Тема 2. Социальная природа сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Социальная природа сознания



И темы контрольных работ

По философии

 

 

Екатеринбург 2005
Федеральное агенство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт педагогической юриспруденции

Кафедра философии

 

 

 

 

Методические рекомендации, планы семинарских занятий и темы контрольных работ по философии

 

Для студентов заочного обучения

специальностей 020300 – Социология, 031000 – Педагогика и психология, 031300 – Социальная педагогика,

032700 – Юриспруденция (образовательное право),

033100 – Физическая культура, 060100 – Экономическая теория, 350500 – Социальная работа, 020400 – Психология, 033200 – Иностранный язык, 052300 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

 

Екатеринбург 2005

Методические рекомендации, планы семинарских занятий и темы контрольных работ по философии. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 32 с.

 

 

Составитель доц., канд. филос. наук С.З.Гончаров

 

 

Рецензент д-р филос. наук, проф. Ю.П.Андреев

 

 

Одобрены на заседании кафедры философии.

Протокол от 4 апреля 2005, № 7.

 

Зав. кафедрой философии С.З.Гончаров

 

Рекомендованы к печати методической комиссией ИПЮ.

Протокол от 15.04.2005, № 3

 

Председатель методической

комиссии ИПЮ Т. М. Звездина

 

 

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2005

© Гончаров С.З., 2005

 
 

Введение

 


При усвоении дисциплины студент должен иметь программу по философии, в которой отражены цели, задачи, требования к уровню усвоения содержания дисциплины, приведена основная и дополнительная литература по всем темам курса, контрольные вопросы для подготовки к экзамену.

Отчетность студентов по курсу включает в себя зачет по контрольной работе и экзамен. Допуском к экзамену является зачет по контрольной работе. Экзаменационный билет состоит из 2 вопросов. При подготовке к экзамену целесообразно письменно ответить на все контрольные вопросы. Это, как правило, способствует успешной сдаче экзамена. Для обоснованной оценки преподаватель имеет право посмотреть конспекты лекций, первоисточников, учебной литературы, выполненные студентом. Эти конспекты рекомендуется иметь на экзамене. Во время сдачи экзамена студент имеет право пользоваться только рабочей программой по философии.

 


Методические рекомендации

по подготовке к семинарским занятиям

 

Семинар – вид учебной аудиторной совместной деятельности, осуществляемый в форме практики мышления, речи и письма. На семинаре студент отвечает на вопросы; уточняет, дополняет, обобщает ответы других; участвует в ролевых играх, дискуссиях; выступает с сообщением, докладом. Достоинством семинара является дискуссионная форма усвоения материала, сотворчество в обсуждении проблем, интеллектуальная состязательность.

При подготовке к семинару сначала следует прочесть конспект лекций по теме занятия, затем изучить учебную и справочную литературу (учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии), после чего первоисточники.

Литературу необходимо конспектировать и давать сжатые письменные ответы на вопросы семинара. Такие ответы пригодятся при подготовке к экзамену. В них следует отразить содержание главных понятий и связь между ними, дать собственную оценку тем или иным концепциям, выявить связь изучаемого вопроса с современностью, педагогикой и с будущей профессиональной деятельностью. Для подготовки к семинарам надо завести тетрадь и на экзамене предъявить ее преподавателю. По неясным вопросам можно обращаться к преподавателю.

Текст выступления на семинаре с сообщением, докладом, должнен быть написан самим студентом. Выступления, на которых студент ограничивается только чтением уже опубликованного текста, преподавателем не учитываются.

По пропущенным семинарам студент отчитывается в устной или письменной форме. В противном случае преподаватель имеет право задать студенту на экзамене дополнительные вопросы по теме пропущенного занятия.

Преподаватель оценивает подготовку студента к семинару по следующим критериям:

· наличию конспектов лекций, первоисточников;

· пониманию главных понятий, их связей;

· умению мыслить самостоятельно, логично, последовательно, доказательно;

· умениям оценивать идеи, концепции, обосновывать свою теоретическую позицию, связывать теорию с практикой, приводить примеры, проводить аналогии.

