Перечень видов практических занятий и контроля



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень видов практических занятий и контроля



ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Учебно-методический комплекс

Направления подготовки высшего профессионального образования:

080000 – экономика и управление

140000 – энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

150000 – металлургия, машиностроение и материалообработка

190000 – транспортные средства

200000 – приборостроение и оптотехника

210000 – электронная техника, радиотехника и связь

220000 – автоматика и управление

230100 – информатика и вычислительная техника

240000 – химическая и биотехнологии

261000 – технология художественной обработки материалов

280200 – защита окружающей среды

 

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

УДК 316.32 /07/

ББК 66.0

Политология: учебно-методический комплекс / сост. И. Н. Лопушанский. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. – 95 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Дисциплина посвящена изучению властных отношений и их отражения в концепциях ученых, во взглядах и поведении людей как субъектов и объектов политики; истории развития политической мысли; методов исследований политического процесса.

 

Рассмотрено на заседании кафедры социально-гуманитарных наук СЗТУ 21 января 2008 г.; одобрено на заседании методической комиссии ин-та управления производственными и инновационными процессами (пред. д-р ист. наук, проф. Б. В. Павлов) 21 января 2008 г.

 

Рецензенты: кафедра социально-гуманитарных наук СЗТУ

(зав. каф. Б. В. Павлов, д-р ист. наук, проф.);

А. Н. Ковалев, канд. пед. наук, доцент Санкт-Петербургского

юридического института (филиала) Академии Генеральной

прокуратуры Российской Федерации.

 

Составитель: И. Н. Лопушанский, канд. ист. наук, доц., Почетный работник

высшего профессионального образования Российской Федерации.

 

Ó Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2008

Ó Лопушанский И. Н., 2008

 

ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

Предисловие

Данный учебно-методический комплекс предназначен для всех специальностей и форм обучения в СЗТУ.

Изучаются следующие разделы дисциплины: предмет и структура политологии; история политических учений; теория политики; человек и политика; внешняя политика; политические реформы в нашей стране.

Программа реализуется в течение одного семестра III-го курса в форме аудиторных занятий: лекции и семинарские занятия – для очной и очно-заочной форм обучения (соответственно 24+8 часов и 12+4 часа); лекции и групповая консультация – для заочной формы обучения (6+2 часа), а также в форме самостоятельной работы студентов. Контроль самостоятельной работы осуществляется в ходе индивидуальных консультаций, семинарских занятий, проверки контрольных работ (очно-заочная и заочная формы обучения), тестирования и завершающего курс зачета.

Курс политологии ставит своей целью:

– дать студентам представление о многообразии политических концепций в прошлом и настоящем,

– помочь им разобраться в сущности властных отношений и их значении для решения проблем российского общества,

– ознакомить студентов с методологическими аспектами политики, категориями и закономерностями политической жизни,

– подготовить образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию политических явлений.

В результате изучения курса студенты должны иметь представление:

– об истории развития политической мысли,

– об окружающих политических явлениях и процессах,

– о роли личности в политике,

– о корнях политических конфликтов и возможностях их урегулирования,

– о задачах внешней политики государства и особенностях российской геополитики.

Студенты должны знать:

– основные категории политологии;

– содержание наиболее известных теорий и концепций, сохранивших значение для наших современников, и их авторов;

– историю политической мысли России;

– происхождение и сущность политической власти, государства и гражданского общества;

– сущность и типы политических режимов, пути перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии;

– преимущества и недостатки президентской и парламентской республик, пропорциональной и мажоритарной систем выборов;

– формы реализации принципа федерализма;

– сравнительные критерии политической культуры общества, группы и личности;

– возможности и уровни участия граждан в политике;

– формы политической борьбы;

– требования, предъявляемые к лидеру;

– идеологические и организационные признаки партий;

– социальные идеалы и интересы, обусловливающие политический спектр современной России;

– причины, состояние и последствия политических реформ в нашей стране в 1980 - 2000-х гг.;

– принципы осуществления внешней политики;

– основные геополитические интересы современной России;

– причины международных конфликтов и способы их разрешения.

После изучения курса студенты должны уметь:

–сравнивать различные политические системы и режимы, выявлять особые цели и интересы политических и социальных групп, групп лоббирования, политических партий и движений;

– анализировать (используя средства массовой информации) внутренние и международные политические события, прогнозировать их в русле российских интересов.

