Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема истины в философии, религии, науке. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Вопрос о том, что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Истина-это адекватное верное отражение действительности в голове человека(Аристотель). Иными словами, истина представляет собой соответствующее действительности содержание наших знаний о ней. Истина заключает в себе определённый итог процесса познания. Однако этот итог не законченный, не окончательный, а в каждом конкретном случае - промежуточный. Истина - процессуальна, то есть она заключает в себе процесс движения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности. Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на этот счет. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Л. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления — вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают.
Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко всё более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. Относительная истина характеризует неполноту, неокончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Это истина, нуждающаяся в уточнении пределов и условий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, одним словом, в дальнейшем развитии. Попытки признавать существование одних относительных истин получили название релятивизм (от лат. relatives - относительный) Абсолютная истина, напротив, концентрирует в себе то, в наших знаниях, что является безусловным, не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, что составляет элементы незыблемого, непреходящего знания в общем объёме относительного знания. Так же вариациями абсолютной истины являются «вечные» истины, аккумулирующими в себе твёрдо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты.Стремление оперировать одними абсолютными истинами вобрал в себя догматизм (от греч.dogma-мнение, учение, постановление). Быстрый прогресс науки в 19-м и 20-м веках выдвинул на передний план вопрос об истинности знания, получаемого применением научных методов, вопрос об истинности научного знания. Философия откликнулась на актуализацию этого вопроса разработкой нескольких концепций истинного знаний, научного знания в частности. 1)Корреспондентская(классическая)концепция истины. Правда этой концепции присутствуют уже в сочинениях Аристотеля. это концепцию иногда называют тоже классической.главным понятием этой концепции является понятие соответствия. Истинное - это соответствующее. Причём, рассматриваемая концепция изначально двойственна.С одной стороны, можно говорить и чаще всего говорят именно так об истинном знании (об истинности суждения, высказывания, предложения, системы предложений), подразумевая знание, соответствующее предмету знания. Это гносеологический вариант данной концепции. С другой стороны можно говорить ещё и об истинности в виду соответствие этой вещи её идее (понятию, сущности)-это онтологический вариант обсуждаемой концепции.
Главная неясность этой концепции –это содержание самого понятия соответствия в контексте этой концепции. Ведь высказывание о вещи и сама вещь принадлежит разным мирам: внутреннему(ментальному, идеальному, субъективному) миру и внешнему(материальному, объективному)миру. в частности, проблема языка, на котором можно говорить о двух мирах: мире высказываний и о мире вещей. Важный вклад а прояснение характера такого языка внесли исследование Альфреда Тарского. Такой язык (метаязык) он называет семантическим.На нём можно говорить и об объектном языке, на котором описывается мир вещей(мир фактов), и о самом мире вещей(мире фактов). Введение такого метаязыка позволило Тарскому создать работоспособный вариант корреспондентской истины. Не менее серьёзной проблемой обсуждаемой концепции истины является установление соответствия(степени соответствия) или несоответствия высказывания и вещи, проблема критерия истинности высказывания.В истории философии и науки предлагались различные методы(критерии)истинности знания: очевидность, логическая непротеворечивость, общепринятость, полезность, практика. Понятно, однако, что и сами эти моетоды распознавания истинности или неистинности высказываний должны быть проверенны на истинность, что требует привлечения других методов установления истинности. Её следует развивать и совершенствовать, дополнять другими концепциями. 2)Когерентная концепция истины. Сторонники этой концепции пытаются обойти основную проблему корреспондентской концепции истины: проблему установления соответствия между фрагментами мира знания(суждениями, теориями, концепциями и.т.д.) и фрагментами действительности(вещами, свойствами, отношениями).Они видят истинность знания не с том, что оно соответствует действительности, а в том что знание является когерентным, то есть самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. Истоки Совершенно отчётливо прослеживаются в трудах Аристотеля, сформулировавшего, как известно, основные законы логики.Коренные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Истинность, обеспечиваемую выполнением этих требований, можно назвать формальной истинностью. И. Кант писал в связи с этим: «Формальная истинность состоит всего лишь в согласии знания с самим собой, при полном отвлечении от всяких объектов вообще и от всяких их различий. И поэтому всеобщие формальные критерии истинности – не что иное, как общие логические признаки согласования знания с самим собою, или, что-то же, с всеобщими законами рассудка и разума Проблема первоначала Начала исторического пути развития древнегреческой философии приходятся на последнюю четверть VII в. – первые десятилетия VI в. до н.э. Уже ранняя мысль первых философских школ, которые возникают в Ионии (Малая Азия) и на юге Италии, Сицилии и части Аппенинского полуострова («Великая Греция»), стремилась объяснить существование разнообразных предметов и явлений окружающего человека мира, весь видимый и чувственно воспринимаемый им Космос не действием богов-демиургов или каких-либо высших, сверхъестественных сил, но исходя из самой природы. При этом она руководствовалась разумом как главным проводником человека в познании. В этом существенное отличие философии от мифологии и религии – предшествующих ей исторических типов мировоззрения.
