Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая мысль эпохи возрождения (Н. Макиавелли) и нового времени (Т. Гоббс и дж. Локк).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политическая мысль эпохи Возрождения по большей части была сконцентрирована на личности правителя. В определенном смысле это было развитием общих философских идей данной эпохи, когда были переосмыслены роль и место человека в мире и сделан акцент на его творческом начале. В эпоху Возрождения политическая мысль начинает постепенно освобождаться от влияния церкви. Это привело к тому, что социально-политические процессы все чаще объясняются естественными причинами (политическими, экономическими, психологическими), без ссылок на волю Бога. Самой яркой фигурой среди гуманистов, писавших политические трактаты, был Никколо Макиавелли (1469 — 1527). Макиавелли враждебно относился к дворянству, считая это сословие паразитическим, ведущим праздный образ жизни. Он также враждебно относится к католической церкви и папской курии. Причины негативного отношения к церкви заключались в том, что папы, по мнению Макиавелли, мешают политическому объединению Италии. К тому же флорентийского секретаря не устраивал христианский идеал человека (смиренного, кроткого, лишенного честолюбия). С такими людьми, считал Макиавелли, великих дел не совершишь и Италию не объединишь. Религия виделась ему лишь необходимым утешением для низов. Церковь, по его мнению, должна быть подчинена светской власти. Симпатии Макиавелли были на стороне народа (popolo), под которым он понимал зажиточные городские слои (торговопромышленную верхушку), а вовсе не плебс (plebe). Социальные низы не вызывали у него симпатии и их он советовал держать в узде. Макиавелли — сторонник республиканского строя со смешанной формой правления (в духе Цицерона). Но поскольку он видел невозможность объединения Италии на республиканских началах, то все надежды возлагал на сильного государя, способного осуществить его мечту. Идею объединения подсказывала сама политическая реальность той эпохи (объединение Испании при Фердинанде Арагонском и Изабелле Кастильской; объединение Франции после окончания Столетней войны). Будущее было явно за объединенными государствами, что и подтверждали успехи Франции и Испании, для которых Италия в конце XV - начале XVI в. стала полем битвы за гегемонию в Западной Европе (Итальянские войны). На роль объединителя Италии, по Макиавелли, мог претендовать Цезарь Борджиа — сын римского папы Александра VI, герцог Романьи. Идеалом государя он видит льва с умом и хитростью лисы. Из этой лисьей хитрости следует, что «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам». «А благовидный предлог, - продолжает Макиавелли, - всегда найдется». Советы, которые Макиавелли дает государю, вытекают из его видения человеческой природы. Человек по природе - это эгоист, которым движет интерес (преимущественно экономический). Государю флорентийский секретарь советует воздерживаться от посягательств на чужое добро, поскольку «люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». Он замечает, что посягательства на частную собственность ведут к восстаниям. Вопросы чести и достоинства, считает Макиавелли, также часто связаны с заботой о сохранении имущества и денег. В целом же люди, по Макиавелли, неблагодарны, непостоянны, лицемерны, лживы, алчны, вечно недовольны, подозрительны и честолюбивы. Макиавелли не верил в искреннюю доброту людей и в возможность их исправления, считая это делом невозможным. Государь, по его мнению, должен уметь использовать не только человеческие достоинства, но и людские слабости. Ставя дилемму, «что должен внушать князь: любовь или страх?», Макиавелли советует выбирать страх. Любовь во многом зависит от самих людей, которые непостоянны и неблагодарны, а страх почти целиком зависит от действий правителя. «Кроме того, - пишет Макиавелли, - люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно». Главное, считает он, чтобы страх не перерастал в ненависть. Макиавелли советовал правителю тщательно продумывать то зло, которое он собирается причинить и последствия такого рода действий. Зло он советует делать один раз и в большом количестве, а добро советует делать часто, но маленькими порциями. Итальянский гуманист, признавая первостепенное значение силы, не обходит стороной вопрос о манипулировании сознанием. Например, он советует правителю возлагать все неприятные обязанности, связанные с наказаниями, на слуг, а самому заниматься делами приятными. Правитель, по его мнению, должен не быть добрым, но казаться таковым. В этом смысле труд Макиавелли - это не только апология лицемерия, но и сборник практических рекомендаций, которым следуют почти все современные политики. Макиавелли освобождает политику от религии и морали и стремится сделать ее рациональной. Оценкой деятельности правителя, по его мнению, должна стать эффективность, достигнутый результат. Государство, считает Макиавелли, является делом человеческих рук, а не Бога. Освобождая политику от морали и воспевая лицемерие, Макиавелли лишь откровенно писал о том, что многие его современники делали на практике. Но некоторые его идеи намного опередили свое время. Например, идея создания национального государства. Макиавелли как бы открывает понятие «большой Родины», Родины, не ограниченной рамками города-государства. Родина и Народ заняли у него место религии и стали критериями моральности (польза Родине). Политическая мысль эпохи раннего Нового времени (XVII в.) и эпохи Просвещения (XVIII в.) концентрировалась вокруг проблем, связанных с ограничением произвола королевской власти и соблюдением гражданских прав и свобод. Главными политическими теориями данного периода стали теория общественного договора и теория разделения властей. У истоков договорной теории происхождения государства стоял английский философ Томас Гоббс (1588 — 1679). Главный политический труд Гоббса - «Левиафан». Т. Гоббс считал, что все люди по природе равны и эгоистичны. Человек, по его мнению, умен, хитер и потому более опасен, чем все другие звери, которых он превосходит еще и своей жестокостью. Люди, утверждал Гоббс, ненавидят чужое счастье, но любят чужое горе. Человек «по природе» стремится к власти и могуществу из-за стремления к самосохранению. В естественном состоянии (т.