Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология научного познания
Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания Всякое познание есть движение от незнания к знанию. Первая ступень познавательного процесса - определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч. problema - задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения. Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза — это научно обоснованное предположение, которое требует проверки. Если гипотеза доказывается с привлечением большого числа фактов, она становится теорией (от греч. theoria - наблюдение, исследование). Теория — система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория. При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она характеризуется фактами (в том числе вновь найденными фактами) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью. Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Чтобы проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную, используются определенные способы и процедуры. Правило, прием, способ познания называется методом (от греч. methodos - путь к цели). В целом научный метод - это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Метод - это светильник в руках путника, идущего в темноте. Ф. Бэкон § 6.5. Методология научного познания 135 Методология — более широкое понятие и оно может быть определено как: 1) совокупность применяемых в данной науке методов; 2) общее учение о методе. Методологией подробно занимается философия (что проявляется в ее методологической функции). Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры). Основой эмпирических методов является чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов:
о наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; о эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; о измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру); о сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. В научном познании не бывает чистых эмпирических методов: даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта наблюдения, гипотезы и т.д. Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода: О анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); О синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; О классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных и т.д.); О абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); Глава 6. Гносеология (теория познания) § 6.5. Методология научного познания
о формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (математических формулах, химических символах и т.д.); о аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; о моделирование - создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); о идеализация - создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); о дедукция - движение от общего к частному; о индукция - движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические методы также требуют эмпирических фактов. Например, хотя индукция - сама по себе теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга.
Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия). Используются также более широкие методы-подходы, которые указывают только направление и общий способ решения задач и могут включать в себя множество различных приемов. Таковы методы структурно-функциональный, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются методы философские: о метафизический — рассмотрение глубинных оснований объекта в покое, статике вне связи с другими объектами; О диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектический материализм в советской философии); некритичное нагромождение различных несвязанных методов — эклектикой. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Научное познание есть движение от незнания к знанию - от проблемы и гипотезы через метод к теории. 2. Методы делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент и др.) и теоретические (анализ, синтез, дедукция и др.). Особое место занимают предельно общие философские методы (диалектический и метафизический). ЗАДАНИЯ 1. Дайте определения понятиям проблема, гипотеза, метод, теория. 2. Назовите основные научные методы, определите их место в предложенной классификации (эмпирические, теоретические).
■ §7.1. Представления о человеке в философской мысли
5 "7ФИЛ0С0ФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 5 / (УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ) Философской антропологией называется раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анатомия, психология, этнография и т.д.), философская антропология пытается создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных, духовных качеств. Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении занимали умы ведущих мыслителей с момента зарождения религиозных и философских идей. На значимость этого вопроса обращали внимание Платон и Аристотель, Августин и Декарт. Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о познании, бытии, морали в конечном итоге сводятся к самому важному из «последних вопросов разума»: «Что такое человек?» Начиная с XX в. интерес к проблеме человека постоянно растет, выдвигая философскую антропологию на одно из ведущих мест в системе философского знания. В круге проблем, рассматриваемых современной философской антропологией, основными являются такие вопросы: как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл человеческой жизни? § 7.1. Представления о человеке в философской мысли Образ человека в истории. Философская антропология XX в.
Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представлено в табл. 7.1. В мифологических системах древнего мира человек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Кос- моса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий его мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира, практически не касаясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы. Таблица 7.1. Принципы понимания человека
В классической философии античности начали возникать идеи об особом положении человека в мире: например, вывод Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», или определение человека как «общественного животного» у Аристотеля. Переломным пунктом стала философия Сократа, призывавшего обратиться от изучения природы к познанию разума человека. Однако эти идеи окончательно оформились гораздо позже — в Новое время. Средневековье обращало внимание на неустранимую противоречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми существами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к вечности. Из-за этой противоречивости и многогранности природа человека не может быть понята им самим: только в божественном откровении раскрывается истинная сущность человека. Августин Аврелий прямо обращался к богу с вопросом о природе человека: «Что же я такое, Боже мой? Какова природа 140 Глава 7. Философская антрополо гия (учение о человеке) моя?»1 Религиозная философия Средневековья в отличие от древней мысли сосредоточилась прежде всего на совершенствовании внутренних, душевных способностей. Целью человека и смыслом его жизни признавалось приобщение к богу как залог спасения души и вечной жизни.
Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропоцентрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох. Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего! У. Шекспир. Гамлет (1601) Философия Нового времени преимущественно определяет человека как носителя разума. У истоков этого понимания лежит знаменитая идея Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Именно своей способностью к мышлению человек отличается от животных. Благодаря разуму он способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя в нем. Когда создатель системной классификации растений и животных Карл Линней (1707-1778) столкнулся с необходимостью дать название виду, которому принадлежит человек, он определил его именно как sapiens — разумный. Рационализм до сих пор является ведущим принципом в понимании человека, однако с XIX в. все большую популярность приобретает иррационализм, усматривающий сущность человека вне его разума - в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д. В конце XX в. иррационализм привел к отрицанию антропологии. Французский философ Мишель Фуко (1926-1984) провозгласил «смерть человека». По его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он - марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и 1 Августин Блаженный. Исповедь// Богословские труды. М., 1979. С. 164. § 7.1. Представления о человеке в философской мысли 141 заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей. К похожему выводу склоняется и американский философ Фрэнсис Фукуяма (р. 1952), наблюдая за развитием биотехнологий — генной инженерии, клонирования и т.д. Все это способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждет ли нас «постчеловеческое будущее»? _ Как знать, может быть, со временем само понятие «человек» исчезнет так, как человеческие следы исчезают на прибрежном песке. М. Фуко. Слова и вещи (1966) Развитие рационализма до крайних логических пределов привело к тому же результату: исчезновению целостного образа человека. В конце XIX в. начинают образовываться новые эмпирические науки о человеке («описательные антропологии»), которые рассматривают отдельные его аспекты — анатомические, этнографические, демографические и т.д. В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия человека — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие. Важнейшей задачей философии стало восстановление целостного образа человека. У истоков философской антропологии XX в., возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения этой проблемы:
о Макс Шелер — «надмирность» и самосознание; о Гельмут Плеснер — эксцентричность и неопределенность; о Арнольд Гелен — недостаточность и деятельность. Макс Шелер (1874—1928), оформивший проблемное поле философской антропологии как самостоятельной области знания, писал: «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека»1. Животные, согласно Шелеру, замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек же — вне мира, он способен возвышаться над ним, превосхо- 1 Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 90. Глава 7. Философская антропология (учение о человеке) § 7.2. Происхождение человека
дить его. Дом человека - не окружающий мир, а бесконечность. Важное отличие человека от животного - его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя. Гельмут Плеснер (1892—1985) отталкивался от той же идеи самосознания: человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны. Для того чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний (Плеснер называет такое положение эксцентричным, т.е. расположенным вне центра). Место человека — не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя — в неопределенном месте за их пределами, в ничто. Именно поэтому сущность человека ускользает от науки, только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» — вечно ускользающее месторасположение человека. Арнольд Гелен (1904— 1976) считал человека «недостаточным существом». Человек обделен мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Поэтому он вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел — вечная деятельность, преодоление себя, и остановка на этом пути равнозначна гибели человечества. Каждая классическая теория философской антропологии так же, как и трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека. Этот образ незавершен, но его незавершенность не является недостатком. Напротив, это означает, что он открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Каждый исторический период создавал собственный образ человека исходя при этом из первенства природы (древний мир), бога (Средневековье), человека (Возрождение), разума (Новое время). 2. Современность говорит о смерти человека как целостного образа, с одной стороны, «расчлененного» различными науками, а с другой — подчиненного безличному властному давлению. Это указывает на необходимость цельного, философского его изучения. 3. Как самостоятельный раздел философии антропология оформляется в начале XX в. в теориях М. Шелера, Г. Плесиера, А. Гелена. ЗАДАНИЯ 1. Назовите ведущие принципы, на которых основывался образ человека в разные исторические эпохи. Дайте их расшифровку. 2. Перечислите основных представителей философской антропологии XX в. Какие сущностные черты человека они выделяли? Происхождение человека Теории происхождения человека. Эволюция человека. Факторы антропогенеза Один из наиболее спорных вопросов в современной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза. 1. В теории креационизма, самой древней из существующих,
Слово «homo» — человек в латинском языке происходит от слона «humus» — земля, что отражает представления креационистом о божественном сотворении человека из земли, праха, глины. 2. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809—1882). 3. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума. 1 Впрочем, в некоторых мифах утверждалось происхождение человека от животных. Глава 7. Философская антропология (учение о человеке) § 7.2. Происхождение человека 145
По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
Известно, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей. Сторонники космической теории предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли. Возможны также варианты внутри теорий или их сочетания. Например, некоторые религиозно настроенные ученые полагают, что тело человека изменялось в процессе эволюционного отбора, а душа (разум, мораль и т.д.) была дана человеку богом на каком-то этапе его развития. В мистических учениях говорится о развитии человека в результате воздействия законов космической эволюции и действия «мирового космического разума». Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям, предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временной промежуток между 5 млн и 10 млн лет назад. В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелантроп из Чада» (Sahelanthropus tchadensis). Предполагается, что сахелантроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное. Впрочем, пока данные раскопок слишком отрывочны, для того чтобы с уверенностью судить о развитии предков человека в так далеко отстоящий от нас период. Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos -обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян. Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека. Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь. В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным1. Полтора столетия назад были обнаружены останки первобытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии). Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, слепая ветвь эволюции. Наконец, новый человек разумный, т.е. человек современного типа, появился в Африке около 130 тыс. (возможно, и больше) лет назад. Как показывают результаты раскопок, за короткое время этот вид расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне ма- 1 Это, например, гейдельбергский человек и некоторые другие разновидности, найденные в Германии, Эфиопии и т.д. 10— 1760 146 Глава 7. Философская антропология (учение о человеке) ло отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, - пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс. лет назад. Постепенно накапливался его жизненный исторический опыт, совершенствовались орудия, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству). В указанный период возникли крупные поселения и во многих районах человечество вступило в эпоху цивилизаций. В общих чертах временные рамки и особенности антропогенеза представлены в табл. 7.2. Таблица 7.2. Временные рамки и особенности антропогенеза
