IV. Проблема универсалий – ключевая проблема средневековой философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Проблема универсалий – ключевая проблема средневековой философии



Реализм является одним из направлений ранней схоластики, которое считало, что общие понятия (универсалии) имеют реальное и объективное существование. Они полагали, что общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Реалисты выдвинули два положения:

1. «Универсалии суть реальность»;

2. «Универсалии существуют раньше вещей».

Они исходили из платоновской идеи о том, что только потусторонний мир идей реален, а земная действительность лишь бледная копия мира идей.
Известными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский.

Концептуализм – направление в философии средневековья, считавшее, что общие понятия существуют в голове человека, но им соответствует нечто и в самих вещах (Пьер Абеляр).

Номинализм (от латинского – «nomina – имена) – направление в философии средневековья, которое считало, что общие понятия (универсалии) являются лишь именами отдельных предметов. Сторонники этого направления в противоположность реализму, утверждали, что реально существуют только единичные вещи, общие же понятия являются лишь звуками, голосом и речью. Их главными тезисами были:

1. «Вещи существуют раньше понятий»;

2. «Общие понятия суть имена».

Они признавали первичность предметов и вторичность понятий.
Видными представителями номинализма XI – XIV вв. принято считать Уильяма Оккама и Дунса Скота и др.

Темы докладов и рефератов.

1. Проблема рациональных доказательств бытия бога.

2. Философские идеи гностицизма.

3. Философия Аврелия Августина.

4. Принцип гармонии веры и разума в философии Фомы Аквинского.

5. Средневековый мистицизм.

6. Средневековые университеты.

7. Арабская философия и медицина.

8. Православный исихазм.

Основная литература.

1. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.

2. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2: Средневековье. - СПб., 1994.

3. История западноевропейской философии: Уч.пособие/Под ред. Н.В.Мотрошиловой, М., 1998.

4. Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.

5. Соколов В.М. Средневековая философия. - М., 1984.

6. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

 

Дополнительная литература.

1. Абеляр Пьер. История моих бедствий. - ГЛ.. 1992.

2. Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1992.

3. Гайденко П.П. Бытие и разум// Вопросы философии, 1997, № 7, с.114-141.

4. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //Вопросы философии. 1994. '" I.

5. Знание за пределами науки. – М.: Республика, 1996.

6. Петров В. В. Онтология Максима Исповедника: трансформация античной парадигмы.//Вопросы философии, 2008, №2.

7. Рассел Б. История западной философии: В 2-х тт. Т.1. - М., 1993.

8. Соловьев В. Вера, разум, опыт //Вопросы философии, 1994, № 1.

9. Трахтенберг. Очерки истории западноевропейской средневековой философии. - М., 1957.

10. Философский энциклопедический словарь. - М,, 1983.

11. Юнг К. Различие Восточного и Западного мышления //Философские науки. 1994, № 10.

Тема 5: Философия эпохи Возрождения (2 часа).

Цель занятия.

Проанализировать основные направления философии эпохи Возрождения как варианты обращения к античности и поиска выхода из духовного кризиса средневековья.

 

Задачи.

1. Определить основные черты философии эпохи Возрождения.

2. Рассмотреть взгляды философов через призму связи с основными тенденциями в культуре вцелом.

3. Показать связь философии Возрождения и медицины.

 

Вопросы для повторения.

1. Почему христианство стало универсальным мировоззрением средневековья?

2. Каково отношение христианства к античной культуре и философии?

3. Какие этапы прошла в своем развитии средневековая философия?

4. Почему вопрос о соотношении веры и разума стал главной проблемой средневековой мысли?

5. Почему в средневековой философии возникла проблема рациональных доказательств бытия Бога?

6. Как связана проблема универсалий средневековой философии с теорией идей Платона?

7. Какова эволюция взглядов на решение проблемы универсалий? В чем ее мировоззренческая значимость?

8. Назовите особенности арабской средневековой философии.

9. Назовите особенности восточноевропейской средневековой философии.

 

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Понятие эпохи Возрождения.

2. Итальянский гуманизм. Данте Алигьери. Франческо Петрарка.

3. Диалектика и концепция «ученого незнания» Николая Кузанского.

4. Философские взгляды Н.Коперника, Д.Бруно, Г.Галилея.

5. Гуманизм и утопия. Эразм Роттердамский, Томас Мор.

6. Политическая философия гуманизма. Никколо Макиавелли.

Тестовые задания.

