Тема 1. Введение в философию. Философия Древнего мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в философию. Философия Древнего мира.



Задания по выполнению практических работ

Тема 1. Введение в философию. Философия Древнего мира.

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

1. Мифология, религия, антропоморфизм, социоморфизм, космизм, гилозоизм, анимизм, политеизм.

2. Философия. Мировоззрение. Наука.

3. Протофилософия, онтология, космология, космогония.

4. Антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика.

5. Материализм, идеализм, дуализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, сенсуализм, солипсизм.

6. Догматизм, диалектика.

7. Гносеология, эпистемология, скептицизм, агностицизм, релятивизм.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Предмет философии. Функции философии

2. Структура философского знания.

3. Исторические условия возникновения философии

4. Ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм) школы и направления в древнеиндийской философии.

5. Основные философские учения Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен в древнекитайской философии.

Задание 3. Темы рефератов

1. Актуальность религии: причины развития фантастических форм сознания.

2. Современная космология: развитие представлений о макромире.

3. Теогония – космогония – космология.

4. Местная мифология: общие черты и особенности содержания.

5. Современная научная картина мира.

6. Философия как самосознание эпохи.

7. Проблема единого и многого и решение ее в философии Древнего Востока.

8. Нравственное содержание философских доктрин Древней Индии.

9. Нравственное содержание философских доктрин Древнего Китая.

10. Социальный космос Древнего Китая.

11. Картина окружающего мира в представлениях Древнеиндийских мыслителей.

12. Естественнонаучное содержание древнекитайских текстов.

13. Понимание движения и развития в древней философии.

14. Проблема традиции и новаторства в древней философии.

15. Универсальное и особенное в философии Древнего Востока.

16. Функциональная направленность философии Древнего Востока.

17. Условия актуальности древневосточной философии.

18. Проблема развития (мира) в древневосточной философии.

19. Архетипы сознания Древнего Востока.

20. Трактовка человеческой души в философии Древнего Востока.

21. Проблема идеального государства в философии древнего мира.

22. Представление о человеке и его месте в восточном мире.

23. Созерцательность мировоззрения человека Древнего Востока.

24. Инструменты социального регулирования и контроля в Восточном обществе.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 1. Философия как первая форма теоретического отношения к миру, Глава. 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.1. Философия Запада и философия Востока.

2. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер, 2010. - 656 с.

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

4. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

5. Томсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. - М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. - 384 с.

6. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. – М.: 2010. – 1054 с.

7. Чанышев А.Н. - Курс лекций по древней философии. Учеб. пособие. - М., Изд-во Высшая школа, 1981 – 377 с.

8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., Высшая школа, 1999. – 703 с.

9. Погодин М.В.Философия. История философии (античность, средние века, Возрождение): учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2015.

 


 

Тема 2. Античная философия

Задание 1. Определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм,

- Первоначало (архэ), субстрат.

- Апейрон, космос, логос.

- Апория, майевтика, эйдос, демиург.

- Единое, анамнезис, метемпсихоз.

- Метафизика, энтелехия, материя и форма.

- Гедонизм, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм, эманация.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Античный полис и античная философия.

2. Периодизация античной философии.

3. Сократ: диалектический метод рассуждений.

4. Платон: идеализм.

5. Аристотель: первая энциклопедическая система в философии. Категории. Метафизический метод.

6. Поздние сократические школы: неоплатонизм.

Задание 3. Темы рефератов

1. Цивилизационные особенности Древней Греции.

2. Общее и особенное в древнегреческой цивилизации.

3. Исторически первые формы научного знания. Синкретизм Древнегреческой философии.

4. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.

5. Проблема единого и многого и решение ее в философии Древней Греции.

6. История греческой философии в её связи с наукой. Древнегреческая философия и ее вклад в формирование научной картины мира.

7. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

8. Древнегреческий логос. Категория «эйдос»: возникновение и содержание.

9. Проблема бытия и ее решение в философии Древней Греции

10. Постановка проблемы познаваемости мира в философии Древней Греции.

11. Формы бытия в представлении Древнегреческой философии.

12. Проблема идеального государства и формы правления.

13. Проблема идеального устройства общества. Миф об Атлантиде. Атлантида и социальные утопии позднего времени.

