Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. они, опираются на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии. 2. В классических версиях и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания 3. познание строится под влиянием разума, используется язык понятий. Преемственность мысли сближает философию с наукой, и недаром основы науки заложены тоже в Древней Греции. некоторые из отличий: 1. В исследуемой реальности наука всегда вычленяет ее предметный аспект, абстрагируясь при этом от личностно-субъективных мнений и оценок этой реальности. Философия же в принципе не может абстрагироваться от этого человеческого или субъективного контекста познания, поскольку действительность в ней всегда дана посредством сознания и через него. 2. Наука, описывая и объясняя объективно-предметные структуры реальности, отражает и воспроизводит мир таким, каким он существует в своей онтологической данности. А философия – это ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей и социально-нравственных идеалов. 3. Еще Кант утверждал, что научное знание возможно только в пределах опыта, т. е. любые самые смелые и «сумасшедшие» научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом. Философия же покидает пределы опытного знания и претендует на то, чтобы формировать представления о том, что в опыте не дано. в философии ХХ в. понятие опыта существенно расширяется по объему. В него включается обыденный опыт, опыт сознания, опыт неспециализированных форм деятельности, опыт культуры. Философские построения могут основываться на научных данных, но могут опираться на религиозные основания. Между наукой и религией мало общего. Связующим звеном между наукой и религией является философия. Философские взгляды нельзя рассматривать в виде теории, подобно научной. Наука быстро прогрессирует, в то время как философские труды, посвященные вечным проблемам, рассчитывают остаться на века. Научные революции à изменения в философии или à к кризису ф. идей. Философия более широко смотрит на проблему, но менее точно, чем наука. Многие открытия в науке были когда-то предсказаны философами (атомы). Философия и искусство- во многом они едины и взаимоопосредованы. 1. Как в философии, так и в искусстве одним из главных пред- метов изучения является человек, универсум его духовного мира и образ но-эмоциональной сферы сознания 2. Поскольку одной из важнейших интенций философского познания является раскрытие не только сферы значений тех или иных явлений культуры, но и их личностных смыслов, то философия в этой своей презумпции сродни искусству. Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, А. Камю и многие другие вошли в историю культуры и как великие писатели, и как глубокие оригинальные философы. Если в искусстве доминирует художественное мышление, оперирующее чувственно-эмоциональными образами, то в философии конструируется и используется язык категориальных абстракций или идеализации особого рода, в совокупности которых опосредованно отражаются фундаментальные основоположения культуры. Именно с этой особенностью языка по праву связывают перспективы сохранения философии в современной культуре как формы конструктивно-созидающего мышления и позитивного духовного опыта. Таким образом, философия - это сложный и изменчивый феномен культуры, который нельзя идентифицировать ни с одной ее формой. Она может сближаться с наукой, искусством, религией, иногда даже принимая их облик и внешнюю определенность. Тем не менее философию нельзя отождествить ни с одной из этих форм культуры или их синкретичной совокупностью. Она представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной интенцией является осмысление и рационализация различных образов мира и человека, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры. Благодаря этой интенции философия формирует целостное представление об универсуме.
5.Образы философии и стили философствования В категориях и понятиях философии осуществляется синтез конкретно-исторических формообразований культуры, в которых зафиксирован опыт основных типов деятельности и коммуникации, присущих определенному социуму. Философия приобретает статус особого типа знания и рефлексии над предельными основаниями бытия. наиболее типичные и распространенные образы философствования 1) системно-концептуальный {Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза); 2) спекулятивно-диалектический (Г. Гегель, Ф. Шеллинг,В. Соловьев); 3) дискуссивно-аналитический (Б. Рассел, Л. Витгенштейн,Р. Карпап); 4) мистико-диалектический (Прокл, Плотип, М. Экхарт); 5) риторико-эссеистскиЙ (Б. Паскаль, М. Моптепь, Ф. Ницше); 6) императивно-этический (Конфуций, Сенека).(для тех, кто профессионально занимается философией) Представления о философии, которые сложились в массовом сознании того или иного общества, условно можно обозначить как ее образы. Наиболее типичные образы философии: 1. Философия как любомудрие. Этот образ сложился еще в ан- тичности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения. 2. Философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности. 3. Философия как вид «языковой игры*. В этом образе филосо- фия воспринимается непрофессиональным сознанием как практически бесполезное и далекое от реальных жизненных проблем интеллектуальное занятие, направленное на продуцирование текстов абстрактно-ээетерического содержания, в которых нет внятных и конструктивных ответов на насущные вопросы жизни человека и общества. 4. Философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления. В этих социальных условиях ценностно-идеологическая функция философии становится домини-рующей и вытесняет другие ее функции, формируется представление о философии как форме апологетики и идеологического оправдания существующего общественно-политического строя. о. Философия как наука. Философия трактуется не только как одна из множества паук, но и как особая наука, обоснованно претендующая на духовное и интеллектуальное лидерство в современной культуре.
