Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство, его функции и типыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Основные вопросы темы Концепции происхождения государства. Функции государства. Зависимость эффективной реализации функции управления от существующего политического режима. Формы государственного правления: монархия и республика. Типы монархий. Президентская и парламентская республики. Мажоритарная и пропорциональная системы выборов: плюсы и минусы. Особенности выборной системы России. Унитаризм и федерализм как принципы государственного устройства. Типы федераций. Роль национальной идеи в становлении государства. Природа национальных конфликтов. Федеративные отношения в СССР и России. Конфедерация как форма реализации принципа федерализма.
Государство – это форма организации классового общества, представляющая особый аппарат управления обществом, а также ассоциацию, размещенную на отдельной территории и охватывающую всех членов данного общества. Государство суверенно, что означает обладание высшей властью на данной территории, только ему принадлежит право представлять все общество в целом, издавать законы, осуществлять правосудие. Происхождение государства рассматривается в рамках договорной (либеральная мысль), классовой (социалистическая мысль) и национальной теорий. Функции государства связаны с управлением обществом – это законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная, защиты территории и внутреннего общественного порядка, экономическая, социальная, экологическая и другие функции. По форме государства бывают монархиями (наследственными и выборными, абсолютными и ограниченными конституцией) и республиками (президентской, парламентской или смешанной). Различия в государственном устройстве объясняются особенностями исторического развития того или иного региона, межэтнических и экономических отношений народов. Государства могут быть простыми (унитарными) или сложными (федеративными). Унитаризм как принцип государственного устройства предполагает сугубо централизованное строение механизма власти. В федерации несколько государственных образований создают союзное государство, в котором при общей конституции и едином законодательстве каждая составная часть может иметь собственные конституцию и законодательство. Происхождение ряда федераций – Россия, Югославия, Чехословакия, в прошлом СССР – связано с реализацией национально-территориального принципа, когда субъектами федерации являются национальные государственные образования. Чаще же встречаются федерации, не придерживающиеся национально-территориального принципа, – США, Австралия, ФРГ, Бразилия, Мексика, Венесуэла и др. Исторически эта форма федераций сложилась раньше, и, как показывают современныесобытия, они более устойчивы к распаду на унитарные государства. Существующие тенденции к рационализации экономической, политической, военной сфер общественной жизни могут привести и приводят к созданию различных видов союзов, из которых следует выделить конфедерацию, где государства сохраняют свою независимость, объединяются лишь для координации своих действий, а решения по общим вопросам или решения конфедеративных органов носят для союзных государств рекомендательный, необязательный для выполнения характер. Серьезные проблемы обновления федерации стоят перед нашей страной: для России – это судьба субъектов федерации, расширение их прав, возрождение экономического единства на равноправной, взаимовыгодной основе; это отношения центра и субъектов федерации; положение русского населения в бывших республиках СССР и республиках Российской Федерации. После десятилетий подавления национальное самосознание нередко игнорирует целесообразные отношения, что приводит к росту национального эгоизма и многочисленным конфликтам на этой почве.
Вопросы для самопроверки по теме 5 1. Как проявляется суверенитет государства в различных сферах общественной жизни? 2. Каковы основные представления о происхождении государства? 3. В чем Вы видите достоинства и недостатки президентской и парламентской республик? 4. Почему и в какой форме сохраняются монархии в Европе? 5. В чем состоят плюсы и минусы мажоритарной и пропорциональной систем выборов? 6. В чем проявляются центробежные тенденции в государствах-федерациях? 7. Какой тип государственных отношений представляет собой СНГ – Содружество Независимых Государств?
Модуль 3
III. Человек и политика
В разделе изучаются три темы. Формы изучения: лекции и самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Формы контроля: самопроверка по вопросам, указанным к темам раздела; тестирование для очного и очно-заочного обучения; контрольная работа, в тематику которой входят вопросы раздела; итоговый зачет по курсу. Политическая культура Основные вопросы темы Формирование концепции политической культуры в политологии. Уровни политической культуры. Политическая культура общества. Политическая культура классов и социальных групп. Политическая культура личности. Влияние политического режима на политическую культуру. Политическая культура современной России.
Политическая культура – специфический, исторически определенный способ организации жизнедеятельности людей в политической сфере, отражающий качественное своеобразие и уровень развития социально-политических идей, систем и отношений. На уровне общества в целом она определяет развитость политических теорий и идей, существующей политической системы, методов и форм управления обществом, степень участия граждан в политическом процессе. Политическая культура классов и социальных групп может рассматриваться как культура отношений между ними по вопросу завоевания и использования государственной власти, а также как процесс реализации интересов классов и социальных слоев через существующие политические институты. На уровне личности политическая культура выступает как совокупность политических сознания и поведения. Уровень сознания зависит от развития двух аспектов политической культуры: познавательного и формирования yстановок и ценностной ориентации личности; в свою очередь, уровень сознания определяет развитие личности как субъекта политических отношений, ее поведение. Совершенство политических институтов государства и гражданского общества отражает исторический опыт политической деятельности и развития теории и в конечном счете заключается в эффективности, целесообразности этих институтов и степени участия граждан. Существует тесная взаимозависимость между уровнями политической культуры общества и личности: способность к сравнению существующих политических и экономических систем, терпимость к иным политическим взглядам и лояльность к выборной власти создают условия для свободного волеизъявления индивида в демократическом обществе; напротив, слепая вера в авторитет вождя, партии, вооруженного насилия, игнорирование оппонентов, нетерпение ради осуществления идей своего лидера означают готовность к восприятию авторитарного или тоталитарного режимов.