14. Политика в понимании древнегреческого полиса. Политика в понимании римлянина.

15. Возникновение и ранние периоды в развитии риторики.

16. Актуальность античности: проблема внеисторического знания.

17. Натурфилософия в Древней Греции.

18. Античная эстетика: общее и особенное.

19. Натурфилософия в Древнем Риме.

20. Учение Эпикура о преодолении страха.

21. Цивилизационные особенности Древнего Рима. Общее и особенное в цивилизации Древнего Рима.

22. Картина мира древнего римлянина.

23. Окружающий мир (пространственно – временной континуум) в понимании древнего грека.

24. Поздняя античность и проблема смены парадигмы развития.

25. Раннее христианство как разрешение проблем античности. Неоплатонизм и раннее христианство.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.2. Формирование традиций европейской духовности в античной философии.

2. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. - СПб.: Питер,2010. - 656 с.

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

4. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Высш школа, 2006 – 392 с.

5. Брамбо, Р.С. Философы Древней Греции; пер. с англ. – М.: Центрполиграф, 2002. – 347 с.

6. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. – М.: 2010. – 1054 с.

7. Чанышев А.Н. - Курс лекций по древней философии. Учеб. пособие. - М., Изд-во Высшая школа, 1981 – 377 с.

8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., Высшая школа, 1999. – 703 с.

9. Володина Н.А. История философии: уч. пособие - Пенза: ПГУАС, 2011 – 136 с.

 


 

Тема 3. Философия Средних веков

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Патристика, схоластика, мистика.

- Эзотерия, экзегетика, апологетика, ортодоксия.

- Теоцентризм, теология, теодицея.

- Пантеизм.

- Теократия, томизм.

- Универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, акциденция, атрибут.

- Эсхатология, креационизм, сентенция, фидеизм, алхимия.

- «Философский камень», «бритва Оккама».

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Кризис античного мировоззрения, влияние идей Библии.

2. Патристика и её роль в истории церкви. Августин Блаженный. Провиденциализм как вероисповедная основа христианства.

3. Схоластика как основа католического христианства. Фома Аквинский. Аристотелизм Фомы Аквинского. Обоснование принципов христианской теологии.

4. Основные содержательные проблемы средневековой философии. Спор об универсалиях (о природе общих понятий): реалисты и номиналисты.

Задание 3. Темы рефератов

1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

2. История Средних веков в контексте всемирной истории. Актуальное средневековье.

3. Духовный мир средневековья: общее и особенное в контексте Всемирной истории.

4. Влияние идей Библии на становление и развитие философской культуры эпохи Средневековья.

5. Влияние идей Корана на становление и развитие философской культуры эпохи Средневековья.

6. Ранние христианские общины: уравнительный коммунизм и радикальная идеология.

7. Каноническое христианство как идеологическая санкция феодальной эпохи.

8. Каноническое христианство как способ неэкономического принуждения работника к труду.

9. Христианство как религия и идеология: психология и идеология христианства.

10. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

11. Фома Аквинский и его учение. Парадоксы схоластики.

12. Неотомизм (обновление учения Фомы Аквинского) в ХХ веке.

13. Византия – духовная родина Древней Руси. Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин).

14. «Москва – третий Рим»: историческое обоснование и идеологическое наполнение утверждения.

15. Арабская философия эпохи Средних веков (Авиценна, Аверроэс).

16. Средневековая мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт).

17. Средневековая еврейская философия.

18. Основные философские проблемы средневековья: божественное предопределение и свобода человека, свобода и рабство воли.

19. Основные философские проблемы средневековья: теодицея. Проблема доказательства бытия Бога.

20. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

21. Основные философские проблемы средневековья: разум и воля, душа и тело.

22. Основные философские проблемы средневековья: сущность и существование, сотворенное и вечное.

23. Спор об универсалиях - о природе общих понятий – номинализм и реализм.

24. Философия истории в Средние века.

25. Картина мира человека эпохи средневековья.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.3. Страх перед бытием и его философское (и религиозное) преодоление, Раздел 2.4. Бог и мир в философии европейского Средневековья.

2. История философии: Учеб. для вузов./Под ред. А.С. Колесникова. - СПб.: Питер, 2010. - 656 с.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980. – 368 с.

4. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

5. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века: Пер. с фр. / Общ. ред., послесл. и примеч. С. С. Неретиной. - 2-е изд. - М.: Культурная революция, Республ, 2010.-678 с.

6. Погодин М.В.Философия. История философии (античность, средние века, Возрождение): учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2015. – 220 с.

7. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

 


 

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Гуманизм, возрождение, ренессанс,

- Пантеизм, скептицизм, неоплатонизм,

- Натурализм, гелиоцентризм,

- Индивидуализм, антропоцентризм,

- «Интеллектуальная интуиция», «ученое незнание», утопия.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Социально-культурные предпосылки и условия развития философии Возрождения

2. Антропоцентризм, неоплатонизм, эстетизм, гуманизм.

3. Пантеизм. Философия Н. Кузанского и Дж. Бруно.

4. Реформация и контрреформация. Социальная утопия.

Задание 3. Темы рефератов

1. Философские взгляды Николая Кузанского.

2. Радикальный антропоцентризм Н. Кузанского.

3. Философские взгляды Эразма Роттердамского.

4. Философские идеи Дж.Бруно.

5. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы как ранние формы ненаучного прогнозирования.

6. Философский пантеизм в эпоху Возрождения.

7. Развитие эстетического идеала в эпоху Возрождения.

8. Основные черты гуманизма эпохи Возрождения.

9. Гуманистическая программа Ф.Петрарки.

10. Социальные утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования.

11. Строение Вселенной в философии эпохи Возрождения.

12. Концепция научно-технического прогресса в позднем Возрождении.

13. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

14. Социально-философские взгляды Макиавелли.

15. Понятие доблести (virtu) в концепции Макиавелли. Соотношение рока, фортуны и доблести.

16. Мистический пантеизм: Якоб Беме.

17. Ориентация на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.5. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

2. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер,2010. - 656 с.

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

4. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков: учебное пособие для философских факультетов университетов. – М.: Высшая школа, 1984. – 448 с.

5. Володина Н.А. История философии: уч. пособие - Пенза: ПГУАС, 2011 – 136 с.

6. Погодин М.В.Философия. История философии (античность, средние века, Возрождение): учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2015.

7. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

 


 

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Просвещение

- Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, «врожденные идеи»,

- Интуиция, картезианское мышление, фатализм,

- Метафизика, деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, модус, механистический детерминизм, монада, монадология,

- «Естественное право», «общественный договор».

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Развитие капитализма в Европе и научная революция XVII века.

2. Эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона как ответ на потребности практики (производства).

3. Связь рационализма и дуализма Р. Декарта.

4. Философия Г.Лейбница: принципы идеальности монад, достаточного основания.

5. Идеи и идеалы эпохи Просвещения. Концепция естественных прав человека в воззрениях Т. Гоббса и Дж. Локка. Идея преобразования общества на началах разума.

6. Причины и необходимость систематизации знаний в Энциклопедии. Энциклопедисты Д.Дидро, Д.Аламбер, П.Гольбах.

Задание 3. Темы рефератов

1. Культурные традиции Запада и типы философского мышления.

2. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания.

3. Метатеоретические основания науки. Научная картина мира как предметно-онтологическая структура научного исследования.

4. Философское значение открытий И.Ньютона.

5. Структура эмпирического исследования. Эмпирический базис научной дисциплины.

6. Научная теория. Абстрактные объекты теории и их системная организация.

7. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

8. Возникновение и эволюция организационных форм науки.

9. Научные революции.

10. Содержания прогресса в истории человечества. Научно – технический прогресс.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.6. Апофеоз разума в философии Нового времени и Просвещения.

2. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер,2010. - 656 с.

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

4. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века: Уч. Пос. для студ. филос. факульт. универс. – М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия XVIII – начала XIX века: Учебное пособие для университетов. – М.: Высшая школа, 1989. – 480 с.

6. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

 


 

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Трансцендентный, имманентный, явление, феномен, ноумен.

- Априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок и разум, «вещь-в-себе», антиномии, телеологизм.

- Абсолютный дух, отчуждение, тезис, антитезис, синтез, становление, развитие.

- Наукоучение, интеллектуальная интуиция, «философия тождества».

