Послеклассический период в античной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послеклассический период в античной философии



Сократические школы. Эллинистические школы. Неоплатонизм

»'

В послеклассической мысли вопросы о приро­де и политике отодвигаются на второй план. После Сократа са­мопознание становится центральной проблемой философии. «Как достойно прожить жизнь?» и «В чем благо человека?» — основные вопросы, на которые пытались ответить позднейшие греческие и римские школы.

Две влиятельные школы — киников и киренаиков — сфор­мировались еще в классический период под влиянием идей Сократа. В эллинистический период (открытый завоеваниями Александра Македонского) складываются школы стоиков,


§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 45

эпикурейцев и скептиков. Последним сложилось мистическое направление в философии — школа неоплатонизма. Коротко рассмотрим основные идеи всех шести школ.

Основателем школы киников был ученик Сократа Лнтисфен (450-360 до н.э.). Само наименование школы происходит от на­звания холма Киносарг в Афинах, где находился гимнасий Ан­тисфена. Основная идея Антисфена - возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний ци­вилизации и культуры. Философия — не теория, а образ жизни. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества — «без общи­ны, без дома, без отечества», он не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим. Самый известный киник - Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) жил в глиняной бочке. Говорят, что на предложение Александ­ра Македонского «Проси, что хочешь» он ответил: «Не заслоняй мне солнце». Влияние аскетизма киников заметно и в поздней­ших философских и культурных течениях — у стоиков, в христи­анском юродстве, даже в образе жизни хиппи XX в.

!

Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ос­лов конями»; когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей - полководцев».

Основателем киренской школы был Аристипп из Кирены (ок. 435-360 до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом, единственное, о чем мы можем судить с уверенностью, - наши чувства и ощущения, приносящие нам или страдание или на­слаждение. Наслаждение есть добро, страдание - зло. Цель че­ловека - достижение полного, устойчивого наслаждения. Не­которые наслаждения временны и преходящи, за некоторыми следуют неприятные последствия, некоторые вызывают угры­зения совести: они не ведут к цели. Все остальные наслаждения в совокупности ведут к благу. Такая точка зрения известна в философии как гедонизм.

f

Однажды Аристипп попросил у тирана Дионисия денег. Тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». - «Дай мне денег, - перебил Аристипп, - а потом мы разберем этот вопрос» - и, получив деньги, ска­зал: «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».


46 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

Школа стоиков сформировалась в III в. до н.э. Основателем ее был Зенон Китийский (333—262 до н.э.), проповедовавший свои идеи у Расписного портика в Афинах, откуда и появилось название «Стоя» (по-гречески stoa — портик, крытая колонна­да). Идеал стоиков — спокойствие и невозмутимость (по-грече­ски «апатия»). Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности. Он не зависит от потреб­ностей, страстей и внешних условий и должен избегать всяких желаний, поскольку они могут перерасти в неконтролируемые страсти.

Образцовым стоиком был римский философ Эпиктет (ок. 50 — ок. 140), который, будучи рабом, не терял спокойствия, считая, что настоящее рабство — потакание страстям и желани­ям, а свободным духом можно быть даже в неволе. Наиболее известен римский стоик Сенека (ок. 5 до н.э. — 65), чей труд «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор помогает мно­гим лучше понять себя и жизнь вокруг.

Эпиктет говорил: «Если настало тебе время переносить неприятности — I неси их бодро, а не как осел, противясь, стеная и изнемогая под напором | кнута».

У истоков школы эпикурейцев находился афинский философ Эпикур из Самоса (341—270 до н.э.) Подобно киренаикам, на первое место он ставил наслаждение. Как атомисты, он считал, что мир материален и состоит из атомов. Свои идеи он пропо­ведовал в школе, названной «Сад Эпикура». Над ее входом ви­села надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удо­вольствие — высшее благо». Высшими удовольствиями для Эпикура были дружба и знание, а идеалом — атараксия (безмя­тежность). Эпикуреец должен быть свободным от любого стра­ха и страданий, благодушным и снисходительным, веселым и безмятежным. Высшими наслаждениями Эпикур считал на­слаждения духовные (хотя был не против и телесных, если те не имели дурных последствий). Однако многие его последователи истолковывали его учение искаженно, как апологию сладост­растия и ублажения тела по принципу «Пей, ешь, гуляй и весе­лись». Сейчас многих любителей телесных наслаждений фигу­рально называют эпикурейцами.