Вопросы для самопроверки по теме 6 1. Что такое политическая культура, какова ее структура и роль в политической системе общества? 2. Сравнительные критерии политической культуры общества. 3. Для чего нужна политическая символика? 4. В чем состоит процесс политической социализации личности? 5. Какие агенты политической социализации оказывают наибольшее воздействие на личность? 6. Какие типы политического сознания и поведения Вы знаете? К какому типу относите себя? 7. От каких факторов зависит политическое поведение личности? 8. В чем состоят национальные особенности политической культуры? 9. Как Вы думаете, чем можно объяснить преобладание в западной политической культуре ценностей согласия и толерантности? 10. Отличительные черты политической культуры современной России.
Участие в политике Основные вопросы темы Субъекты (акторы) и объекты политики. Уровни участия акторов в политической жизни. Политика как вид профессиональной деятельности. Лидерство, отношения лидера и масс. Политическая борьба, ее цели, содержание и формы. Конфликт и консенсус, конфронтация и компромисс.
Уровень политического сознания определяет формы поведения индивида как участника политической жизни: от неосознанного пассивного участия или неучастия до сознательного активного поведения. Политика может быть видом профессиональной деятельности: функционер политической партии, лидер и т. п. Лидер должен обладать способностью наиболее полно и точно сформулировать объединяющую идею, общие цели и практически повести за собой людей определенной общественной группы. Отношения, связывающие лидера и массы, сочетают в себе властные, функциональные (форма связи) и коммуникативные (смысл связей) черты. Поэтому лидер должен обладать компетентностью и способностью взять на себя ответственность за коллективные действия (что у обычных людей часто не совпадает) и, наконец, даром убеждать людей (харизмой). Крупный политический лидер способен выдвинуть новую политическую идею, а мелкий – лишь лозунг, отсюда возможности воздействия на массы и количество степеней свободы маневра у крупного лидера выше. В политике нередки случаи, когда массы сами выводят на политическую арену вождя, наделяя его желаемыми чертами, а он, в свою очередь, опирается на господствующие у масс ожидания и направляет свои усилия на реализацию этих ожиданий. Эта традиция массового протеста против существующего порядка вещей в конце ХIХ века в США воплотилась в создании популистской партии, название которой сохранилось в виде названия политического течения (и даже метода) – популизма, отражающего более высокую степень взаимозависимости лидера и масс. Это не означает, что данный путь исторически долговечен и эффективен – ведь в одном ряду здесь и государственное вмешательство в экономику буржуазных стран, и фашизм, и сатьяграха – гражданское неповиновение гандистов колониальной власти в Индии, и антитоталитарное демократическое движение в период распада СССР. Вообще же лидеры выполняют задачу создания того или иного cooбщества (вождь-основатель), поддержания его целостности (вождь-традиционалист), его изменения и приспособления в рамках первоначальной программы (вождь-реформатор). Политическая борьба, изначально определяющаяся как борьба за власть, в условиях демократии позволяет выдвигать и другие цели, например не претендующих на власть экологических движений, выразителей интересов малых социальных групп, национальных и религиозных меньшинств и т. п. Представления о формах политической борьбы исторически также менялись: от авторитарного насилия, воплощавшегося в политике монархов, полководцев, диктаторов, к абсолютизации политической роли революционных масс и игнорированию возможностей эволюции, наконец, к сегодняшнему обличению революций всех времен и воспеванию реформ и реформаторов прошлого. Чтобы объективно подходить к историческому процессу, нужно понять, что условия наследственной монархии или диктатуры дают возможность проведения реформ лишь при их санкционировании «сверху» без учета мнения всего общества, а реализация жажды перемен, присущей радикальной части общества, обречена на ее революционный насильственный вариант и тоже не считается с мнением большинства. Стремление же к реформам большинства общества может быть воплощено законным путем, без насилия, в условиях демократического режима. Поэтому общественный прогресс опирается на различные формы политической борьбы в зависимости от конкретных условий его осуществления и не требует абсолютизации каких-либо форм, характерных для различных направлений общественной мысли. Вопросы для самопроверки по теме 7 1. Почему участие граждан в политике рассматривается как важнейшее условие демократии? 2. Каковы прямые и опосредованные формы участия в политике? 3. Как соотносятся цели участия и выбираемые политиками средства их достижения? 4. Что такое политическое лидерство? 5. Какими качествами должен обладать политический лидер? Кто из политических лидеров XX-XXI вв. для Вас наиболее приемлем? 6. В чем состоит роль средств массовой информации в «раскрутке» политического лидера? 7. Что такое политическая элита и каковы критерии эффективности ее политической деятельности? 8. Какие формы политической борьбы Вы знаете? 9. Какие психологические аспекты присущи политике? 10. В чем состоит содержание понятий: «конформизм», «экстремизм», «компромисс», «популизм», «бонапартизм»? 11. В чем сущность конфликта, кризиса? Являются ли они объективной необходимостью или «патологией» в общественном развитии? 12. Какова динамика развития конфликтов и кризисов? Какой вид кризиса переживает Россия? 13. Какие пути разрешения конфликтов Вы знаете? 14. Какой тип политического процесса, на Ваш взгляд, существует в современной России – революционный (предполагающий радикальную смену политических норм, институтов и проявляющийся в повышенной конфликтности), эволюционный (связанный с постепенным изменением стандартов политического поведения и институтов) или смешанный? Аргументируйте свой ответ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.011 с.) |