Тема 2. Сущность, структура, функции, динамика культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Сущность, структура, функции, динамика культуры.



Вопросы для обсуждения:

1. Функции культуры. Полефункциональности культуры. Ценностно-нормативная функция – выработка сохранения и ретрансляция норм, ценностей, обычаев, обрядов. Преемственность в культурном развитии и наследовании. Информационно-коммуникативная функция. Информация – гносеологический потенциал, информационное богатство культуры. Язык как важнейший и системный носитель коммуникативной функции. Игровая функция культуры. Природа и значение игры как функции культуры и явление культуры. Роль игры в жизни общества. Функция социализации – приобщение человека к миру культуры к миру других людей. Воспитание и самовоспитание. Организационно-регулятивная функция культуры.

2. Динамика культуры. Причины и механизм культурной динамики. Место культуры: надстройка, традиция или самобытность. Понятие «прогресса» и «отставания» в культуре. Основные направленность социокультурного прогресса. Источники и факторы культурной динамики. Инновация – изобретение, ее социальные и культурные предпосылки. Наследование. Культурное наследие как общая сумма общества в сфере культуры, традиция как передача непосредственно используемых прошлых образов.

Задание:

1.Устное выступление: ««Культура как мой образ жизни».

2. Презентацию по выбранной теме:

-​ Культура тела.

-​ Культура общения.

-​ Деньги и культура личного потребления.

-​ Отношение к женщине как показатель культуры.

-​ Отношение человека к самому себе как показатель личной культуры.

-​ Уровень культурного развития работника как предпосылка прогресса общества.

-​ Эмоциональная культура личности.

-​ Предложите свою индивидуальную тему в предложенном контексте.

3. Трактовка понятий (письменная): «аккультурация», «инкультурация», «культурогенез».

ТЕМА 3. Типология и исторические измерения культуры

Вопросы для обсуждения:

1. Основные концепции типологии культуры. "Теория идеальных типов" М. Вебера. Единый мир культуры К. Ясперса. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Типологическая модель культуры в теории локальных цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби. Игровая концепция Т. Хейзинга. Теория либидо и сублимация З. Фрейда, культура как запреты. Элитарная концепция Хосе-Ортега-и- Гассета.

2. Современные классификации культуры: инновационные и традиционные субкультуры. "Запад - Восток" - центральная социокультурная проблема современности. Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое, прогресс и регресс в культурном развитии.

Задание:

1.Подготовить выступление на тему: «Мне показалась типология культуры мыслителя …. довольно привлекательной».

2. Подготовить выступление на тему: «Цивилизация — это преимущественно материальное бытие, дело культуры — идеально-духовный мир. Я выбираю…»

ТЕМА 4. Формы культуры: искусство, религия, мораль, наука, право, политика.

Вопросы для обсуждения:

1 Религия как сакральная форма культуры. Ранние формы религиозных верований. Воздействие религии на формы культурной жизни общества. Понятия «нравственность», «мораль», «этика». Нравственность как определяющая форма культуры. Формирование нравственности как проблема развития культуры.

2. Право в системе социокультурных ценностей общества. Право и мораль. Место политики в культуре. Понятие «политической культуры» и культурной политики. Наука как социокультурный институт.

 

Задание:

1. Публичное выступление:

А. Искусство как душа культуры».

Б. Кого я считаю великим музыкантом современности?

В. Почему я не люблю балет?

Г. Какое направление в искусстве меня вдохновляет?

Д. Предложите свою тему в контексте общей идеи по теме «Искусство».

2.Трактовка понятий (письменная): «вкус», «стиль», «эстетика».

ТЕМА 5. Архаическая культура номадов

Вопросы для обсуждения:

1. Становление первобытной культуры. Миф как неразделенность чувственного образа и идей, вещи и символа. Миф как описание разных форм бытия, его виды: космогонический, этиологический, этнологический, антропологический, эсхатологический. Система табулирования. Внешняя и внутренняя формы табу. Система магических ритуалов.тотемизм, анамизм, магия. Фетишизм - древние верования. Искусство в системе первобытной культуры. Этапы: искусство Мустье (изображение "ран"), эпоха мезолита (галька со схематическими знаками), эпоха неолита (декоративная керамика, скульптура, украшения, наскальные изображения, орнаменты, насечки, петроглифы). Особенности первобытного мышления: предметно-практический характер, чувственно-конкретный.

