Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Досократовский период в развитии античной философии.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становление собственно греческой философии происходило в УП в. до н.э. Этот период характеризуется становлением рабовладельческих государств и появлением выдающихся мыслителей, которые выражали интересы нового общественного класса, формировавшегося на обломках родового строя. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес (624-547 гг. до н.э.) - основатель милетской философской школы, первый из «семи мудрецов». В своих философских концепциях исходил из предположения, что основой всего существующего в мире является вода. «Всё из воды и всё в воду» –так звучал основной тезис философа. Однако, воду он понимал не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. В первооснове Фалеса, т.е. в «бесконечной воде» содержится потенция дальнейшего развития. Всё остальное возникает путём «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. По Фалесу «Все полно Богов» и воду в движение приводит Ум(Разум). Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) – ученик и последователь Фалеса. Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основой всего существующего является беспредельное – апейрон, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо другое. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное и неопределенное. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активный пребывает в движении. Анаксимен (589-524 гг. до н.э.) полагал, что первоосновой мира является воздух. Воздух, по его мнению, является началом всего сущего, что есть, что было, что будет. Всё возникает из воздуха и к нему все возвращается. При разряжении воздух становится сначала огнём, а затем эфиром, сгущение воздуха вызывает ветры – облака – воду – землю и камни. Солнце – это земля которая раскалилась из-за своего быстрого движения. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха. Эфесская школа: Гераклит Эфесский. Гераклит из Эфеса (530-470 гг. до н.э.) связывал всё сущее с огнём: «Огонь есть основной элемент, все является видом огня и все происходит путем разрежения и сгущения». Благодаря изменениям огня материя превращается в воду и землю, тем самым единое становится многим и всем. Для Гераклита огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершённости всего сущего. Мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды» в течение всего века. Центральным мотивом всего его учения был принцип: всё течет (панта реи). Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами: «Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое изменившись, становится этим». Постоянный ход развития Гераклит сравнивает с течением реки, в которую нельзя войти дважды. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ни дважды прикоснуться к преходящей по своему характеру тождественной сущности». Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Ксенофан из Колофона (ок. 570 – после 478 до н.э.) – древнегреческий странствующий поэт и философ. Свои взгляды излагал в стихотворной форме. Ксенофан – сатирик и полемист, ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет концепцию единого бога, «наивеличайшего среди богов и людей, не похожего на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. По Ксенофану, достоверным знанием обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет только вероятностный характер. Парменид (конец VI–Vв. до н.э.) - ученик Анаксимандра и Ксенофана. Парменид проводит резкое различие между подлинной истиной (алетейа), которая является продуктом рационального познания окружающего мира, и мнимой (докса), которая опирается на чувственное познание. Он считает, что чувственное познание дает человеку образ кажущегося состояния вещей, с его помощью нельзя постичь их подлинной сущности. Парменид освобождает мышление от обмана воображения. Он считает критерием истины разум, ощущения отвергает из-за их кажимости. Зенон (490–430 гг. до н.э.) наиболее яркий ученик Парменида. В онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивал позицию целостности и неизменности сущего. Все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен. Зенон отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности всего сущего являются апории (логические рассуждения) Зенона. В апориях («Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Зерно» - всего около 40 задач) он старался обосновать невозможность логического доказательства возможности движения. Пифагорейская школа: Пифагор и пифагорейцы. Основателем школы пифагорейцев был Пифагор Самоский (около 580 – 500 гг. до н.э.) Пифагор и его единомышленники впервые поставили вопрос о числовой структуре мироздания («все есть число»). Пифагор учил, что основой мира является число. «Число владеет вещами». Оно придает им соразмерность и тайну. Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития было попыткой постижения количественной стороны мира. Началом всего числового рода является единица. От нее исходят другие числа, точка, линии и фигуры, а из фигур рождаются чувственно воспринимаемые тела. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке, из которых, согласно их учения, выводятся соответственно точка, прямая, квадрат, и куб. Сумма этих чисел дает число «десять», которое философы считали идеальным и отводили ему почти божественную сущность. Учение Пифагора о бессмертии души (ее перевоплощении) строится на полной подчиненности человека воле богов, а в обществе на достижении определенной «социальной гармонии, и опирающейся на абсолютную подчиненность демоса аристократии». Эмпедокл (483-423 гг. до н.