Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Резонансы, которые свойственны данному голосу, появляется красивый тон.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Голос, правильно образованный в глубине горла, имеет тембристый, блестящий характер, и именно тогда он кажется головным или, как говорят, в «маске». Если голос правильно сформирован, так, как я сказал выше, он имеет и грудной, и головной резонанс. Когда я просыпаюсь, голос еще продолжает спать, и при попытке петь он имеет совсем необычный тембр и не отвечает мне. Он какой-то смешной. И только позднее, по мере того как просыпаются мышцы, и голос начинает пробуждаться, резонировать. Только когда проснутся все мышцы тела, груди, лица и т.п., голос становится обычным, каким я его знаю в пении на сцене. Для образования хорошо резонирующего звука нужна работа всех мышц, участвующих в голосообразовании, необходима Работа всего организма певца. — В Вашем ответе на вопрос о резонаторах проскользнула мысль, что основой резонирующего певческого звука является горло — голосовые связки, то есть их работа. А Вы сами, когда поете, ощущаете ли горло, голосовые связки или ищете других ощущений? — Когда я хорошо пою, их не чувствую. Я чувствую только, что горло, гортань у меня суживаются, сжимаются при пении, Ну, а связ ки — я их не чувствую, таково мое впечатление. Конечно, от того, как я сформирую звук в глубине горла, и будет зависеть звучание голоса. Я ощущаю, что при этом мое горло сжимается. Может быть, это и есть голосовые связки, но я этого не знаю. Когда я пою, то интересуюсь, преж де всего, тем, что при этом получается в звуковом отношении. Меня ин- тересуют выход, звук. А внутренние ощущения певцов чрезвычайно раз- личны. Ведь каждый чувствует по-своему, и потому даже большие мастера вокала зачастую не понимают друг друга. Думаю, что такой индивидуа- лизм ощущений связан с особенностями строения голосового аппарата различных певцов. Вот, например, прекрасные певцы Ди Стефано и Монако, с кото- рыми я много пел в нашем театре. Ведь они поют в различных манерах, можно даже сказать — в противоположных. И когда мне приходилось слышать их мнение друг о друге, было ясно, что в смысле вокальной тех- ники они совершенно не понимают один другого. Методы пения этих певцов различны, но оба они знаменитые тенора. Естественно, что такой индивидуализм рождает большие трудно- сти при обучении пению, и надо строго придерживаться одной манеры, одного педагога. Легко себе представить, что получится, если сегодня пойти на урок к одному педагогу, а завтра — к другому! Кстати, для того, чтобы преподавать, совершенно не обязательно самому быть певцом. Мно- гие знаменитые маэстро никогда не были певцами. С другой стороны, такой певец, как Карузо, которого мы считаем совершенным, образцо- вым, не мог научить другого певца своему искусству. — Как, по Вашему ощущению, сохраняется ли позиция языка одинаковой в пении и в речи, или пение требует изменения привычных артикуляционных речевых укладов? — Для меня положение языка в речи и пении — различно. Я даже замечаю, что в пении у меня поднимается вверх кончик языка. Надо при знаться, это меня несколько смущает. Впрочем, я себя не считаю пев цом без недостатков, мне всегда кажется, что у меня много дефектов, хотя товарищи одобряют, как я пою. Но когда в пении я укладываю язык глубже, то и пою лучше. Б р у с к а н т и н и. А это связано с понижением позиции гортани в пении?.. Да-да, гортань при этом занимает более низкое положение. Ты пом- нишь, Сесто (Брускантини. — Л.Д.), как пел Титта Руффо? В процессе пения у него то и дело поднимался язык! По-моему, и я бы посоветовал это всем певцам, которые учатся: надо делать специальные упражнения для языка, чтобы научить его держаться низко. И это, безусловно, связа- но с понижением гортани. Понижение гортани ведет к увеличению раз- меров глотки, к расширению горла. Когда язык лежит глубоко, низко, у меня ощущение широкой глотки, и звук получается лучшего качества. Мне не всегда это удается, но когда я пою хорошо, то знаю, что язык у меня лежит глубоко, низко. Что касается мягкого нёба, то я его не очень хоро- шо контролирую. Как мне кажется, до переходных нот оно у меня мяг- кое, свободное, при ходе выше оно напрягается, поднимается. Сокра- щаясь, оно образует купол... Брускантини. Значит, ты его все же можешь проконтролировать! — Как Вы формируете верхний, «прикрытый» отрезок диапазона голоса? — Для меня оформление верхнего участка диапазона голоса и формирование вообще прикрытых звуков никогда не было проблемой. Голос легко прикрывался сам на всем диапазоне. Брускантини. Я хорошо помню, что когда он начинал петь в театре, уже было ясно: для него нет проблемы переходных нот. Весь голос звучал ровно как в верхнем, так и в нижнем участках диапазона. Между тем как для меня это до сих пор вопрос, о котором я должен думать! П а н е р а и. И теперь, после стольких лет певческой карьеры, те звуки, о которых обычно думают баритоны, то есть ноты: ми —фа — фа- диез — соль первой октавы, для меня не являются предметом заботы. Этой Проблемы просто не существует. Прикрытие для меня начинается с первых нижних нот моего диапазона, примерно с нижнего баритонового ля, а для теноров должно начинаться — с до. Тот, кто научится прикрывать первые ноты своего диапазона, у того весь голос снизу доверху звучит прикрыто, и он поет без переходов. Таково мое личное убеждение. Если я пою, на- пример, ми-бемоль открыто и после этого беру ми или другую более вы- сокую ноту прикрыто, то