6.Философия и миф.Становление философии в культуре древних цивилизаций. Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мифология Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах. Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д. В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования. Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил. Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями. Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки. В недрах мифологии сформировалась религия. Восток: направлена на непосредственных ср-в сущ-ния Запад: основывалась на таком разделении труда и создании такого товарного произ-ва которая достигает своего соверш-ва произ-т переворот впрежнем общ-ве Т.о.1-система стремится укоренить сущ-ий порядок 2-так его развить чтобы уничтожить и заменить более соверш-ой системой.1система связана с азиатским способом произ-ва, патриархальным, склонным к консерватизму традиционализму 2-(поМарксу)наз-ся цивилиз-ей Для цив-ии хар-но возник метал денег частной собствен-ти на землю и наличие рабс труда как основной формы произ-ва. Т.о.в этих 2-х разных системах склад-сь и свои формы мировоз-я, ф-фии. Эти сис-мы взглядов соотв сис-ме обществ-ого устройства, сис-ме социаль порядка и сис соц ценностей. Это дает основание выделить предфил-ю Вост-а и Зап-а как 2 || линии. Зап ф-я берет свое ночало в Др Гр в 7-6в до н.э. в Гр происходят глубокие соц изменения связанные с развит-м рабовлад-я.Могущ-во ч его производит силы настолько усиливаются что он может выжить вне родовых связей Как следствие рушится традиц-ая родовая структура Новый класс рабовлад торгов-цев ремеслин землепашцев захватывает полит власть Естественная сила чел рушит могущ-во рода и антич Гр осознав могущ-во чел возвестила об этом своей ф-ей новой формой миров-я. Полисная сис-ма организ-ии полит и соц жизни Важнейшая отлич черта полиса – публичность: важнейш формы действий ставятся под контроль всех граждан. Понимание ф-ми полиса сходно с пониманием природы, космоса Исходной и универсальной идеей ф-ии явл поиск единого первоначала Общекосмич первонач отыскивается в самой природе, ф-я возникает как натурфилософия. (Милетс школа 7в) Ос черты социокуль ДВ:1)неисторич-ть Вос-ка (вялотек-яя жизнь, нет резких соц-х измен-й на протяж длит врем) 2)Азиат способ произ-ва (фор-мапосел-я: замкнут сельс община,земля вода принадлеж гос-ву,отсут рыноч и товароден отнош, абсолют власть импер-ра)3)невыделенность индевида из коллек-ва4)клановый образ жизни 5) отсут классов противор-й. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралис-тическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для дИн-кой школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман" В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упомин-ся два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополня-ющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци-нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время сущ-я 6 классич школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенст-я, удаления от мира и достиж-я путем особых дух медитаций и физ упражнений состояния нирваны. В 1-х вв н э буддийская рел-я терпит поражение.
7.Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии. Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии. В VI -- V вв. до нашей эры в Индии наряду с философскими школами, не отвергавшими авторитет Вед (сакрального мифологизированного знания, заключавшего в себе племенные верования и обычаи, а также ритуальную практику архаического общества) появился ряд школ, критически относившихся к Ведам. На базе этих ортодоксальных и неортодоксальных течений позднее оформились и развились основные философские системы Индии, к числу которых, в частности, относятся веданта, ньяя-вайшешика, санкхья, йога, буддизм и др. Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории “сансара”, “карма”, “нирвана”. “ Сансара ” означает круговорот перерождений личности и души, который приносит душе страдание. “ Карма ” указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером его перевоплощений: это закон этической причинности, движущая сила сансары. Понятие " нирвана " фиксирует цель усилий личности по преодолению кармы, сансары, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего. Создателем оригинальной философской концепции буддизма и основателем одной из мировых религий явился Сиддхартха Гаутама (Будда), живший на рубеже VI - V вв. до н. э. Центральным догматом этики буддизма стало учение о страдании, а главной целью учения - указание человеку восьмеричного пути самосовершенствования, ведущего его к освобождению от мирского страдания и обретению конечного успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием. Особенности Индийской философии: 1. Индийская философия принципиально не персонифицирована (нет ни одного имени). Отказ от приоритета, от своего личного вклада - анонимность. 2. Философия проявлена, но она не отделена от религиозной практики. Она синкретична (связана с искусством, этикой). 3. Философия направлена внутрь человека. Это философия духовного перерождения.
