Проблема происхождения сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема происхождения сознания.



В основном происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», которая качественно отличается от «поведения» животных.

То, что нужно человеку, он не застает в мире в готовом виде. Он все должен создать сам, то есть переделать мир. В результате деятельности создается постоянно меняющийся мир. Жить в этом мире на основе только генетической программы нельзя, так как неадекватная реакция может привести к гибели.

Для существования человека необходимо постоянно создавать образы того, что он хочет. Этот процесс есть целеполагание.

Этот образ надо удерживать в голове вместе со свойствами, которые не даны в чувственном восприятии, так как человек пользуется уже не природными веществами, а переделанными им. Эти свойства фиксируются в абстрактных понятиях – зафиксированных в слове. Слово – это знак понятия.

Необходимо также определить способ достижения цели. Это делается с помощью абстрактного мышления, в котором устанавливаются причинно-следственные связи между предметами, которые внешне ничем не связаны. Все это объединяется понятием сознание (со-знание). Чтобы отделить себя от внешнего мира и результатов своей деятельности, оценить свои возможности и способности достижениями целей, человеку необходимо самосознание. Сознание человека не угасает, так как деятельность человека постоянно меняет мир и заставляет сознание вечно бодрствовать.

В происхождении сознания много проблем. Например, почему сознание возникло только у человека? Могло ли оно не возникнуть. Одно и то же — речь и мышление — или существует мысли без слов? Есть ли мышление и речь у животных? И т.д.

Структура сознания.

В сознании выделяют следующие уровни:

— чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление);

— мышление (понятие, суждение, умозаключение).

Ощущение – воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие – воспроизведение предмета в целом. Представление – воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление – явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания?

Мышление невозможно без языка. Естественный язык – способ существования мышления. Искусственные языки (математические формулы, язык немых, азбука Морзе и т. п.) существуют только на базе естественного.

Проблемой является наличие этого уровня психики у животных. Некоторые особенности поведения животных указывают на наличие у них интеллекта. Но как он может существовать без языка?

К сознанию относится также и самосознание. Самосознание – это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль.

Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты).

В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П. В. Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Все остальное – неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:

- бессознательное – биологические потребности, инстинкты;

- подсознание – все то, что было или может быть осознано;

- сверхсознание – неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания – эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.


Структура сознания.

Схема 1.

Структура сознания.

Схема 2.


Структура психики.

 

 

Структура общественного сознания.

Доклады и рефераты.

1. Проблема бессознательного в современной науке.

2. Фрейдизм и неофрейдизм о структуре сознания.

3. Современные теории антропогенеза.

4. Религиозные и идеалистические концепции происхождения сознания.

5. Интегральная йога о структуре сознания.

Основная литература.

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001.

2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

3. Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007.

4. Спиркин А. Г. Основы философии. – М., 2001.

5. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.

6. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

7. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.

Дополнительная литература.

1. А.А. Аредаков. Сознание в онтологиях антропного принципа.//Вопросы философии, 2008, №1.

2. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратников. Концепции современного естествознания: Учебник. – М. ЮНИТИ, 2004.

3. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. / Гл. 17. Мозг. Сознание, бессознательное. – М., 1997.

4. Гримак А.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989.

5. Д.И. Дубровский. Проблема «другого сознания».//Вопросы философии, 2008, №1.

6. Дубов А.П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. – М., 1980.

7. Интегральная йога Шри Ауробиндо. – М., 1992.

8. Канке В. А. Концепции современного естествознания. Учебник – М.: Логос, 2002.

9. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. / Учебник – М.: Академ. проспект, 2004.

10. Концепция современного естествознания. / Под ред. С. И. Смагина. 9-е изд. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

11. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. – М., 1974.

12. Мамардашвили М. К. Сознание – это парадоксальность к которой невозможно привыкнуть. // Вопросы философии, 1989, №7.

13. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. // Вопросы философии, 1990, №10.

14. Маслова Е. Б. Бессознательное и ее роль в психической деятельности человека. // ж. Вестник МГУ, «Философия», 1992, №2.

15. Налимов Э. Дискретность и непрерывность в языке и мышлении. – Тбилиси, 1974.

16. Налимов Э. Спонтанность сознания. – М., 1986.

17. Семирухин Л. В. Нанотехнологии и сознание.//Философские науки, 2008, №1.

18. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

19. Фролов О. Ф. Психика и сознание. – М., 1975.

