Тема 5. Философия Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Философия Нового времени



1. Особенности формирования философии Нового времени.

2. Эмпиризм: философское направление и основные представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм;

3. Рационализм: философское направление и основные представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Дж. Беркли.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Назовите особенности Нового времени как исторической эпохи.

2. Как научная революция ХVI – ХVII веков повлияла на развитие философских взглядов?

3. В чем вы видите новизну и особенности философии Нового времени, каковы ее основные направления?

4. Объясните значение терминов «эмпиризм» и «рационализм». Назовите представителей этих направлений в философии

5. Выделите особенности эмпиризма как направления философской мысли.

6. Проанализируйте философскую систему Ф. Бэкона.

7. Дайте подробную характеристику методологии экспериментального естествознания, предложенной Ф. Беконом.

8. Проанализируйте философскую систему Т. Гоббса.

9. Дайте характеристику учению о государстве, предложенному Т. Гоббсом.

10. Проанализируйте философскую систему Дж. Локка.

11. Проанализируйте философскую систему Д. Юма.

12. Выделите особенности рационализма как направления философской мысли.

13. Проанализируйте философскую систему Р. Декарта.

14. Проанализируйте философскую систему Б. Спинозы.

15. Проанализируйте философскую систему Г. Лейбница.

16. Проанализируйте философскую систему Дж. Беркли.

Логические задания.

1. Дайте характеристику социально - исторических предпосылок философии Нового времени, опираясь на реальные исторические факты.

2. К чему, по Вашему мнению, сводится принципиальный характер буржуазной философии (с ХV-го в.)?

3. Какое влияние оказала научная революция ХVII века на проблематику философии Нового времени?

4. Что, по Вашему мнению, объединяет и что отличает эмпиризм и рационализм друг о друга?

5. В чем Вы видите преимущество и в чем слабость философии Ф. Бэкона (1561 — 1626 гг.)?

6. Расскажите об особенностях рационализма ХVII века. Приведите наиболее яркие примеры рационалистического метода познания.

7. В чем Вы видите преимущество и в чем слабость философии Р. Декарта (1596 – 1650 гг.)?

8. Сопоставьте философию Р. Декарта и Б. Спинозы как дуалистическое и монистическое учении о бытии.

9. Сопоставьте учения о субстанции Б. Спинозы и Г. Лейбница.

10. Раскройте содержание концепции общественного договора Т. Гоббса и объясните, почему он называет государство Левиафаном.

11. Что нового внес в учение об общественном договоре Дж. Локк.

12. Какое влияние оказали социально - политические концепции Нового времени на развитие последующей общественно - политической мысли?

Тестовые задания.

1. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;

б) формирование наук, в первую очередь, естественных;

в) становление абсолютной монархии;

г) подъем народного и революционного движения.

2. Социальная утопия Френсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи:

а) Сократа;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Мора.

3.В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины;

б) относительной истины;

в) недостижимой истины;

г) двойственной истины.

4. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи - это:

а) развитие человеческого духа и знаний о мире;

б) достижение славы и власти;

в) общественная польза и улучшение жизни людей;

г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.

5. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма;

г) позитивизма и прагматизма.

6. По Ф. Бэкону, эмпирия - это:

а) опыт, опирающийся на эксперимент;

б) изолированное чувственное восприятие;

в) форма, присущая самой вещи;

г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.

7. В «Новом Органоне Ф. Бэкон опровергает:

а) диалектику Платона;

б) логику Аристотеля;

в) космологию Ньютона;

г) теологию Фомы Аквинского.

8. Основной рабочий метод Ф. Бэкона - это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция.

9. Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах» (или «призраках»), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом:

а) рода;

б) пещеры;

в) рынка;

г) театра.

10. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание - сила».

11. Рене Декарт писал: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при ее посредстве возникает нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называется...»:

а) субстанцией;

б) формой;

в) материей;

г) движением.

12. Для Декарта оно не нуждается «... ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:

а ) абсолютное содержание;

б) реальное существование;

в) мыслящее Я;

г) очевидное явление.

13. По мысли Декарта, «материя» и «духовная субстанция»:

а) находятся в тесной взаимозависимости;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой.

14. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость;

б) протяженность (распространенность);

в) вечность;

г) изменчивость.

15. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез.

16. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

а) картезианством;

б) сенсуализмом;

в) реализмом;

г) деизмом.

17. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:

а) диалектического материализма;

б) механистического естествознания;

в) объективного идеализма;

г) протестантской теологии..

18. Томас Гоббс понимал истину как:

а) констатацию фактов и совокупность эмпирических познаний;

б) свойство наших суждений о вещах;

в) то, что принадлежит самим объектам и может быть познано нашими чувствами;

г) то, что дается в откровении или во врожденной интуиции.

19. С точки зрения Гоббса, акциденцией не является:

а ) движение;

б) субстанция;

в) покой;

г) цвет

20. Так Гоббс называет «склонность людей вредить взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:

а) социальный упадок;

б) естественное состояние;

в) природное заблуждение;

г) психическое отклонение.

21. По Гоббсу, государство - это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда:

а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;

б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей;

в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных;

г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой

22. По мысли Гоббса, государство законы природы:

а) развивает и совершенствует;

б) дополняет;

в) заменяет законами общества;

г) непосредственно использует

23. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня:

а) монархической;

б) демократической;

в) аристократической;

г) олигархической

24. По мнению Джона Локка, душа человека - это:

а) частица мирового духа, познающая путем интуиции и откровений;

б) вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания;

в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;

г) совокупность «врожденных принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.

25. Согласно Локку, основой всякого познания является:

а ) ощущение;

б) мысль;

в) интуиция;

г) опыт.

26. Размышление, по Локку, это процесс:

а) формирования первичных ощущений внешнего мира;

б) происхождения рефлексий как идей внутреннего опыта;

в) создания идей на основе внешнего опыта при посредстве чувственных восприятий;

г) возникновения сложных идей на основе обобщения простых идей.

27. По представлениям Локка, в нашем понимании истинный цвет золота, его блеск, твердость, вес, ковкость и т.д. относятся к сущности:

а) номинальной;

б) реальной;

в) и номинальной, и реальной;

г) не относится ни к одной из них.

28. По мнению Локка, свобода человека:

а) абсолютна и никем не контролируема;

б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;

в) ограничена свободой других людей;

г) ограничена силой государства.

29. Впервые в философии политики Локк в своей работе «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:

а) демократического централизма;

б) просвещенной монархии;

в) разделения властей;

г) общественного договора.

30. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:

а) логический;

б) эмпирический;

в) геометрический;

г) семантический.

31. В основе философской системы Спинозы лежит учение о:

а) методе;

б) акциденции;

в) субстанции;

г) боге.

32. С точки зрения Гегеля, философия Спинозы есть объективация философии:

а) Лейбница;

б) Локка;

в) Бэкона;

г) Декарта

33. Расположите пять частей «Этики» Спинозы в правильной последовательности:

а) О силе разума, или о человеческой свободе;

б) О Боге;

в) О происхождении и аффекте;

г) О природе и происхождении мысли;

д) О человеческой несвободе, или о силе аффектов.

34. С точки зрения Спинозы:

а) боги субстанция (природа) это одно понятие;

б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;

в) бог находится в природе, являясь ее творцом;

г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.

35. Спиноза использовал понятие «модус», которое означает:

а) внешнюю причину;

б) единичную конечную вещь;

в) атрибут субстанции;

г) воздействие и связь.

36. По мысли Спинозы, модус есть природа:

а) творящая;

б) сотворенная;

в) вечная;

г) абстрактная.

37. Спиноза писал: «Не существует ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Таким образом, в природе существует:

а) полная анархия;

б) относительность движения;

в) жесткий детерминизм;

г) абсолютное предопределение.

38. В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал:

а) аффект;

б) необходимость;

в) произвол;

г) предопределение.

39. Спиноза был сторонником:

а) демократии;

б) аристократии;

в) просвещенной монархии;

г) абсолютизма.

40. «Монада» в учении Г. В. Лейбница - это:

а) единая субстанция;

б) простая субстанция;

в) духовный модус;

г) объективная акциденция.

41. Между монадами Лейбница существует:

а) множество отношений;

б) гармония;

в) полное отсутствие отношений;

г) постоянная борьба.

42. Монады у Лейбница между собой:

а) тождественны;

б) различны;

в) в чем-то схожи;

г) несопоставимы.

43. Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Лейбница способны к:

а) рефлексии;

б) перцепции;

в) апперцепции;

г) индукции.

44 По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие:

а) перцепцией;

б) апперцепцией;

в) перцепцией и апперцепцией;

г) ощущениями и ясными представлениями.

