Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Развитие марксизма в России.

Поиск

Цель занятия.

Рассмотреть основные философские идеи российских представителеймарксизма, выявить причины их популярности в конце XIX – начале XX веков.

 

Задачи.

1. Проанализировать вклад российских мыслителей в развитие марксистской философии.

2. Обсудить положительные и отрицательные следствия воплощения в российскую действительность марксистских идей.

 

Вопросы для повторения

Отвечая на вопросы, следует обратить внимание на информацию предыдущих тем философии и материал из курса истории медицины.

1. Почему марксистские идеи были так популярны в конце XIX – начале XX веков?

2. В чем заключается материалистическое понимание истории?

3. Назовите основные общественно-экономические формации.

4. Назовите структуру общественно-экономических формаций.

5. Что в структуре производственных отношений является определяющим?

6. Какова главная причина всех социальных революций?

7. Чем отличается диалектика К. Маркса от диалектики Гегеля?

8. Как К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывают неизбежность коммунистической общественно-экономической формации?

9. Чем отличается понимание проблем отчуждения К. Маркса и Гегеля? Какие пути ликвидации всех форм отчуждения обосновывали классики марксизма?

10. Чем отличается социалистическая революция от всех других типов социальных революций?

 

Вопросы для самостоятельной подготовки и опроса.

1. Философия марксизма в России: Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин.

2. Диалектический и исторический материализм в СССР: период "советской философии".

3. Современный западный марксизм.

 

Тестовые задания.

1. Первый российский теоретик марксизма:

а) Ленин В.И.

б) Богданов А.А.

в) Плеханов Г.В.

г) Луначарский

д) Ильенков Э.В.

2. Вклад Г.В. Плеханова в развитие марксизма:

а) теория иероглифов;

б) тектология;

в) учение о роли личности в истории;

г) учение о социальных революциях.

3. Российский марксист, выделивший 5 классообразующих признаков:

а) Ленин В.И.

б) Богданов А.А.

в) Плеханов Г.В.

г) Луначарский

д) Мамардашвили М.К.

4. Российский философ-марксист, врач, создатель Российского института переливания крови:

а) Ленин В.И.

б) Богданов А.А.

в) Плеханов Г.В.

г) Луначарский

д) Каган М.С.

5. «Идеальное» по представлениям Д. И. Дубровского, Э. В. Ильенкова и М. А. Лифшица – это:

а) синоним сознания;

б) явление, присущее исключительно сфере субъективного мира социального индивида;

в) процесс объективизации или овеществления мыслительных форм;

г) определенное состояние материи мозга;

д) объективные пределы совершенства (завершенности) природных и социальных вещей и процессов.

6. Философ-марксист, автор работы о роли личности в истории:

а) Маркс К.

б) Ленин В.

в) Богданов А.

г) Плеханов Г.

д) Люксембург Р.

7. Работы, принадлежащие Марксу и Энгельсу:

а) «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»

б) «Оправдание добра»

в) «Немецкая идеология»

г) «Капитал»

д) «Материализм и эмпириокритицизм».

8. Врач, философ-марксист, организатор и создатель первого в мире Института по переливанию крови:

а) Луначарский А.

б) Ленин В.

в) Пирогов В.

г) Булгаков С.

д) Богданов А.

9. Философ-марксист, создатель «организационной диалектики» («тектологии»):

а) Плеханов Г.

б) Богданов А.

в) Вернадский В.

г) Ленин В.

д) Луначарский А.

10. Главный признак революции по В. Ленину

а) прогрессивные преобразования в обществе

б) переход государственной власти из рук одного класса в руки другого класса

в) массовые восстания эксплуатируемых классов

 

 

Основные идеи темы.

Плеханов Г.В.– основоположник российского марксизма. Монистический взгляд на историю. Теория иероглифов. Вопрос о роли личности в истории.

Вклад Плеханова в развитие философского материализма можно охарактеризовать следующими основными тезисами: - критика идеализма и субъективной социологии народников;- критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов; - защита и пропаганда материалистической диалектики; - борьба за материалистические основы марксистской философии против кантианства и махизма; - развитие теории познания; - философское обоснование законов развития общества, роли народных масс и личности в истории; - разработка марксистского учения об идеологии; - критика реакционных течений буржуазного искусства; - выявление специфической роли историко–философского знания в научном анализе развития философии.

