Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.



Особенности науки

-"фрагментарна" (специализирована). Объектом научного познания является фрагмент действительности.

-результаты фиксируются в виде "закона"

-объективна.

-систематичность. Наука не является бессвязным набором частей

-эмпиричность (факты) научное познание выстраивается на основе эмпирических данных, ­через наблюдение, эксперимент и измерение и его результаты, выраженные в виде гипотезы закона или теории, всякий раз проходят стадию эмпирического подтверждения. Логическое обоснование и теоретическое.

-рациональна и самокритична, -незавершенность

-преемственность знаний

-особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований (моносемантичный приниматься профессиональным сообществом) (вербально-терминологические, иконические(графики), формальные и символические (формулы)).

Связь с философией:

Философия и национальное самосознание. Основные идеи и этапы развития философии в Беларуси.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. К этому же историческому периоду относится творчество С. Будного, А. Волана, М. Гусовского, братьев Зизаниев, В. Цяпинского. В XVII в. философские поиски были продолжены С. Полоцким, а в XVIII в. - Г. Конисским.

белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. стиль изложения, практикуемого белорусскими мыслителями: стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Ф Беларуси развивалась под сильным влиянием религиозного МЗя, а также социально-политических и идеологических установок. В рамках онтологической проблематики в эту пору большой интерес вызывала проблема происхожения мира, соотнесенности идеального и материального, божественного и природного.

В этом отношении показательна рационалистически-теологическая (по сути деистически-материалистическая) концепция С. Будного, религиозного реформатора, филолога, педагога, поэта. Отрицая многие догмы религии, он склонялся к трактовке Бога как космической первопричины, отвергал Троицу как фантастическую сущность: Дух - не равнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос - человек, избранный богом для спасения человечества.

В Ф Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия наиболее последовательно были представлены в творчестве К. Лещинского. В философском учении К. Лещинского имел место последовательный отказ от теологии и ее основоположений. Одной из центральных фигур этого периода являлся канцлер Л. Сапега, с именем которого связана разработка Третьего Статута Великого княжества Литовского (1588 г.) - одного из самых значительных законодательно-правовых документов Европы. В работах Л. Сапеги (идея синтеза политики и философии, взгляд на государственную деятельность как на высокое искусство,) получила обоснование идея правового общества и государства.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

-Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

-Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма)

-Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, утверждения схоластического типа философствования.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Развитие философской мысли отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х годов XX в. началась эпоха советской Ф в Беларуси.

Непривыкаемость

Спонтанность

Фрагментарность

Объективность.

Измененность статуса реальности.

Измененность статуса личности

Измененность статуса сознания

Измененность статуса воли. (см. файл виртуальная реальность если подробнее…)

немецким философомМ. Хайдеггером в его философской концепции, получившей название «фундаментальная онтология»: Здесь смысл бытия, как и вообще в экзистенциализме, усматривается в бытии индивида. У Хайдеггера понятие бытия – самое темное. Оно неопределимо и никакой логический анализ его невозможен. Тем самым наука не в силах постичь бытие. Необходимо искать вненаучные формы постижения бытия. Его можно только переживать и описывать.Хайдеггер вводит еще одну характеристику: проект, будущее человека. Автор считает, что подлинное бытие человека начинается с тревоги. В этой тревоге ужасает Ничто. Но здесь человека настигает мысль о своей собственной конечности. Поэтому подлинное существование определяется Хайдеггером как «бытие-к-смерти».

Также эту тему разрабатывал Сартр.Сартр акцентирует внимание на уникальности человеческого существования. Человеческая реальность несопоставима ни с каким другим видом сущего и в этом смысле оно есть Ничто, «дыра в Бытии». Сартр называет бытие вещей вне человека «бытием-в-себе», а человеческое существование – «бытием-для-себя». Согласно Сартру, Ничто приходит в мир с человеком. человек носит в самом себе отрицание, и потому он и есть Ничто. Сартр формулирует идею, общую для всего экзистенциализма. Он говорит, что «существование предшествует сущности».

 

 

Пути выхода

1. Ничего не делать, продолжать господствовать.

2. Уйти из среды, которую мы сделали непригодно (космос, море)

3. Приспособится через мутации, следовательнохомо сапиенс сменится другим видом.