э.). Предание говорит о нём как об ораторе, риторе, враче, инженере, поэте и философе. Он выдвинул положение о четырёх стихиях (корнях) всякого бытия. К числу таковых Эмпедокл относил землю, воду, воздух и огонь. Анаксагор (500-428 гг. до н.э.). Анаксагор считал, что множество малых материальных частиц, которые называл «семенами вещей» (гомеомерии), имеют различные формы, цвет и вкус и обуславливают единство и многообразие мира. Соединение семян означает рождение вида, а разъединение – их упадок и гибель. Миром движет некий «нус» (ум, разум). Нус, по Анаксагору – это наилучшее и наичистейшее из всех вещей, активное начало развития и познания мира. В отличие от Эмпедокла Анаксагор не считал, что одинаковое мы познаём одинаковым. Как раз наоборот: всё познаётся себе противоположным (холодное – тёплым, сладкое – горьким и т. д.). Считая основной ступенью чувственное познание, Анаксагор считал, что ощущения не дают истины, так как истина познаётся лишь разумом, а не чувствами. Древнегреческий атомизм: Левкипп, Демокрит. Левкипп (500-440 гг. до н.э.). Принято считать, что Левкипп первоначалами считал атомы (бытие) и пустоту (небытие). Левкипп допускал существование небытия, т.е. абсолютной пустоты, которая «не менее реальная, чем любое тело». Пустота, по его мнению, разделяет мельчайшие частицы бытия (атомы). Он утверждал, что в основе Вселенной лежит не единое неподвижное начало, а «бесконечное число всегда движущихся элементов», атомов. Атомы, будучи неделимыми, неизменными, бескачественными, отличаются один от другого величиной, формой, порядком и положением. Бесконечное разнообразие форм и величины атомов является основанием для различной скорости движения атомов. Атомы, согласно его взглядом, движутся в пустоте. Бесконечное множество атомов порождает вихри, в которых и образуются миры. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.). Демокрит – первый энциклопедический ум среди греков, великий древнегреческий философ – атомист. Он развил Левкиппову идею атома в философскую атомистическую теорию. Демокрит полностью разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте. По его убеждению, невидимые атомы имеют бесконечное число форм (выпуклые, вогнутые, шарообразные и др.). Отсюда вытекает и факт разнообразия материальных вещей и явлений мира. Отличаясь один от другого по величине и форме, атомы находятся в постоянном движении, существующем в разных формах – Хаосе, вихре, испарении. Свойствами звука, цвета и вкуса они не обладают. Эти свойства существуют условно. Различные соединения атомов образуют различные тела и наоборот – их разъединение ведет к распаду последних. Демокрит утверждал, что все живое отличается от неживого наличием души. Душа человека – это тоже сочетание огневидных атомов. Сам же человек произошёл естественным путём из тёплой грязи, без участия творца. Душа человека смертна. Когда человек умирает, его душа рассеивается в пространстве. Демокрит впервые в истории философии построил развернутую теорию познания, основанную на том, что из оболочки тел отделяются и истекают потоки атомов («идолы» - атомы), которые, воздействуя на органы чувств, дают темные представления о предметах. Над «темными знаниями» возвышаются «светлые, более тонкие знания», получаемые посредством разума. Эти знания доходят до обнаружения атомов и пустоты.
Темы докладов и рефератов. 1. Образ жизни пифагорейцев. Пифагорейская философия и пифагорейская медицина. 2. Психология Платона. 3. Биология и психология Аристотеля. 4. Учение и судьба Сократа. 5. Философия киников.
Основная литература. 1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.:Высш. шк., 1998. 2. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 1: Античность. - СПб.. 1994. 3. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991. 4. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга I /Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М., 1995. 5. Соловьев В.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии, 1989. № 6. 6. Чанышев А.Н Философия Древнего мира. – М., 2001. 7. Чанышев А.Н. Италийская философия. - М., 1975. 8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.. 1981. 9. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 10. Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989. Дополнительная литература. 1. Бакусев В. М. «Вечное возвращение» и античность.//Вопросы философии, 2007, №12. 2. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. - М.: Наука, 1977. 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М,, 1986. 4. Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма.//Вопросы философии, 2007, №12. 5. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога. №1-6.//Человек, 2007, №6. 6. Кессиди Ф. Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии.//Вопросы философии, 2007, №12. 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. * В 6-ти тт. - М., 1963/80. 8. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. - М.: Мысль, 1996. 9. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.1 - Новосибирск, 1994. 10. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. - М., 1998.
Тема3. Философия древней Греции и Рима (6 часов).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.52 (0.009 с.) |