- Антропологический принцип, эвдемонизм.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии. Критическая философия.

2. Философия Г. Гегеля: объективный идеализм.

3. Законы, метод и категории диалектики. Субъективный идеализм.

4. Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм.

Задание 3. Темы рефератов

1. И. Кант - основоположник немецкой классической философии.

2. И. Кант: система критической философии. Критическая философия Канта.

3. И. Кант. Система критической философии: гносеологическая концепция.

4. И. Кант. Система критической философии: учение о разуме.

5. Различие между рассудком и разумом у Канта.

6. И. Кант. Система критической философии: этическое учение.

7. И. Кант. Философия истории и социальная философия.

8. И. Кант. Философия истории и проблема общественного прогресса.

9. Религиозное учение и этика Канта. Учение Канта о "Вечном мире".

10. Антропологические философско-педагогические воззрения И. Канта.

11. Этика Канта. Критика практического ума.

12. Теория морали Канта и современность.

13. Фихте: наукоучение, обновление философии, «практическая философия».

14. Фихте: антитетическая диалектика.

15. Фихте: утопия замкнутого торгового государства.

16. Фихте: философия истории.

17. Шеллинг: натурфилософская диалектика. «Идеи к философии природы».

18. Шеллинг: «Система трансцендентального идеализма».

19. Шеллинг: философия истории.

20. Гегель: систематическое обозрение основных философских трудов Гегеля. «Феноменология духа». «Энциклопедия философских наук».

21. Гегель: категория «отчуждение». Категория «бытие».

22. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – философия природы.

23. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – философия морали и нравственности.

24. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – гражданское общество.

25. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – учение о государстве.

26. Гегель. «Энциклопедия философских наук» – философия истории.

27. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

28. Фейербах: от теологии к философии. Антропологический материализм.

29. Фейербах: новая философия как новая религия.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.7. Конфликт разума и нравственности в немецкой классической философии, Раздел 2.8. Идея радикального преобразования мира в философии марксизма.

2. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер,2010. - 656 с.

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

4. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века: Уч. Пос. для студ. филос. факульт. универс. – М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия XVIII – начала XIX века: Учебное пособие для университетов. – М.: Высш шк,1989. – 480 с.

6. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

 


 

Задание 1. Определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

1. Бытие, субстанция, субстрат.

2. Сущее, сущность, существование, ничто, реальность, действительность.

3. Детерминизм, картина мира, закономерность.

4. Феноменальное бытие, фундаментальное бытие, феномен.

5. Материя. Уровни материи, формы движения материи.

6. Монизм, дуализм, плюрализм.

7. Отражение.

8. Движение, покой, пространство, время.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Бытие – фундаментальная категория философии.

2. Формы и виды бытия. Основные категории бытия.

3. Соотношение материи и сознания.

4. Соотношение материи, пространства, времени и движения.

5. Проблема взаимоотношения «человек-природа».

6. Происхождение Вселенной. Уровни организации Вселенной.

Задание 3. Темы рефератов

1. Проблемное поле философии бытия.

2. Материалистическое и идеалистическое понимания бытия.

3. Диалектическое понимание бытия.

4. Креационизм и проблема бытия.

5. Онтология как направление философского осмысления мира.

6. Бытие в понимании античных и средневековых философов.

7. Философия и наука: диалектика взаимодействия.

8. Философские и физические основания космологии.

9. Философские аспекты теории относительности.

10. Философские аспекты теории квантовой механики.

11. Философские аспекты теории космологии.

12. Социальные последствия научного прогресса.

13. Аристотель – учение о различных уровнях бытия.

14. Обладает ли бытие сознанием? Обладает ли сознание бытием?

15. Смысл бытия как его понимает человек. Смысл бытия человека.

16. Категории «Бытие, небытие, ничто».

17. Категории «становление» и «развитие».

18. Категории «Материальное и идеальное».

19. Сложность мироздания: уровни бытия и уровни осмысления бытия.

20. Общественное бытие и общественное сознание.

21. Человеческое бытие. Общественное бытие.

22. Понимание бытия в античной и средневековой философии.

23. Развитие понимания бытия в эпоху Возрождения и Реформации.

24. Наука Нового времени и понимание категории «бытие».

25. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира.

26. Теогония, космогония, космология

27. Бытие и история.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 4. Учение о бытии в философской традиции Европы.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608 с. - Раздел IV. Философия бытия (онтология), Глава XX. Понятие бытия, Глава XXI. Дух и материя, предел противоположности, Глава XXII. Пространство и время.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с. - Раздел 2. Сущность и основные формы бытия. Глава 1. Философские размышления над предельными основаниями бытия. Глава 2. Основные формы существования и диалектика бытия.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб., доп. М.: Юрайт, 2011. – 828 с.

5. Володина Н.А., Мику Н.В. Философия. – Пенза: ПГУАС, 2011. – с. 124. – Глава II. Проблемы бытия в философии, Глава III. Материя.

6. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

 


 

Задание 1. Определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Диалектика, метафизика, софистика.

- Закон, закономерность, детерминизм, связь, отношение, случайность, причинность.

- Единичное, общее, особенное,

- Причина, следствие.

- Явление, сущность, форма, содержание.

- Необходимость, возможность, действительность.

- Противоречие, конфликт, гармония.

- Качество, количество, мера, скачок, эволюция.

- Отрицание, становление, прогресс, регресс, развитие.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Диалектика, ее принципы

2. Законы развития – диалектика.

3. Закономерность и детерминизм.

Задание 3. Темы рефератов

1. Идея развития и ее развитие. Диалектика Гегеля.

2. Взаимодействие диалектики и метафизики.

3. Хаос и порядок. Проблема упорядоченности и гармоничность.

4. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

5. Сущность и источник гармонии.

6. Диалектика: принципы и законы развития, парные категории диалектики.

7. Категории диалектики: самоорганизация, устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность.

8. Детерминизм как концепция всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, закономерности.

9. Детерминизм и индетерминизм: существует ли случайное?

10. Упорядоченность бытия. Принцип системности.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 4. Учение о бытии в философской традиции Европы. Глава 5. реальность: структура и динамика.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608 с. - Раздел IV. Философия бытия (онтология) Глава XXV. Развитие.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с. - Раздел 2. Сущность и основные формы бытия. Глава 1. Философские размышления над предельными основаниями бытия. Глава 2. Основные формы существования и диалектика бытия.

4. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004. - Раздел третий. Основы философского понимания мира. Глава IV. Диалектика.

5. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

 


Тема 9. Сознание

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Сознание, бессознательное, самосознание, подсознание, воля.

- Отражение, идеальное, рефлексия.

- Мышление, разум, рассудок.

- Воля, эмоции, интуиция, интеллект, рефлекс.

- Архетип, психоанализ, сублимация.

- Внимание, память, психика, язык, знак, образ.

- Кибернетика, деятельность, искусственный интеллект.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Отражение как всеобщее свойство материи. Идеальное и материальное.

2. Психофизиологическая проблема.

3. Деятельность. Теория деятельности в психологии, социологии и философии.

4. Общественное сознание: сущность, структура, функции, формы.

Задание 3. Темы рефератов

1. Общественное бытие и общественное сознание.

2. Отражение и моделирование.

3. Феноменология сознания: сознание как субъективная духовная реальность.

4. Феноменология сознания: сознание как условие воспроизводства человеческой культуры.

5. Идеальное и материальное. Определения сознания в истории философии.

6. Генезис сознания с позиций психологии, теологии, космологии.

7. Психофизиологическая проблема: мозг, психика, интеллект, сознание.

8. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение.

9. Информационно-коммуникационное содержание сознания: язык и мышление.

10. Проблема «искусственного интеллекта». Моделирование сознания, Нейронные сети.

11. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании.

12. Активность сознания и особенность ее проявления.

13. Личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль).

14. Деятельность. Теория деятельности в психологии, социологии и философии.

15. Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание. «Общественное мнение» и идеология.

16. Взаимоотношения «человек-природа»: исторические формы. Ноосфера.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 7. Сознание: происхождение и сущность. Глава 8. Философия языка и коммуникации.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608 с. - Раздел III. Философия познания. Глава XV. Сознание.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с. - Раздел 3. Познавательное отношение человека к миру. Глава 1. Сознание.

4. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с. - Часть вторая. Теоретические основания философии. Раздел IV. Бытие и сознание. Глава 3. Сознание.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с. - Раздел второй. Основы общей философии. Глава 11. Душа, сознание и разум.

6. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.


 

Тема 10. Теория познания

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Субъект, объект.

- Знание, чувственное, рациональное.

- Теоретический и эмпирический уровни познания.

- Ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.

- Абстрактное, гносеологический образ, знак, значение.

- Мышление, рассудок, разум, интуиция, чувство.

- Истина, заблуждение, ложь, опыт.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Познание как процесс. Структура познания.

2. Истина и ее критерии. Роль практики в установлении истины.

3. Философия как аксиология.

Задание 3. Темы рефератов

1. Логика как наука о принципах правильного мышления.

2. Диалектическая логика. Развитие диалектики в трудах Э.В. Ильенкова «Диалектическая логика. Очерки истории и теории».

3. Структура научных организаций.

4. Инновационная структура научных организаций.

5. Проблема истины в философии и частных науках.

6. Критерии истины.

7. Праксеология. Роль практики в познании.

8. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.

9. Системность как фундаментальный принцип научного познания.

10. Специфика социального познания.

11. Социальный детерминизм.

12. Проблема истины в социальных и гуманитарных исследованиях.

13. Методы изучения общественного сознания. Объективные мыслительные формы.

14. Общественное сознание и идеология.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 9. Теория познания.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608 с. - Раздел III. Философия познания, Глава XIII. Специфика философского подхода к познанию, Глава XIV. Истина и заблуждение, Глава XV. Сознание.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с. - Раздел 3. Познавательное отношение человека к миру. Глава 1. Сознание. Глава 2. Что познает человек? Глава 3. Учение об истине.

4. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с. - Часть вторая. Теоретические основания философии. Раздел IV. Бытие и сознание. Глава 3. Сознание. Раздел V. Знание и познание. Глава 1. Познание как предмет философского анализа. Глава 2. Особенности научного познания.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с. - Раздел второй. Основы общей философии. Глава 11. Душа, сознание и разум. Глава 12. Теория познания.

6. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

7. Володина Н.А., Мику Н.В. Философия. – Пенза: ПГУАС, 2011. – с. 124. – Глава IV. Сознание. Глава V. Познание.

 

Тема 11. Научное познание

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Наука, эмпирический и теоретический уровни.

- Парадигма, опыт, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ, синтез, факт.

- Теория, проблема, гипотеза, концепция, идеализация, абстрагирование, экстраполяция, моделирование.

- Формализация, конкретизация, язык науки, «философия науки».

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Понятие науки. Наука как вид духовного производства. Система науки (наука как деятельность, социальный институт и система знания).

2. Этапы и уровни научного познания.

3. Структура научного познания, его формы и методы

4. Научные революции и смены типов рациональности.

5. Наука XXI века.

Задание 3. Темы рефератов

1. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.

2. Системность как фундаментальный принцип научного познания.

3. Этапы и уровни научного познания. Феноменология, онтология, логика, гносеология, праксеология.

4. Концепция как предвосхищение результата в науке. Научное предвидение.

5. Методы научного познания и их классификация.

6. Научный факт, проблема, гипотеза, теория.

7. Современная научная картина мира.

8. Космология и современная научная картина мира.

9. Достижения квантовой механики и ядерной физики – и современная научная картина мира.

10. Специфика социального познания.

11. Социальный детерминизм.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В..- 2-е изд.: перераб и доп.. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 10. Философия науки.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608 с. - Раздел III. Философия познания, Глава XVI. Познавательные способности человека, Глава XVII. Творчество, Глава XVIII. Спор. Аргументация. Глава XIX. Познавательное – Практическое – Ценностное.

3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с. - Раздел II. Теоретические основания философии: проблемы, понятия, принципы, Глава 10. Наука.

4. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с. - Часть вторая. Теоретические основания философии. Раздел IV. Бытие и сознание. Глава 3. Сознание. Раздел V. Знание и познание. Глава 1. Познание как предмет философского анализа. Глава 2. Особенности научного познания.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с. - Раздел второй. Основы общей философии. Глава 11. Душа, сознание и разум. Глава 12. Теория познания.

6. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.276 с.)