 


Планы семинарских занятий

 

Тема 1. История философии

 

1. Предмет, составные части, функции философии.

2. Различные принципы построения философских систем в истории философии: античность, Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время (XVII – XIX вв.).

3. Принципы философских систем Платона, Августина Аврелия, Р. Декарта, Спинозы, И. Канта, Г.В. Гегеля, К. Маркса.

4. Особенности и основные идеи русской философии XIX–XX вв.; проблема «Россия – Европа» в работах славянофилов и западников: Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев о цельном знании и кризисе западной философии.

5. Об интеллигенции и революции (по сборникам «Вехи», «Из глубины»).

6. Критика С.Л. Франком нигилизма, кумиротворчества. Н.А. Бердяев о свободе и творчестве. И.А. Ильин о душе и культуре русского народа. Учение о смысле жизни (Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк и др.).

 

Литература

 

Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989.

Библер В.С. Что есть философия? // Вопр. философии. 1993. № 1.

Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989.

Вехи. Из глубины: Сб., М., 1991.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989 – 1994.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996. № 1–8.

Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.

Платон. Диалоги. М., 1986.

Смысл жизни: Антол. / Сост. Н.К. Гаврюшин. М., 1994.

Соловьев В.С. Сочинения.: В 2 т. М., 1997.

Философия и мировоззрение: философские дискуссии 20-х годов. / Сост. П.В. Алексеев М., 1990.

Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 21.

 


Литература

 

Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. М., 1996.

Вышеславцев Б.Н. Этика преображенного эроса. М., 1994.

Гончаров С.З. Так что же такое дух? // Воспитание духовности: ценности и традиции: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 1998.

Идеальное // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1962. Т. 2.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр. философии. 1990. № 10.

 

Литература

 

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

Ильенков Э.В. Так что же такое личность? // С чего начинается личность? М., 1984.

Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. Екатеринбург, 1994.

Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Свердловск, 1991.

Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопр. философии. 1990. № 8.

О человеческом в человеке. / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. / Под. ред. С.З. Гончарова. Свердловск, 1990.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Франк С.Л. Философия и религия // Филос. науки. 1991. № 7.

Фромм Э. Духовная сущность человека // Филос. науки. 1990. № 8, 9.

 

Литература

 

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

Гончаров С.З. От технической цивилизации к культуре // Экономика и культура: Докл. Всерос. конф. Екатеринбург, 2000.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Сочинения: В 10 т. М., 1993. Т. 1.

Каминский З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса // Вопр. философии. 1995. № 3.

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997.

Панфилова Т. Формационный и цивилизационный «подходы»: возможности и ограниченность // Обществ. науки и современность. 1993. № 6.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Формация и цивилизация: Дискус. // Вопр. философии. 1989. № 10.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. 1990. № 3.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Методические рекомендации

Темы контрольных работ

Философия Платона

Литература

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Вопр. философии. 1988. №12.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

 

Сократ: его жизнь и учение

Литература

Гегель Г.В. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993. Кн. 2.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Трубецкой С.Н. Курс древней философии. М., 1997.

 

Философия Аристотеля

Литература

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1976.

Трубецкой С.Н. Курс древней философии. М., 1997.

 

Метод мышления Р. Декарта

Литература

Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989–1994.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1974. Т. 1.

 

Философия техники на Западе

Литература

Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995.

Новая технологическая волна на Западе. / Сост. П.С. Гуревич. М., 1986.

Философия техники в ФРГ. / Сост. У.Г. Арзаканян и др. М., 1989.

 

Этика Н.О. Лосского

Литература

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

 


Н.О. Лосский: интуитивизм

Литература

Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

Лосский Н.О. Условие о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.

 

Философия С.Л. Франка

Литература

Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

Франк С.Л. Смысл жизни // Вопр. философии. 1990. № 6.

Франк С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир. 1990. № 4.

Франк С.Л. Ересь утопизма // Квинтэссенция. М., 1991.

 

Этика Н.А. Бердяева

Литература

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

 

Дух русского народа

Литература

Андреев Ю.П. Проблема этноса и русское национальное самосознание //

Судьба России: прошлое, настоящее, будущее: Докл. 1-й Всерос. конф. Екатеринбург, 1994.