е. тогда, когда государства еще нет) имеет место «война всех против всех». В естественном состоянии нет морали, нет святого и греховного, а есть лишь эффективное и неэффективное. В этом утверждении Гоббса обращает на себя внимание его крайний индивидуализм (не сословие против сословия, а человек против человека и человек против всех). К общественному договору людей толкает страх и усталость от напряжения, вызванного страхом. Договор предусматривает отказ людей от части своих прав (например, права творить суд по своему усмотрению) и принятие ими на себя ряда обязанностей (например, платить налоги) в обмен на гарантии безопасности. Так «природный» человек отчуждает себя в подданного. Власть передается без всяких условий и без права денонсации договора. Следовательно, у Гоббса народ не является сувереном, и вся полнота власти принадлежит правителю (ему принадлежит и исполнительная, и законодательная, и судебная власти). Гоббс вообще выступал против разделения властей, так как считал, что это ведет к анархии. Самой подходящей формой правления он считал монархию. Но что же тогда может служить ограничителем возможного произвола королевской власти? Только законы естественного права - считает Гоббс. К таковым он относит стремление к миру (вытекает из самосохранения), обязанность поступаться своими правами, если в интересах гражданского мира так делают другие, обязанность выполнять заключенные соглашения, уважение к чужой собственности, императив считать всех людей равными себе, требовать равных прав для всех и т.д. Правитель, полагал Гоббс, обязан соблюдать данные законы не потому, что он что-то обещал, а потому, что это естественные законы. Следовательно, все, что правитель совершает «против мира и безопасности», - незаконно. Если законы направлены против жизни людей, то они могут им не подчиняться. Ведь само государство создавалось ради защиты их жизни и достоинства. Поэтому суверен не имеет права их отнимать (точнее, может, но только по решению суда). Государство, по мнению философа, следует отделить от церкви. Томас Гоббс объективно был выразителем интересов буржуазии и нового дворянства. Его концепция происхождения государства в результате договора не исторична, как и взгляд на «естественное» состояние человека. Список законов «естественного» права является выдумкой английского философа и носит явно произвольный характер. Но, несмотря на эти и многие другие недостатки, договорная теория, как и любая другая политическая теория, овладевшая сознанием людей, превратилась в силу, способную изменить существующий политический порядок. Люди, принявшие эту теорию, уже не могли мириться с произволом абсолютизма и считать короля помазанником Божьим. Теория общественного договора получила дальнейшее развитие в трудах младшего современника Гоббса - Джона Локка (1632 — 1704). Главный политический труд Дж. Локка - «Два трактата о правлении» (1690), содержащий наряду с договорной теорией происхождения государства основные принципы существования гражданского общества. У Дж. Локка в «естественном состоянии» люди свободны, равны и независимы. Они также обладают частной собственностью и вынуждены трудиться. Собственность, по Локку, неотделима от человеческого эгоизма и, следовательно, неотделима от его природы. Человек в «естественном» состоянии уже является собственником. Таким образом, частная собственность оправдывается ссылкой на «природу человека». Но Локк оправдывал частную собственность не только ссылками на «природу человека», но и на индивидуальный труд. Исходя из логики Локка, можно привести следующий пример. «Ничейный» гриб в лесу становится «вашим» тогда, когда вы нагнулись, срезали его и положили в корзинку. По мнению Локка, законы природы предписывают людям жить в мире и безопасности, но, к сожалению, люди по-разному могут толковать законы. В результате, могут возникать споры и конфликты. Как сыну адвоката, Локку было понятно, что если споры могут возникать даже по поводу толкования записанных законов, то уж по поводу толкования никем не записанных «законов природы» споров может быть гораздо больше. К тому же стремление к нормальной жизни заставляет людей задумываться о гарантиях соблюдения естественных законов. Поскольку в естественном состоянии таких гарантий очень мало, люди вынуждены заключить договор. Результатом договора является образование государства, которое наделяется правом издавать законы и требовать их исполнения, а также обязуется гарантировать мир и порядок, защиту личности и частной собственности. Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, частная собственность), оно не должно посягать на эти права. Локк выступал решительным противником каких бы то ни было привилегий, поскольку это нарушает принцип равенства, возведенный в ранг закона природы. Абсолютную монархию он отождествлял с тиранией (абсолютный монарх стоит над законом, он сам себе судья, а это противоречит естественному праву, утверждающему равенство всех перед законом). Требование равенства, понимаемого как равенство в правах, но не в обладании собственностью, было одним из важнейших требований буржуазных революций. Власть государства, по мнению Локка, ограничена законами естественного права. Народ может свергнуть правителя, который посягает на естественные права подданных. Дж. Локк считал, что власть надо организовать таким образом, чтобы возможность нарушения естественных законов была сведена к минимуму. Он одним из первых дает теоретическое обоснование необходимости разделения властей. Можно сказать, что теория разделения властей, так же как теория гражданского общества, предшествующего государству, восходит именно к трудам Джона Локка. Английский философ выделял три вида власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть у него представлена парламентом и судом. Исполнительная власть представлена правительством и монархом в качестве главы исполнительной власти. Федеративная власть — это власть, ведающая международными отношениями. В выделении Локком федеративной власти в качестве самостоятельной, отличной от исполнительной власти следует видеть реакцию на современные ему политические события и необходимость ограничения воинственных устремлений монархов. Джон Локк был первым теоретиком гражданского общества и правового государства, основанного на принципе разделения властей. Он по праву считается основателем классического либерализма. Его труды оказали большое влияние на взгляды как французских просветителей (Монтескье), так и теоретиков и практиков американской буржуазной революции (Джефферсон).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.009 с.) |