20. Хачатурян В. М. Измененные состояния сознания. К проблеме архаической компоненты психики.//Человек, 2008, №1.

21. Черниговская Т.В. Язык, мозг и компьютерная метафора. №2.//Человек, 2007, №6.

22. Этинген Л. Е. Головной мозг мужчины и женщины. Так ли они одинаковы? №2.//Человек, 2007, №6.

23. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1996.

Тема 13. Проблема сознания в философии и современном естествознании. Философия познания, философия науки (6 часов).

Занятие 2. Познаваемость мира и его законов (2 часа).

Вопросы для повторения.

1. Как понимали материалисты древности различие между явлениями сознания и материальными вещами?

2. В чем качественное отличие явлений сознания от материальных вещей?

3. Как определить идеальное, чем оно отличается от материального?

4. Как связано сознание с материей? Какие могут быть варианты ответов?

5. Что такое психофизиологическая проблема?

6. Что такое психофизическая проблема?

7. Диалектический материализм считает, что вся материя обладает свойством, которое на разных уровнях материи имеет разное развитие, а на высшем уровне становится сознанием человека. Что это за свойство?

8. Какую проблему должна решить теория отражения в диалектическом материализме?

9. Какая проблема в объяснении сознания возникает в диалектическом материализме с принятием теории отражения?

10. Почему сознание возникло только у человека? Могло ли оно не возникнуть?

11. Можно ли сказать, что мышление и речь – это одно и то же, что не существует мысли без слов? Есть ли мышление у животных?

12. Что такое подсознание?

13. Что такое бессознательное в психике человека?

 

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Основные философские концепции познания мира.

2. Чувственное познание мира и его формы (ощущение, восприятие, представление).

3. Рациональный уровень познания. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Роль рациональной интуиции в познавательной деятельности.

4. Иррациональное познание. Иррациональная интуиция, медитация.

5. Понятие истины. Объективность и конкретность истины.

6. Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина и заблуждение.

7. Проблема критерия истины.

 

Тестовые задания.

1. Гносеология это:

а) философская дисциплина (раздел философии),

б) учение о человеческом познании,

в) проблема поиска истинного знания,

г) все сказанное верно.

2. Знание есть «припоминание». Это утверждение высказал:

а) Демокрит;

б) Аристотель;

в) Платон;

г) Эпикур;

д) Сенека.

3. Философов, которые считают разум основой человеческого познания и выражают глубокое недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации принято называть:

а) иррационалистами;

б) сенсуалистами;

в) рационалистами;

г) эмпиристами.

4. Истина трактуется как «результат соглашения между людьми» в рамках:

а) прагматистской теории истины;

б) корреспондентской теории истины;

в) неотомистской теории истины;

г) конвенциональной теории истины.

5. Существовавший в античности гносеологический подход, в рамках которого подвергалась сомнению возможность получения достоверного знания, принято обозначать как:

а) гностицизм;

б) гедонизм;

в) скептицизм;

г) рационализм.

6. Философ Нового времени, который понимал пространство и время как доопытные (априорные) формы нашей чувственности:

а) Д. Локк;

б) Дж. Беркли;

в) И. Кант;

г) Л. Фейербах.

7. Философ,который сделал принцип: «Я мыслю, следовательно, существую», исходным принципом своей философии:

а) Ф. Бэкон;

б) Августин Аврелий;

в) Р. Декарт;

г) Дж. Локк.

8. Новые идеи, которые Дж. Локк вносит в теорию познания Нового времени:

а) разработку теории врожденных идей;

б) постановку проблемы и разработку теории первичных и вторичных качеств;

в) сведение качественного многообразия природы к единому основанию;

г) введение опыта в теорию познания в качестве источника знания.

9. И. Кант считал, что эмпирическое знание может обрести достоинства всеобщности и необходимости благодаря:

а) универсальности экспериментального метода, с помощью которого добывается это знание;

б) существованию Бога;

в) всеобщности и необходимости законов природы;

г) наличию у познающего субъекта априорных (доопытных) категориальных форм чувственности и рассудка.

10. Эмпирические методы познания были истолкованы в качестве универсальных, философских:

а) Б. Паскалем;

б) И. Ньютоном;

в) Ф. Бэконом;

г) Р. Декартом.

11. Гносеологическое направление, выраженное в словах «Нет ничего в интеллекте, чего прежде не было бы в чувствах»:

а) рационализм;

б) сенсуализм;

в) иррационализм;

г) прагматизм.