Всё это плохо, сложно для реализации, поэтому возникает инвайроментальная проблематика в рамках социально-экологического знания.

 

 

28.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.

Проблема человека – это вся совокупность дискурсов о природе и сущности человека, его происхождении и положении в мире, о его возможностях и смысле его жизни. Существует множество концепций, в рамках которых рассматривается человек и все они по-своему правы.основные стратегии его интерпретации в философии:

1. Натурализаторской (природно-телесный аспект). Человек как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего особенного. Человек не более чем животное. Для классических версий (Мандевиль, Ламетри, Дидро и др.) свойственно понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенного и царственного начала. Начиная с Ф. Ницше, природный статус человека радикально переосмысляется. В рамках «философии жизни», «философской антропологии», фрейдизма человек – это несостоявшееся животное, «еще не определившееся животное», отнюдь не венец, но, напротив, тупик природного развития, присущи слабость и неполноценность.

2. Экзистенциально-персоналистской (индивидуально-психологический аспект). (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) Человек особое начало в мире, на него не действуют внешние законы, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Сартр «у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя». Человек уникален, так как сделан по образу и подобию Бога. Обладает свободой, человек предоставляет огромную ценность.

3. Рационалистической (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.

4. Социологизаторской (социокультурный аспект) К. Маркс: «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». При этом бесполезно говорить о раз и навсегда заданной природе человека. Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Практически лишенный возможности индивидуального «Я» и свободы, человек в структурализме и постструктурализме задан лишь как точка пересечения различных дискурсивных практик культуры и общества.

11. Классика (с 5 века до н.э. до 30-40 гг 19 века): Человекпонимается как носитель рациональности, как познающий субъект. Никакие другие стороны его бытия: пол, возраст, например, - не рассматриваются.

12. Постклассика (30-40 19 века до наших дней): Человек в современной философии представлен в первую очередь как активный социальный агент, погруженный в многообразные социальные отношения (тем самым в философской проблематике актуализирован переход «от мира – к социуму»). Появляется также принципиально новый ракурс рассмотрения человека, касающийся среди прочих физиологических основ его существования: телесности, сексуальности, здоровья физического и психического.

Тем самым каждый из оговоренных подходов акцентирует лишь один возможный срез человеческого бытия. Реальная истина о человеке, судя по всему, должна реконструироваться, исходя из необходимой дополнительности этих подходов, поскольку человек – это одновременно природное, социальное и индивидуально-творческое начало.

Социокультурные модусы.

Три аспекта:

1. Генетический. Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности. Модусы: Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Особую роль здесь играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Формирование наиболее глубинных ценностных установок во многом зависит от опыта детского восприятия родителей и их отношений.образование – это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Оно как бы «собирает» мир в фокусе отдельной личности, закладывая наиболее устойчивый каркас знаний и убеждений, лепит тот «образ» человека, который востребован социумом и культурой.

2. Функциональный. Описывает основные формы деятельности человека. Модусы: деятельность и коммуникация. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. Коммуникация выступает как более широкое понятие, обозначающее процесс обмена информацией. В структуре коммуникативного акта выделяют наличие двух как минимум субъектов взаимодействия, обсуждаемую ситуацию как своего рода тему или предмет коммуникации, ее цели, сообщения-тексты и средства их трансляции. Общение – это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. В феномене общения акцент делается не столько на информационных, сколько на экзистенциально-личностных аспектах. Собеседник здесь представляет интерес не в плане «средства» получения полезной информации, а как личность, способная понять и оценить твою жизненную позицию.Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Структура трудовой деятельности включает следующие компоненты: субъект и объект деятельности, ее цель, средства, предмет и продукт. Творчество – это вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей. В отличие от стандартизированных механизмов трудовой деятельности творческий акт всегда индивидуализирован и конкретен. В шедеврах творчества объективируются уникальный авторский опыт и мастерство, что позволяет говорить о творчестве как об основном механизме репрезентации «Я», его развития и совершенствования.

3. телеологический–описывает его исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования.


Версии решения проблем.

Была обоснована диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Соответствие устанавливается в ходе эксперимента, опыта.

Семантическая теория истины А. Тарского. Он предложил строгое разделения языка науки на объектный язык и метаязык. Причем, согласно Тарскому, употребление понятий «истинно» и «ложно» в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка.