2. Первобытная культура на территории древнего Казахстана – памятники материальной культуры. Культура древних племен на территории Казахстана. Обычаи, нравы, традиции. Номадизм как тип культуры. Основные принципы культуры номадов евразийского пространства.

 

Задание:

1. Публичное выступление по теме: «Магия – пережиток прошлого? Почему современный человек время от времени обращается к магии?»

2. Презентация по одной из выбранных вами тем:

А. Роль мужчины и женщины в первобытных племенах.

Б. Семейно – брачные отношения в первобытном обществе.

В. Роль табу в жизни первобытного и современного человека.

Г. Этикет в первобытном обществе. Блеф или реальность?

Д. Методы воспитания в первобытном обществе.

Ж. Праздник в жизни первобытных людей

З. Отношение к смерти в первобытном обществе

И. Предложите свою тему в предложенном контексте.

ТЕМА 6. Древние цивилизации Востока. Культура Древнего Египта

Вопросы для обсуждения:

1. Основные этапы развития древнеегипетской цивилизации. Представления о сущности человека и погребальный культ в культуре Древнего Египта. Миф об Осирисе. Жреческие школы в Гелиополисе, Луксоре, Мемфисе. Магические формулы, амулеты - элементы космического порядка. Вера в бессмертие - пирамиды, мумификация. Сущность человека, его элементы: Пен, Иб, Сах, Ка, Шу, Ба, Ах.

2. "Книга мертвых" - магические тексты, формулы. Культ царствующего фараона. Искусство Древнего Египта и его особенности. Символ Древнего египта - пирамиды. Погребальный культ, его особенности.

 

Задание:

1. Презентация в контексте темы.

ТЕМА 7. Цивилизации Древней Индии и Древнего Китая

Вопросы для обсуждения:

1. Буддизм: бегство в бессмертие. Четыре благородные истины. Учение о нирване. Махабхарата, Рамаяна - памятники древнеиндийской литературы.

2. Древнекитайская культура. Особенности развития китайской цивилизации. Периодизация истории культуры Китая: правление той или иной династии (династии:Шан, Чжоу, Цинь, Хань, Тан, Сун, Юань, Мин, Цин). Образование первого китайского государства (династия Шан XVI - XI вв. до н.э.). Пиктографические знаки. Развитие бронзолитейного дела. Династияч Чжоу. (1027 - 221 гг. до н.э.). Жизнь и творчество Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.). Развитие даосизма. Лаоцзы, его "Книга о дао и Дэ". Династия Цинь (221 - 207 гг. до н.э.). Возведение великой Китайской стены. Развитие строительства. Ханьский государственный комплекс. (206 г. до н.э. - 220 г. н. э.). Рзвитие строительных работ, изобретение бумаги, компаса. Культура III - VI вв. развитие живописи на свитках из шелка и бумаги. Творчество каллиграфа Ван Сичжи. Развитие буддизма в Китае. Правление династии Тан (618 -907 гг.). Развитие законодательства. Создание Генеральной академии. Построение Великого канала. Изобретение пороха. Расцвет китайской медицины: иглорефлексотерапии и лечебной физкультуры. Разработка каркасно-столбовой конструкции. Период правления династии Сун (960- 1279 гг). расцвет китайской живописи, образоввание Академии живописи. Традиции южной школы живописи (Фань Куань, Вэнь Тун, Ми Фу).

 

Задание:

1. Публичное выступление по темам:

1​ «Рамаяна – памятник древнеиндийской литературы», «Искусство Древнего Китая».

2​ Эпос Древней Индии “Махабхарата”, “Рамаяна”.

3​ Буддизм: бегство в бессмертие.

4​ Музыкальное искусство Древней Индии

5​ Театр Древнего Китая

6​ Традиционные особенности китайской музыки.

7​ Особенности системы воспитания, образования в Китае.

8​ Собственная тема студента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.015 с.)