§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 47

Эпикур говорил, что не следует бояться смерти и портить этим страхом свою жизнь: «Смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо то, что раз­ложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого от­ношения. Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, то уже нет нас».

 

Школа скептиков была чрезвычайно популярной в Греции. Ее основатель - Пиррон из Элиды (IV в. - начало III в. до н.э.) считал, что нас обманывают и наши чувства, и наш разум. Ло­гика скептиков проста: для каждого А возможны два противо­положных суждения «А есть В» и «А не есть В». Оба этих сужде­ния являются ложными. Доказать ничего невозможно: если мы обосновываем чем-то свой довод, то это обоснование тоже не­обходимо доказать, и так до бесконечности. Даже математика основана на аксиомах, которые не доказывают, а принимают на веру. Наконец, все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует. Скепти­ки резко критиковали любой догматизм и, хотя часто они пере-' ходили все границы разумного, заложили основу для научного критицизма, поскольку без опровержения нет и прогресса в познании мира.

Друзья Пиррона ходили за ним по пятам, спасая его то от несущейся по­возки, то от падения с обрыва, то от собак, пока философ размышлял, су­ществуют ли в самом деле обрывы, повозки и собаки.

Античная эпоха подходила к своему завершению. Как это часто бывает в смутные и темные времена, люди пытались най­ти спасение в мистике.

Неоплатонизм предложил философские основания для та­кой веры. Он вобрал в себя мистические элементы учения Пла­тона, идей Пифагорейского братства и некоторых других тай­ных обществ античности. Виднейший неоплатоник Плотин (204-270) считал, что начало всего сущего - Единое - божест­венно, сверхъестественно и потусторонне. От Единого, как от солнца, исходит яркий божественный свет, порождая все мно­гообразие мира (это Плотин называет эманацией - истечени­ем). Чем дальше от источника, тем слабее становятся лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя - тяжелая и косная. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз -


48 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

исступленное состояние, когда душа прорывает границы мате­риального и устремляется к своему источнику. Здесь душа сли­вается с Единым, божественным. Приближение к экстазу нельзя обосновать разумом. Путь к нему — молчание и сосредо­точение.

I

Плотин, возвышая духовное и принижая материальное, часто повторял: «Я стыжусь своего тела».

В неоплатоновской традиции философия постепенно сме­няется религией. Параллельно с неоплатонизмом формирует­ся и христианское богословие, открывающее следующую эпо­ху в истории мысли Европы: средневековую христианскую фи­лософию.

В табл. 2.5 приведены краткие характеристики всех тече­ний, возникших в послеклассический период.


1


 

 

§ 2.5. Послеклассический период в античной философии

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные послеклассические школы. Дайте их краткие характеристики.

2. Какая из них вам представляется наиболее предпочтительной? По-

чему/


 


Таблица 2.5. Краткие характеристики философских течений

 

Течение Основатель Основные качества
Киники Антисфен Аскетизм, естественность, независи­мость
Киренаики Аристипп Чувственность, удовольствия, насла­ждение
Стоики Зенон Китийский Спокойствие, невозмутимость, бес­страшие
Эпикурейцы Эпикур Наслаждение, благодушие, безмятеж­ность
Скептики Пиррон Сомнение, критика, опровержение
Неоплатоники Плотин Мистика, экстаз, сосредоточение

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Главная проблема послеклассической философии - обоснование счастливой и достойной жизни.

2. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении пра­вильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия - религией.


4- 1760


 



 


 


< Q РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ I 3 ФИЛОСОФИИ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)

Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V по XV в. Однако средневековая философия начала складываться го­раздо раньше — еще во II в. Идеи христианства требовали системного и теоретического обоснования.