12. Точка зрения сторонников иррационализма:

а) «Существует изначальное родство между мировым духом и человеческой способностью познавать мир»;

б) «В разуме нет ничего, чего не было бы прежде в чувствах»;

в) «Познание мира возможно лишь с помощью интуиции прозрения»;

г) «Сознание всегда адекватно отражает материю».

13. Философское направление, в котором утверждается, что мир принципиально непознаваем:

а) иррационализм;

б) рационализм;

в) диалектический материализм;

г) сенсуализм.

14. Утверждение сторонников агностицизма:

а) «Процесс познания бесконечен»;

б) «В науке есть неразрешенные задачи»;

в) «Сущность вещей принципиально непознаваема»;

г) «Все наши знания имеют объективное содержание».

15. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания.

16. В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) противостоит субъекту познания;

в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

г) является частью самопознающего субъекта.

17. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение.

18. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

19. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна.

20. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) ложь;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок.

21. Среди современных концепций истины отсутствует:

а) когерентная;

б) соответствия;

в) системная;

г) прагматическая.

22. Субъект познания в современной гносеологии – это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный ученый или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т. д.);

г) мыслительный коллектив.

23. Современные гносеологические исследования предполагают:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) интуитивизм;

г) теоретико-методологический плюрализм.

24. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

в) идея;

г) ощущение.

25. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связанна с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма.

26. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах):

а) понятие;

б) категория;

в) дефиниция;

г) термин.

27. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие;

б) категория;

в) суждение;

г) умозаключение.

28. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я - человек», сделайте умозаключение:

а) я отношусь ко всем людям;

б) все люди похожи на меня;

в) я мыслю;

г) животные тоже мыслят.

29. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

б) обыденно-практическое;

в) игровое;

г) философское;

д) мифологическое.

30. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами:

а) действие;

б) познание;

в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

31. «Понимание» в современном направлении герменевтики рассматривается как:

а) диалог текстов;

б) приобщение к смыслу человеческой деятельности;

в) сама человеческая деятельность;

г) смыслообразование;

д) общение вне «стихий языка».

 

Задачи.

1. К. Маркс писал: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления». (Соч. Т.3 С.1).

Согласны ли Вы с данным тезисом? Какова роль практики в познании?

Аргументируйте свой ответ.

2. Проведите анализ следующих высказываний о соотношении объекта и образа:

а) объект – это и есть образ, совокупность ощущений;

б) образ есть полная копия объекта, объект ничем, не отличается от
образа;

в) между объектом и образом, нет ничего общего;

г) совпадение образа с объектом есть процесс.

3. К каким, философским направлениям, можно отнести приведенные определения истины; выберите, на ваш взгляд, наиболее верное и аргументируйте свой выбор:

а) истина – интуитивно ясное и самоочевидное положение;

б) истина – идея, руководство которой приводит к успеху;

в) истина – знание, которое соответствует показаниям органов чувств;

г) истина – знание, которое является адекватным отражением объективного мира;

д) истина – логически непротиворечивое знание.

4. Н. Кузанский писал: «Разум также близок к истине, как многоугольник к кругу...» (Антология мировой философии. Т.2. С.56). Проанализируйте это высказывание с точки зрения абсолютности и относительности истины.

 

Основные идеи темы.

Познание есть процесс формирования знаний. Уже древнегреческие философы обнаружили противоречия в этом процессе. Эти противоречия Зенон выразил в своих апориях «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стадион». По мнению древних греков, эти противоречия связаны с двояким происхождением знаний. Один источник знаний – чувства и ощущения. Другой источник – разум.

Отсюда они сделали вывод, что знания не могут быть единым с тем, знанием чего они являются: есть объект познания, есть субъект познания и есть знание субъекта об объекте, которое получается с помощью чувств или разума.

Если знание субъекта не «похоже» на объект, то возникает первый вопрос: может ли субъект получить достоверные знания об объекте?

Те, кто считал, что такое знание невозможно, получили в дальнейшем название агностиков. Агностицизм – это учение, либо отрицающее возможность получения достоверного знания, либо ограничивающее эту возможность.

