Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Философия Гегеля. Философия Фейербаха.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель занятия. Определить место и роль немецкой классической философии в развитии мировой философии и культуры в целом.
Задачи. 1. Рассмотреть основные идеи представителей немецкой классической философии в области онтологии, гносеологии, диалектики и социальной философии. 2. Проанализировать влияние немецкой классической философии на социальную практику Германии и других стран мира. 3. Оценить влияние социально-философских идей Канта, Гегеля и Фейербаха на политическую жизнь последующих исторических периодов развития европейских государств.
Вопросы для повторения. 1. Основной вопрос философии по И. Канту? 2. Что такое априорные формы познания? 3. К непознаваемым «вещам-в-себе» Кант относит? 4. С точки зрения И. Канта познаваемо ли что-нибудь в мире? 5. Какие императивы разработал И.Кант? 6. Объясните три типа вера по И.Канту. 7. В чем смысл идеи о вечном мире И. Канта? 8. Как И.Кант повлиял на современность?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса. 1. Философия Г.В.Ф. Гегеля: а) Диалектический метод Гегеля. б) Объективно-идеалистическая система Гегеля. в) Социально-философские идей Гегеля. 2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Тестовые задания 1. Гегель считал, что в основе реальности лежит: а) абсолютная идентичность; б) абсолютная бессознательность; в) абсолютная идея; г) абсолютное божество. 2. По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова: а) ощущение – внутренние и внешние идеи – размышление; б) чувственный опыт и априорные категории – чистые (неэмпирические) принципы; в) чувственное познание и врожденные идеи – рациональное познание; г) чувственная достоверность – восприятие – рассудок. 3. В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассматривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как: а) противоречие; б) превращение одного в другое; в) тождество; г) неустранимое противостояние. 4. Идею труда, воспитывающего человека и отделяющего его от природы Гегель связывал с концепцией: а) свободного труженика; б) господина и раба; в) существа из природы; г) власти страха перед смертью. 5. Гегель полагал, что развитое общество – это: а) нравственная реальность; б) общество всеобщего благоденствия; в) царство Божие; г) правовое государство. 6. Способность общественного индивида выполнять различные в соответствии с обязательствами роли в общественном разделении труда Гегель усматривал как результат процесса: а) натурализации; б) разумности; в) отчуждения; г) опредмечивания. 7. В «Феноменологии духа» Гегель рассматривает различные религии как формы: а) поклонения человека божеству; б) самосознания абсолюта; в) возвышения человека до уровня божества; г) абсолютного подчинения человека природе. 8. В «Науке логики» Гегеля Абсолют – это: а) силы формирующие мир по своему образу; б) «определения мысли», образующие диалектически организующую систему; в) субъективное самосознание мысленных определений; г) объективные предпосылки самосознания. 9. Кратким очерком всей системы философии Гегеля является: а) Феноменология духа; б) Энциклопедия философских наук; в) Наука логики; г) История философии. 10. В «Логике» Гегеля рассматриваются важнейшие этапы саморазвития Абсолюта и процесс познания предметной действительности. В ней к «объективной логике» относятся: а) наука о бытии и наука о понятии; б) наука о бытии и наука о сущности; в) наука о сущности и наука о понятии; г) наука о бытии, сущности и понятии. 11. «Истинная бесконечность», по Гегелю, отличается от «дурной бесконечности». «Истинная бесконечность» - это: а) бесконечность бесконечного процесса; б) ряд естественных чисел; в) выражение определенной структуры целого; г) бесконечный прогресс количества, не содержащий качества. 12. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис: а) все, что существует – разумно; б) все, что существует – действительно; в) разумное тождественно действительному; г) все, что разумно – действительно. 13. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как: а) становление свободного человека; б) самоцельное становление свободы; в) развитие мирового духа во времени; г) развитие мирового духа в пространстве. 14. В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который: а) рассматривается в плане судьбы индивидуума и его реализация как «должного» переносится в трансцендентный мир; б) в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни; в) есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения; г) есть существующий оплот европейского «священного союза». 15. Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это: а) правые гегельянцы; б) старогегельянцы; в) младогегельянцы; г) неогегельянцы. 16. В «Энциклопедию философских наук» Гегеля входят такие основные части: а) Феноменология духа; б) Логика (Малая логика); в) Наука логики; г) Философия природы; д) Философия духа. 17. Важное место в истории, по Гегелю, занимают «всемирно действующие индивиды», которыми являются: а) выдающиеся деятели истории и культуры; б) уникальные эгоисты, действующие ради достижения собственных интересов; в) простые люди, ведущие бессознательный образ жизни; г) выдающиеся религиозные деятели, исполняющие данную им в откровении волю Бога; д) исторические личности, реализующие общую «волю мирового духа». 18. Для Фейербаха религия – это: а) вид знания и форма просвещения; б) сущность человека; в) проявление невежества; г) способ самопознания; д) реакционная утопия. 19. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой: а) необходимость; б) знание; в) волю; г) произвол.
Основные идеи темы. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории. Главное в его творчестве, по словам Энгельса, диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Философскую систему Гегеля принято называть системой объективного диалектического идеализма. Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Абсолютная идея, по Гегелю, в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное, могущественное начало и движущая сила всего существующего. В теоретической системе Гегеля исходный принцип его философии -тождество (совпадение, слияние), бытия и мышления. Гегель его понимает так: логическое предшествует историческому, т.е. понять сущность исторического процесса можно лишь тогда, когда он прошел все стадии и дошел до высшей точки развития, когда видна истина этого процесса. А логика процесса и есть идея, ради которой развертывается процесс. Таким образом, по Гегелю, законы логики являются подлинными законами природы и человеческой истории. Поэтому, по Гегелю, мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительно разумно, все разумное рано или поздно становится действительным», - подчеркивал Гегель. Здесь все поставлено с ног на голову. Однако рациональным зерном в этих положениях является гениальная догадка о единстве законов мышления и законов объективной действительности. Философия Фейербаха называется антропологическим материализмом, т.к. основным предметом своей философии он сделал реального человека, рассматривая его с материалистических позиций, как существо природное, чувственное. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, означает отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и рассмотрение человека в тесном единстве с окружающей природой, восприятие человека как ее венца. Отстаивая материализм в понимании природы, Фейербах остался идеалистом в трактовке человеческого общества. Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека как ее продукт, завершение эволюции. Говоря о природе, Фейербах подчеркивает, что она вечна и бесконечна, существует во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, и все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии, а движение является формой ее существования. Природа познается человеком и особую роль в этом процессе играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Сущность человека Фейербах сводит к разуму и воле, которые якобы неизменны во все времена.
Основная литература. 1. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007. 2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986. 3. История западноевропейской философии/Под ред Н.В.Мотрошиловой – М., 1998. 4. История философии в кратком изложении. – М., 1991. 5. История философии/Под ред Н.В.Мотрошиловой – М., 2001. 6. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая) – М., 1986. 7. Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007. 8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. – СПб, 1996. 9. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Дополнительная литература. 1. Краткий очерк по истории философии. – М., 1984. 2. Ойзерман Т. И. Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля).//Вопросы философии, 2007, №12. 3. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993. 4. Рокмор Т. Гегель о конструкционизме.//Вопросы философии, 2007, №12. 5. Хорст Г. Кант в историческом контексте.//Вопросы философии, 2007, №12. Тема 8. Философия марксизма (4 часа).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.009 с.) |