§ 3.1. Философия Средневековья

Основные черты. Августин Аврелий. Фома Аквинский

Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Ари­стотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций. Итоги этой переработки от­ражены в основных характеристиках философии Средневековья (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Основные характеристики философии Средневековья

 

Раздел философии Интерпретация Принцип
Онтология Бог как истинное бытие Теоцентризм
Гносеология Вера и откровение как путь познания Догматизм
Философская ан­тропология Человек как творение бога Креационизм
Социальная фи­лософия Власть как божественное установле­ние Иерархизм
Аксиология Приоритет духовных ценностей Психологизм

Рассмотрим философские идеи и принципы Средневе­ковья подробнее:

бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» — говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное — мир и человек — вторич­но и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку

г


52 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет централь­ная идея бога. Эта черта называется теоцентризмом;

о истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограни­ченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу не­обходима вера в это откровение, не допускающая сомнений. Как и в любой религии, здесь господствует догматизм;

о человек, как и весь мир, — творение бога (принцип творения называется креационизмом). Как созданный «по образу и подо­бию божьему» человек превосходит остальных существ и гос­подствует над ними. Но он не способен ни на что без божест­венной воли и помощи;

о социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его пред­ставительницы на земле;

о познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна исти­не, поскольку является творением бога и хранит в себе его от­ражение. Эту обращенность к душе можно назвать психологиз­мом. Ведущими духовными ценностями средневековые фило­софы объявляют веру, надежду и любовь.

Идеи и принципы средневековой философии прошли два основных этапа в своем развитии. Первый этап — патри­стика (от лат. pater — отец) охватывает II—VIII вв. и представ­ляет собой учение «отцов церкви» — первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона. Второй этап — схоластика (от лат. schola — школа) длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля.

Философ Августин Аврелий (св. Августин Блаженный) — наиболее известный представитель патристики, автор многих работ, в том числе таких известных, как «Исповедь» и «О граде божьем».


§3.1. Философия Средневековья 53

Августин Аврелий (354—430) родился в г. Тагасте в Северной Африке, на территории Западной Римской империи. В молодости Августин (как он пишет в своей «Исповеди») вел распутный образ жизни, однако со време­нем начал задумываться о смысле своего существования. Некоторое вре­мя он пытался найти ответ на свои духовные запросы в разных сектант­ских учениях, но в конце концов пришел к христианству. Достаточно бы­стро Августин стал признанным авторитетом в богословии. В конце жизни стал епископом г. Гиппона.

Основные идеи Августина — духовное развитие личности, цель развития исторического процесса, проблема теодицеи. Рассмотрим их подробнее:

о «Исповедь» — первое известное произведение, где в основу сю­жета положена не череда внешних событий, а развитие души, более драматичное и важное, чем все события, проходящие во внешнем мире. В «Исповеди» с ее тонким психологизмом рож­дается понятие личности, которого не знала античность. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни;

о в работе «О граде божьем» Августин противопоставляет «град земной» — государство и «град божий» — церковь. Первый во­площает любовь к себе, второй — к богу. В борьбе «градов» должна победить церковь и вера, которая подчинит себе госу­дарство: в этом состоит миссия церкви и цель истории;

о если в мире присутствует зло, а мир сотворен богом, то получа­ется: бог виноват в том, что зло существует. Однако Библия го­ворит, что бог «всеблаг», добр. Оправдание бога за зло называ­ется проблемой теодицеи (от греч. theos — бог + dike — справед­ливость). Августин сравнивает добро и зло со светом и тьмой. Свет реально существует (например, можно измерить его ско­рость и определить, из чего он состоит). Тьму нельзя ни изме­рить, ни обнаружить ее составляющие: тьмой мы называем просто отсутствие света. Зло есть отсутствие добра, небытие, значит, оно никем не сотворено. Причина зла — не в боге, а в свободе человека, который может идти к богу, а значит — к доб­ру, или же не идти к нему, тем самым умножая зло.