§7.2. Происхождение человека 147 В целом основные факторы антропогенеза сводятся к следующим: Биологические факторы: Формы деятельности: о прямохождение; о труд; о развитие руки; о коллективная деятельность; о большой мозг; о мышление; о способность о язык и общение; к членораздельной речи. о нравственность. Считается, что из перечисленных факторов ведущую роль в процессе становления человека сыграл труд, на примере которого четко проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило их эффективно применять. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к обузданию индивидуализма, заботе о членах племени (система запретов и норм), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, позволяя выражать все более абстрактные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества. Таким образом, биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. В целом человека нельзя свести исключительно к биологическим особенностям, поскольку человека человеком может сделать только общество (подтверждение тому — дети, воспитанные животными). Но его нельзя сводить и только к общественным качествам, поскольку для развития человека необходимы биологические предпосылки (развитый мозг, прямохож ение и т.д.). Человек живет одновременно в двух мирах — природном и общественном, являясь биосоциальным существом. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Существуют три основные теории антропогенеза: креационистская (божественное происхождение человека), эволюционная (происхож-
]!)' 148 Глава 7. Философская антропология (учение о человеке) дение человека от обезьяноподобных предков), космическая (воздействие неземного разума). Хотя окончательного ответа на вопрос пока нет, большинство современных научных данных свидетельствует в пользу эволюционной теории. 2. В рамках эволюционной теории разработаны основные этапы развития человека от австралопитека к человеку умелому и человеку прямоходящему и затем к человеку разумному. 3. Биологические факторы и формы социальной деятельности человека тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. Человек - цельное биосоциальное существо, не сводимое ни к природным, ни к социальным особенностям. ЗАДАНИЯ 1. Дайте краткую характеристику основных теорий происхождения человека. 2. Назовите главные этапы эволюции человека. 3. Перечислите основные биологические и социальные факторы антропогенеза. Определения человека Природа человека. Сущность человека Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. При рассмотрении эволюции человека (§ 7.2) уже были выделены основные из них: разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль. К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества. Особенности списка этих качеств: о незавершенность списка, которая объясняется тем, что природа человека настолько сложна, противоречива и многообразна, что невозможно до конца исчерпать ее простым перечислением; о несуммативность списка, которая обусловлена тем, что человек — не просто сумма своих качеств, а нечто гораздо большее.
§ 7.3. Определения человека Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями». Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (III в.) Под сущностью человека понимается основное качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» человека. В разных традициях сущность человека сводили к биологическому или социальному началу, к разуму и мышлению или «божьему подобию» и т.д. Рассмотрим некоторые сущностные определения человека. Zoon politikon (политическое или общественное животное). Аристотель, говоря в различных работах о природе человека, указывал на разумность человека, осознание им своей смертности, способность к восприятию понятий добро и зло, способность смеяться. Но все же глубинную его сущность он усматривал в потребности в «совместном сожительстве». Свою сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства). Общественную сущность человека постоянно подчеркивает в своих работах К. Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»1. Человек с данной точки зрения — общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей индивидуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека. Homo sapiens (человек разумный). Это определение, усматривающее сущность человека в разуме, также восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым и необсуж-даемым. Так, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификации сочетание Homo sapiens стало стандартным обозначением вида для современного человека. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3. 150 Глава 7. Философская антропология (учение о человеке) Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека подчеркивает в своем определении французский философ Блез Паскаль (1623—1662): Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает1. Итак, хотя человек - хрупкое существо, в огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг. Homofaber (человек созидающий). В конце XIX в. вера философов Нового времени в разум как основу мира и сущность человека была значительно поколеблена. Нидерландский философ и культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945) писал об этом: «Когда мы, люди, оказались далеко не столь разумными, как наивно внушал нам светлый XVIII в. в своем почитании Разума, для наименования нашего вида рядом с Homo sapiens поставили еще Homo faber, человек-созидатель»2. Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творчество как сущностное качество человека действительно описывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий - от каменных скребков до компьютеров - создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь. Можно сказать, что современный человек 1 Ларошфуко Ф., Паскаль Б., Лабрюйер Ж. Максимы. Мысли. Характеры. М., 2 Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992. С. 7.
§ 7.3. Определения человека живет в мире техники и культуры, творцом которого он и является. Homo ludens (человек играющий). Это определение принадлежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни. Homo religiosus (человек религиозный). Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек — свободное существо, наделенное способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека — движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло — путь, уводящий человека от своей родовой сущности. Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.123 с.) |