1. Термин «Гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:

а) божественный;

б) человеческий (человечный);

в) природный;

г) животный.

2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

а) Нидерландах;

б) Германии;

в) Италии;

г) России

3. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается:

а) Данте Алигьери;

б) Марсилий из Падуи;

в) Джованни Боккаччо;

г) Франческо Петрарка.

4. Данте, принимая христианскую догматику в качестве неизменной истины, так трактовал отношение божественного и человеческого:

а) человек однозначно принадлежит природе, а Бог противостоит человеческому творчеству;

б) человек принадлежит и к божественному миру;

в) человеку открывается только «духовное поучение» от святого духа, а человеческий разум не ведет к блаженству;

г) человек в своем творчестве абсолютно самостоятелен, не зависит не от божественного воздействия, ни от природных сил.

5. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:

а) опровергал учение Аристотеля;

б) высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;

в) описывал расцвет университетов позднего Средневековья;

г) считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии.

6. В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:

а) этническая проблема человеческой личности;

б) проблема Бога и доказательства его существования;

в) проблема соотношения Бога и природы;

г) проблема соотношения знания и веры.

7. Этот итальянский гуманист, наряду с латинскими классическими текстами, ценил древнегреческое наследие. Его усилиями были переведены и аннотированы многие древние тексты, что оказало значительное влияние на флорентийских гуманистов. Речь идет о:

а) Поджо Браччолини;

б) Леонардо Бруни;

в) Колюччо Салутати;

г) Франческо Петрарке.

8. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469 - 1563) высмеял:

а) нравы и обыденные представления немецкого бюргерства;

б) бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов;

в) религиозный фанатизм представителей католической церкви;

г) социально-политическую утопию Т. Мора.

9. Эразм Роттендамский подлинное христианство понимал как:

а) онтологию;

б) эпистемологию;

в) этику;

г) метафизику.

10. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:

а) свободомыслие и скептицизм;

б) эпикуреизм и гедонизм;

в) платонизм и аристотелизм;

г) стоицизм и аскетизм.

11. В этике Монтеня добродетель понимается как:

а) строгий аскетизм и страх божий;

б) умеренность, мужество и жизнелюбие;

в) раскованность, стремление к личному бессмертию;

г) стремление к самоуспокоению и довольству собой.

12. С точки зрения Монтеня, Бог – это:

а) строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей;

б) идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества;

в) непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей;

г) некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека.

13. По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь:

а) неспособны в принципе;

б) способны полностью;

в) способны непосредственно;

г) способны символически.

14. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:

а) изолированный шар в лоне абсолюта;

б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля;

в) бесконечный шар с центром везде и нигде;

г) бесконечный шар без центра.

15. По мнению Парацельса, если познать «архэ жизни» (активную духовную жизненную силу), то можно:

а) познать абсолютное (Бога);

б) стать подлинным философом;

в) обрести возможности магического преобразования природы;

г) превратить человека в Бога.

16. Для Парацельса главной и универсальной наукой была:

а) медицина;

б) философия;

в) астрономия;

г) алхимия.

17. По мысли Джордано Бруно, «оно само является …бесконечным, неподвижным, субстратным, …жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него:

а) божественное;

б) единое;

в) материальное;

г) духовное.

18. Философия природы Дж. Бруно – это:

а) деизм;

б) креационизм;

в) панпсихизм;

г) дуализм.

19. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказывал мысль:

а) космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (Бог);

б) бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным Богом;

в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос сотворен Богом и конечен, сам Бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

20. «Единое» Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями:

а) «скрытый Бог» и «предпосылки»;

б) «абсолютный дух» и «абсолютная идея»;

в) «мировая душа» и «всеобщий разум»;

г) «архэ жизни» и «универсальная душа».

21. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представителям о душе у:

а) киников;

б) эпикурейцев;

в) стоиков;

г) скептиков.

22. В своей философии Николо Макиавелли:

а) признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека;

б) признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения;

в) отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое мышление;

г) отрицал и существование фортуны, и концепцию предопределения.

23. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:

а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;

б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;

в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;

г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.

24. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

а) гуманизм;

б) объективизм;

в) цинизм;

г) анархизм.

25. Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

в) несуществующее место;

г) великая мечта

26. За свои новаторские убеждения Джордано Бруно после длительного заточения был сожжен на костре католической инквизиции. Его выдающимися трудами являются:

а) «О скрытом Боге»;

б) «О причине, принципе и едином»;

в) «О бесконечности, вселенной и мирах»;

г) «О сущности вещей согласно их собственным принципам»;

д) «О монаде, числе и форме».