А.А Богданов (Малиновский) – попытка синтеза марксизма и позитивизма. Тектология Богданова. Теория идеального коммунистического общества. От стихийного материализма в философии «Основные элементы исторического взгляда на природу» - 1899 г. Богданов пришел к ревизии марксистской философии. Превосходство своей философии – эмпириомонизм над эмпириокритицизмом Маха и Авенариуса Богданов видел в том, что она не ограничивается констатацией двух рядов опыта – физического и психического, а устанавливает генетическую связь и зависимость между ними путем отнесения «физического» ряда (природы) к опыту коллектива, а «психического» к индивидуальному опыту. Эта перестановка Богдановым коллективного опыта на место индивидуального при идеалистическом понимании опыта лишь облегчала проникновение махизма в общественные науки. Идеализм и релятивизм во взглядах Богданова особенно проявились в трактовке им общественного сознания. На место материалистической теории отражения Богданов выдвинул идею «приспособления» сознания к бытию и пришел к ложному выводу, будто фетишистское сознание в буржуазном обществе «практически удобно» «целесообразно» и «вполне достаточно». По Богданову, исходные общефилософские понятия: материя и дух, субстанция, абсолютная истина и др. представляют собой «идолы и фетиши познания», порожденные трудовыми отношениями людей в определенную эпоху и потому не имеющие никакого смысла за ее пределами. Истину Богданов рассматривает как «организующую форму коллективного опыта». Он усматривает ее объективность в ее «общезначимости», т.е. согласованности во мнениях людей. Подобными организующими формами опыта Богданов считал время, пространство, причинность, закономерность и т.д. Материалистической диалектике, которую Богданов считал «формальным законом мирового развития», он противопоставлял механистическую теорию «равновесия», согласно которой противоречие есть борьба внешних друг другу противоположно направленных сил. Богданов говорил, что производственные отношения есть «группа первично организующих идеологических комбинаций» и что поэтому «общественное бытие» и «общественное сознание» в точном смысле этих слов, тождественны». Для построения социализма необходимо, по мнению Богданова, создать «чисто пролетарскую культуру».

В.И. Ленин (Ульянов).Общефилософские идеи. Ленинское определение материи.Учение о социалистической революции.Ленинское определение классов. О функциях диктатуры пролетариата. Идея экспорта революции. Особенности социалистической революции в России. Специфика первого этапа коммунистической формации. Последствия политической деятельности В.И. Ленина. В. И. Ульянов(Ленин):- развил материалистическую теорию отражения как теорию познания;- проанализировал понятия «материя» и «сознание»;- дал критику представлениям об «исчезновении материи»;- вскрыл причины кризиса в физике и указал пути выхода из него;- подверг критике «физический идеализм» по вопросам причинности, пространства и времени;- обосновал диалектику как научную концепцию развития;- показал противоположность диалектики и метафизики;- развил марксистскую теорию социалистической революции;- разработал марксистско-ленинскую теорию национального вопроса;- развил марксистскую теорию государства;- продолжил развитие марксистской концепции о классах, классовой борьбе и диктатуре пролетариата;- обосновал проблему социалистической культуры и морали;- написал программное произведение марксистской философии: «О значении воинствующего материализма».