Антонов М. Духовная жизнь и исторические судьбы нации // Москва. 1990. № 8.

Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопр. философии. 1995. № 6.

Гулыга А. Формула русской культуры // Наш современник. 1992. № 4.

Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1994.

Сорокин П. Существенно важные черты русской нации // Мол. гвардия. 1990 № 10.

Солоневич И. Дух народа // Наш современник. 1990. № 5.

 

Социальная природа сознания

Литература

Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. М., 1996.

Ильенков Э.В. Психика и мозг // Вопр. философии. 1968. № 11.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Интервью с М.К. Мамардашвили // Вопр. философии. 1989. № 7.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр.

философии. 1968. № 10.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Мракса // Вопр.

философии. 1968. № 6.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

 

Что такое идеальное?

Литература

Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта.

Екатеринбург. 1993.

 

Социальная природа мышления

Литература

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

Категория образа в марксистско-ленинской гносеологии. / Под. ред. И.Л. Лойфмана. Свердловск, 1986.

Мамардашвили М.К. Что значит мыслить и что значит мыслить не мысля // Знание-сила. 1992. № 8.

Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1972.

Принципы материалистической диалектики как теории познания. / Под. ред. В.А. Лекторского. М., 1984.

Чувственное и рациональное. / Под. ред. Д.В. Пивоварова. Свердловск, 1982.

 

Обретение духовности

Литература

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Гончаров С.З. Так что же такое дух? // Воспитание духовности: ценности и традиции: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 1998.

Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. М., 1994.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

 

Человек, техника, общество

Литература

Бердяев Н.А. Человек и техника // Вопр. философии. 1989. № 2.

Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

Новая технологическая волна на Западе. / Сост. П.С. Гуревич. М., 1986.

Философия техники в ФРГ. / Сост. У.Т. Ардаканян и др.М., 1989.

 

Свобода воли

Литература

Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопр.философии. 1990. № 2.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

Фейербах Л. Сочинения: В 2 т. М., 1955. Т. 1.

 


Любви связующая нить

Литература

Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Льюис К. Любовь // Вопр. философии. 1989. № 8.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Вопр. философии. 1988. № 12.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Искусство любви. М., 1991.

Штарке Г.Ф. Любовь и сексуальность до 30 лет. М., 1991.

 

Вера

Литература

Ильин И.А. Сочинения: В 10 т. М., 1993. Т. 1.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

Козлова М.С. Вера и знание // Вопр. философии. 1991. № 2.

Соловьев В.С. Вера, разум и опыт // Вопр. философии. 1994. № 1.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Примерные вопросы для подготовки к зачету и экзамену по философии

 

1. Предмет, особенности, составные части, функции философии.

2. Принципы и исторические формы материалистической, идеалистической, религиозной философии.

3. Содержание понятий – монизм, дуализм, эклектика, софистика, теизм, пантеизм, атеизм, гуманизм. Приведите примеры из истории философии.

4. Античная философия: ее особенности; характеристика ее трех периодов.

5. Новый принцип философии Сократа; взгляды софистов, киников, киренаиков.

6. Учение Платона об идеях, душе, эросе, познании, диалектике, государстве.

7. Критика Аристотеля учения Платона об идеях; Аристотель о форме и материи, о мышлении, нравственности и государстве.

8. Общее и различное в учениях Эпикура, стоиков, скептиков.

9. Особенности философии Средневековья, характеристика ее периодов: апологетики, патристики, схоластики.

10. Учение Августина Аврелия, Фомы Аквинского.

11. Особенности философии Возрождения: пантеизм, антропоцентризм, гуманизм, социально-политические взгляды, научные открытия; Реформация, протестантская этика и капитализм.

12. Ф.Бэкон и Р.Декарт о научном методе.

13. Идеология французских просветителей XVIII в.

14. Новые идеи классической немецкой философии.

15. Кант о вещи в себе и явлении, пространстве и времени, перцепции и апперцепции. Обоснование И. Кантом всеобщности и необходимости суждений в математике и естествознании? Почему математика является «языком науки»?

