Понятие, структура и типы политической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура и типы политической культуры.



Еще в древности, размышляя о связи между сознанием и политическим поведением человека, мыслители Конфуций, Платон, Аристотель, Макиавелли и Монтескье, затрагивали в своих трудах проблему политической культуры. Однако сам термин был введен только в XVIII в. немецким историком- просветителем Иоганном Гердером. Сама же концепция политической культуры, опирающаяся на эмпирическую базу, сложилась только на рубеже 1960-х гг. благодаря исследованиям американских политологов Габриэля Алмонда, Сиднея Вербы и Люсьена Пая. В книге Алмонда и Вербы «Гражданская культура» а позднее в работе Пая и Вербы «Политическая культура и политическое развитие» решались следующие вопросы: «Почему политические институты не одинаково эффективны в разных странах?», «Почему в одних странах политические конфликты разрешаются мирно, а в других - через насилие и революции?». Так, Габриэль Алмонд, описывая политическую систему, выделил два уровня ее анализа: институциональный (определяющий институты, механизмы действия государства) и ориентационный (формы отношения людей к политическим объектам и событиям). Второй уровень - это особый класс политических явлений - политическая культура.

В современной научной литературе можно выделить три основных направления в истолковании политической культуры.

6. Политическая культура отождествляется со всей совокупностью духовных явлений в мире политики. Такая культура целиком поглощает субъективное содержание политики и превращается в разновидность формы общественного сознания или психического склада и лишена поведенческих аспектов (Алмонд, Верба).

7. Политическая культура - субъективная сфера, дополненная образцами или моделями поведения. Это привычный образ жизни общества, включающий как принятые способы мышления, так и убеждения и принятые образцы поведения (Джек Плейно, Стивен Уайт). Этот подход предлагает рассматривать политико-культурные явления в виде устойчивой, постоянно воспроизводящейся матрицы поведения человека и за счет подчинения массовых действий сложившимся стандартам позволяет власти регулировать политические процессы.

8. Политическая культура - это нормы, символы, образцы поведения людей, а также политические институты, рассмотренные с точки зрения тех ценностей, которые они воплощают (Иен Шапиро, Уолтер Розенбаум). Понимание политической культуры как системы поведенческих ценностей раскрывает ее как совокупность наиболее устойчивых форм, «духовных кодов» политической деятельности людей.

Можно сделать вывод, что политическая культура - это совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества. Как считает Пай, политическая культура - это обобщенное выражение психологического и субъективного измерения политики.

Иными словами, понятие политической культуры раскрывает, что знают граждане о своем государстве и его политических институтах, как это воспринимают, осмысливают и ощущают и как они ведут себя по отношению к этому.

Политическая культура - составная часть национальной культуры каждой страны. То есть, культура в целом - это социальный контекст, внутри которого политические события только и становятся для человека понятными и осознанными. По мнению Толкотта Парсонса, общекультурные ценности ограничивают основания политической культуры. Любая культура опосредована религией, этнонациональным менталитетом, достигнутым уровнем развития науки и техники, образования в целом и т.д. И эти элементы оказывают решающее влияние на все явления в сфере политики. Политика, таким образом, - средство бытия культурного языка общества, его смысловых структур, народных образов, традиций. Следовательно, нельзя говорить о «высших» или «низших» политических культурах. Нельзя рассматривать, к примеру, политическую культуру США как высшую по отношению к какой- либо африканской стране. У них просто разные базовые основания, и одна культура не может быть ступенькой либо целью эволюции другой. Поэтому так неэффективны попытки американских правящих структур «насадить» демократию европейского образца в азиатских и восточных странах. Вместе с тем политико-культурные явления все равно обладают ценностной определенностью и гуманистическим содержанием. Фашистские, расистские, националистические движения, геноцид и терроризм, охлократия и тоталитарный диктат властей не способны не только развивать, но и поддерживать политическую культуру, так как насилие, ненависть, презрение к человеку разрушают ткань культуры в целом.

Содержание политической культуры во многом зависит от ее структуры, которая отражает устойчивые, укоренившиеся в сознании людей элементы, явления духовной жизни, присущие боль ши м социальным группам. Одни элементы отражают технологию формирования политического поведения, другие - этапы становления политической культуры в конкретной стране, третьи - те ценности, которыми руководствуются группы электората, этносы, жители регионов. Алмонд, определяя в качестве основы строения политической культуры ориентацию на политическую систему, выделил познавательные, эмоциональные и оценочные элементы.

Структурирование политической культуры возможно и с учетом различий в значении роли ценностей для формирования политической деятельности человека. Политологи выделяют мировоззренческие, гражданские и политические ориентиры, уровни. А это значит, что на каждом уровне у человека могут складываться разные мнения о политических явлениях. Например, отношения к конкретным событиям изменяются значительно быстрее, чем мировоззренческие при нци пы.

