Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство, его функции и типы

Поиск

 

Основные вопросы темы

Концепции происхождения государства.

Функции государства. Зависимость эффективной реализации функции управления от существующего политического режима.

Формы государственного правления: монархия и республика. Типы монархий. Президентская и парламентская республики.

Мажоритарная и пропорциональная системы выборов: плюсы и минусы. Особенности выборной системы России.

Унитаризм и федерализм как принципы государственного устройства. Типы федераций.

Роль национальной идеи в становлении государства. Природа национальных конфликтов. Федеративные отношения в СССР и России.

Конфедерация как форма реализации принципа федерализма.

 

Государство – это форма организации классового общества, представляющая особый аппарат управления обществом, а также ассоциацию, размещенную на отдельной территории и охватывающую всех членов данного общества. Государство суверенно, что означает обладание высшей властью на данной территории, только ему принадлежит право представлять все общество в целом, издавать законы, осуществлять правосудие.

Происхождение государства рассматривается в рамках договорной (либеральная мысль), классовой (социалистическая мысль) и национальной теорий. Функции государства связаны с управлением обществом – это законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная, защиты территории и внутреннего общественного порядка, экономическая, социальная, экологическая и другие функции.

По форме государства бывают монархиями (наследственными и выборными, абсолютными и ограниченными конституцией) и республиками (президентской, парламентской или смешанной).

Различия в государственном устройстве объясняются особенностями исторического развития того или иного региона, межэтнических и экономических отношений народов. Государства могут быть простыми (унитарными) или сложными (федеративными). Унитаризм как принцип государственного устройства предполагает сугубо централизованное строение механизма власти.

В федерации несколько государственных образований создают союзное государство, в котором при общей конституции и едином законодательстве каждая составная часть может иметь собственные конституцию и законодательство. Происхождение ряда федераций – Россия, Югославия, Чехословакия, в прошлом СССР – связано с реализацией национально-территориального принципа, когда субъектами федерации являются национальные государственные образования. Чаще же встречаются федерации, не придерживающиеся национально-территориального принципа, – США, Австралия, ФРГ, Бразилия, Мексика, Венесуэла и др. Исторически эта форма федераций сложилась раньше, и, как показывают современныесобытия, они более устойчивы к распаду на унитарные государства.

Существующие тенденции к рационализации экономической, политической, военной сфер общественной жизни могут привести и приводят к созданию различных видов союзов, из которых следует выделить конфедерацию, где государства сохраняют свою независимость, объединяются лишь для координации своих действий, а решения по общим вопросам или решения конфедеративных органов носят для союзных государств рекомендательный, необязательный для выполнения характер.

Серьезные проблемы обновления федерации стоят перед нашей страной: для России – это судьба субъектов федерации, расширение их прав, возрождение экономического единства на равноправной, взаимовыгодной основе; это отношения центра и субъектов федерации; положение русского населения в бывших республиках СССР и республиках Российской Федерации. После десятилетий подавления национальное самосознание нередко игнорирует целесообразные отношения, что приводит к росту национального эгоизма и многочисленным конфликтам на этой почве.

 

Вопросы для самопроверки по теме 5

1. Как проявляется суверенитет государства в различных сферах общественной жизни?

2. Каковы основные представления о происхождении государства?

3. В чем Вы видите достоинства и недостатки президентской и парламентской республик?

4. Почему и в какой форме сохраняются монархии в Европе?

5. В чем состоят плюсы и минусы мажоритарной и пропорциональной систем выборов?

6. В чем проявляются центробежные тенденции в государствах-федерациях?

7. Какой тип государственных отношений представляет собой СНГ – Содружество Независимых Государств?

 

Модуль 3

 

III. Человек и политика

 

В разделе изучаются три темы.

Формы изучения: лекции и самостоятельная работа с рекомендованной литературой.

Формы контроля: самопроверка по вопросам, указанным к темам раздела; тестирование для очного и очно-заочного обучения; контрольная работа, в тематику которой входят вопросы раздела; итоговый зачет по курсу.

Политическая культура

Основные вопросы темы

Формирование концепции политической культуры в политологии. Уровни политической культуры.

Политическая культура общества. Политическая культура классов и социальных групп. Политическая культура личности.

Влияние политического режима на политическую культуру. Политическая культура современной России.

 

Политическая культура – специфический, исторически определенный способ организации жизнедеятельности людей в политической сфере, отражающий качественное своеобразие и уровень развития социально-политических идей, систем и отношений. На уровне общества в целом она определяет развитость политических теорий и идей, существующей политической системы, методов и форм управления обществом, степень участия граждан в политическом процессе. Политическая культура классов и социальных групп может рассматриваться как культура отношений между ними по вопросу завоевания и использования государственной власти, а также как процесс реализации интересов классов и социальных слоев через существующие политические институты.

На уровне личности политическая культура выступает как совокупность политических сознания и поведения. Уровень сознания зависит от развития двух аспектов политической культуры: познавательного и формирования yстановок и ценностной ориентации личности; в свою очередь, уровень сознания определяет развитие личности как субъекта политических отношений, ее поведение.

Совершенство политических институтов государства и гражданского общества отражает исторический опыт политической деятельности и развития теории и в конечном счете заключается в эффективности, целесообразности этих институтов и степени участия граждан. Существует тесная взаимозависимость между уровнями политической культуры общества и личности: способность к сравнению существующих политических и экономических систем, терпимость к иным политическим взглядам и лояльность к выборной власти создают условия для свободного волеизъявления индивида в демократическом обществе; напротив, слепая вера в авторитет вождя, партии, вооруженного насилия, игнорирование оппонентов, нетерпение ради осуществления идей своего лидера означают готовность к восприятию авторитарного или тоталитарного режимов.