16. И. Кант о роли чувств, воображения, рассудка и разума в познании. Этика И. Канта.

17. Строение философской системы Г.В.Ф. Гегеля, его учение о диалектике, о рассудке и разуме.

18. Г.В.Ф. Гегель о развитии сознания: чувственное сознание, самосознание, дух; дух субъективный, объективный, абсолютный.

19. Философия Л. Фейербаха: критика идеализма и религии, антропологический материализм.

20. Тезисы К. Маркса о Л. Фейербахе. Отличие марксистской диалектики от гегелевской.

21. К. Маркс, Ф. Энгельс о социальной сущности человека, сознании и практике, о методе теоретического мышления.

22. К. Маркс, Ф. Энгельс об общественной формации, источниках развития общества, периодизации истории, обосновании коммунизма.

23. Особенности постклассической западной философии. Характеристика позитивизма, герменевтики, прагматизма и инструментализма.

24. Философия жизни: идеи Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, О.Шпенглера.

25. Образ человека в экзистенциализме, психоаналитической философии, философской антропологии.

26. Концепции постиндустриального информационного общества. Идеология мондиализма.

27. Русская философия, ее особенности, отличие от марксистской философии, главные направления и идеи.

28. Русская философия XIX в.: особенности отечественных и западных ориентаций, проблема “Россия-Европа” в работах П.Я.Чаадаева, А.И.Герцена, А.С.Пушкина, И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, Н.В.Гоголя, Ю.Ф.Самарина.

29. Ф.М. Достоевский о человеке, России, либеральной интеллигенции. Анализ работы «Легенда о Великом инквизиторе».

30. Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев о развитии культуры, России и Европе.

31. В.С.Соловьев о кризисе западной философии и о цельном знании.

32. Русская философия XX в.: критика марксизма, материализма, атеизма, интернационализма, утопизма, ценностей технической цивилизации.

33. Философия свободы и творчества Н.А.Бердяева.

34. Содержание сборника «Вехи».

35. С.Л.Франк о нигилизме, крушении кумиров, смысле жизни, духовных основах общества.

36. И.А.Ильин об основах христианской культуры, особенностях Православия, души и культуры русского народа.

37. Н.О.Лосский об интуитивизме, субстанциальных деятелях, свободе воли, ценностях, характере русского народа.

38. Полемика И.А.Ильина с Л.Н.Толстым о сопротивлении злу силой.

39. Учения о смысле жизни Е.Н.Трубецкого, В.В. Розанова, С.Л.Франка.

40. Русская идея: история и современность (по работам Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, современных авторов).

41. Какие идеи русской философии актуальны, на ваш взгляд, для современной России? Обоснуйте ответ.

42. Проблема единства мира в философии.

43. Характеристика человека как родового, культурно-исторического существа.

44. Понятие материи, материального; идеальное, его функции и производство в духовной сфере общества; идеальное и психика.

45. Идеальное и сознание. Анализ связи: совместная деятельность - общение - общие значения - язык - совместное знание - сознание.

46. Взаимосвязь сознания и подсознания, сознания и практики. Регулятивная функция сознания в функционировании социальных систем.

47. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания.

48. Особенности творческих сил человеческой субъективности: теоретического мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания, воли, веры, любви, совести. Мир на экране целостной и частичной субъективности.

49. Дух, духовность как высший уровень субъективности.

50. Особенности научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком.

51. Теоретическое мышление, его особенности. Логические категории, их функции в понимании и познании. Категории бытия, становления, качества, количества и меры.

52. Категории сущности, явления, действительности; содержания и формы; целого и части; элементов, структуры, системы.

53. Категории возможности и действительности; необходимости и случайности; причины, следствия, взаимодействия; причинности и целесообразности.

54. Категории всеобщего, особенного и единичного; детерминизм и свобода, самодетерминация органических систем, человека, общества.

55. Диалектика как метод мышления и теория развития. Понятия развития, противоположностей, противоречия. Принципы диалектического мышления.

56. Объективное содержание и субъективная форма в познании. Истина как процесс; догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика на пути к истине. Критерии истины.

57. Наука, ее назначение, особенности понимания реальности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наука и техника.

