Предмет, структура и становление философии истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, структура и становление философии истории



В философии историческая динамика общества является предметом философии истории, изучающей природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осуществляющей рефлексию над самим историческим познанием и осмысливающей статус исторического знания, его репрезентативность и достоверность.

мировоззрение древнего Востока было принципиально неисторическим и в нем утвердился императив «колеса истории», в античном мире – в учениях неоплатоников и гностиков - был сделан первый шаг к философской проблематизации исторического бытия. Тем не менее,у греков история оказывается погруженной в вечность, в которой отсутствует «связь времен», а определяющей формой динамики событий становится их круговорот.

следующий шаг, предпринятый мыслителями средневекового Запада. В созданной Аврелием Августином, Фомой Аквинским, Иоахимом Флорским и др мыслителями этого периода теологии истории присутствуют не только собственно богословские, но и религиозно-философские идеи, главной из которых стала христианская «идея истории, христианство породило современный тип исторического сознания и заложило основания классической философии истории.

Эпоха Возрождения и начало Нового времени квалифицируется как «век философско-исторического мировоззрения». Именно в это время М.А. Вольтером вводится термин «философия истории» и возникает классическая философия истории. Философы Просвещения (М.А. Вольтер, Д. Дидро, Ж.А. Кондорсе, А.Р. Тюрго и др.), представители «критической философии истории» (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер), а затем Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. Гегель предложили свои варианты философского осмысления исторического процесса, носившие, во многом умозрительный и метафизический характер.

Последнее обстоятельство предопределило упадок классической философии истории, не выдержавшей конкуренции с возникшей в 30-40 гг. XIX века позитивистски ориентированной социологией и несколько позже оформившейся школой научной историографии, методология которой также была выдержана в духе эмпиризма. Однако в конце XIX- ХХ вв. интерес к философскому осмыслению истории вновь пробуждается и возникает неклассическая философия истории – вначале предметом изучения становится специфика исторического познания (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). После серьезных потрясений общественного сознания, вызванных первой мировой войной, установлением тоталитарных политических режимов, «омассовлением» человека, снова актуальными становятся проблемы исторического бытия общества.

В итоге современная философия истории включает в себя две предметные области, подразделяясь на субстанциальную (онтологическую) и рефлексивную (эпистемологическую) философию истории.

Проблемное поле субстанциальной философии истории предполагает осмысление таких вопросов, как

- становление общества и специфика законов его развития;

- источник и факторы исторического процесса;

- направленность и периодизация исторической динамики;

- субъект и движущие силы общественного развития;

- соотношение объективного и субъективного в истории;

- единство и многообразие исторического процесса;

- смысл истории и другие.

Проблемное поле рефлексивной философии истории, в свою очередь, включает следующие проблемы:

- природа и специфика исторического познания;

- объективность исторического знания;

- статус понимания и объяснения в историческом исследовании;

- особенности исторического описания;

- соотношение рационального и иррационального в историческом познании;

- социально-культурная детерминация исследовательской деятельности историка;

позиции исторического объективизма и исторического субъективизма. философия истории, как и философия в целом, имеет плюралистический характер. Последнее как раз и определяется существованием различных интерпретаций исторического развития общества как системы.

Исследование природы общественной жизни затрагивает проблему социогенеза – возникновения общества. Выделяют несколько подходов к интерпретации этого процесса.

Креационистский подход (лат.сreacio – творение) формировался в русле религиозного понимания общества.

Натуралистический подход утверждал естественный характер возникновения общества, причем качественные различия между закономерностями общества и природы представители этого подхода (Платон, Аристотель, Ш. Монтескье, И. Мечников, Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.), как привило, не рассматривали.

Эволюционистский подход трактовал возникновение общества как результат выделения общества из природы в процессе длительной исторической эволюции. Наиболее важными вехами социогенеза явились: трудовая деятельность, возникновение мышления, речи, многообразных форм социальности, культуры вместе с возникшими в результате неолитической революции моногамной семьей, институтом частной собственности, государством, сложными формами духовности.

Эволюционная трактовка происхождения общества стимулировала формирование в ХХ веке игровой (Й. Хейзинга), культурно-символической (Э. Кассирер, Л. Мэмфорд, психоаналитической (З. Фрейд и др.) концепций социогенеза, которые рассматривали культурное творчество человека как ведущий фактор этого процесса.

В классической философии развитие общества мыслилось как процесс всемирного масштаба, которому присуще единство на основе действия универсальных законов, идея социального прогресса. В неклассической философии интерес к многообразию культур, к особенностям времени и пространства.


46.. Общество как развивающаяся система: эволюция и революция в общественной динамике, факторы социально-исторического развития.

Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общности групп, индивидов. (Социальный институт – способ организации общественных отношений).

Мир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует постоянная борьба, т. е. противоречие (– это одно из основных положений диалектики как концепции универсального развития). Поэтому можно сделать естественный вывод о том, что источником общественного развития выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов. Существует два пути изменений в обществе: эволюция и революция, - которые противопоставлены друг другу.

Революция – предполагает радикальные изменения, переход на новое качество всех составляющих системы.

Эволюция – это постепенное изменение общества. Переход преобразований из одной сферы в другую, часто занимаемый длительное время, однако изменения происходят полностью по всей системе. (предпочтительна эволюция).

Типы революций:

1. Социально-цивилизационная (изменение численности, возможно полное исчезновение или смена цивилизации, часто под действием экологического кризиса).

А) мезолитическая (40 тыс лет назад)

Б)неолитическая (8-10 тыс лет до н.э.)

В) ноосферная (нельзя её допускать, иначе необратимые последствия)

2. Социально-историческая

3. Социально-политическая

4. Революция в отдельных областях (промышленная, научная, культурная).

Среди множества факторов, влияние которых сказывается на особенностях исторического развития общества в целом и отдельных социально-культурных сообществах, рассмотрим несколько основных и охарактеризуем их.

Геоклиматический фактор. Влияние на характер и темпы развития не только человечества, но прежде всего региональных сообществ (локальных цивилизаций, социально-культурных регионов, отдельных народов и этнических групп) размера занимаемой ими территории, географического расположения, климата, рельефа местности, удаленности или близости к коммуникативным (торговым, транспортным, культурным) путям и т.п.

Демографический фактор. Составляющие этого фактора – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам (известно, что население планеты, прежде всего развитых стран, стареет, что создает проблемы с воспроизводством его работоспособной части), соотношение численности городских и сельских жителей и т. д.

Технико-технологический фактор. А) воздействии техники на содержание и темпы социодинамики. Б) Влияние технологий на образ жизни человечества и его деятельность. В первую очередь имеются в виду трудовые технологии. В) Формирование особого стиля мышления. Разум нивелирует аксиологические смыслы человеческого бытия, остается рационально просчитанная цель, которая, в свою очередь, редуцируется к решению прагматических задач.

Среди других факторов обычно называют производственно-экономический, политический, национально-психологический, культурно-исторический, в котором иногда специально выделяют моральный, религиозный и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.186.148 (0.008 с.)