Августин полагал, что знание само по себе не способно привести к истине. Ему должна помочь вера. Самое известное высказывание Августина: «Ве­рую, чтобы знать».


54 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

Философ и богослов Фома Аквинский (Аквинат) — наиболее известный представитель схоластики. Он использовал труды Аристотеля для того, чтобы систематизировать богословские идеи. Основные его работы — «Сумма теологии» и «Сумма про­тив язычников» (или «Сумма философии»).

Фома Аквинский (1225/26-1274) родился в Акуино, близ Неаполя в бога­той и влиятельной аристократической семье. Вопреки желанию родст­венников Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пыта­ясь образумить Фому, родители заточили его в башне фамильного замка, где тот провел больше года, но не отказался от своего выбора. Фома учится и работаете Париже, Кельней Риме, где пишет ряд трактатов и коммента­риев к Библии и трудам Аристотеля. В 1274 г. по пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому причислили к лику святых.

В фокусе исследований Аквината — проблема соотношения веры и разума. По мнению философа, и вера, и разум ведут к ис­тинному знанию, однако в случае противоречия между ними следует отдавать предпочтение вере («философия — служанка теологии»). Так, при помощи разума можно доказать то, что бог существует и он един. Что касается троичности бога, перво­родного греха и других идей, то их нельзя понять без открове­ния (Библии) и веры.

Фоме принадлежат пять доказательств существования бога:

о движение - все, что движется, имеет источник движения в чем-то другом, следовательно, должен быть перводвига-тель, т.е. бог;

о причина - все имеет причину, цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е. бог;

о необходимость — случайное зависит от необходимого, значит, существует высшая, божественная необходимость, т.е. бог;

о качество — все имеет разные степени качеств (хуже, лучше), значит, должен быть эталон - высшее совершенство, т.е. бог;

о цель — все в мире имеет цель, следовательно, существует выс­шее разумное начало, которое и направляет все в мире к це­ли, т.е. бог.

Учение Фомы известно как томизм (по-латыни Фома — Thomas). Идеи Аквината популярны до сих пор, и современная католическая философия известна как неотомизм.


§ 3.2. Философия Возрождения 55

В конце эпохи Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов здесь добился орден францисканцев.

Роджер Бэкон1 (ок. 1214—1294) призывал отказаться от сле­пой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам (ок. 1285 — ок. 1350) считал, что все спекулятивные понятия, не самоочевидные или не подда­ющиеся проверке опытом, следует удалить из науки: «Сущно­сти не следует умножать без необходимости». Этот принцип, согласно которому самое простое объяснение будет самым правильным, известен как «бритва Оккама». Идеи франци­сканцев указывали на кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме — прин­ципе, согласно которому все в мире определено богом.

2. Основные этапы средневековой философии — патристика и схола­стика. Представителем первой был Августин Аврелий, второй — Фома Аквинский.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите принципы средневековой философии. Прокоммен­тируйте их.

2. Назовите основные идеи философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

§ 3.2. Философия Возрождения

Основные черты. Основные направления

Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и про­должается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения следующие: о антропоцентризм — в центре мировоззрения стоит человек;

1 Не путайте с Фрэнсисом Бэконом (1561-1626).


56 Глава 3. Развитие западноевропейской фил ософии (основные этапы)

о гуманизм - обоснование самоценности человека, его прав и

свобод;

о эстетизм - ведущая роль искусства;

о свободомыслие - освобождение от догматического средневе­кового мышления.

Рассмотрим их более подробно:

о антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает че­ловек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;

о гуманизм (от лат. humanus - человечный) подчеркивает, что конечной целью философии должен являться человек как ве­нец творения;

о эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрож­дения. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, драматур­гия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микел-анджело, полотна Леонардо да Винчи - все это классические образцы небывалого подъема искусства;

о свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышле­ния. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он ре­шал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.