27. Идеи Дж. Бруно оказали существенное воздействие на последующих философов:

а) Лейбниц;

б) Спиноза;

в) Ф. Бэкон;

г) Декарт;

д) Шеллинг.

28. За свои новаторские убеждения Джордано Бруно после длительного заточения был сожжен на костре католической инквизиции. Его выдающимися трудами являются:

а) «О скрытом Боге»;

б) «О причине, принципе и едином»;

в) «О бесконечности, вселенной и мирах»;

г) «О сущности вещей согласно их собственным принципам»;

д) «О монаде, числе и форме».

29. Идеи Дж. Бруно оказали существенное воздействие на последующих философов:

а) Лейбниц;

б) Спиноза;

Основные идеи темы.

Термин Renessance (Возрождение) был введён мыслителем и художником самой этой эпохи Дж. Вазари. Для него Ренессанс был временным Возрождением Античности. В дальнейшем содержание термина стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви.
Для философии это время (XIV - XVI вв.) стало своеобразным переходным периодом от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира.

К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма можно отнести следующие:

- Во-первых, человек стал рассматриваться как творец самого себя, как великое и всемогущее существо, богочеловек.

- Во-вторых, в это время стало высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире.

- В-третьих, был провозглашен культ красоты и духовности человека, восстанавливались его самодеятельность, честь и достоинство, отвергнутые в средние века.

В недрах философии и искусства сформировалось понятие личности, важнейшим проявлением которой стала считаться свобода выбора жизненного пути и свободомыслие.
Слово «пантеизм» в переводе с греческого означает «всебожие». Пантеизм – это философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, которое находится не за пределами природы, а тождественно с ней.
Николай Коперник (1473-1543 гг.)- великий польский астроном и создатель новой системы мироустройства. Его основной труд «Об обращениях небесных сфер» содержал в себе коренной пересмотр сложившейся астрономической картины мира.
До XVI столетия господствовала, созданная еще во II веке н.э. античным ученым Птоломеем, так называемая геоцентрическая система мироздания. Согласно ей наблюдаемый нами мир конечен, а его центром является неподвижная планета Земля. Считалось также, что источником движения и развития мира является якобы таинственный перводвигатель.

Изучая геоцентрическую теорию Птоломея, Коперник доказал несостоятельность этой системы и создал новую гелиоцентрическую картину мира. Согласно ей земля отнюдь не является неподвижным центром космоса. Она, как и другие планеты, вращается вокруг собственной оси и Солнца как центра мира. В дальнейшем в эту теорию были внесены поправки: Солнце находится лишь в центре солнечной системы, которая сама движется в мировом пространстве.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Леонардо да Винчи – универсальный гений Возрождения.

2. Мишель де Монтенъ и его"опыты".

3. Философские идеи Д.Бруно.

4. Макиавелли и макиавеллизм.

5. Флорентийская платоновская академия.

6. Культура эпохи Возрождения.

7. Обратная сторона титанизма.

8. Медицина эпохи Возрождения.

Основная литература.

1. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.

2. Историк философии в кратком изложении. - М, 1991.

3. История западноевропейской философии/Под ред. Н.В. Мотрошиловой – М., 1998.

4. История философии/Под ред. Мотрошиловой Н.В. – М., 2001.

5. Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. – СПб, 1996.

7. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

 

Дополнительная литература.

1. Асмус. Б.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1984.

2. Далмайр Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании.//Вопросы философии, 2007, №12.

3. Джордано Бруно. Диалоги. //Госполитиздат, 1949.

4. Лосев А.Ф.. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

5. Рассел Б. История западной Философии. В 2-х тт. – М., 1993.

6. Руслина А. О. Макиавеллизм и стратагемность в западной и восточной культурах. №6.//Человек, 2007, №6.

7. Томас Мор. Утопия. - М., 1978.

8. Шталь Х. «Единое» Платона – корень «неиного» Николая Кузанского? Статья Алексея Лосева о трактате «De Li non aliud».//Вопросы философии, 2008, №6.

9. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1985.

 

Тема 6: Европейская философия Нового времени (4 часа).

Занятие 1. Европейская философия XVII века (2 часа).

Цель занятия.

Рассмотреть идейные искания философов XVII века в связи с тенденцией выделения конкретных наук из философии и проанализировать влияние научно-технической революции на философию.

