Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Древнегреческая классическая философия – 5 в. до н.э. – сер. 4 в. до н.э. Средневековая европейская философия – 5 в. н.э. – 14 в. н.э. Философия эпохи европейского возрождения – 15 в. – 16 в. Философия Нового времени – нач. 17 в. – сер. 19 в. (Особо выделяют этап в рамках философии Нового времени: немецкая классическая философия – последняя треть 18 в. – сер. 19 в.) Современная философия (в широком смысле) – сер. 19 в. – 20 в. – наше время. ПОНЯТИЯ «МОДЕРН» И «ПОСТМОДЕРН». В русском языке термин «модерн» употребляется в более узком смысле по сравнению с европейскими языками. В русском языке термин «модерн» закреплен за определенной эпохой в истории искусства и определенным художественным стилем (напр., модерн как архитектурное явление в конце XIX– начале XX вв.). В европейских языках «модерн» – обозначение исторического периода, начало которого обычно связывают с Новым временем, т.е. начало модерна относится к 17 в. Понятия «постмодерн», «постмодернизм» прежде всего связаны с префиксом «пост-» как указанием на смену, переход к следующему этапу, преодоление предыдущего. Многие авторы критически относятся к термину «постмодерн», считая его неопределенным и бессодержательным. Однако можно говорить и о собственном, строгом содержании этого термина. Так, французский философ Жан-Франсуа Лиотар (р. 1924) связывает постмодерн со специфической ситуацией, сложившейся в западноевропейском обществе с середины 60-х гг. XX века. Начиная с середины 60-х гг. складывается особая (новая по отношению к предыдущему периоду) социокультурная, интеллектуальная, гносеологическая ситуация. Таким образом, «постмодерн» – это обозначение для изменения интеллектуальной атмосферы в западноевропейском обществе, термин для обозначения социокультурных трансформаций последней трети XX века. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ, НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ. Термины «классическая», «неоклассическая» и «постклассическая» философия не являются общеупотребимыми, с четко указанным содержанием. В рамках данного учебного курса под этими терминами понимается следующее. Термины «классическая», «неоклассическая» и «постклассическая философия» обозначают этапы движения западноевропейской философской мысли, специфические доминирующие подходы к трактовке принципов и содержания философского знания. Можно обратить внимание на следующее: с сер. 19 в. серьезной критике и переосмыслению подвергаются предмет философии, функции философии, основополагающие принципы европейской философии, особенно с точки зрения сопоставлении философского и научного знания. Возникают философский позитивизм, прагматизм и др. Однако с сер. 19 в. и вплоть до 60-х гг. 20 в. доминирующими в философии остается ориентация на рационализм, признание существования объективной истины, логическое обоснование философского знания и т.п., т.е. признаки классического философствования. Поэтому этап развития философии от середины 19 в. до 70-х гг. 20 в. можно назвать «неоклассическая философия» («новая классическая философия»). В сер. 60-е гг. 20 в. в ряде философских учений на первый план выходят деструктивные элементы, подобные философии греческих софистов: релятивизм, агностицизм, отрицание объективной истины, критика разума и отрицание важности логического мышления и т.п. Таким образом, отрицаются основы всей западноевропейской классической и неоклассической философии. Философию периода 70-х гг. 20 в. – нач. 21 в. называют «постклассической» («после классической»), или «философией постмодерна». КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ формируется в Западной Европе в Новое время на принципах английского сенсуализма (Т.Гоббс, Дж.Локк и др.), французского рационализма (Р.Декарт и др.) и достигает максимальной выраженности в немецкой классической философии (прежде всего у И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха). Классическая философия Нового времени в целом развивается в русле античной греческой (средиземноморской, запдноевропейской) философской традиции. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ несколько модернизирует содержание классической философии, акцентирует новые идеи и подходы в онтологии, гносеологии и аксиологии, предлагает достаточно оригинальные по содержанию конструктивно-логические решения философских проблем. Однако в целом западноевропейская философия второй половины XIX – первой половины XX вв. остается на позициях «классики», что и позволяет характеризовать эту философию как «неоклассическую». ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ возникает в последней трети XX в., осуществляет достаточно радикальный разрыв с классической философской традицией. Философия, именуемая как «постклассическая », связана с постмодернизмом как социокультурной ситуацией, поэтому «постклассическая» и «постмодернистска» философия могут рассматриваться как синонимы. Для позиции, занимаемой человеком в рамках постклассической философии, характерна критика основных концептов классической западной философии. Отвергаются философско-теоретические понятия «бытие», «субъект», «смысл», «истина», «структура» и др.
НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ПОЗИТИВИЗМ – философское учение, согласно которому философия по мере развития естественных (позитивных) наук утрачивает свой предмет и становится излишней, поскольку истинное знание о мире дают универсальные научные законы, сформулированные на основе фактов и подтвержденные экспериментально. НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии ХХ в., считающее единственно возможным проверяемое специально-научное знание, а традиционное философское знание – неосмысленным, потому что основные философские понятия не поддаются проверке. Неопозитивизм продолжил в новых формах традицию эмпиризма и позитивизма. Неопозитивисты считали, что предметом философии должен быть язык, и прежде всего – язык науки как средство выражения знания. Направление оформилось в середине 30-х гг. ХХ в., как ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (Шлик, Карнап, Нейрат и др.), ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА. НЕОРАЦИОНАЛИЗМ – течение в методологии и философии науки, сложившееся в первой половине ХХ в. во Франции и Швейцарии, как реакция на мировоззренческий кризис после первой мировой войны, распространение скепсиса и мистики. Свою задачу неорационализм видел в поддержании преемственной связи с веком Просвещения. Основные представители: Башляр, Гонсет, Мейерсон. В отличие от классического рационализма, который опирался на априорные схемы обоснования знания, неорационализм исходит из исторически меняющихся предпосылок познания и применяет в области историко-научных исследований диалектические идеи. Главные постулаты неорационализма: 1) онтологический: всеобщая детерминированность реальности, т.е. признание действия причин в реальности, осмысляемой разумом; 2) умопостигаемость «рационализированной» реальности, или «реальности второго порядка»; 3) методологический: универсальная значимость широко понимаемого экспериментального метода; 4) исторический: признание прогресса в познании и и существеннного значения рациональной мысли в жизни и развитии общества. НЕОТОМИЗМ – направление современной католической философии, базирующееся на учении Ф.Аквинского (1225 – 1274), получившее статус официальной философской доктрины Ватикана в конце XIX в. Центральным для неотомизма является принцип гармонии знания и веры. Исходя из признания акта творения Мира Богом, философия неотомизма подробно рассматривает соотношение Бога и сотворенного Мира, обогащая свой арсенал методами и категориями феноменологии, герменевтики, философской антропологии и др. современных направлений философии. ГЕРМЕНЕВТИКА – направление в современной философии, ориентированное на понимание «внутреннего смысла» текста в отличие от причинно-исторического объяснения текста, учение об интерпретации и понимании текстов. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – одно из основных направлений в философии ХХ в., исходное положение которого – отказ от любых идеализаций в качестве исходного пункта и признания единственной предпосылки – возможности описания спонтанно-смысловой жизни сознания (Гуссерль), возможности истолкования фундаментальных структур человеческого существования (Хайдеггер). Два основных варианта феноменологии – учения Гуссерля (признанный основоположник направления) и Хайдеггера. Основная идея феноменологии – неразрывность сознания, с одной стороны, и предметного мира – с другой, и в то же время несводимость, нередуцируемость сознания к предметному миру. СТРУКТУРАЛИЗМ – направление в философии ХХ в., сложившееся в 40-е – 60-е гг. XX в. Позиция структурализма – ориентация на поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает ключ к познанию самых разных явлений природы и социальной жизни. Выявить структуру того или иного феномена означает выявить тайну его устройства и соответственно алгоритм функционирования. Основоположником структурализма является К.Леви-Стросс. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ – направление в философии ХХ в., сложившееся в 60-е – 80-е гг. Позиция постструктурализма генетически восходит к критике структурализма, а содержательно представляет собой отказ от основных философских конструктивно-логических принципов познания под предлогом создания новых, более гибких исследовательских стратегий, позволяющих избежать иерархического упорядочения реальности. ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА – одна из школ аналитической философии в Европе, образованная группой логиков и философов, работавших в период между двумя мировыми войнами главным образом в Варшаве и Львове (осн. Представители – Лукасевич, Лесьневский, Котарбиньский, Айдукевич, Тарский и др.). Для школы было характерно резко отрицательное отношение к иррационализму, стремление к сближению философских и научных исследований, к преданию философским рассуждениям доказательного и логически строгого статуса. Важнейшим средством достижений этих целей считался логический анализ языка науки и философии, способствовавший устранению неточностей и двусмысленностей, которыми, как считали представители школы, питаются спекулятивно-иирационалистические философские концепции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.012 с.) |