Советский марксизм.Проблемы теории познания. Обоснование принципа единства сознания и деятельности (Э.В. Ильенков,Г.С.Батищев, М.К. Мамардашвили). Философия науки, общенаучные методы познания и логические исследования (Б.М. Кедров). Становление философской антропологии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Мысливченко, М.С Каган, И.Т. Фролов, Л.П. Буева). Два года Э.В. Ильенков преподавал в МГУ, а в1955, вместе со своим другом В.И. Коровиковым, был изгнан из университета. Поводом послужили их совместные тезисы о предмете философии. Молодые преподаватели утверждали, что философия — это наука о мышлении, о его законах и категориях. Реальный мир философия изучает лишь в той мере, в какой он разумно понят, то есть уже нашёл свое идеальное выражение в истории человеческой мысли. Философия осуществляет рефлексию мышления в самое себя, позволяя ему понять логику собственных действий. В этом классическом (восходящем к Канту и Гегелю) понимании предмета философии власти усмотрели угрозу для марксистско-ленинской идеологии, в её тогдашнем, сталинском толковании. После проверки состояния дел на философском факультете МГУ комиссией ЦК партии взгляды Ильенкова были осуждены, как «извращение» марксизма,однако уже начавшаяся в стране «оттепель» позволила философу уцелеть. Он перешёл на работу в Институт философии АН СССР, где и работал до конца своих дней.
В философии открытия крайне редко совершаются людьми молодыми — «сова Минервы вылетает в сумерки». Ильенкову не было и 30-и, когда он закончил рукопись «Космологии духа», гениальной работы, в которой был дан ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии и, жертвуя собой, осуществлять возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию. Смерть мыслящего духа становится творческим актом рождения новой Вселенной и в ней - иных разумных существ. Большая книга Ильенкова о методе восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении была закончена в середине 50-х. Как и «Космология духа», на русском языке книга увидела свет лишь много лет спустя после смерти автора. Правда, урезанная более чем наполовину и с иным заглавием — «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ К. Маркса», — она была напечатана в 1960, годом позже в полном объёме издана на итальянском, а затем и ещё многих языках мира.Суть развиваемого Ильенковым логического метода заключалась в том, как теоретическое мышление прослеживает процесс формирования предмета, начиная с простейшей, самой абстрактной формы его бытия и заканчивая наиболее развитыми и конкретными его формами. Энергию этому историческому процессу всегда сообщает особое противоречие, кроющееся в субстанции данного предмета. И всякая новая конкретная форма, принимаемая предметом, возникает в качестве средства разрешения этого противоречия, непосредственно в точке столкновения противоположных сторон, или «моментов» его субстанции. Истина есть не что иное, как разрешённое (не только в уме, но и в реальности — самой вещью в ходе её истории) противоречие, а диалектическая логика — это учение о методе конкретного разрешения реальных противоречий. С конца 50-х годов Ильенков принимал участие в проекте издания «Философской энциклопедии». Во время работы над вторым томом он курировал раздел диалектического материализма. В этом томе появились сразу семь его статей; в их числе была и знаменитая статья «Идеальное», которая вызвала оживлённую полемику, длящуюся уже без малого полвека. Категорию идеального — в разных её ипостасях: формы стоимости, личности и таланта, общественных идеалов и, конечно, в её собственно логической форме — Ильенков исследовал в течение всей своей жизни. Термином «идеальное» у Ильенкова обозначается отношение между, по меньшей мере, двумя разными вещами, одна из которых адекватно представляет сущность другой в форме человеческой деятельности. Чтобы выражение сущности вещи было идеально чистым, материалом для него должно стать природное тело какой-либо другой вещи. Вещь как бы вручает свою «душу» другой вещи, и та делается её символом. Так дипломат символически представляет свою страну, деньги представляют стоимость всех товаров, а слова — значение разных вещей в культуре. Идеальное есть представление в ином и через иное, притом это всегда адекватное представление, и представление именно сущности вещей, а не каких-либо внешних черт, и всегда через деятельность. Идеальное не скрывается в черепной коробке, доказывал Ильенков. Его телом является не только мозг, но и любая созданная человеком для человека вещь. Мозг отдельного человека генерирует нечто идеальное лишь тогда, когда он начинает обслуживать потребности «неорганического тела» человечества — культуры. Сознание и воля возникают тут как формы ориентации в вещественном мире культуры; так же, как простая чувственность (пространственные образы, звуки, запахи и вкусы) служит для ориентации живого существа во внешнем природном мире. Итог своим исследованиям Ильенков подвёл в объёмистой рукописи «Диалектика идеального». Быть может, то было лучшее достижение советской философской мысли за всю её историю после Второй мировой войны. Однако и эту рукопись автору не довелось увидеть напечатанной на родном языке.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Современная китайская марксистская философия – практическая философия.

2. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России.

3. Марксизм и философия языка.

4. Эвальд Ильенков и мировая философия.

5. Диалектическая логика и философия Мераба Мамардашвили.

6. Судьба немарксистской философии в России в XX веке.

 

Основная литература.

1. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.

2. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2. ч.2. - Л.,1991. С.29-54.

3. История философии: Запад-Россия-Восток (вторая книга). – М., 1999.

4. Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.

5. Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991. С.442-482.

6. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

 

Дополнительная литература.

1. Альтюсер Л. Просто ли быть марксистом в философии?// Философские науки, 1990, № 7

2. Водолагин А.В. Политическая социология Л.А.Богданова. //СОЦИС, 1990. № 6.

3. ДавыдовВ. Вебер и Ленин: кто прав? //Диалог, 1991, № 15.

4. Кантор В. К. Ленин как персонаж культурфилософии Элиаса Канетти.//Вопросы философии, 2007, №12.

5. Кокошкин Ф.. В чем не правы марксисты... //Новое время, 1990. № 42.

6. Лалетин Ю.П. Истина марксизма? //Латинская Америка, 1991, № 10.

7. Лорен Р. Грэхэм. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. - М., 1991.

8. Ойзерман Т. И. Советская философия в середине 40-х – начале 50-х годов. Философский факультет МГУ. №2-3.//Человек, 2007, №6.

9. Освобождение духа. - М., 1991. С.285-350.

10. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. - Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. - М., 1956. Т.1.

11. Спиркин А.Г. Основы философии. - М., 2001

12. Философия истории. Антология. – М., 1994

13. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

14. Фурс В.Н. Рецепция идей Маркса в современной критической теории//ОНС, 2002, № 5

15. Чэ Юйлинь. Заметки о западном марксизме.//Вопросы философии, 2007, №12.

16. Шевченко В. Н. Марксизм: история и современность.//Вопросы философии, 2007, №12.

17. Ю. Сюаньмэн. Марксизм и проблемы онтологии.//Вопросы философии, 2007, №12.

Тема 9: Современная западная философия (6 часов).

Занятие 1.

Цель занятия.

Рассмотреть репрезентативные для понимания смысла общей картины состояния современной духовной культуры философские направления нашего времени.

 

Задачи.

1. Проанализировать основные идеи современных западных философов в аспекте их радикальной критики современной цивилизации и выявить предложенные варианты выходы из кризиса.

2. Определить как решаются проблемы свободы и ответственности в современной философии и выделить пути подлинного существования, предложенные современному человеку западной философией.

3. Рассмотреть особенности религиозной философии современности и проблемы ее влияние на мировоззрение современников.

4. Осмыслить тенденции сциентизма и антисциентизма, рационализма и иррационализма в современной духовной культуре.

Вопросы для повторения.

1. В чем сущность концепции отчуждения К. Маркса?

2. Каковы исходные принципы философии К. Маркса и Ф. Энгельса?

3. В чем суть материалистического понимания природы?

4. В чем состоит суть проблемы социалистической революции?

5. Каково значение марксистской философии для современности?

6. Что нового вносят в теорию марксистской философии российские марксисты?

7. В чем причина популярности марксистских идей в конце XIX – начале XX веков?

8. Отличаются ли взгляды современных представителей коммунистических партий от идей классического марксизма?

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Исторические и социальные условия развития современной западной философии.

2. Позитивизм и его основные направления.

3. Феноменология Э Гуссерля. Феноменологический метод в медицине.

4. Возникновение и сущность философии жизни. А.Шопенгауэр –источник философии жизни. Ф.Ницше – основоположник философии жизни. Философские взгляды О.Шпенглера.

Тестовые задания.

1. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений (Vorstellungen), которые ассоциируются более всего с понятием:

а) вещь в себе;

б) эйдос;

в) майя;

г) монада.

2. Гравитация, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

а) природы;

б) Бога;

в) воли;

г) разума.

3. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:

а) удел радостей и прогресса;

б) цепь тревог, разочарований и мучений;

в) подобие маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;

г) серая и безликая «жизнь насекомых».