Задачи.

1. Определить влияние научной революции XVII века на развитие философии.

2. Объяснить понятие субстанция у разных философов.

3. Рассмотреть проблему предметного самоопределения философии в контексте социальных, религиозных и общенаучных тенденций.

4. Показать специфику рассмотрения гносеологической проблематики в XVII веке.

5. Выявить особенности формирующейся новой научной парадигмы и определить ее влияние на развитие современного общества.

Вопросы для повторения.

1. Определите основные черты философии эпохи Возрождения.

2. В чем заключается отличие диалектики Н. Кузанского от диалектики Древнего Китая и античной диалектики?

3. В чем заключается значение переворота в науке, связанного с именем Н. Коперника?

4. Почему влияние философии на медицину этого периода не столь значительно как в предшествующие периоды?

5. Каким образом философы-утописты обосновывают необходимость социальных перемен?

 

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Философское творчество Ф.Бекона. Индуктивный метод. Учение об идолах (призраках) познания.

2. Рационалистическая методология, идеалистическая и дуалистическая метафизика, материалистическая физика Р.Декарта.

3. Философия Д.Гоббса. Гносеология. Учение о природе и человеке. Учение об обществе и государстве.

4. Философия В.Спинозы. Учение о субстанции. Пантеистическая метафизика. Учение о свободе и необходимости.

5. Философия Д.Локка. Эмпирическая гносеология. Учение о первичных и вторичных качествах.

6. Философия Г.Лейбница. Учение о множественности субстанции.

 

Тестовые задания.

1. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;

б) формирование наук, в первую очередь, естественных;

в) становление абсолютной монархии;

г) подъем народного и революционного движения.

2. Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи:

а) Сократа;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Мора.

3. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины;

б) относительной истины;

в) недостижимой истины;

г) двойственной истины.

4. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:

а) развитие человеческого духа и знаний о мире;

б) достижение славы и власти;

в) общественная польза и улучшение жизни людей;

г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.

5. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма;

г) позитивизма и прагматизма.

6. По Ф. Бэкону, эмпирия – это:

а) опыт, опирающийся на эксперимент;

б) изолированное чувственное восприятие;

в) форма, присущая самой вещи;

г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.

7. В «Новом Органоне» Ф. Бэкон опровергает:

а) диалектику Платона;

б) логику Аристотеля;

в) космологию Ньютона;

г) теологию Фомы Аквинского.

8. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция.

9. Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах» (или «призраках»), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг земли является идолом:

а) рода;

б) пещеры;

в) рынка;

г) театра.

10. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание - сила».

11. Рене Декарт писал: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при ее посредстве возникает нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называется…»:

а) субстанцией;

б) формой;

в) материей;

г) движением.

12. Для Декарта оно не нуждается «…ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:

а) абсолютное содержание;

б) реальное существование;

в) мыслящее Я;

г) очевидное явление.

13. По мысли Декарта, «материя» - «substantia extensa» и «духовная субстанция» - «substantia cogitas»:

а) находятся в тесной взаимосвязи;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой.

14. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость;

б) протяженность (распространенность);

в) вечность;

г) изменчивость.

15. Основным методом получения истинных и практически полезных факторов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез.

16. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

а) картезианством;

б) сенсуализмом;

в) реализмом;

г) деизмом.

17. В своем труде «Разыскание истины» последователь Декарта Никола Мальбранш исходил из своеобразного дуализма, в котором сосуществование духовного и материального определяется приоритетом:

а) разума, указывающего на недостатки чувственного познания;

б) души, сущностью которой является мышление;

в) чувств, которые способны исследовать вещи вне нас;

г) интуиции, соединяющей разум и чувства.

18. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:

а) диалектического материализма;

б) механистического естествознания;

в) объективного идеализма;

г) протестантской теологии.

19. Пьер Гассенди, развивая основы новоевропейского философского и научного мышления, переосмыслил античное наследие:

а) Фалеса;

б) Эпикура;

в) Аристотеля;

г) Анаксагора.

20. Томас Гоббс понимал истину как:

а) констатацию фактов и совокупность эмпирических познаний;

б) свойство наших суждений о вещах;

в) то, что принадлежит самим объектам и может быть познано нашими чувствами;

г) то, что дается в откровении или во врожденной интуиции.

21. С точки зрения Гоббса, акциденцией не является:

а) движение;

б) субстанция;

в) покой;

г) цвет.

22. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:

а) социальный упадок;

б) естественное состояние;

в) природное заблуждение;

г) психическое отклонение.

23. По Гоббсу, государство – это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда:

а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;

б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей;

в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных;

г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.

24. По мысли Гоббса, государство законы природы:

а) развивает и совершенствует;

б) дополняет;

в) заменяет законами общества;

г) непосредственно использует.

25. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня:

а) монархической;

б) демократической;

в) аристократической;

г) олигархической.

26. По мнению Джона Локка, душа человека – это:

а) частица мирового духа, познающая путем интуиций и откровений

б) вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания;

в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;

г) совокупность «врожденных принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.

27. Согласно Локку, основой всякого познания является:

а) ощущение;

б) мысль;

в) интуиция;

г) опыт.

28. Размышление, по Локку, это процесс:

а) формирования первичных ощущений внешнего мира;

б) происхождения рефлексий как идей внутреннего опыта;

в) создания идей на основе внешнего опыта при посредстве чувственных восприятий;

г) возникновения сложных идей на основе обобщения простых идей.

29. По представлениям Локка, в нашем понимании желтый цвет золота, его блеск, твердость, вес, ковкость и т. д. относятся к сущности:

а) номинальной;

б) реальной;

в) и номинальной, и реальной;

г) не относится ни к одной из них.

30. По мнению Локка, свобода человека:

а) абсолютна и ни кем не контролируема;

б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;

в) ограничена свободой других людей;

г) ограничена силой государства.

31. К основным произведениям Ф. Бэкона относятся:

а) «Новая Элоиза»;

б) «Новый Органон»;

в) «Великое восстановление наук»;

г) «Новая Атлантида»;

д) «Великое Делание».

32. В «Рассуждении о методе» Р. Декарт приводит следующие правила достижения истинного познания:

а) не признавать никогда любую вещь истинной, если не выполнены условия достоверности и очевидности познания;

б) разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на несколько частей для лучшего разрешения;

в) освободить разум от заблуждений, затеняющих или препятствующих познанию;

г) свои идеи располагать в определенной последовательности, начиная с простого, продвигаясь, как по ступеням, к более сложному;

д) в расчетах соблюдать меру, понимая, что в любом случае всего не предусмотришь.

33. К основным произведениям Ф. Бэкона относятся:

а) «Новая Элоиза»;

б) «Новый Органон»;

в) «Великое восстановление наук»;

г) «Новая Атлантида»;

д) «Великое Делание».

34. В «Рассуждении о методе» Р. Декарт приводит следующие правила достижения истинного познания:

а) не признавать никогда любую вещь истинной, если не выполнены условия достоверности и очевидности познания;

б) разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на несколько частей для лучшего разрешения;

в) освободить разум от заблуждений, затеняющих или препятствующих познанию;

г) свои идеи располагать в определенной последовательности, начиная с простого, продвигаясь, как по ступеням, к более сложному;

д) в расчетах соблюдать меру, понимая, что в любом случае всего не предусмотришь.

35. Основными линиями картезианства не являются:

а) окказионализм;

б) янсенизм;

в) реализм;

г) сенсуализм;

д) номинализм.

36. По Лейбницу, понятие развития может быть охарактеризовано как:

а) внутреннее изменение монад, происходящее в соответствии с целевыми (финальными) причинами;

б) постоянный процесс возникновения или гибели монад;

в) постоянное изменение в телах, являющихся соединением монад, в соответствии с действующими причинами;

г) божественная сила, воздействующая из вне на отдельную монаду или их группы (источник развития);

д) активная сила, которой обладает каждая монада (источник развития).

Основные идеи темы.

XVII в. – это начало формирования буржуазной философской мысли в странах Западной Европы. Развитие капиталистического способа производства обусловило преобразования не только в экономике, политике и социальных отношениях, но в корне изменило и сознание людей.

В связи с полемикой о природе и источниках достоверного знания в XVII столетии сформировались два крупных философских течения – эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). В последующем на волне развития промышленности и науки в европейской философии сложилась устойчивая рационалистическая традиция с ее культом научного знания как «силы», важнейшего условия общественного прогресса. Сам человек также трактовался в духе рационализма как существо разумное, мыслящее, познающее и деятельное.