1. Когерентная (лат. cohaerentia – связь, сцепление) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.). Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. Прагматическая (греч. pragma – дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен и др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.Конвенционалистская (лат. conventio – соглашение) концепция истины (А. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В рамках этой концепции истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.Феноменологическая. Истина – это знание, соответствующее показаниям органов чувств.

Специального исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику, отличающую ее от истин, полученных в формах обыденного познания. Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: а) соответствовать исследуемой предметной области; б) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.

 


Особенности науки

-"фрагментарна" (специализирована). Объектом научного познания является фрагмент действительности.

-результаты фиксируются в виде "закона"

-объективна.

-систематичность. Наука не является бессвязным набором частей

-эмпиричность (факты) научное познание выстраивается на основе эмпирических данных, ­через наблюдение, эксперимент и измерение и его результаты, выраженные в виде гипотезы закона или теории, всякий раз проходят стадию эмпирического подтверждения. Логическое обоснование и теоретическое.

-рациональна и самокритична, -незавершенность

-преемственность знаний

-особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований (моносемантичный приниматься профессиональным сообществом) (вербально-терминологические, иконические(графики), формальные и символические (формулы)).

Связь с философией:

Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.

«философия», что в переводе с древнегреческого означает (phileo – люблю, Sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия – форма общественного (надындивидуального) сознания наряду с такими как политика, идеология, право, искусство, мораль и также является одной из форм духовной культуры

Философия – особый тип мировоззрения

Философия – первый из способов постижения человеком себя и мира.

С возникновением философии

1 начался нескончаемый спор между философами о том, что представляет собой философия, какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Так, например, Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. Х. Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум.

Итак, философия многолика, и невозможно совместить разные её образы и понимания. Поэтому трудно не согласиться с мнением Б. Рассела относительно того, что единственный способ выяснить, что такое философия – это заняться философией.

1.Мировоззрение – обобщенная система взглядов на мир и место человека в нем. Включает в себя жизненные позиции людей, их взгляды, эмоциональное отношение к миру, принципы познания и деятельности, а также ценностные ориентиры. Состоит из:

1. Мироощущения – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения, которая включает в себя чувства и настроение.

2. Мировосприятия – сторона мировоззрения, которая включает наглядные чувственные образы и представления.

3. Миропонимания – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, которая включает в себя понятие – мысль, которая отражает объекты мира в обобщенной форме, с помощью фиксации их специфических признаков, и суждение – связь между понятиями, когда одному из них приписываются или отрицаются свойства другого.

Исторические типы философских мировозренийсоответствуют историческим эпохам:

Ф.античности 5-6 в д н э

Ф средних веков 5 -15 нашей эры

Ф эпохи возрождения 15- 1/3 17 в д н. э.

Философия нового времени 17 - сер 19 в н.э

Ф эпохи Просвещения 18 в н.э.

Ф современная с 30 -40 г 19 века – до наст момента

Первым историческим типом является мифология. Миф – (с древнегреческого) придание, сознание. В истории развития мифологии два периода:

1. Человек не выделяет себя из окружающего мира.

2. Появление понятий Я и не-Я.

Характерные черты:

1-Синкретизм (рассмотрение предмета в целостном виде, нераздельность реального и нереального, естественногоисверхъестественного);

2- Генетизм (генетика) — интерес. к проблемепроисхождения того или иного. Принимает различныеформы — Гонии. (антропогония, социогония, теогония);

3- Антропо- и социоморфизм. (морфизм=подобие) Сказка: св-ва людей на жив.

Ф-ции мифа: 1-Познавательная. (чел узнаёт как было раньше, из чуждого прив. к объясняемому); 2-Воспитательная (есть оценка, свой смысл, осн мысль); 3-Социальная (контролирующая,регулирующая, корректирующая

В религиозном мировоззрении мир удваивается на естественный и сверхъестественный. Исходя из этого, складываются отношения человека и мира, т. е. есть творец и есть твари.

Характерные черты:

1-Вера в сверестественное.

2-Отсутствие синкретизма (наоборот Расчленение на ест. И сверхест, земн и небесное, посюсторонний и потустор.)

3- Двойственность мира.