Студенты обучаются владеть:

– элементарными методами проведения политологических исследований (под руководством специалиста-политолога);

– приемами краткосрочного и среднесрочного политического прогнозирования.

Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Политология» изучается на базе вузовских курсов истории, культурологии, философии, экономики, социологии, права. Приобретенные студентами знания будут востребованы при изучении курсов специализации для экономического направления. Курс политологии завершает изучение общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе.

1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы

Содержание дисциплины по ГОС

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая экономика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов
форма обучения
очная очно-заочная заочная
Общая трудоемкость дисциплины
Работа под руководством преподавателя (включая ДОТ)
В т. ч. аудиторные занятия: в т. ч. лекции практические занятия (ПЗ) лабораторные работы (ЛР) семинары (С) другие виды аудиторных занятий - консультации
Самостоятельная работа студента
Промежуточный контроль, количество
В том числе: курсовой проект (работа)
контрольная работа (реферат)
тестирование
Вид итогового контроля Зачет

Перечень видов практических занятий и контроля

–тесты (по разделам; для очной и очно-заочной форм обучения);

– одна контрольная работа или реферат (для очно-заочной и заочной формы обучения);

– семинары (для очной и очно-заочной форм обучения);

– зачет.

РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2.1. Рабочая программа (объем – 64 часа)

I. Введение в политологию (объем – 12 часов)

Тема 1. Предмет и структура политологии (объем – 6 часов)

[1], гл. 2, с. 38-64; [3], гл. 1, с. 5-7; [4], гл. 1, с. 23-51; [5], с. 76-120;

[7], с. 4-22, 27-43, 53-60; [9], гл. 1, с. 3-20; [10], гл. 1, с. 19-39

 

Объект и предмет политологического исследования. Природа политологического знания. Соотношение политологии и других гуманитарных дисциплин. Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии. Проблемы научности политологии. Задачи политологии как учебной дисциплины.

Основные разделы курса: история политических учений, теория политики, политическая социология, теория международных отношений. Понятия, категории и методы политологии.

Возникновение и этапы развития сравнительных политологических исследований. Теоретическое и прикладное значение сравнительного анализа политических систем и режимов. Возможности и пределы сравнительного исследования государств, политических партий, групп политического давления и других институтов. Основные направления сравнительного анализа за рубежом и в России.

 

 

Тема 2. История политических учений

(объем – 6 часов)

[2], гл. 2-12, с. 41-255; гл. 14, с. 284-288; гл. 18, с. 320-328; гл. 20-25, с. 338-479; гл. 27-30, с. 522-600, 627-639; гл. 32-35, с. 653-806; гл. 37-38, с. 862-892;

[3], гл. 1, с. 7-41;[4], гл. 2-3, с. 53-122; [5], с. 29-57, 153-167, 305-372, 419-429, 437-440; [6].

2.1. Политическая мысль античности. Причины зарождения властных отношений в обществе. Относительные признаки первых государственных образований – восточной деспотии и древнегреческого полиса. “Идеальное государство” Платона. Классификация государств Аристотеля, его взгляды на стабильность управления. Политические структуры Древнего Рима: республика, принципат, доминат.

2.2. Религия и светская власть. Политические взгляды Средневековья. Роль религии в государственной идеологии Древнего мира. Теократические концепции христианства (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Исламское теократическое государство – халифат, его современные последователи. Католицизм в феодальных королевствах Средневековья.

Протестантские взгляды на отношения церкви и государства (М. Лютер, Ж. Кальвин). Политические взгляды Н. Макиавелли. Утопические проекты Т. Мора, Т. Кампанеллы.

2.3. Политические учения ХVII-XVIII вв. Школа естественного права (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк). Договорные концепции происхождения государства и их различия. Либерализм в борьбе против абсолютной монархии. Формирование принципа разделения властей (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье). Приоритет индивидуальных прав и свобод человека в учениях французских просветителей и деятелей американской революции (Вольтер, Д. Дидро, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Франклин). Уравнительные взгляды и концепция “народного суверенитета” Ж.-Ж. Руссо.

2.4. Политические взгляды XIX в. Немецкая политическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель). Идеализация системы государственных институтов, приоритет государства перед гражданином, “национальный дух” как составляющая государственного строительства.