Второй вопрос заключается в следующем: что же является источником достоверного знания – чувства или разум? Те, кто считал, что таким источником являются чувства, получили название сенсуалистов, те, кто разум – рационалистов. Мы можем назвать Парменида и Зенона первыми рационалистами, так как они считали, что чувства дают ненадежные знания (или мнения), а разум – надежные знания (или истину). Фактически рационалистами были и атомисты (Левкип, Демокрит). Хотя они и признавали, что образы вещей проникают в наши чувства, эти знания они считали мнением, а истиной считали знания о том, что все в мире – это атомы и пустота.

Так же и Платон считал истинными идеи, к которым можно приблизится с помощью разума. С помощью же чувств человек познает лишь тени идей. Дуализм Декарта, утверждавшего, что нет ничего общего между двумя субстанциями – протяженной и мысленной, приводит к выводу о том, что они не могут действовать друг на друга, а значит, материальный мир не причина наших представлений о нем. Поэтому среди сенсуалистов появилось два направления. Одно- материалистическое (те, кто считал, что источник ощущений – внешний материальный мир (Локк), другое субъективно-идеалистическое (те, кто считал источником знаний собственные ощущения, не связанные с материей (Беркли). Таким образом, в философии формировалось представление о процессе познания как формирования субъектом знаний об объекте, которое может осуществиться с помощью чувств и разума.

Проблема истины в познании.

Следующая важнейшая проблема в познании – это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? (Суть проблемы хорошо показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая – холод. Какая же вода на самом деле?»).

В истории философии были разные ответы на эти вопросы.

В древности крайние точки зрения следующие:

а) материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени;

б) объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон);

в) софисты считали, что объективной истины нет: «Человек – мера всех вещей».

г) Затем на понимание истины наложила отпечаток диалектика, и истину стали понимать как изменяющееся знание.

1. Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром (диалектический материализм). Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика.

2. Истина – это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля).

3. Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины – логическую непротиворечивость.

4. Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное Переживание, как интуицию.

5. Неопозитивизм считает, что истина – это согласованность предложений науки с чувственным опытом.

6. Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.

7. Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина – это знания, приводящие к успеху.

Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это – истины факта (вечные истины), все остальное – относительные истины.

Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения. Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание – заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом.

Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании.

Разные философские учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее.

Истина и объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива и в какой-то мере и условна, так как носит относительный и субъективный характер.

Темы окладов и рефератов.

1. Концепция медитативного познания мира в философии и культуре Востока.

2. Роль чувственного созерцания в постановке диагноза.

3. Абстрактное мышление и медицинская диагностика.

4. Основные философские концепции истины.

5. Истина и заблуждение в истории медицины.

6. Практика – критерий истины.

 

Основная литература.

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001.

2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

3. Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007.

4. Спиркин А. Г. Основы философии. – М., 2001.

5. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.

6. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

7. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.

Дополнительная литература.

1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. // Новосибирск, 1983.

2. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. - М., 1985.

3. Аронов Р. А., Баксанский О. Е. Происхождение знания: истоки и основы.//Вопросы философии, 2008, №4.

4. Дилитаяну Г. А. Методология диагноза. - М., 1970.

5. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. - М., 1974.

6. Интегральная йога Шри Ауробинде. - М., 1992.

7. Канке В. А. Философия - М., 1996.

8. Лекторский В. А. Конструктивизм и реализм в эпистемологии.//Философские науки, 2008, №3.

9. Розов М. А. Познание и инженерное проектирование.//Философские науки, 2008, №3.

10. Селиванов Ф. А. Истина и заблуждение. - М., 1972.

11. Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие?//Вопросы философии, 2008, №2.

12. Степанянц М. Т. Знание и вера: многообразие культурных подходов.//Вопросы философии, 2007, №12.

13. Труфанова Е. О. Конструктивистский подход к Я.//Философия науки, 2008, №3.

14. Фарман И. П. Конструктивизм как направление. Формирование метода и перспективы.//Философские науки, 2008, №3.

15. Хрестоматия по философии: Уч. пособие / Сост. Алексеев П. В., Панин А. В. – М., 1996. (раздел 2: философия познания).

16. Хуторской А. В., Король А. Д. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект).//Вопросы философии, 2008, №4.

17. Черткова Е. Л. Метаморфозы конструктивизма.//Философские науки, 2008, №3.

18. Чудинов Э. М. Природа научной истины. - М., 1977.

19. Швырев В. С. От классического к современному конструктивизму.//Философские науки, 2008, №3.

20. Ярошевский Т. Размышления о практике. - М., 1976.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.177 с.)