более устойчивыми на протяжении многих веков и даже тысячелетий, нежели креативно-инновационные социокультурные образования

2. Роль и место гуманитарных знаний в системе образования.

Главная функция гуманитарных наук – получать научное знание о человеке в разных аспектах.

Существует представление о гуманитарном познании как в принципе неточном, необъективном, поскольку в нём ограничено применение математических методов. Однако объективное знание может быть получено и на качественном уровне. Несмотря на то, что возможности математического моделирования в этом случае ограничены, и ценностные установки исследователя оказывают определённое влияние на получаемые результаты, наука остается наукой, а исследование - исследованием.

Некоторые кризисные явления вызваны самим развитием гуманитарного образования. Продолжается дифференциация на знания, которая приводит к появлению проблем языка, непониманию между специалистами разных областей. И сейчас необходимо искать направления синтеза, взаимодействия и взаимопонимания. Есть внешний фактор, связанный с финансированием, поддержкой науки. Наше общество пока не имеет возможности поддерживать развитие гуманитарного знания и науки так, как требовалось бы и хотелось бы гуманитариям.

У нас в стране определено несколько приоритетных направлений развития науки, и ни одного гуманитарного там не названо. Но парадокс заключается в том, что все эти направления имеют гуманитарную составляющую. Например, энергетика развивается в конкретной стране, конкретном социуме, и политика и международные отношения влияют на энергетику и наоборот. Так что это тоже причина, которая, мне кажется, может быть учтена. Со всех трибун звучат возгласы, что наступил гуманитарный век, пора переходить к деятельности. Век гуманитарный не потому, что гуманитарные знания выше, чем естественно-научные (этого никогда не было и не будет), а потому, что главное сейчас – качество жизни, качество социума, в котором происходят все процессы. Значит, гуманитарная составляющая и гуманитарное сопровождение любого проекта важны и от них также зависит результат.

Билет № 7

1. Образование и культура. Социокультурные функции образования

2.Культурный стиль. Стиль и канон. Специфика молодежного стиля

1. Образование и культура. Социокультурные функции образования

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосыл­кой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историче­ское наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материаль­ного и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является об­ретением культурных ценностей. В итоге было сформули­ровано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

Соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

- в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

- в через формирование поликультурного образования;

- в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);

- как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;

- через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

- путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

- описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-об­разовательной среды растущего человека;

– обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных тради­ций народа, этноса, нации.

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивныхспособов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных цивили­зациях, известны и сегодня?

Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложи­лась в европейской цивилизации.

В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методо­логии образования и воспитания человека.

В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание миром». Именно в России для воспитательного воздействия на человека часто использова­ли общественное мнение. Поэтому теория воспитания человека в коллективе и через коллектив, созданная А. С. Макаренко, лишь подводила некоторый итог су­ществующей традиции.

3. Образование является механизмом формирования общественной и ду­ховной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об­разцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто­му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз­можности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост­ной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и разви­тие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государ­ственных образовательных стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб­ную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто­рая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уров­не конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стан­дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на про­тяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профес­сиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт до­казывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, ко­торые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и опреде­ленная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.

Выводы:

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и разви­тия цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных ас­пектах:

• на уровне социума, в историческом контексте;

• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;

• на уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отно­шений.

Образование выполняет социокультурные функции:

• является способом социализации личности и преемственности поколений;

• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

2.Культурный стиль. Стиль и канон. Специфика молодежного стиля

Консолидирующее начало культуры, социума – миф живет в пространстве своего стиля. В том смысле, в каком миф – это проект, интегральные стили дают представление о его парадигме, в то время как локальные – информацию об особенностях его частной модели.

Понятие «интегральный стиль» подразумевает четко вербализуемые структурные признаки, общие для искусства определенной эпохи, цивилизации, социума. Интегральный стиль (например, мезолитический или готический) предполагает существование локальных стилей, представляющих обособленные географические, этнические, национальные, историко-культурные и т.п. традиции в общем пространстве интегрального стиля.

Стиль палеолита, акцентирующий определенные черты в образах животного и женщины, выглядит как проекция вожделения; искусство неолита, экспрессивные формы традиционной африканской, океанийской ритуальной скульптуры воплощают страх и покорность жестоким духам внешнего мира, который начинается за поляной, отделяющей селение от окружающего леса. Стиль ассирийского искусства, сцены войны и царской охоты – выражение всесокрушающей силы – императива власти. Связь мифа со стилями классической истории искусства более опосредована, однако и идеализирующий натурализм греко-римского искусства, придающий их богам человеческий облик, и весь диапазон стилей средневековья могут быть прочитаны как отражение соответствующих этических и эстетических норм – проекция того императива, который консолидировал духовное начало, создающее культуры, социумы и цивилизации. Миф – это средоточие смысла данной культуры. История свидетельствует о том, что каждый из существовавших мифов имел свой период распада, продукты которого со временем входили в состав новых мифов.

Билет № 8

1.Миф как культурный феномен

Билет № 9

1. Культура и цивилизация. Роль техники в социокультурном процессе

Билет № 10

1.Мода как социокультурное явление.

Конфликт поколений

 

Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

- преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;

- приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);

- передача собственности по наследованию;

- степень зависимости и ответственности между поколениями;

- государственная политика по отношению к разным поколениям;

- соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

- понижение социального статуса пожилых людей;

- изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;

- обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;

- распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса», т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.

Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений – это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.

В разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек – одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

- в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;

- представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Билет № 11

1. Культура как социальная система. Структурно-функциональная парадигма культуры Т.Парсонса.

Билет № 12

1.Социокультурная динамика по П.Сорокину.

2.Религия как культурный феномен. Социальные функции религии.

1. Социокультурная динамика по Сорокину.

В начале 20 века Сорокин считал основой социокультурной динамики изменение доминанты в культуре. Культурные системы могут быть 3х типов, и происходит их смена: 1) Идеациональная (одушевление, абсолютизация, реальность в чувственно воспринимаемом мире). 2) Идеалистическая. 3) чувственная.

 

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ (или культурная динамика) — 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к-рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к-рого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.156 (0.015 с.)