Если Бог присутств, то Он: всемогущ, антропоморфен, персонифицирован, носитель этических ценностей, Творец (Демиург)

Сакрализация — усил. Влияния со стор. Церкви. Секуляризация (ослабл):

-Деизм-Бог-творец, но др. его ценности нивелируются.

-Атттеизм-отсутств веры, отриц. Бога.

-Пантеизм-растворение Бога природе. Эв и античность.

Ф-ции: 1-Вспитательная. 2-социал-интегрирующ, коллективизирующая. 3-Компенсорная- психотерап.

Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и это свидетельство того, что возникновение и развитие религиозного мировоззрения связано с необходимостью удовлетворения духовных (психологических, морально-этических) потребностей человека.И мифология, и религия оказываются необходимым естественным предшествием философии, своеобразной предфилософией.

Философское мировоззр. ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления. о природе, обществе, ч-ке станов. предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философскоемировоззрение унаследовало от мифологического и религиозного совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отличается логической упорядоченностью системы знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы. В ф.м. входят также. обобщенные экономические, политические, правовые и ест.науч. представления., нравственные, эстетические принципы и идеалы.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщён­ная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

В структуре мировоззрения выделяются:

1.Основные уровни (в зависимости от характера формирования и способа функционирования мировоззрения):

-духовно-практический: «жизненная философия», уровень «здравого смысла», народной мудрости, навыков, традиций, обычаев, устойчивых предрассудков – все то, что дает полноту и цельность жизнеощущения.

-рационально-теоретический уровень. Его характерными чертами являются: сознательность, системность, логичность, обоснованность, доказательность, рефлексия (критический анализ);

2.Основные сферы духовного мира личности (мировоззрение – фундамент человеческого сознания):

-рациональная («разум»), т.е. модификация рационально-теоретического уровня. Показывает сходство, общность людей («сила мышления»);

-эмоционально-чувственная («сердце»), чем отличается один человек от другого, что составляет его уникальность и неповторимость;

-волевая («воля») т.е. сплав разума и чувств, механизм перевода идеальных состояний духовного мира в практические дела. Это самая деятельная сторона сознания;

3.основные элементы, компоненты мировоззрения:

-знания – представления о конкретно-научной и универсальной картине мира, накопленные наукой и историческим опытом людей;

-жизненные ценности, идеалы.

-верования, убеждения – это стержень мировоззрения, духовный стержень личности.


2. Предмет философии и структура философского знания

Специфика проблемного поля философии определяется её стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщённое знание о мире и месте в нём человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три мировоззренческие проблемы:

1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия др.

2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом (Аксиология (греч. ценность и учение, слово) - философское исследование природы ценностей.) статусе человека как особого типа бытия. В чём смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем – эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира.

Первые фил учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции в осн были ориентированы на космологи­ческую проблематику Поэто­му 1е фил концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурф.

Натурфилософы использовали методы созерцательного восприятия природы, исходя из её внутреннего единства и целостности. Уже в рамках древних философских школ и направлений натурфилософия трансформи­руется в онтологию (греч. ontos - сущее и logos - слово, учение) - учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

Позже формируется новая область компе­тенции ф и в её предмет входит теоретико-познавательная проблематика. Развитие этой проблематики связано со становлением логики (греч. logicos - построенный на рассуждении) и эпистемологии (греч. episteme - знание, logos - учение). Логика стала трактоваться как наука о законах правильного мышления, об универсальных фор­мах и средствах рационального познания. Эпистемология - раздел ф, изучающий проблемы знания и познания.

После ф обращается к исследованию природы и сущности человека. Зарождается антропология - учение о челе, в к-м вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая пробле­ма.

Одной из особенностей классической ф являлось то, что почти каждый стремился создать собственную ориги­нальную и целостную систему фил знания, пыталась синтезировать различные фил дисциплины в рамках инте­гральных концепций и систем знания.

В современнойф происходит отказ от такой амбициозной претензии фил разума эпохи классики, и основной акцент переносится на развитие отдельных фил дисциплин .

В постклассической ф происходит существенная трансформация традиционных представлений о предмете и функциях фил знания. Резко обозначается соц-критическая направленность мышления, относительно природы социального развития в условиях техногенной цивилизации. Большое вни­мание уделяется анализу языковой реальности в различных формах и версиях её объективации (аналитическая традиция, герменевтика (искусство толкования текстов), постструктурализм и др.). В экзистенциально-феноменологической стратегии философ­ствования центральной проблемой становится аналитика человеческого бытия как существования «человека-в- мире». постулируется неразрывная и изначальная связь человека и мира.