Расцвет социалистической мысли в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Классовая теория происхождения государства и смены общественно-экономических формаций. Пролетарская революция как путь перехода к бесклассовому обществу, от диктатуры пролетариата к отмиранию государства. Борьба марксизма с анархизмом (П.-Ж. Прудон, М. А. Бакунин) и реформизмом (Э. Бернштейн).

2.5. Политическая мысль России. Ключевые политические идеи (проблемы) во внутренней и международной жизни российского государства в допетровский период. Столкновение противоречивых взглядов сторонников абсолютизма (Н. М. Карамзин), сословной монархии (М. М. Щербатов), ограниченной царской власти (М. М. Сперанский) и республики (А. Н. Радищев) в конце XVIII - начале XIX вв.

Политические требования декабристов (П. И. Пестель, Н. М. Муравьев). Борьба славянофильского и западнического течений в 40-60-х годах XIX в. Радикализм П. Я. Чаадаева, А. И. Герцена, революционных демократов (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов), народников (П. Н. Ткачев).

Марксизм в России: Г. В. Плеханов, большевизм (В. И. Ленин) и меньшевизм (Ю. О. Мартов). Аграрная и государственная программы эсеров и анархистов (П. А. Кропоткин). Борьба большевиков с религиозно-философской (В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков) и конституционалистской (М. М. Ковалевский, П. И. Новгородцев, П. Б. Струве, П. Н. Милюков) ветвями политической мысли. Политическая практика К. П. Победоносцева, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина.

В. И. Ленин как политический мыслитель и практик. Становление диктатуры пролетариата. Советы как форма представительной власти. Роль коммунистической партии в послеоктябрьской политической системе. И. В. Сталин и административно-командная система управления обществом. Номенклатура.

Тоталитарный режим осуществления власти в СССР и других странах “реального социализма”. Коллективистская идеология и права личности.

2.6. Современная зарубежная политология: истоки и основные концепции. Классическая политическая мысль и ее представители. Религиозная, юридическая и политико-социологическая традиции в истории политической мысли. Политические взгляды О. Конта, Г. Спенсера, А. де Токвиля, Л. Гумпловича. Э. Дюркгейм об организации общественной жизни.

Теория элит Г. Моски и В. Парето. Взгляды М. Острогорского и Р. Михельса на деятельность политических партий. Вклад М. Вебера в исследования власти, политики, государственного управления, бюрократии.

Развитие политической теории учеными-марксистами. Социал-демократия о соотношении свободы и равенства. Современные политологические концепции.

II. Теория политики (объем – 22 часа)

Тема 3. Политическая власть и общественное развитие (объем – 4 часа)

[1], гл. 4, с. 82-98; [3], гл. 2, с. 41-47;

[4], гл. 4, с. 127-151; гл. 15, с. 457-488; гл. 17, с. 549-568; [5], с. 49-57;

[9], гл. IV, c. 77-115

Сущность власти. Директивная, функциональная и созидательная черты власти. Соотношение личных, групповых (партийных) и общественных интересов в борьбе за власть. Происхождение власти: разделение функций, подавление угнетенного класса, предотвращение инцеста в роде.

Политическая (государственная) власть. Наследственное, харизматическое и выборное господство. Формы функционирования власти. Роль насилия. Ограничение всевластия путем регулярной сменяемости властных органов.

Субъекты властных отношений, их социальный, институциональный и функциональный уровни, реализация ими социальных интересов. Диалектика взаимодействия политики и экономики: соотношение свободы и равенства в понимании справедливости. Расстановка политических сил России в соответствии с различными социальными идеалами.

 

Тема 4. Политические системы и режимы (объем – 12 часов)

[1], гл. 3, с. 65-81; гл. 5-7, с. 129-161, 173-202; гл. 10-11, с. 256-311;

[3], гл. 2, с. 47-51; [4], гл. 5, с. 153-192; гл. 7-8, 221-259; гл. 15, с. 457-488;

[7], с. 80-99; [9], гл. X, c. 281-314

 

Сущность политической системы. Государство и гражданское общество как главные элементы системы, связующие их отношения и цели.

Политическое решение: процесс его формирования, оптимальный выбор. Возможность компьютеризации процесса подготовки решений. Субъективность выбора решения.