Необходимо отметить, что все древние философы были учёными-энциклопедистами, как бы мы назвали их сегодня. Сама философия, в особенности на первых порах, являлась наукой, объединяющей многие знания, которые относились к различным областям существования мира, человеческой жизни, практической деятельности и познания: геометрию и географию, астрономию и космологию, законотворчество и этику, историю и теологию и пр. Так, Фалес – основатель милетской школы, первый из семи мудрецов древности, сумел понять природу солнечных затмений, догадавшись, что причиной их является прохождение Луны между Землей и Солнцем. Он предсказал одно из них, случившееся, согласно дошедшим до нас историческим сведениям, примерно в 585-584 г. до н.э. Фалес стал первым доказывать математические теоремы. Ученик его – философ Анаксимандр занимался астрономическими и географическими исследованиями, был техником – изобрел солнечные часы. Особенно известным он стал в Милете после того, как предсказал землетрясение. Анаксимандр первым поставил задачу отыскивать законы природы. Это была одна из тех философских идей, без которых науки просто бы не было. К сожалению, по самым разным причинам до нас не дошло работ самих первых учителей мудрости – тех, кого называют философами-досократиками. Все сведения об основных идеях, которые можно обнаружить в их учениях, мы получаем благодаря свидетельствам о них других философов – представителей более поздних этапов развития философского знания в Античности. Поэтому всем, изучающим наследие ранней древнегреческой философии, важно понимать, что в этом случае они имеют дело в основном с субъективными толкованиями, теоретический уровень и, соответственно, историко-философское значение которых, определяются, как правило, уровнем понимания их авторов первоначального философского материала, к которому они обращаются в связи с конкретными целями и задачами, стоящими перед их собственной философией. Наиболее полным и важным историческим свидетельством, запечатлевшим образы ранней философии являются труды Аристотеля, который был не только одним из крупнейших мыслителей Древней Греции, но также и первым историком философии.
Особенности ранней греческой философии. Важнейшей чертой древнегреческой философии является её космоцентризм. Основополагающим здесь является мировоззренческий принцип, согласно которому «Космос есть всё превосходящая реальность». Космос объемлет собой весь мир, вне его ничего не существует. Начало и конец всего сущего, всё сущее одухотворяющий он – воплощённый в реальности совершенный в своей гармонии образ бытия. Само греческое слово «космос» происходит от персидского, первоначально обозначавшего «шатёр». Постепенно его стали употреблять как поэтический образ звёздного неба, а затем для обозначения мира в целом, всего, что находится на небе и под ним – природы, человека, общества и культуры. Первые же философы предложили объяснять эту целостность из неё самой. Наряду с этим можно выделить и другие её особенности: натуралистический (от лат. natura – природа) характер, панпсихизм (вера в то, что всё сущее обладает душой как движущим им началом), сохраняющийся в ней через влияние мифологии, а также отсутствие представлений об автономности личности. Человеческая жизнь должна соответствовать гармонии, царящей в окружающем мире, космическом порядке, неотъемлемой частью которого человек является. В социально-политической сфере жизни это выразилось в отождествлении интересов индивида с интересами полиса (государства). Основные проблемы и философский образ первоначала. С первого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь скрытую от глаз «смертного» человека сущность мира (Космоса) и его самого. Вопрос о том, что есть мир? – был центральным вопросом, которым задавались античные философы. Исходя из его решения, они ставили и решали другие проблемы. В соответствии с этим формировались и философские дисциплины, основные разделы философского знания: онтология – учение о бытии; психология – учение о человеческой душе как части Мирового Духа; гносеология, вопрошавшая о возможности и способах познания мира, а также о критериях истинности знания; этика – учение о нравственности, разными способами отвечавшее на вопрос о том, что необходимо человеку, чтобы жить в гармонии с миром и другими людьми, и социальная философия – формировавшая представления об устройстве общества и наилучших формах государства. Постепенно в древнегреческой философии начал складываться образ единого первоначала сущего. Сущее – это всё то, что окружает человека в мире в виде единичных вещей, предметов, разнообразных процессов и явлений. Античные философы вкладывали в философский образ первоначала тот смысл, что необходимо существует всему предшествующая природно-вещественная основа (субстанция), из которой всё выделяется как из своей причины и в которую всё в конце концов возвращается, в обратном движении сливаясь с изначальным единством как некой тотальностью бытия. Это первая и фундаментальная реальность, которая изначальна, постоянна и – согласно взглядам некоторых мыслителей (напр., Анаксимандра) – беспредельна в противоположность тому, что производно, вторично, конечно и преходяще.
Несмотря на свою тотальность, первооснова не есть божество; она мыслится первыми философами в качестве основного принципа развития природы, который при определённых условиях обнаружить в ней самой. Цель философии – познать это безусловное начало, его возможность и силу как действительную всеобщую природу вещей, их подлинную сущность. Первые греческие философы поняли, что надо искать какие-то простые основания, исходя из которых, можно было бы логично вывести и объяснить устройство мира, человеческую жизнь, познание. И эта догадка имела решающее значение для развития теоретического, т.е. основанного на созерцательности человеческого ума знания, приведшего впоследствии к возникновению науки. В античной философии Введение Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в 6 веке до н.э. в Греции и просуществовала до 6 века н.э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 году последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала 1200 лет. Однако ее невозможно определить только с помощью территориальных и хронологических определений. Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.
Похожие статьи вашей тематики
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.131.239 (0.011 с.) |