Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. В такие переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Особая роль в этой духовной работе принадлежит философии. философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. Предпосылки для формирования новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. В качестве таких функций как правило выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры. Фундаментальные проблемы: природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение, вопросы: социально-экологической проблематике, к вопросам нравственности, к свободе и ответственности человека, проблемы морального выбора и самоопределения человека в сложном и меняющемся мире. Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира. Регулятивно-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры. Логическая функция философии состоит в разработке категориально-понятийного аппарата научного мышления. Рассматриваются здесь такие темы как: проблема объективности научного знания, научных революций; основные направления эволюции языка науки. Социально-критическая функция философии состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, проявляется в обосновании системы социальных целей и ценностей, идеалов переустройства общества, исходя из различных идеологических представлений и социально-классовых интересов. Она становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных н аправлениях. Во - первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во - вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм. Социально-критическая функция философии тесно связана с ее прогностическим потенциалом. В философии разрабатываются категориальные модели возможных человеческих миров, в ее теоретическом поле проигрываются различные модели будущего, выстраивается многообразие потенциальных векторов развития, многие современные философы заявляют о конце эпохи философии и кризисе традиций академического философствования. Тотальная критика разума и принципов интеллектуализма породила экзотические проекты трансформации философии в формы художественно-литературной критики и различных типов «гибридных дискурсов».
42.Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Общество представляет собой сложный объект изучения, оно изучается многими дисциплинами (политология, история, культурология, идеология). Проблемы, связанные с обществом рассматривались ещё с античности, однако как самостоятельный раздел философского знания оформился только к 20-40 годам 19-го века. Социальная философии я рассматривает наиболее общие основания, условия, закономерности развития общества. По отношению к другим социальным гуманитарным дисциплинам соц философия является их метатеоретическим основанием. Общество рассматривается естественными науками и гуманитарными. Естественно-научное знание (ЕНЗ): общество рассматривается как объект, эволюционирующий, подчиняющийся определенным законам (их и должна изучить наука),поэтому ЕН – «объясняющие» науки, устанавливающие причины явлений. Социально-гуманитарные знания рассматривают общество как субъект со всей его многогранностью, контекстуальностью, учитывает ситуацию и историю. Эти науки названы «понимающими», так как понимание это раскрытие смысла. В изучении общества первый путь, представляющий собой путь познания общественных событий, явлений выступает прерогативой социально-гуманитарных наук. Второй путь заключается в познании общественного бытия как такового и составляет предмет социальной метафизики, ориентированной на раскрытие глубинных закономерностей и ценностных параметров общественной жизни. Следовательно, социальная философия обращается к метафизическому осмыслению общества как к средству более глубокого и конкретного понимания общественной жизни. Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общности групп, индивидов. (Социальный институт – способ организации общественных отношений).-выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития-система взаимодействия (интеракции)между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей, реализация своих интересов на основе существующих общих ценностей культуры. -система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума; Для того, чтобы понять, что такое общество, было введено понятие «социальная реальность» (это понятие служит наименьшей «клеточкой», в которой отражается сущность общественной жизни). «Социальная реальность» является категорией социальной гносеологии (изучает специфику изучения общества философскими науками, взаимосвязь философии и социально-гуманитарного познания). три основные модели понимания общества как социальной реальности 1. Общество как объективно-материальная реальность. (определение субстанции социума – его первоосновы, экономический фактор рассматривается не только как определяющий, а, по сути, единственный.) 2. Общество как духовная реальность сущность в духовных феноменах 3. Общество как объективно-субъективная реальность. признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы.
43.Основные философско-теоретические модели общества. В понимании общества могут быть выделены три направления: 1. классический 2. неклассический 3. синтетический В рамках классического подхода выделяют три основные версии: 1. Натуралистический подход в социальной философии формируется в XVIII в. под влиянием успехов естествознания. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, Т. Парсонс, Э. Уилсон, Л. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества. Характерной чертой натурализма является редукционизм. Кризис натуралистической исследовательской программы на рубеже XIX-XX в.в. связан с развитием гуманитарных и общественных дисциплин, выделением общества и культуры в качестве самостоятельных фундаментальных областей исследования. 2. Культуроценристский подход (повлиял немецкий идеализм), опирающийся на творчество И. Канта, Г. Гегеля, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, И. Хейзинги и др., рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. 3. Психологический подход, представленный работами Л..Уорда, Г. Тарда, В. Парето, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматривает общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества. Факторы классического подхода: - рассмотрение общества с какой-то одной стороны, из конкретного принципа - стремление найти субстанцию, с которой начинается общественная жизнь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.007 с.) |