Политический режим: сущность, типы осуществления власти. Авторитарный режим: характерные черты и государственные формы. Тоталитарный режим: характеристика властных отношений. Этатизм. Монистическая система господства одной партии: сближение партийной и государственной иерархий, наличие государственной идеологии, подавление инакомыслия. Возможность сочетания авторитаризма вождя партии с тоталитарной системой. Подавление организованной оппозиции, отсутствие разделения ветвей власти.

Демократический режим: сущность, роль оппозиции. Демократические принципы: свободные альтернативные выборы на основе всеобщего равного избирательного права; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей; равенство граждан и государства перед законом; отказ от насилия при решении политических проблем; возможность принятия решений путем проведения референдума.

Политические режимы России в XX-XXI вв.

 

Тема 5. Государство, его функции и типы

(объем – 6 часов)

[1], гл. 5-6, с. 99-129, 161-171; гл. 9, с. 244-254; [3], гл. 2, с. 51-63;

[4], гл. 9, с. 263-296; гл. 12, с. 354-367; [7], с. 152-162; [9], гл. XII, c. 351-394

 

Происхождение государства: либеральная и классовая концепции. Роль природных и хозяйственных условий в возникновении восточных деспотий и древнегреческого полиса. Универсалистский и либерально-индивидуалистический взгляды на исходные цели государства.

Функции государства. Состав элементов государственного механизма. Зависимость эффективной реализации функции управления от существующего политического режима.

Формы государственного правления: монархия и республика. Абсолютная и конституционная монархии. Наследственная и выборная монархии. Сущность республиканской формы правления. Различие понятий “республика” и “демократия”. Президентская и парламентская республики.

Мажоритарная и пропорциональная системы выборов: плюсы и минусы. Особенности выборной системы России.

Унитаризм и федерализм как принципы государственного устройства. Административно-территориальный и национально-территориальный варианты федераций. Центробежные и центростремительные тенденции в государствах-федерациях, в частности в России.

Роль национальной идеи в становлении государства. Противоборство концепций национализма, космополитизма и классового интернационализма. Природа национальных конфликтов: факторы полиэтничности наций, продолжающегося распада империй, наследия тоталитаризма. Федеративные отношения в СССР и России.

Конфедерация как форма реализации принципа федерализма.

 

III. Человек и политика (объем – 14 часов)

Тема 6. Политическая культура (объем – 4 часа)

[1], гл. 12, с. 312-346; [3], гл. 3, с. 63-66; [4], гл. 13, с. 371-399; [7], с. 136-145

 

Культура и политика. Формирование концепции политической культуры в политологии. Три уровня политической культуры.

Политическая культура общества, ее сравнительные критерии. Политическая культура классов и социальных групп. Политическая культура личности как совокупность политических сознания и поведения.

Влияние политического режима на политическую культуру. Способность к сравнению политических и экономических систем, терпимость к взглядам оппонента, лояльность к выборной власти как признаки демократии. Слепая вера в авторитет вождя, партии, игнорирование оппонентов, нетерпение и насилие ради осуществления идей своего лидера как признаки тоталитаризма в политической культуре. Политическая культура современной России.

 

Тема 7. Участие в политике (объем – 4 часа)

[1], гл. 13, с. 347-372; гл. 16, с. 442-474; [3], гл. 3, с. 62-69;

[4], гл. 6, с. 195-217; гл. 11, с. 330-353; гл. 13, с. 399-412; гл. 16, с. 490-547;

[9], гл. IX, c. 249-280

 

Субъекты (акторы) и объекты политики. Уровни участия акторов в политической жизни. Политические режимы и возможность граждан участвовать в политике.

Политика как вид профессиональной деятельности: активист, функционер-организатор, публицист. Лидер: необходимые личные качества; требования, предъявляемые массами; отношения лидера и масс. Популизм.

Политическая борьба, ее цели и содержание. Формы борьбы, их обусловленность конкретными условиями. Конфликт и консенсус, конфронтация и компромисс.

Тема 8. Политические партии и движения (объем – 6 часов)

[1], гл. 8, с. 203-243; гл. 15, с. 403-441;

[3], гл. 3, с. 69-73; [4], гл. 10, с. 298-328; гл. 14, с. 415-459;

[5], с. 153-212, 228-304, 344-347, 373-403; [7], с. 146-151;

[9], гл. VI, c. 168-183

Партия как политический институт. Происхождение партий. Идеологические и организационные признаки партий, их отличие от политических клубов и движений. Разнообразие партийных программ, их обусловленность социальными идеалами и интересами. Партийная программа и предвыборная платформа партии: взаимосвязь и различия.