58. Ценности, их виды, уровни и значение в жизни человека, народа, в деятельности государства. Основные ценности народа России.

59. Ценностные установки культуры и технические цивилизации. Культура и техника в жизни.

60. Особенности нравственного, эстетического, религиозного освоения мира человеком.

61. Человек как субъект и объект социальных процессов. Субъектные качества, их отчуждение; социальное манипулирование.

62. Соотнесите понятия: человек, личность, индивидуальность, индивид; субъектность и субъективность.

63. Общество, его структура. Особенности социальной реальности в отличие от природной. Основные сферы общества, их взаимное влияние друг на друга.

64. Техника, ее виды и причины развития; социальные последствия развития техники.

65. Проблема источников развития общества и периодизация истории; технологический, формационный, культурологический, теологический подходы.

66. Проблема направленности и смысла истории, различные модели истории.

67. Противоречия и глобальные проблемы современного мира. Проблема выбора России своего исторического пути.


Приложение 1

 

Пример оформления обложки

Российский государственный профессионально-педагогический

университет

Институт педагогической юриспруденции

Кафедра философии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ДУХОВНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА

 

Выполнил студент

гр. ПС 203

Петров А.И.

 

Проверил преподаватель

Кленов Л.А.

_______________________________________________________________________

Приложение 2

Пример оформления второй страницы

План

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Ильин И.А. о духовном и душевном................................................... 5

Глава 2. Духовные качества и ценности человека............................................. 9

Глава 3. Духовные основы воспитания семьи, Родины, государства............ 15

Глава 4. Значение философии И.А. Ильина в воспитании ценностного сознания студентов.............................................................................................. 21

Заключение........................................................................................................ 25

Литература........................................................................................................ 27

 


 

Методические рекомендации,

планы семинарских занятий

и темы контрольных работ

по философии

 

 


Редактор Л.И. Кузнецова


Подписано в печать18.04.2005. Формат 60 ´ 84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 1,9. Уч.-изд.л. 2,1. Тираж 1650 экз. Заказ 66.

Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф УГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

И темы контрольных работ

По философии

 

 

Екатеринбург 2005
Федеральное агенство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт педагогической юриспруденции

Кафедра философии

 

 

 

 

Методические рекомендации, планы семинарских занятий и темы контрольных работ по философии

 

Для студентов заочного обучения

специальностей 020300 – Социология, 031000 – Педагогика и психология, 031300 – Социальная педагогика,

032700 – Юриспруденция (образовательное право),

033100 – Физическая культура, 060100 – Экономическая теория, 350500 – Социальная работа, 020400 – Психология, 033200 – Иностранный язык, 052300 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

 

Екатеринбург 2005

Методические рекомендации, планы семинарских занятий и темы контрольных работ по философии. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 32 с.

 

 

Составитель доц., канд. филос. наук С.З.Гончаров

 

 

Рецензент д-р филос. наук, проф. Ю.П.Андреев

 

 

Одобрены на заседании кафедры философии.

Протокол от 4 апреля 2005, № 7.

 

Зав. кафедрой философии С.З.Гончаров

 

Рекомендованы к печати методической комиссией ИПЮ.

Протокол от 15.04.2005, № 3

 

Председатель методической

комиссии ИПЮ Т. М. Звездина

 

 

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2005

© Гончаров С.З., 2005

 
 

Введение

 


При усвоении дисциплины студент должен иметь программу по философии, в которой отражены цели, задачи, требования к уровню усвоения содержания дисциплины, приведена основная и дополнительная литература по всем темам курса, контрольные вопросы для подготовки к экзамену.

Отчетность студентов по курсу включает в себя зачет по контрольной работе и экзамен. Допуском к экзамену является зачет по контрольной работе. Экзаменационный билет состоит из 2 вопросов. При подготовке к экзамену целесообразно письменно ответить на все контрольные вопросы. Это, как правило, способствует успешной сдаче экзамена. Для обоснованной оценки преподаватель имеет право посмотреть конспекты лекций, первоисточников, учебной литературы, выполненные студентом. Эти конспекты рекомендуется иметь на экзамене. Во время сдачи экзамена студент имеет право пользоваться только рабочей программой по философии.