Широкое распространение получил способ выявления структуры политической культуры как совокупности субкультур. Разнообразные группы: национальные, социальные (классы, слои и т.д.), религиозные (христиане, исламисты, буддисты и т.п.), демографические (молодежь, пожилые люди), политические (элиты, работники государственного сектора), региональные и т.д. - имеют свои особенности в восприятии свободы, демократии, государства, власти, проявляют неодинаковую политическую активность. Таким образом системы ценностей и форм поведения, значительно отличающиеся от господствующей в государстве политической культуры, можно квалифицировать как субкультуры.

В ряде учебников по политологии структуру политической культуры подразделяют на 3 блока (сферы):

6. культура политического сознания;

7. культура политического поведения;

8. культура функционирования (проявления) политического сознания.

В практике политических явлений ведущей является культура политического поведения.

Для простоты понимания вопроса обратимся к схеме структуры политической культуры.


Структура политической культуры
Политические ценности, традиции, обычаи, нормы       Культура регулирования политических конфликтов
  г \ /   Г
Политические установки V Культура электорального процесса
             

 

Культура принятия и реализации политических решений
Культура функционирования политического

 

 


 

Структуру политического сознания, например, можно подразделить еще на ряд дробных теоретических единиц, т.е. сознание может быть массовым, групповым и индивидуальным, обыденным и научно-теоретическим (и т.д. каждый блок). По отношению к индивидам политическая культура выполняет следующие функции: 1) групповой идентификации. Функция раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; 2) ориентации и адаптации. Политическая культура снабжает человека принятой в обществе системой политических норм, ценностей и оценок, помогает ему правильно ориентироваться в политических событиях, приспосабливаться к ним и активно влиять на них; 3) нормативного регулирования. Политическая культура упорядочивает действия граждан, структурирует их ориентации, снабжая нормами, образцами и эталонами политического мышления;

 


9. социализации. Она означает обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

10. интеграции. Эта функция обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках данной политической системы, сохранение целостности государства и характера его взаимоотношений с обществом;

11. коммуникации. Содержащиеся в политической культуре политический язык, символы, нормы, образцы смыслового восприятия политических явлений и поведения - необходимые составляющие разностороннего политического общения граждан, их взаимопонимания.

В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут сворачиваться и даже прекращаться.

7. Типология политической культуры и политическая социализация

В основании типологии политических культур могут быть различные факторы: разнообразие политических систем (Гарри Экстайн); своеобразие стран и регионов (Алмонд, Верба); виды ориентации граждан в политических явлениях: нравственно-этические, индивидуальные, традиционные (Дэниель Элейзер); идеологические различия и т.д. Широкую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Алмондом и Вербой в их уже упомянутой работе «Гражданская культура». Эти авторы задались целью определить политическую культуру, свойственную современной стабильной демократии, и выделили три «частных» типа: 1) приходская, патриархальная (провинциалистская), или, иначе, парокиальная (от гр. рага - «около», «возле», oikos - «место обитания»), по другому, местечковая, для которой характерны индеферентность по отношению к политике, синкретичность, переплетённость религиозных, экономических и политических представлений, низкая политическая компетентность и активность; 2) подданническая, где сильна ориентация на политические институты, но невысок уровень индивидуальной активности граждан; 2) партиципаторная, активистская (культура участия), отражающая заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности.

Ни один из этих типов культур не является стабилизирующей демократию основой. Патриархальная культура характеризует неразвитые в политическом отношении общества и чужда современной демократии.

Подданническая культура наиболее адекватна авторитарным формам правления. Партиципаторная культура может обусловливать чрезмерно острую политическую борьбу и нестабильность. Наиболее адекватна современной представительной демократии синтетическая гражданская культура, где доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике.

С точки зрения демократического идеала как народовластия гражданская культура не является идеальной, так как она предполагает ослабление интереса граждан к политике в условиях благополучного правления и активацию их политического участия в кризисных ситуациях или в случаях неэффективного функционирования власти.

Учитывая то, что люди не одинаково осваивают ценности и нормы, политологи выделяют консенсуальную и поляризованную политические культуры. Консенсуальные культуры характеризуются значительной степенью сплоченности граждан вокруг ведущих ценностей, целей государства и общества. При поляризованном типе сложившиеся в обществе субкультуры отличаются очевидным несовпадением базовых ценностей или расколом между элитой и электоратом. В рамках поляризованной культуры выделяются еще особые подтипы сегментированных (разделенных) культур. Сегментированные политические культуры характерны для переходных обществ или тех государств, где идет процесс нациеобразования на базе основного этноса.