Кадровые партии. Массовые партии. Партии “избирателей”. Партии с сильной и слабой структурой.

Характеристика партийных идеологий современной России, причины популярности радикальных партий.

Политические движения (основные объединяющие лозунги, состав участников), причины резких колебаний в их поддержке населением России.

 

IV. Внешняя политика (объем – 6 часов)

Тема 9. Теория и практика международных отношений. Российская геополитика (объем – 6 часов)

[3], гл. 4, с. 73-81; [4], гл. 19-20, с. 597-653;

[8], гл. 6-7, с. 116-170; гл. 12, с. 268-293; гл. 14-15, с. 311-350; гл. 17, с. 361-377

 

Цели и содержание внешнеполитической деятельности, принципы осуществления внешней политики. Возможности влияния граждан на формирование внешнеполитического курса.

Функции представительных и исполнительных органов по реализации международных интересов страны. Задачи и формы деятельности дипломатической службы. Взаимосвязь внутренней и внешней политики.

Глобализация социальных и экономических процессов как фактор перемен в международной политике. Природа межгосударственных конфликтов. Отказ от классовых приоритетов во внешней политике, поиск оптимального соотношения государственной и глобальной безопасности. Характеристика современных зарубежных внешнеполитических концепций. Геополитика: предмет, методы исследований. Геополитические интересы России: история и современность. Особенности современного этапа российской внешней политики.

Заключение.

2.2. Тематический план дисциплины

2.2.1. Тематический план дисциплины

для студентов очной формы обучения

 

№ п/п   Наименование раздела (отдельной темы) Кол-во часов по дневной форме обучения Виды занятий и контроля
лекции ПЗ (С) ЛР Самостоятель­ная работа Тесты Контрольные работы ПЗ (С) ЛР Курсовые работы (проекты)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ аудит. ДОТ
ВСЕГО              
I Введение в политологию           №1        
Предмет и структура политологии                    
История политических учений                    
II Теория политики       №2        
Политическая власть и общественное развитие                      
Политические системы и режимы                  
Государство, его функции и типы                  
III Человек и политика         №3        
Политическая культура                    
Политическое участие                    
Политические партии и движения                  
IV Внешняя политика           №4        
V Политические реформы в нашей стране             №5        

2.2.2. Тематический план дисциплины

для студентов очно-заочной формы обучения

 

№ п/п   Наименование раздела (отдельной темы) Кол-во часов по дневной форме обучения Виды занятий и контроля
лекции ПЗ (С) ЛР Самостоятель­ная работа Тесты Контрольные работы ПЗ (С) ЛР Курсовые работы (проекты)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ аудит. ДОТ
ВСЕГО       №1      
I Введение в политологию           №1        
Предмет и структура политологии                    
История политических учений                      
II Теория политики         №2        
Политическая власть и общественное развитие                      
Политические системы и режимы                  
Государство, его функции и типы                      
III Человек и политика         №3        
Политическая культура                      
Политическое участие                  
Политические партии и движения                  
IV Внешняя политика         №4        
V Политические реформы в нашей стране             №5        

2.2.3. Тематический план дисциплины

для студентов заочной формы обучения

№ п/п   Наименование раздела (отдельной темы) Кол-во часов по дневной форме обучения Виды занятий и контроля
лекции ПЗ (С) ЛР Самостоятель­ная работа Тесты Контрольные работы ПЗ (С) ЛР Курсовые работы (проекты)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ аудит. ДОТ
ВСЕГО           №1      
I Введение в политологию           №1        
Предмет и струк-тура политологии                    
История полити-ческих учений                      
II Теория политики         №2        
Политическая власть и общест-венное развитие                      
Политические системы и режимы                  
Государство, его функции и типы                    
III Человек и политика         №3        
Политическая культура                    
Политическое участие                  
Политические партии и движения                    
IV Внешняя политика           №4        
  Политические реформы в нашей стране               №5        

Структурно-логическая схема

 


2.4. Временной график изучения дисциплины

Название раздела (темы) Продолжительность изучения раздела (темы) (из расчета – 4 часа в день)
Раздел I. Введение в политологию 2 дн.
Раздел II. Теория политики 4 дн.
Раздел III. Человек и политика 3 дн.
Раздел IV. Внешняя политика 2 дн.
Раздел V. Политические реформы в нашей стране 1 дн.
Контрольная работа 4 дн.
  ИТОГО 16 дн.