Философия Френсиса Бэкона исходила из объективных потребностей общества и выражала интересы прогрессивных общественных сил того времени. Бэкон отвергал философию как созерцание и представлял ее как науку о реальном мире, основанном на опытном познании. Познание природы и подчинение ее власти человека составляли главное содержание его философии. Наука, с его точки зрения, - средство, а не цель сама по себе. Ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования их для блага людей. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «знание – сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Он считал, что основным источником достоверных знаний человека об окружающем мире являются чувства. «Нет ничего в разуме, чего не было бы до этого в чувствах» – так гласит основной тезис сторонников эмпиризма как течения в гносеологии. В своей философии Бэкон опирался на опыт, выделял два виды опыта: «плодоносный» и «светоносный».

Плодоносным он называл опыт, цель которого – принесение непосредственной пользы человеку, светоносным – такой, целью которого является познание законов и свойств вещей. Нельзя в погоне за плодоносным опытом пренебрегать опытом светоносным. Это обязательно приведет к заблуждениям, источником которых являются «призраки» или «идолы познания». Основным орудием преодоления «призраков» является правильный метод познания. «От частного к общему» – так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск.

Учение об опытно-индуктивном методе познания является основным в творчестве английского философа. Познание, с его точки зрения, предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент).
Бэкон признавал качественное многообразие форм движения, которое внутренне присуще материи и искусственно классифицировал его на 19 видов, в том числе антипатию, возбуждение, впечатление, колебание, инерцию и т.д.

Наряду с утверждениями вечности материи, Бэкон признавал и существование Бога. Он доказывал двойственность истины: область откровения и веры он относил к теологии, а область причинности к науке. В соответствии с этим он видел в человеке две души: разумную и чувственную. Первая порождена Божественным дыханием, вторая – телесна, материальна по своей природе. Отсюда, по Бэкону, наука о человеческой личности должна делиться на науку о теле - физиологию и на науку о душе – психологию.
Бэкон не был последовательным материалистом. Его материализм был метафизический, а во взглядах на общество Бэкон стоял на идеалистических позициях. Наилучшим государственным устройствам Бэкон считал монархию. Народ, по его мнению, – постоянный источник смуты, войн и социальных потрясений.

Вклад Рене Декарта в развитие философии и науки столь велик, что его называют «картезианским» (от латинского написания его имени)». Основная черта философии Декарта – дуализм. Если в физике, космологии (учение о строении мира), космогонии (учение о происхождении планетной системы), Декарт материалист, то в теории познания, во взглядах на общество Декарт - идеалист. Декарт допускает существование двух, независимых друг от друга субстанций – материальной и духовной, протяженной и мылящей. Связующим звеном между ними является у Декарта Бог, который сотворил этот мир, сообщил ему движение и покой и является гарантом всех законов природы. Отсюда и человек представляет собой реальную связь бездушного, безжизненного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мышлением. Сам Бог объединяет тело и душу человека, дабы отличить его от животных. Декарт определяет природу как непрерывную совокупность материальных частиц. По его мнению, отличающим свойством материи являются протяженность тел и их корпускулярность (внутренняя расчлененность). Здесь он отождествляет материю с протяженностью, т.е. с пространством. С именем Декарта связывается обоснование рационалистического метода научного познания. По его мнению, чувства дают лишь смутное представление о вещах. Чувственно воспринимаемые качества цвета, тепла, звука и т.д. сами по себе объективно не существуют.

Началом и завершением научного поиска по Декарту является здоровый интеллектуальный скепсис («методологическое сомнение») как необходимое орудие познания. Сомнение является весьма важным признаком мыслящего духа. «Я мыслю, следовательно, существую» – подчеркивал Декарт. «Во всем должен сомневаться» - призывал он. Важнейшей составляющей декартовского дедуктивного метода является понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный и внимательный ум, естественный «свет разума», который позволяет напрямую постигать истину. Таким образом, принцип рационального сомнения стал краеугольным камнем всей философии Декарта.

В истории философии Декарт известен как основатель принципа дуализма (признание материального и духовного как равноправных начал (субстанций) мира). Дуализм в философии Декарта появился прежде всего в его учении о «врожденных» идеях, изначально присущих душе. Учение о «врожденных» идеях на всем протяжении XVII- XVIII в.в. служило орудием борьбы идеализма против материализма и заслуженно опровергалось последним.

Томас Гоббс отвергал существование каких бы то ни было нематериальных субстанций. Мир, по его учению, представляет собой совокупность тел, («телес») ибо ничего бестелесного не существует. Бестелесная субстанция – такое же противоречие, как бестелесное тело. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя является субъектом всех изменений в объективной реальности, она не создается и не исчезает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.283 с.)