Само название «Возрождение» подчеркивает, что философы этого времени пытались найти обоснования своего поиска в сво­бодном и демократическом духе античности, возрождая класси­ческую древность. Основные направления философии Ренес­санса отсылают к греческим и римским образцам (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Основные направления философии Ренессанса

 

Направление Античный образец Представители
Натурфилософия Досократики Николай Кузанский, Г. Галилей
Скептицизм Пиррон М. Монтень, Эразм Рот­тердамский
Политическая философия Платон, Аристотель Т. Мор, Н. Макиавелли

Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса. Предшественник итальянской натурфилософии Николай Ку-


§ 3.2. Философия Возрождения 57

занский (1401 — 1464) выдвигает идею пантеизма — отождеств­ляет природу и бога. Поскольку Вселенная, как и бог, беско­нечна, ее нельзя познать при помощи ограниченной логики — к абсолютной истине можно бесконечно приближаться, но ов­ладеть ею нельзя. На место логики ставится «ученое незна­ние» — символическое мышление, где сливаются противопо­ложности. Приведем пример такого мышления.

а А В

------------ т. #

Прямая а по определению бесконечна. Отрезок АВ коне­чен. Однако А В можно разделить на разное число частей (от двух до бесконечности). Следовательно, АВ также внутри себя бесконечен. Поскольку оо = со, прямая а равна отрезку АВ. Если символически представить, что прямая — это бог, а отрезок — человек, то человек становится равным богу и Космосу. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физи­ческой Вселенной (макрокосм).

Пантеизм Николая Кузанского повлиял на дальнейшее развитие науки — исследование Вселенной получило свое оп­равдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.

Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцен­трическая модель Солнечной системы (Земля вращается во­круг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращает­ся вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473—1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564—1642), которые стоят у истоков европейской экспери­ментальной науки.

Скептицизм — это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469—1536) в своей знамени­той книге «Похвала глупости» высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни»: «В человеческом обществе все полно глупости, все делается ду­раками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать про-


58 Глава 3. Развитие западноевропейской ф илософии (основные этапы)

тив всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью»1.

Девизом французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) были слова «Точно известно, что ничего точно не из­вестно». Свой скептицизм Монтень выразил в работе «Опыты». Приведем некоторые афоризмы из нее:

о «Я полагаю, что почти на каждый вопрос надо отвечать: не знаю».

о «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание»2.

Политическая философия Возрождения представлена в раз­ных вариантах. Мечты Платона об идеальном государстве на­ходят свое продолжение в традиции утопизма. У ее истоков стоит Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). Здесь он описыва­ет несуществующее государство, где все основано на принци­пах равенства и справедливости - собственность является об­щей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Никколо Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» пред­ставляет совершенно иную традицию в политической филосо­фии. Если Платон не отделял этику от политики, то Макиавелли полагает, что при возникновении государственной необходи­мости правитель вправе пользоваться любыми средствами — вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть исполь­зована ради корыстных целей. Ее цель - укрепление государст­ва, обеспечение его интересов и в конечном счете - народное благо. В позднейшее время термин «макиавеллизм» стал упро­щенно пониматься как принцип, согласно которому в политике «цель оправдывает средства».

Таким образом, Возрождение стало подготовкой к Но­вому времени. Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству. Натурфилософия стала ос­нованием для научной революции XVII в. Политическая фило­софия поставила вопрос о пределах власти и социальной спра-

1 Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Худлит, i960. Гл. 25.

2 Монтень М. Опыты: В 2 т. М.: Терра, 1996. Т. 2. С. 244, 247.


§ 3.3. Философия Нового времени (XVH-XVIII вв.) 59

ведливости: идеи Макиавелли повлияли на становление цен­трализованных государств, а идеи утопистов — на более поздние революционные идеалы «свободы, равенства, братства».

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философия Возрождения основана на антропоцентризме — прин­ципе, согласно которому в центре мироздания находится человек.

2. В фокусе философии Возрождения находятся проблемы соотноше­ния человека и природы, политического устройства и творчества.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные черты философии Возрождения. Назовите их основные отличия от характеристик средневековой философии.

2. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Воз­рождения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.075 с.)