4. Согласно Шопенгауэру, человеческая история – это:

а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;

б) неизбежное приближение Страшного Суда;

в) бессмысленное сплетение событий;

г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность.

5. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм;

б) берклианство;

в) трансцендентализм;

г) эмпириокритицизм.

6. Известна формула О. Конта: «Знать, что бы предвидеть, и предвидеть, чтобы…»:

а) умозаключать;

б) распознавать;

в) не ошибаться;

г) быть способным делать.

7. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова почему словом…»:

а) что;

б) зачем;

в) сколько;

г) как.

8. Согласно учению О. Кoнта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:

а) мифологическую – философскую – позитивную;

б) теологическую – метафизическую – позитивную;

в) религиозную – позитивную – натуралистическую;

г) философскую – позитивную – религиозную.

9. В своей классификации наук О. Конт ввел название теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:

а) менеджмент;

б) синергетика;

в) социология;

г) эпистемология.

10. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:

а) точные и гуманитарные;

б) теоретические и прикладные;

в) философские и естественные;

г) позитивные и негативные.

11. Социальным принципом О. Конта была формула:

а) жить, что бы жить;

б) жить ради дела;

в) жить ради себя;

г) жить ради других.

12. В позднем учении О. Конта обосновывалась неизбежность создания нового религиозного культа «Верховного Существа», которым станет:

а) «Индивид»;

б) «Государство»;

в) «Философ»;

г) «Человечество».

13. Глава позднего позитивизма Д. С. Милль разработал учение о принципах неполной:

а) дедукции;

б) индукции;

в) этики;

г) семантики.

14. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:

а) Воля;

б) Материя;

в) Сила;

г) Душа.

15. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений – это:

а) эволюция;

б) революция;

в) стагнация;

г) трансформация.

16. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию:

а) постоянного развития;

б) неизбежного разложения;

в) равновесия;

г) преобразования.

17. С точки зрения представителей эмпириокритицизма, задача философии состоит в:

а) обобщении достижений естественных наук;

б) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;

в) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;

г) создании целостной картины мира.

18. «Философия жизни» - это философское направление, которое сосредоточено на:

а) создании научных теорий исистем;

б) формулировании основных нравственных законов;

в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;

г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.

19. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

в) воля к власти;

г) воля как «жизненный порыв».

20. В области научного познания, по мысли Ницше, истина – это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

г) полезное заблуждение.

21. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:

а) государственного права;

б) прав и свобод человека;

в) права сильного;

г) права на жизнь.

22. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:

а) «Человек – это звучит гордо!»;

б) «Горе слабому!»;

в) «Человек человеку - бог»;

г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

23. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих – хищный зверь. Так Ницше характеризовал:

а) человека;

б) сверхчеловека;

в) богочеловека;

г) человекобога.

24. Для образа «сверхчеловека» Ф. Ницше не характерно:

а) формирование в результате развития всех европейских народов, а не одной, отдельной нации;

б) способность к переоценке ценностей;

в) признание справедливости как неравенства «сильных» и «слабых»;

г) возвращение к истинной, первоначальной христианской морали.

25. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность» - это:

а) существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания;

б) анализ символических аспектов социальных взаимодействий;

в) зависимость истинного значения высказываний не только от истинного значения составляющих их более простых высказываний, но и от психологических, прагматических и моральных оттенков смысла этих высказываний;

г) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.

26. По Э. Гуссерлю, в результате процесса рефлексии в сознании остается только форма отнесения актов сознания к носителю этих актов, а именно:

а) имманентному Я;

б) трансцендентальному Я;

в) трансцендентному Я;

г) абстрактному Я.

27. С точки зрения феноменологии, реальность и явление связаны между собой так, что:

а) явление никогда не раскрывается в том, что для наблюдателя является «реальностью»;

б) явление есть выявление скрытной реальности, недоступной непосредственному восприятию;

в) реальность и есть явление, за которым ничего не скрывается и вообще ничего нет;

г) реальность и явление - иллюзии, которые не могут быть объяснены и постигнуты однозначно и определенно.

