Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные и философские модели антропогенеза.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема антропогенеза (греч. anatropous – человек и genesis – происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Выделяют 4 основные концепции: 1. Религиозная. Креационистская модель. Креационизм (лат. сreatio – творение, создание) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Человек уникален, отличен от природы. 2. Научная. Эволюционная теория Дарвина – естественное происхождение человека. Наука акцентирует внимание на конкретных механизмах биологической эволюции, а философия реконструирует факторы, благодаря которым человек стал человеком, отвечая на вопрос не столько «как», сколько «почему». Возникновение первых гоминидных существ относится к периоду 5–8 млн лет назад. Биологически они уже отличались от остального животного мира рядом признаков, получивших в естествознании название гоминидной триады: прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. На сегодняшний день основными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая. -Трудовая теория. Энгельс.именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков.3 основных составляющих: труд, речь, табу. -Игровая модель. Объясняет возникновение культуры, религии, искусства. Игра -форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно – существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать.Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю. (Хейзинг) -Психоаналитическая модель. Возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Толчок – эдипова драма, связанная с восстанием сыновей против отца. (3.Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер) -Семиотическая модель, рассматривающая культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык выступает универсальным посредником между человеком и миром, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают, т. е. наделяют значением, и замещают реальные объекты и процессы. Человек при этом воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком. 3. Уфологическая. Жизнь зарождена в космосе.
Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Аксиологические параметры бытия человека осмысливались прежде всего в философии экзистенциализма, психоаналитической философии, персонализме. В современной философии акцентируются проблемы человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы». Это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д. Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека. Модусы (модус - свойствопредмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится.М противопоставляется атрибуту- неотъемлемому свойству предмета, без которого он не может ни существовать) бытия тела. Жизнедеятельность человеческого тела, его возможные проявления описываются современной философией через понятие телесности. Она понимается как что-то первичное в человеке, все его ощущения, всё его восприятие происходит именно благодаря телесности. Проявления телесности наиболее яркие в состоянии аффекта: агрессия, страх, смех, стыд, плач, эрос и т.д. Страх – как предчуствие опасности, агрессия и смех помогают преодолевать страх. Агрессия – «жажда разрушения», смех – реакция на комическую ситуацию, плач – альтернатива смеха (смех тела). Эрос – стремление к удовольствию и наслаждению. Экзистенциальные характеристики личности предполагают акцент на его индивидуальных, личностных качествах. Это феномены смысла жизни, свободы, смерти. Смысл жизни. Натурализаторский подход: человек должен ценить жизнь как таковую, нет места страданию (гедонизм и эвдемонизм), качество жизни определяется наличием счастья и наслаждения. Религиозный подход: цель существования человека соотнесена с потусторонним (трансцендентным) бытием, где вся земная история лишь подготовка. Рационалистический подход: счастье в познании и разуме (религиозный контекст, рай тебе будет, если всё будешь понимать и знать). Ригоризм: принцип должествования. Экзистенциализм: счастье в моменте «здесь и сейчас», уникальность каждой секунды. Смерть. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл.можно преуспеть больше или меньше, жить ради себя или ради других, в конечном итоге смерть уравнивает всех, не проводя различий межу гением или злодеем, богатым или бедным. Если смерть – это естественное завершение всякой жизни, то, возможно, именно она и составляет наиболее глубинный смысл существования, делая абсурдными любые человеческие претензии противопоставить ей что-то более высокое и абсолютное. Человек – это единственное существо, «знающее о смерти». Эпикур заявил, что нечего бояться того, чего нет, поскольку пока есть мы, то смерти нет, а когда есть она, то нет уже нас. Одновременно для всей классической культуры смерть выступает как переход к какому-то иному состоянию жизни. Постклассика: смерть считается как вообще окончательный уход, поэтому отчаянная попытка жить одним днём. Свобода. Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Фаталистические установки древних цивилизаций, в христианском вероучении - свобода воли как способности самостоятельного выбора между добром и злом, Рационализм новоевропейской философии - Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обусловливают свободный выбор суждения. Отказ от приоритетов разума и «антропологический поворот» в неклассической философии - свобода в культуре модерна. Свобода здесь – это то, что реализуется в человеке не благодаря, а вопреки общему закону и необходимости. Свобода – это творчество. Плюсы: Человек преобразовывает окружающую среду под себя, делает то, что ему удобно и нужно, реализует себя как хочет, а не просто вписывается в среду. Минусы: ответственность, возможно это просто иллюзия, так как мы многое не выбираем, потому что случай и обстоятельства решают больше чем мы. Смерти не важно, она придёт внезапно, свободы нет. Социокультурные модусы. Три аспекта: 1. Генетический. Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности. Модусы: Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Особую роль здесь играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Формирование наиболее глубинных ценностных установок во многом зависит от опыта детского восприятия родителей и их отношений. образовани е – это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Оно как бы «собирает» мир в фокусе отдельной личности, закладывая наиболее устойчивый каркас знаний и убеждений, лепит тот «образ» человека, который востребован социумом и культурой. 2. Функциональный. Описывает основные формы деятельности человека. Модусы: деятельность и коммуникация. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. Коммуникация выступает как более широкое понятие, обозначающее процесс обмена информацией. В структуре коммуникативного акта выделяют наличие двух как минимум субъектов взаимодействия, обсуждаемую ситуацию как своего рода тему или предмет коммуникации, ее цели, сообщения-тексты и средства их трансляции. Общение – это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. В феномене общения акцент делается не столько на информационных, сколько на экзистенциально-личностных аспектах. Собеседник здесь представляет интерес не в плане «средства» получения полезной информации, а как личность, способная понять и оценить твою жизненную позицию.Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Структура трудовой деятельности включает следующие компоненты: субъект и объект деятельности, ее цель, средства, предмет и продукт. Творчество – это вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей. В отличие от стандартизированных механизмов трудовой деятельности творческий акт всегда индивидуализирован и конкретен. В шедеврах творчества объективируются уникальный авторский опыт и мастерство, что позволяет говорить о творчестве как об основном механизме репрезентации «Я», его развития и совершенствования. 3. телеологический –описывает его исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.01 с.) |