 


Методические рекомендации

по подготовке к семинарским занятиям

 

Семинар – вид учебной аудиторной совместной деятельности, осуществляемый в форме практики мышления, речи и письма. На семинаре студент отвечает на вопросы; уточняет, дополняет, обобщает ответы других; участвует в ролевых играх, дискуссиях; выступает с сообщением, докладом. Достоинством семинара является дискуссионная форма усвоения материала, сотворчество в обсуждении проблем, интеллектуальная состязательность.

При подготовке к семинару сначала следует прочесть конспект лекций по теме занятия, затем изучить учебную и справочную литературу (учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии), после чего первоисточники.

Литературу необходимо конспектировать и давать сжатые письменные ответы на вопросы семинара. Такие ответы пригодятся при подготовке к экзамену. В них следует отразить содержание главных понятий и связь между ними, дать собственную оценку тем или иным концепциям, выявить связь изучаемого вопроса с современностью, педагогикой и с будущей профессиональной деятельностью. Для подготовки к семинарам надо завести тетрадь и на экзамене предъявить ее преподавателю. По неясным вопросам можно обращаться к преподавателю.

Текст выступления на семинаре с сообщением, докладом, должнен быть написан самим студентом. Выступления, на которых студент ограничивается только чтением уже опубликованного текста, преподавателем не учитываются.

По пропущенным семинарам студент отчитывается в устной или письменной форме. В противном случае преподаватель имеет право задать студенту на экзамене дополнительные вопросы по теме пропущенного занятия.

Преподаватель оценивает подготовку студента к семинару по следующим критериям:

· наличию конспектов лекций, первоисточников;

· пониманию главных понятий, их связей;

· умению мыслить самостоятельно, логично, последовательно, доказательно;

· умениям оценивать идеи, концепции, обосновывать свою теоретическую позицию, связывать теорию с практикой, приводить примеры, проводить аналогии.

 


Планы семинарских занятий

 

Тема 1. История философии

 

1. Предмет, составные части, функции философии.

2. Различные принципы построения философских систем в истории философии: античность, Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время (XVII – XIX вв.).

3. Принципы философских систем Платона, Августина Аврелия, Р. Декарта, Спинозы, И. Канта, Г.В. Гегеля, К. Маркса.

4. Особенности и основные идеи русской философии XIX–XX вв.; проблема «Россия – Европа» в работах славянофилов и западников: Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев о цельном знании и кризисе западной философии.

5. Об интеллигенции и революции (по сборникам «Вехи», «Из глубины»).

6. Критика С.Л. Франком нигилизма, кумиротворчества. Н.А. Бердяев о свободе и творчестве. И.А. Ильин о душе и культуре русского народа. Учение о смысле жизни (Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк и др.).

 

Литература

 

Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989.

Библер В.С. Что есть философия? // Вопр. философии. 1993. № 1.

Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989.

Вехи. Из глубины: Сб., М., 1991.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989 – 1994.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996. № 1–8.

Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.

Платон. Диалоги. М., 1986.

Смысл жизни: Антол. / Сост. Н.К. Гаврюшин. М., 1994.

Соловьев В.С. Сочинения.: В 2 т. М., 1997.

Философия и мировоззрение: философские дискуссии 20-х годов. / Сост. П.В. Алексеев М., 1990.

Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 21.

 


Тема 2. Социальная природа сознания

 

1. Понятия материального и идеального. Идеальное и психика.

2. Раскройте связь: совместная деятельность – общение – общие социальные значения – язык – сознание. Стадии сознания: чувственное сознание – самосознание – дух.

3. Соотношение сознания и подсознания, сознания и практики.

4. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания. Регулятивная функция сознания в общественной практике.

 

Литература

 

Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. М., 1996.

Вышеславцев Б.Н. Этика преображенного эроса. М., 1994.

Гончаров С.З. Так что же такое дух? // Воспитание духовности: ценности и традиции: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 1998.

Идеальное // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1962. Т. 2.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр. философии. 1990. № 10.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.45.33 (0.274 с.)