45. Согласно теории «предустановленной гармонии»Лейбница, наш мир является:

а) единственно возможным;

б) лучшим из возможных;

в) худшим из возможных;

г) аналогичным всем другим.

46. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме...»:

а) самих чувств;

б) самого разума;

в) случайного;

г) эмпирического.

47. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах» является:

а) философия;

б) физика;

в) логика;

г) этика.

48. В философии Джорджа Беркли «быть» означает:

а) существовать независимо от нашего сознания;

б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;

в) быть воспринимаемым ощущениями;

г) существовать в человеческом представлении.

49. Беркли отрицал существование:

а) материи;

б) Бога;

в) ощущений;

г) сознания.

50. С точки зрения Беркли, в мире действуют причины:

а) механические;

б) физические;

в) духовные;

г) материальные.

51. В своей теории Д. Юм утверждал, что между впечатлениями и идеями существуют отношения:

а) сходства и различия;

б) временного и пространственного сосуществования;

в) бесконечного творчества;

г) причинности.

52. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения:

а) реальных вещей;

б) представлений;

в) впечатлений;

г) сущностей.

 


выдвинул теорию о на­учном методе познания и о "врожденных идеях".  
выдвинул учение о суб­станции, ее атрибутах и мо­дусах;
обосновал ведущую роль разума в познании;

 

Рис. 5.1. Философия Рене Декарта

 

 

модусы (свойства, производные от кореного) форма, движение, положе­ние в пространстве и т. д.
коренное свойство - протяжение, то есть все матери­альные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, в глубь) и делимы до бесконечности;
Сотворенные Богом субстанции(единичные вещи, идеи) обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к выс­шей субстанции - Богу - они производны, вторичны и зависят от него

Рис. 5.2. Учение о субстанции

 

Дуализм Декарта

Рис. 5.3. Философские взгляды Декарта

Теория субстанции Декарта: главным недостатком декартовой теории субстан­ции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заклю­чалась в том, что, по Декарту: субстанция - это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя; все сущности (суб­станции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, тем не менее, сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Богом - и в своем существовании полностью зависят от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанций - Бога  


Рис. 5.4. Философские исследования Баруха Спинозы

 

Теория познания

Рис. 5.5. Философские исследования Баруха Спинозы (продолжение)

 

большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).  
Специфика

 

Рис. 5.6. Английская философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

 

дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии, так и Европы в целом.
было положено начало эмпирическому (опытно­му) направлению в фило­софии;
Значение философии Ф. Бэкона

Рис. 5.7. Проблема познания философии Ф. Бэкона

 

"Путь муравья "- такой способ по­лучения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпири­ки" концентрируют внимание на прак­тическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину зна­ний, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и яв­лений, увидеть проблему изнутри.
"Путь паука"- получение знаний из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игно­рирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практическо­го опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматич­ны и, по Бэкону, "ткут паутину мыс­лей из своего ума".

Рис. 5.8. Проблема познания философии Ф. Бэкона (продолжение)

 

 

           
   
   
 
   
 
   
 
 

 

 


Рис. 5.9. Философия Ф. Бэкона

 

 

Рис. 5.10. Томас Гоббс

 

 

естественные знаки - сигналы при­роды (гром, молния, тучи и т.д.);
Классификация знаков
Гносеология (учение о познании): в качестве метода познания Т. Гоббс выступал за од­новременное использование как индукции, так и дедукции. Считал, что человек осуще­ствляет познание главным образом благо­даря чувственному восприятию. Чувствен­ное восприятие - это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из ок­ружающего мира и их последующая пере­работка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками»

 

Рис. 5.11. Предмет философских исследований Гоббса

 

 

 

Рис. 5.12. Джон Локк

 

Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.
Основные направления философских исследований Лейбница (Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, философ – считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии. Принадлежал к направлению рационализма)

 

Рис. 5.13. Основные направления философских исследований Лейбница

 

Основные направления философских исследований Лейбница(продолжение)

 

Рис. 5.14. Основные направления философских исследований Лейбница (продолжение)

 

 

Рис. 5.15. Философия субъективного материализма

наоборот, первичность идеи легко доказуема - перед изготовлением лю­бой вещи, существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
само понятие материи ложно;

 

Рис. 5.16. Джордж Беркли

 

 

 

Рис. 5.17. Дэвид Юм

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.152 с.)