8.Специфика и основные проблемы философии древнего Китая. Наиболее влиятельными философскими школами древнего Китая являлись даосизм и конфуцианство. Религиозно-мистическое учение даосизма было основано Лао-цзы в VI -V в.в. до н. э. К числу основных категорий даосизма относятся философские понятия “Дао”, “инь-ян”, “ци”,“цзы”. Категория "Дао" многозначна: Дао - сверхчувственная реальность, основа органической целостности Космоса и космический закон гармонии; Дао - индивидуальная мера человеческого поведения, необходимого для гармонии Поднебесной. Пара категорий " инь - ян " обозначает противоположные, циклически доминирующие во взаимодействии силы, начала Вселенной, которые составляют два предела, ограничивающих круги перемен мира. " Ци " обозначает универсальный субстрат мира, который поддерживает равновесие сил инь-ян. Категория " цзы " означает одновременно и знание о мире, которое дает возможность правильно действовать в нем, и мудреца-учителя, который использует это знание для упорядочивания основной структуры Космоса: "Небо-Человек-Земля". Из учения о бытии вытекал этический идеал даосов, ярко выраженный в содержании принципа "у-вэй" - принципа "недеяния”, призывающего к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности. Следование этому принципу, по мнению даосов, позволяет человеку органично включиться в естественный ритм жизни Космоса - Дао. Конфуцианство (по имени основоположника - Кон-фу или Конфуция) возникло на рубеже VI -V в.в. до н. э. Идеал конфуцианства - сильное государство и процветающее общество. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Поддержание образцового порядка в стране (Поднебесной) в свою очередь являлось, с точки зрения конфуцианства, важнейшим условием сохранения космической гармонии. Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы. Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена “небесной воле”, которую выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи. Неоконфуцианство - идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (10-13 века). Значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость социальных порядков. Занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 века. Адаптировав идеи таких философских учений Древнего Китая, как даосизм, легизм, моизм, конфуцианство впоследствии заложило основы мировоззрения средневекового китайского общества, во многом способствовало формированию уникального облика китайской цивилизации. 9.Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Специфика древнегреческого философского мышления. Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII -- VI вв. до н. э. Социальными предпосылками, обусловившими специфику философии Древней Греции, были: высокая степень социального динамизма по сравнению с традиционными обществами Востока; демократическая форма государственного правления и торгово-ремесленные отношения, которые способствовали переходу древнегреческого общества к товарно-денежным экономическим отношениям. В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока в философии Древней Греции происходил процесс демифологизации. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности. Отличительными чертами философской мысли Древней Греции являлись прежде всего онтологизм и космологизм. Онтологизм (греч. ontos-- сущее, loqos -- учение) состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, а также (в противоположность мифологической традиции) в формировании системы категорий как логических средств познания бытия: "субстанция", "единое-многое", "бытие-небытие" и др. Космологизм (kosmos -- организованный мир, loqos -- учение), выражавший устойчивую тенденцию к демифологизации мира, состоял в создании ряда альтернативных моделей Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого. На ранних этапах развития античной философии преобладал интерес к происхождению Космоса, его генезису. Для классического периода характерна разработка моделей космического процесса, в которых акцентированы проблемы его сущности и устройства. В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три основных этапа -- натурфилософский (досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический. Для досократической философии (VII-- 1-я пол. IV вв. до н.э.), представленной философами милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), школойПифагора, элеатами (Парменид, Зенон), атомистами (Левкипп, Демокрит), был свойственен преобладающий интерес к разработке натурфилософских космологических моделей, к проблеме единства и множественности мира, поиску единой основы мироздания (архэ). В VI -- V вв. до н. э. Парменидом была заложена новая стратегия философского мышления, предполагающая исследование скрытой от человека сущности вещей средствами самодостаточного “чистого” мышления. В этот же период в творчестве Гераклита Эфесского -- основателя первой исторической формы диалектики -- впервые была обозначена тема становления бытия. Вершиной и завершением натурфилософского периода явилась атомистическая концепция Демокрита, положившего начало материалистической линии в классической европейской философии. В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии совершается поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике; центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход был связан с деятельностью софистов (Протагор), и Сократа, положившего начало моральной философии С Сократа -- величайшего рационалиста древности -- начинается оформление философии как рефлексивной теоретической дисциплины, основным предметом рассмотрения которой выступает система субъект-объектных отношений. В творчестве Сократа традиционная для натурфилософии онтологическая тематика дополняется гносеологической. В рамках сократической философии в V -- IV вв. до н. э. в трудах Платона и Аристотеля создаются классические образцы философских концепций, на многие столетия определившие основные проблемные поля и особенности стиля мышления европейской философии. Платоном, в частности, было положено начало идеалистической традиции в европейской классике. Неоплатонизм, восходящий к философии Платона, явился одним из истоков христианского вероучения. Аристотель -- великий философ-энциклопедист древности, систематизировавший весь комплекс античного научно-философского знания, явился основоположником формальной логики, теории аргументации. Стоицизм, кинизм, эпикуреизм -- философские школы эллинистического периода (IV в. до н. э. -- начало I в.) -- возникли в период кризиса античной демократии и полисных ценностей. Преобладание морально-этической проблематики в творчестве киников, Эпикура, римских стоиков Сенеки и Марка Аврелия свидетельствует о поиске новых целей и регулятивов жизни человека в этот исторический период. Завершающий этап в истории античной философии проходит под влиянием неоплатонизма (Плотин, Прокл), ставшего переходным звеном на пути к средневековой философии. Неоплатонизм вывел философские искания за пределы греческого рационализма и послужил основой теоцентризма средневековой философии. Таким образом, в рамках античной философии были заложены основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии и психологии, философии истории и эстетики, моральной и политической философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.011 с.) |