28. В феноменологии явление и сущность, будучи сопоставлены таким образом:

а) явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей;

б) явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей;

в) явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т. д. сущности;

г) явление есть символическое отражение сущности.

29. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:

а) Р. Авенариус;

б) О. Конт;

в) Г. Спенсер;

г) Э. Мах;

д) Д. Милль.

30. Согласно философии А. Бергсона, жизнь представляет собой:

а) соединение материи и духа;

б) напряженный «жизненный порыв»;

в) первоначальную и подлинную реальность;

г) реальность, имеющую пространственный характер;

д) метафизический космический творческий процесс.

31. По Шопенгауэру, мировая Воля (Wille) – это сила:

а) разумная и целенаправленная;

б) бессознательная, слепая и дикая;

в) свободная и могучая;

г) ограниченная и слабая;

д) единственная и безосновная.

32. Согласно Э. фон Гартману, наш мир – наилучший из миров, поскольку он:

а) самый справедливый и прекрасный;

б) полон горестей и страданий;

в) эволюционирует к совершенству;

г) способен к самоуничтожению;

д) движется к цели наивысшего развития сознания.

33. С точки зрения Г. Риккерта, существует два основных научных метода, которые могут быть одновременно названы так:

а) естествознания и истории;

б) номотетический и идеографический;

в) аналитический и синтетический;

г) генерализирующий и индивидуализирующий;

д) повторяющихся явлений и однократных явлений.

34. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:

а) смысл;

б) текст;

в) «суть дела»;

г) контекст.

 

 

Основные идеи темы.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод.

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

1. Первый позитивизм. Основатель - Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Ммилль, Герберт Спенсер.

2. Эмпириокритицизм - Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус

3. Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

4. Постпозитивизм - Представители: Карл Поппер, Томас Кун, И.Лакатос, Пол Фейерабенд, Полани, Тулмин.

Прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos — дело, действие) – субъективно-идеалистическое философское учение. Основателем прагматизма является Чарлз Сандерс Пирс.

История прагматизма

В качестве философского течения прагматизм возник в последние десятилетия XIX века. Основы философской концепции прагматизма были заложены Чарльзом Пирсом.

Прагматизм становится популярным с 1906 г., когда последователь Пирса Уильям Джеймс прочел курс общедоступных лекций, которые были изданы под этим названием.

Третьим виднейшим представителем прагматизма был Джон Дьюи, развивший собственный вариант прагматизма, получивший название инструментализм

Положения прагматизма

Согласно прагматизму, объективность истины как таковой отрицается, а настоящей истиной считается та, которая даёт результаты, практически полезные.

Феноменология (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Основателем направления был Эдмунд Гуссерль, к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки.

Философия жизни — философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Одной из предпосылок к её возникновению был отказ некоторых философов от гегельянства и даже, как следствие, возврат к философии Канта.

Представители: Ницше, Клагес, Кьеркегор, Лессинг, Дильтей, Шпенглер, Шопенгауэр, Георг Зиммель, Ортега-и-Гассет, Бергсон.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Проблема верификации в философии неопозитивизма.

2. Инструментализм Д.Дьюи.

3. Философия жизни О.Шпенглера.

4. Теория космогенеза Тейяра де Шардена.

5. Учение о неосфере в философии Тейяра де Шардена и Б.И.Вернадского.

6. Современные критерии научности.

7. Критический рационализм К. Поппера.

8. Т.Кун о структуре научных революций.

9. Ницше Ф. и Достоевский Ф.: тождество и различие.

10. Эпистемологический «анархизм» П. Фейерабенда.

 

Основная литература.

1. Башкова Н.П. Основы современной философии в вопросах и ответах. – Ижевск, 2004.

2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. – М., 1997.

3. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.

4. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.

5. Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург, Бишкек, 1997.

6. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. Т.1. - М., 1998.

7. Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.

8. Основы религиоведения: учеб. / Ю.Ф. Барзенков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др. Под ред. И.Н. Яблокова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2008

9. Скрибекк Т., Гильс Н. История философии. – М., 2001.

 

Дополнительная литература.

1. Ажимов Ф. Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии//Вопросы философии, 2007, №12.

