Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции социальной философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии. 1. функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей); 2. функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном); 3. критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок); 4. функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества. Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям: 1. гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп); 2. методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению); 3. интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия); 4. прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека); 5. мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения – мифологии и религии - социальная философия 6. аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта); 7. социальная функция (в наиболее широком смысле социальная философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению); 8. гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни). Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии. Известный философ К. Х. Момджян справедливо отмечает, что, в отличие от конкретных наук, каждая из которых разрабатывает свою «делянку», у философии хватает дерзости попробовать осмыслить мир в его тотальности, универсальности, всеобщности. Эта тотальность раскрывается ею в двух взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать «субстанциальным» и «функциональным». В первом случае речь идет о поиске существенных и неслучайных сходств между подсистемами целостного мира (примером которого может служить их подчиненность универсальным принципам каузально-функциональной связи, на существовании которых настаивают концепции философского детерминизма). Во втором случае речь идет о попытках объяснения подобных сходств путем раскрытия существенных и неслучайных связей, реальных опосредований между соотносимыми «царства бытия» (Момджян К. Х. Социум. Общество. История. M., 1994). Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум. Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.
Доклады и рефераты. 1. Возникновение и основные этапы развития теоретической социологии. 2. Основные социально-философские идеи русской религиозной философии. 3. Концепции классической социологии. 4. Истина и ценность в социальном познании. 5. Методы прикладной социологии. Основная литература. 1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001. 2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008. 3. Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007. 4. Социология. Учебник для вузов (Г. В. Осипов, А. В. Кобыща, М. Р. Турчанский) - М., Наука, 1995, с." 52-67. 5. Спиркин А. Г. Основы философии. – М., 2001. 6. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007. 7. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 8. Фролов С. С. Основы социологии. - М., Юристъ, 1997, с. 7-38. 9. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.
Дополнительная литература. 1. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. - М., 1994, с. 37-89. 2. Гладков В. В. Философский практикум. Выпуски 1-3 -М., Наука, 1994, с. 166-168. 3. Комаров М. С. Введение в социологию. М., Наука, 1994, с. 7-35. 4. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. -М., Академия, 1997, с. 5-41. 5. Мамардашвили М. К. Из лекций по социальной философии. // Социологический журнал, 1994, № 3. 6. Момджян К. Х. Социум. Общество. История. - М., Наука, 1994, с.51-66. 7. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. - М., Центр, 1996, с. 10-49. 8. Смелзер Н. Социология. - М., Наука, 1994, с. 14-26. 9. Философия. Учебник (под ред. В. Д. Губина) - М., 1996, с. 170-184. 10. Фролов С. С. Социология. М., Наука, 1994, с. 5-31. Тема 15. Проблема взаимодействия природы и общества (2 часа). Цель занятия. Сформировать философское представление о взаимодействии природы и общества в прошлом и настоящем.
Задачи. 1. Изучить исторические формы взаимоотношений природы и общества. 2. Рассмотреть основные концепции взаимодействия природы и общества. 3. Дать анализ глобальных проблем современности в т. ч. демографической и экологической проблемы.
Вопросы для повторения. 1. Дайте определение социальной философии. 2. Назовите функции социальной философии. 3. Дайте характеристику основных эпох развития социальной философии. 4. Как соотносятся науки о человеке и социальная философия? 5. Назовите основные этапы развития социологии. 6. Дайте характеристику уровней современного социологического знания. 7. Назовите основные методы прикладной социологии. Дайте их краткую характеристику. 8. Раскройте сущность цивилизационного и формационного подходов в социальной философии.
Вопросы для подготовки к занятию и опроса. 1. Исторические формы отношений человека и природы. 2. Основные концепции взаимоотношений общества и природы. 3. Глобальные проблемы современности: а) генезис глобальных проблем; б) виды глобальных проблем: экологические, демографические и др.; в) пути преодоления глобальных проблем. 4. Космос и человечество. Концепция ноогенеза Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского.
Тестовые задания. 1. Вид природных ресурсов, освоенный человеком в эпоху первобытно-общинного строя: а) естественное богатство средств природы; б) естественное богатство средств труда. 2. Вид производства, который имел определяющее значение в развитии первобытного общества: а) производство средств существования; б) производство самого человека. 3. Философ, развивший концепцию ноосферы? а) Бердяев; б) Вернадский; в) Витгенштейн; г) Шпенглер; д) Тойнби. 4. Назовите составляющие демографического фактора социально-исторической динамики: а) численность населения; б) национально-психологические особенности населения; в) геополитические особенности региона проживания населения; г) уровень рождаемости; д) плотность расселения; е) баланс по половому и возрастному признакам. 5. К основным глобальным проблемам современности относят: а) проблема загрязнения мирового океана б) проблема СПИДа в) экологическая проблема г) демографическая проблема д) проблема голода е) проблема сохранения мира. 6. Сущность демографической проблемы как глобальной: а) снижение рождаемости б) рост смертности в) рост народонаселение г) исчезновение малых народов д) глобализация. 7. Сущность экологической проблемы: а) загрязнение природы промышленными предприятиями б) рост народонаселения за счет населения развивающихся стран в) снижение народонаселения в результате сокращения рождаемости г) неспособность биосферы перерабатывать отходы жизнедеятельности человечества д) загрязнение атмосферы в результате возникновения озоновых дыр. 8. Особенность проблемы сохранения мира в XXI веке: а) распространение оружия массового уничтожения б) гонка вооружений в) холодная война г) доступность оружия массового уничтожения д) повышение роли ООН. Основные идеи темы. Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа – предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Как отмечает Н. Н. Моисеев, развитие общества вне биосферы – это нонсенс! Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазона – жизненная необходимость людей. Иначе говоря, человек как биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические, вся совокупность которых поражается биологической организацией человека. Экологические потребности – особый вид общественных потребностей. Человек нуждается в определенном качестве естественной среды его обитания. Лишь при сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования людей как воздух, вода и почва возможна их полноценная жизнь. Разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело бы к гибели жизни на Земле. Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их удовлетворение происходило автоматически и люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек, И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна. Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств существования. Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям – миграции населения. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е. экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение обитаемости планеты Земля. Все это свидетельствует о том, что в процессе обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а наоборот, возрастала. Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводилась экологическая среда, И в наши дни интересы обеспечения будущего рода человеческого вынуждают людей все больше считаться с законами функционирования и развития биосферы. В целом можно выделить следующие этапы взаимодействия природы и общества: 1. Доисторический (доцивилизационный), когда имеет место неосознанное сотрудничество, а противостояние носит неантогонистическии характер; 2. Исторический (цивилизационный, современный). Для этого этапа отличительны: нарастание конфронтационных, антагонистических отношений между природой и обществом; производящаядеятельность, ведущая к уничтожению естественной среды обитания, быстрой смене естественных ландшафтов антропогенными, постепенное осознание гибельности конфронтационных отношений. 3. Постисторический, постцивилизационный (будущий). Предполагает наличие альтернативы: либо экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо полная перестройка философской основы взаимоотношений Природы и Человека. Сейчас уже ясно, что образ жизни, который требует все большего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его генотипе. Показательно в этом отношении то, что современная экологическая ситуация складывалась в ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей. Подобная антропоцентрическая стратегия преобразования природной Среды, изменения отдельных элементов природного окружения без учета системной организации природы в целом привели к изменениям ряда факторов, которые в своей совокупности понижают качество природной Среды, вызывают необходимость все большей затраты сил, средств, ресурсов для их нейтрализации. В конечном счете, случилось следующее: стремясь к достижению ближайших целей, человек в итоге получил последствия, которые не желал и которые порой диаметрально противоположны ожидаемым и способны перечеркнуть все достигнутые положительные результаты, Угроза глобального экологического кризиса свидетельствуют об исчерпании возможностей саморегуляции биосферы в условиях возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе. Землю нельзя рассматривать как нечто обособленное от человеческой цивилизации. Человечество – лишь часть целого; обращая свой взгляд на природу, мы обращаем его на самих себя. И если мы не,поймем, что человек, будучи частью природы, оказывает навесь окружающий его мир мощное и растущее влияние, что человек, по сути дела, такая же естественная сила, как ветры и приливы, мы не сможем увидеть и осознать всей опасности наших нескончаемых усилий вывести Землю из равновесия. Если в прошлом, несмотря на происходившие на локальном или региональном уровнях необратимые изменения окружающей среды, природа сама справлялась с поступающими в биосферу промышленными и другими отходами, поскольку их общий объем не превосходил ее способности к самоочищению, то в настоящее время, когда общий объем загрязнения природы существенно превышает ее способности к самоочищению и самовосстановлению, она уже не в состоянии справится с нарастающими антропогенными перегрузками. В связи с этим человечество вынуждено взять на себя ответственность за сохранение естественной среды обитания в жизнепригодном состоянии. Проблема философских аспектов во взаимоотношениях «человек-природа-цивилизация» является чрезвычайно обширной и многоплановой. Несмотря на появление представлений о единстве природы и человека, их взаимообусловленности, эти два мира в сознании ученых XIX века еще не были взаимосвязанными. Таким связующим звеном сказалось учение о ноосфере, которое начало формироваться В. И. Вернадским в начале нынешнего столетия. К 1900 г. им был подытожен опыт многолетних исследований. В результате возникла новая научная дисциплина: биогеохимия. В книге с таким же названием Вернадский развернул широкую программу эволюции биосферы с момента ее возникновения и до настоящего времени. Создание биохимии естественно поставило новый вопрос – вопрос о месте человека в этой картине общепланетарного развития. И Вернадский дал на него ответ. Уже в первые годы ХIХ в. он начал говорить о том, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным – направляемым силой разума.
Доклады и рефераты. 1. Коэволюционная стратегия: принципы и регулятивы. 2. Коэволюция как новая парадигма цивилизации. 3. Новый образ природы и новые ценности цивилизации сотрудничества и ненасилия. 4. Экологическое сознание и проблема типов рациональности. 5. Основные концепции устойчивого развития. 6. Демографическая ситуация в России. 7. Экологическая ситуация в Росси и Удмуртии.
Основная литература. 1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001. 2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008. 3. Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007. 4. Социальная философия (под ред. В.Н. Лавриненко). - М., 1995, с. 53-67. 5. Социология. - М., 1995, с. 79-85. 6. Спиркин А. Г. Основы философии. – М., 2001. 7. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007. 8. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 9. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.
Дополнительная литература. 1. Арон Р. Основные вопросы философии истории. // Философия и общество. 1997, № 1, с. 254-273. 2. Глобальная экологическая проблема. - М., 1988. 3. Глобальные проблемы общечеловеческой ценности. - М., 1990. 4. Грин Л. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества. Ч.2 – Волгоград, 1995, с. 5-22. 5. Канке В. А. Философия. - М., 1996, с. 245-255. 6. Кареев Н. Основные вопросы истории. // Философия и общество. 1997, № 1, с. 218-244. 7. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995. 8. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. // ж. Вопросы философии, 1995, № 1. 9. Момджян К. Х. Социум. Общество. История. - М., 1994, с. 75-100. 10. Момджян К. Х. Социум. Общество. История. - М., 1994. 11. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. - М., 1996, с.313-329. 12. Смелзер Н. - Социология. - М., 1994, с. 84-90.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.015 с.) |