 

 

Практический блок

 

Планы семинаров

План семинара по теме

«Политические системы и режимы»

[1], гл. 3, с. 65-81; гл. 5-7, с. 99-202; гл. 9-11, с. 244-311; [3], гл. 2, с. 47-51;

[4], гл. 5, с. 153-192; гл. 7-9, с. 221-259, 263-296; гл. 12, с. 354-367;

гл. 15, с. 457-488; [7], с. 80-99, 152-162; [9], гл. X, c. 281-314, гл. XII, c. 351-394

Вопросы для обсуждения

1. Политическая система: понятие, функции, основные элементы.

2.
Государство: функции и формы.

3. Унитаризм и федерализм как принципы государственного устройства.

4. Гражданское общество: понятие, структура, значение в политике.

5. Политический режим как совокупность форм и методов осуществления власти. Типы политических режимов.

6. Авторитарные режимы: сущность, разновидности.

7. Тоталитаризм: сущность, формы, значение идеологии и политики.

8. Структура и принципы функционирования демократических режимов.

Темы докладов и рефератов

1. Аппарат государственного управления: теория и практика (М. Вебер, М. Восленский, С. Н. Паркинсон).

2. Анархистские взгляды на власть и государство.

3. Президент или парламент?

4. Избирательные системы и политическая стабильность.

5. Этносы и политика: причины внутренних межнациональных конфликтов.

6. Государство и гражданское общество: противостояние или сотрудничество?

7. Авторитаризм и тоталитаризм: общее и особенное.

8. Исторические формы тоталитаризма.

9. Демократия: свобода, политический плюрализм, правовое государство.

10. Экономические основания демократии Ф. фон Хайека.

11. А. де Токвиль о демократии в Америке.

12. Особенности демократического процесса в России.

13. Проблемы перехода от тоталитаризма и авторитаризмакдемократии.

План семинара по теме

«Политические реформы в нашей стране»

[3], гл. 5, с. 81-87; [4], гл. 5, с. 183-192; гл. 9-10, с. 286-296, 316-328; гл. 15-16, с. 477-488, 523-547; гл. 19-20, с. 613-617, 645-648; [8], гл. 12, с. 272-277; гл. 14-15, с. 311-350; гл. 17, с. 361-377

Вопросы для обсуждения

1. Реформы периода перестройки (1985 - 1990 гг.): обоснование необходимости, причины неудач в проведении.

2. Глубокий кризис в экономике и политике в конце 80-х - начале 90-х годов: причины, проявления.

3. Кризис коммунистической идеологии правящей партии: причины, проявления, последствия.

4. Демократические преобразования в политической надстройке: позитивные и негативные последствия.

5. Распад СССР: причины, возможности предотвращения, последствия.

6. Изменения в мире в связи с распадом СССР и социалистической системы.

7. Перемены во внутренней и внешней политике современной России (2000-2008).

 

Темы докладов и рефератов

1. Демократический транзит на постсоветском пространстве: общее и особенное.

2. Распад национальных федераций (СССР, Чехословакия, Югославия): общее и особенное.

3. Гласность периода перестройки: значение и последствия.

4. Особенности выборов 1989-1990 гг. в СССР и РСФСР.

5. Система государственной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г.

6. Приоритеты современной отечественной геополитики.

2.5.3. Методические указания по самоподготовке к семинарам

При подготовке к семинару внимательно рассмотрите его вопросы и, используя опорный конспект соответствующей темы курса и рекомендуемую литературу, составьте расширенный план или тезисы ответов по каждому вопросу. Ответ должен занимать 7-10 мин.

Можно подготовить доклад по указанной тематике (до 15 мин.) и выступить с ним на семинаре, либо написать небольшой реферат (до 4-5 с.) и сдать его преподавателю.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Библиографический список

Основной:

1) Гаджиев, К. С. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2004.

2) История политических и правовых учений: Учеб



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.54.67 (0.02 с.)