 

Вопросы для самопроверки по теме 6

1. Что такое политическая культура, какова ее структура и роль в политической системе общества?

2. Сравнительные критерии политической культуры общества.

3. Для чего нужна политическая символика?

4. В чем состоит процесс политической социализации личности?

5. Какие агенты политической социализации оказывают наибольшее воздействие на личность?

6. Какие типы политического сознания и поведения Вы знаете? К какому типу относите себя?

7. От каких факторов зависит политическое поведение личности?

8. В чем состоят национальные особенности политической культуры?

9. Как Вы думаете, чем можно объяснить преобладание в западной политической культуре ценностей согласия и толерантности?

10. Отличительные черты политической культуры современной России.

 

Участие в политике

Основные вопросы темы

Субъекты (акторы) и объекты политики. Уровни участия акторов в политической жизни.

Политика как вид профессиональной деятельности. Лидерство, отношения лидера и масс.

Политическая борьба, ее цели, содержание и формы.

Конфликт и консенсус, конфронтация и компромисс.

 

Уровень политического сознания определяет формы поведения индивида как участника политической жизни: от неосознанного пассивного участия или неучастия до сознательного активного поведения. Политика может быть видом профессиональной деятельности: функционер политической партии, лидер и т. п.

Лидер должен обладать способностью наиболее полно и точно сформулировать объединяющую идею, общие цели и практически повести за собой людей определенной общественной группы. Отношения, связывающие лидера и массы, сочетают в себе властные, функциональные (форма связи) и коммуникативные (смысл связей) черты. Поэтому лидер должен обладать компетентностью и способностью взять на себя ответственность за коллективные действия (что у обычных людей часто не совпадает) и, наконец, даром убеждать людей (харизмой). Крупный политический лидер способен выдвинуть новую политическую идею, а мелкий – лишь лозунг, отсюда возможности воздействия на массы и количество степеней свободы маневра у крупного лидера выше.

В политике нередки случаи, когда массы сами выводят на политическую арену вождя, наделяя его желаемыми чертами, а он, в свою очередь, опирается на господствующие у масс ожидания и направляет свои усилия на реализацию этих ожиданий. Эта традиция массового протеста против существующего порядка вещей в конце ХIХ века в США воплотилась в создании популистской партии, название которой сохранилось в виде названия политического течения (и даже метода) – популизма, отражающего более высокую степень взаимозависимости лидера и масс. Это не означает, что данный путь исторически долговечен и эффективен – ведь в одном ряду здесь и государственное вмешательство в экономику буржуазных стран, и фашизм, и сатьяграха – гражданское неповиновение гандистов колониальной власти в Индии, и антитоталитарное демократическое движение в период распада СССР.

Вообще же лидеры выполняют задачу создания того или иного cooбщества (вождь-основатель), поддержания его целостности (вождь-традиционалист), его изменения и приспособления в рамках первоначальной программы (вождь-реформатор).

Политическая борьба, изначально определяющаяся как борьба за власть, в условиях демократии позволяет выдвигать и другие цели, например не претендующих на власть экологических движений, выразителей интересов малых социальных групп, национальных и религиозных меньшинств и т. п. Представления о формах политической борьбы исторически также менялись: от авторитарного насилия, воплощавшегося в политике монархов, полководцев, диктаторов, к абсолютизации политической роли революционных масс и игнорированию возможностей эволюции, наконец, к сегодняшнему обличению революций всех времен и воспеванию реформ и реформаторов прошлого. Чтобы объективно подходить к историческому процессу, нужно понять, что условия наследственной монархии или диктатуры дают возможность проведения реформ лишь при их санкционировании «сверху» без учета мнения всего общества, а реализация жажды перемен, присущей радикальной части общества, обречена на ее революционный насильственный вариант и тоже не считается с мнением большинства. Стремление же к реформам большинства общества может быть воплощено законным путем, без насилия, в условиях демократического режима. Поэтому общественный прогресс опирается на различные формы политической борьбы в зависимости от конкретных условий его осуществления и не требует абсолютизации каких-либо форм, характерных для различных направлений общественной мысли.

Вопросы для самопроверки по теме 7

1. Почему участие граждан в политике рассматривается как важнейшее условие демократии?

2. Каковы прямые и опосредованные формы участия в политике?

3. Как соотносятся цели участия и выбираемые политиками средства их достижения?

4. Что такое политическое лидерство?

5. Какими качествами должен обладать политический лидер? Кто из политических лидеров XX-XXI вв. для Вас наиболее приемлем?

6. В чем состоит роль средств массовой информации в «раскрутке» политического лидера?

7. Что такое политическая элита и каковы критерии эффективности ее политической деятельности?

8. Какие формы политической борьбы Вы знаете?

9. Какие психологические аспекты присущи политике?

10. В чем состоит содержание понятий: «конформизм», «экстремизм», «компромисс», «популизм», «бонапартизм»?

11. В чем сущность конфликта, кризиса? Являются ли они объективной необходимостью или «патологией» в общественном развитии?

12. Какова динамика развития конфликтов и кризисов? Какой вид кризиса переживает Россия?

13. Какие пути разрешения конфликтов Вы знаете?

14. Какой тип политического процесса, на Ваш взгляд, существует в современной России – революционный (предполагающий радикальную смену политических норм, институтов и проявляющийся в повышенной конфликтности), эволюционный (связанный с постепенным изменением стандартов политического поведения и институтов) или смешанный? Аргументируйте свой ответ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.011 с.)