В зависимости от роли политических институтов в воспроизводстве образцов мышления и поведения различают также официальную (поддерживаемую государством) и реальную культуры (воплощающую ценности) значительной части населения.

Политические культуры различают и по стилю политического поведения людей в тех или иных странах. К примеру, ученые отмечают существование рыночной (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (государственнической) политических культур (с главенствующей ролью государственных институтов в политических явлениях). Также в научной литературе можно встретить разделение политической культуры на традиционную (соответствующую аграрному типу общества), модернистскую (соответствующую индустриальному обществу) и постмодернистскую (формирующую нормы исходя из доминирования ценностей постиндустриального общества).

Таким образом, типологий политических культур может достаточно много, в зависимости от принципов разделения. Так, например, ученые выделяют базовую и целевую политические культуры. Базовая соответствует наличной политической действительности, а целевая выражает общественные идеалы, требующие ее изменения.

Остановимся на особенностях российской политической культуры, сформированной в перестроечный период.

6. Базовая политическая культура советского общества унаследовала весьма далекие от коммунистических идеалов черты политической культуры Российской империи. «Новый советский человек, - писал Г.П. Федотов, - не столько вылеплен в марксистской школе, сколько вылез на свет Божий из московского царства...».

7. Нынешняя российская политическая культура характеризуется глубоким ценностным расколом и конфликтностью. Дело не только в конфликтности между западной и восточной ориентациями политической культуры, но и в том, что она отягощена наследием политической культуры номенклатурной элиты, которая не только оторвалась от национальных ценностей, но и подверглась почти тотальной криминализации.

8. Политическая культура современной России - это преимущественно подданническая культура с такими чертами, как долготерпимость, покорность перед власть имущими; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству, склонность к анархии и вместе с тем жажда сильной власти, способной обеспечить порядок; слабое уважение к закону, правам личности; национальное самобичивание и самоуничижение.

9. В то же время для российской политической культуры традиционно характерны высокая духовность, терпимость, сострадание, жертвенность, вера в светлое завтра, отрицание компромиссов, во многом специфическое понимание свободы и демократии.

Характер изменений российской (как и любой другой) политической культуры непосредственно зависит от процесса политической социализации. Это процесс постепенного усвоения стандартов (ценностей, норм, установок, образцов поведения) сложившейся политической культуры общества, ведущей к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции. Развитие данного процесса происходит в трех сферах: деятельности, общения, самосознания. Значение политической социализации определяется тем, что это: 1) средство сохранения и изменения политической культуры; 2) существенный компонент общей социализации индивида; 3) главная детерминанта поведения человека.

Политическая социализация делится на первичную, связанную преимущественно с периодом обучения, получения политических знаний от родителей и их приобретения в школе, вузе и т.п. и вторичную, осуществляющуюся в процессе практического включения в политическую и трудовую жизнь. На первичной стадии социализации человеку приходится адаптироваться к политико-культурной системе, без понимания ее сущности и значения. В то же время вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению, индивидуально пересмотреть идеологические позиции, переоценить культурные нормы и традиции. Происходит процесс так называемой обратной социализации (ресоциализации). В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностей, способов политического поведения и мировоззренческих принципов.

Включение индивида в политику осуществляется под воздействием целого ряда агентов (субъектов) политической социализации. К ним относятся семья, дошкольные детские учреждения, школа, вузы, политические институты, организации, религиозные и общественные объединения, средства массовой информации.

Политическая социализация всегда существует как совокупность конкретных механизмов обучения человека способам политического участия, складывающимся на определенной политико-культурной основе, на тех или иных предпочтениях и ценностях. Поэтому менее значимые, малопрестижные или неприемлемые для человека ценности политической культуры могут проявиться в десоциализации (приставка де - обозначает отмену, движение вниз). Если у человека формируется отклоняющееся (девиантное) поведение, то десоциализация также неизбежна.

Содержание политической социализации во многом определяется характером политического режима. Политическая социализация может как укреплять политическое государство определенного класса или группы, так и выступать гарантом политической и социальной эмансипации личности, инструментом политических перемен. В современных государствах, в том числе и в России, институты политической социализации, прежде всего СМИ и школа, нередко используются в целях манипулирования политическим сознанием и поведением людей, формирования искаженных политических представлений, массового политического конформизма и аполитичности населения. В настоящее время особенно сильное и растущее влияние на процесс социализации оказывают СМИ, прежде всего телевидение. По мере вступления стран в информационную стадию развития СМИ (включая компьютерные системы) становятся не только ведущим агентом социализации, но и важнейшим регулятором всего политического процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.019 с.)