2. Варакина Г. В. Русский миф о Ф. Ницше начала ХХ века.//Вопросы философии, 2007, №12.

3. Визгин В. П. Хайдеггер и Марсель.//Вопросы философии, 2007, №12.

4. Витгенштейн Л. Философские работы. – М., 1994.

5. Гайденко П.П. Постметафизическая философия как философия процесса. //Вопросы философии, 2005. № 3.

6. Конт О. Основные законы социальной динамики, или общая естественного

7. Кутлунин А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии

8. Лармин О.В. Ницше и европейский нигилизм ХХ столетия//Вестник МГУ, серия Философия, 2003, № 6.

9. Лейбин В.М. Психоаналитическая эвристика и терапия: проблемы и противоречия. // Вопросы философии, 2007, № 3.

10. Миронов В.Н. Философия истории Фридриха Ницше. // Вопросы философии, 2005, № 11.

11. Мотрошилова Н. В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля.//Вопросы философии, 2007, №12.

12. Мотрошилова Н. В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля (окончание).//Вопросы философии, 2007, №12.

13. Мотрошилова Н.В. «Картезианские медитации» Гуссерля и «Картезианские размышления» Мамардашвили. // Вопросы философии, 1995, № 6.

14. Назарова О. А. Логический позитивизм и «Трактат» Витгенштейна.//Вопросы философии, 2008, №6.

15. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. //Вопросы философии, 1989. №5

16. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х тт. - М., 1991.

17. Основы современной философии. – СПб, 1997.

18. Патрушев А.И. Жизнь и драма Ф.Ницше, //Новая и новейшая история. 1993. №5.

19. Перцев А.В. Ницше: дела семейные//Вестник МГУ, серия Философия, 2001, №4.

20. Проблемы человека в западной философии – М., 1988.

21. Розин В. М. Феноменология глазами методолога.//Вопросы философии, 2008, №5.

22. Савин А. Э. Концепция историчности жизненного мира в трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля.//Вопросы философии, 2008, №5.

23. Савин А. Э. Способ периодизации исторического процесса у Гуссерля.//Вопросы философии, 2008, №1.

24. Скрибекк Т., Гильс Н. История философии. – М., 2001.

25. Тексты по истории социологи. XIX-XX вв. Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.

26. Уёмов А. И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного знания.//Вопросы философии, 2008, №4.

27. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

28. Чуешов В.И. Введение в современную философию. - Минск, 1997.

29. Янцен В. Человек – страдающий: герменевтика иррационального.//Вопросы философии, 2008, №5.

 

Тема 9. Современная западная философия (6 часов).

Занятие 2.

Цель занятия.

Рассмотреть репрезентативные для понимания смысла общей картины состояния современной духовной культуры философские направления нашего времени.

 

Задачи.

1. Проанализировать основные идеи современных западных философов в аспекте их радикальной критики современной цивилизации и выявить предложенные варианты выходы из кризиса.

2. Определить как решаются проблемы свободы и ответственности в современной философии и выделить пути подлинного существования, предложенные современному человеку западной философией.

3. Рассмотреть особенности религиозной философии современности и проблемы ее влияние на мировоззрение современников.

4. Осмыслить тенденции сциентизма и антисциентизма, рационализма и иррационализма в современной духовной культуре.

 

Вопросы для повторения.

1. Назовите основные этапы развития позитивизма. В чем их особенность?

2. В чем заключается эвристический смысл феноменологического метода? Какова его роль в медицине?

3. Имеют ли основные идеи философии жизни свое проявление в современной действительности?

 

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Возникновение, истоки и сущность экзистенциализма. Основные идеи экзистенциализма. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр.

2. Прагматизм. Пирс Ч., Джеймс У., Дьюи Д.

3. Основные философские идеи фрейдизма и неофрейдизма. Теория и методы психоанализа.

 

Тестовые задания.

1. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Кьеркегора:

а) любовь;

б) страх;

в) зависть.

г) радость.

2. Центральная идея философии С. Кьеркегора:

а) человек – это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу и улучшает его;

б) основная антропологическая едини



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.016 с.)