Такое понимание предмета фил позволяет предложить одну из возможных версий интерпретации её структу­ры, в рамках которой выделяются следующие её разделы или философские дисциплины:

теоретическая филосо­фия, включающая в свой состав логику, онтологию, аксиологию, гносеологию и эпистемологию,

философия науки;

практическая философия, представленная социальной философией, философией культуры, философией права, философской антропологией, философией техники и др.

Естественно, данная структура фил знания не может рассматриваться как нормативная и единственно возмож­ная.

Спор между мыслителями о том, что такое философия, что представляет собой ее предмет. Он ведется с момента возникновения философии. Специфика, уникальность философии в отличие от всех наук и видов деятельности состоит в том, что ее мучает и ею движет именно этот вопрос: что она есть? И обусловлен этот вопрос не комплексом неполноценности, а самим существом философии – критическим диалогом, рефлексией над собой и миром

 

3.Специфика и методы философского мышления.

Метод (от греч. Methodos путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.Учение о методах начало складываться в эпоху Нового времени, большую роль здесь сыграли философские работы Р. Декарта и Ф. Бэкона

Первую группу составляют всеобщие методы познания. Обычно выделяют два основных метода философствования, которые существенно отличаются друг от друга: диалектический и метафизический.

Диалектический метод формируется и обосновывается как специфический философский способ исследования проблем мировоззренческого уровня, то есть предполагающих постижение сущего в его основных проявлениях: мир, человек, «человек-в-мире». Этот метод характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия. «Диалектика» - умение вести спор, диалог, беседу. Философское учение о развитии. Истоки в античности в учении Гераклита. Характеристика мира – изменчивость «Все течет. Все меняется»

Диалектика строится на

-принцип всеобщей универсальной связи (рассматривать взаимосвязанность разных моментов бытия)

-принцип развития (представлять мир, находящимся в развитии)

в) строить противоречивые суждения по принципу "и то, и это" (ибо противоречивость заложена в основу диалектического метода познания).

3 закона:

-единства и борьбы противоположностей,

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

-взаим. Перехода качества в количество (механизм развития)

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

-отрицания отрицания (направленность развития, путь, траектория)

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления

Диалектика Гегеля:

Идеалистическая

Абсолютная идея способная к развитию и

создает все сущее в мире

Развитие=прогресс(прогрессистский хар-р)

Диалектика Маркса:

Материалистическая

Распространил диалектику

из сферы духа в сферу

материалистич. явлений

прогрессистская

 

Негативная диалектика: рассмотрение регресса, а не только прогресса.

Метафизика– метод, противоположный диалектике. Отвергает её принципы, объекты неизменны, признаются только локальные связи. Не являлась фил. Методом, проникла из науки. Под метафизикой современные авторы понимают всю классическую философию.

 

 


4.Философия и основные формообразования культуры.

Для того чтобы более предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим в качестве таких формообразований науку, искусство и религию.

Это 2 интеллектуальных феномена, появившихся в середине 1 тыс. до н.э. и вместе существующих до наших дней.

Наука: это область культуры, представляет собой специфический вид познавательной по достижению знаний, это способ познания мира, это социальный институт (такое определение только с 17 века, а остальный с сер. 1 тыс до н. э. по сей день!), совокупность объективно-истинных знаний о мире.

Особенности науки

-"фрагментарна" (специализирована). Объектом научного познания является фрагмент действительности.

-результаты фиксируются в виде "закона"

-объективна.

-систематичность. Наука не является бессвязным набором частей

-эмпиричность (факты) научное познание выстраивается на основе эмпирических данных, ­через наблюдение, эксперимент и измерение и его результаты, выраженные в виде гипотезы закона или теории, всякий раз проходят стадию эмпирического подтверждения. Логическое обоснование и теоретическое.

-рациональна и самокритична, -незавершенность

-преемственность знаний

-особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований (моносемантичный приниматься профессиональным сообществом) (вербально-терминологические, иконические(графики), формальные и символические (формулы)).

Связь с философией:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.031 с.)