получается разница в звучании. Чувствуется, что нота заужена. Если же я низкое ля беру закрыто, то иду до верхнего ля без всяких переходов. Я стал думать о таких вещах тогда, когда мне уже пора на пенсию! Пел я больше интуитивно, и голос мой сам легко при- крывался. Скоро я совсем перестану петь, и мои знания в этой области мне будут не нужны. Я уже 15 лет пою в Ла Скала, и мне сейчас 47 лет. Брускантини. Это один из старейших сотрудников Ла Скала. — Какое мнение у Вас о русских певцах и как Вы на слух оцениваете русский язык? Как он для Вас звучит? — Русский язык для меня звучит мелодично, мягко, но все же по сравнению с итальянским он более узок. Итальянский по звучанию полнее и шире, а русский несколько обужен. Что касается русских певцов и рус ских опер, должен сказать, что почти их не знаю. Это очень досадно, но у нас в Москве так мало времени, и мы так заняты! Вообще, я слышал сла вянских певцов. Хорошо знаю Бориса Христова, с которым многократно пел. Мое общее, хотя и весьма поверхностное, впечатление о пении рус ских и славянских певцов такое: мне кажется, что в их пении много заду шевности и мягкости. Мягкость их пения почти такая же, как у итальян цев, в противоположность, например, немцам или даже французам, ко торые далеки от итальянского пения. Это мое личное впечатление, кото рое я серьезно аргументировать не могу, тем более, я слишком мало слы шал русских певцов, чтобы иметь твердое суждение об их искусстве. Вообще же, я, хотя и пою 15 лет в Ла Скала, ни разу не слышал спектаклей Ла Скала, не был в нем слушателем. Не знаю я ни одного другого театра. Могу только высказать свое мнение о некоторых певцах, с которыми мне приходилось петь, общаться на сцене. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ошедшие в эту книгу беседы с выдающимися итальянскими вокалистами, как мы видим, отличаются значительным разнообразием мнений по различным вопросам организации певческого звука, воспита- ния певческих навыков, субъективных певческих ощущений и т.п. Они раскрывают тот индивидуальный опыт, который приобрел певец в про- цессе обучения и творческой деятельности. Вместе с тем в них находят отражение индивидуальные анатомо-физиологические условия, которые требуют от певца тех или иных певческих приспособлений. Несмотря на индивидуальность, субъективность этих мнений, несмотря на то, что в каждом случае в наличии разное строение и свойства голосового аппара- та, несмотря на различные школы, по которым певцы обучались, интер- вью содержат и ряд общих мнений, характерных для итальянской школы пения вообще. Эти интервью позволяют сделать ряд выводов для вокаль- но-педагогической практики. Они также дают возможность понять, по- чему итальянские певцы так высоко держат уровень вокально-техничес- кого совершенства голоса. Нам кажутся также весьма важными мнения итальянских певцов о русском языке и отечественных исполнителях. Ряд мнений по воспитанию голоса, которые мы находим в интер- вью, достаточно известны и лишь подтверждаются высказываниями этих выдающихся певцов, другие — вполне оригинальны и проливают свет на те или иные стороны процесса голосообразования, воспитания пев- ца или его режима. 1, Первое, о чем говорится решительно во всех интервью, это то, что в основе искусства пения лежит ежедневный, систематический, це- ленаправленный труд над голосом, сопутствующий певцу на протяже- нии всей его жизни — от первых этапов занятий до окончания певчес- кой карьеры. Певец в Италии совершенствует голос на протяжении всей своей певческой деятельности. Все певцы ежедневно шлифуют свою тех- нику на упражнениях и вокализах. Количество времени, которое они затрачивают в день на работу по совершенствованию голоса, различ- но, но сам факт ежедневного, систематического технического тренажа неоспорим. Собственно, факт обязательности такого вокального тре- нажа в течение всей жизни не является новостью. О нем достаточно ясно сказано в известных у нас воспоминаниях Маттиа Баттистини, Титта Руффо и других великих итальянских певцов. Наши интервью лишь подтверждают существование принципа постоянного вокально- технического совершенствования и на современном этапе развития итальянской школы пения. Этот постоянный вокальный чисто техни- ческий тренаж, работа над певческим звуком как таковым позволяют итальянским певцам поддерживать высокий эталон правильного ака- демического звучания голоса и качественно петь до старости, если они, разумеется, не нарушают других, веками выработанных правил обра- щения с голосом. 2. Все певцы отметили необходимость постоянного самоконтроля при пении как во время обучения, когда необходимые координации еще только устанавливаются, так и в период творческой деятельности. Этот самоконтроль касается, прежде всего, слуховых ощущений от характера звучания, то есть от певческого звука, который получается как результат найденной координации в работе голосового аппарата. Звуковой само- контроль — основа совершенствования певческих навыков. Но певцы контролируют не только звук, не только акустический результат процесса звукообразования, но и весь механизм, которым он производится, то есть всю работу голосового аппарата, так как она субъективно ощуща- ется данным певцом. Для одних певцов этот самоконтроль имеет более обобщенный характер, куда входят многие ощущения, которые не очень точно локализованы и дифференцированы (Гяуров, Симионато); для других ощущения весьма точны, определенны (Френи, Брускантини, Панераи). В круг этих ощущений всегда входят: мышечное чувство от работы различных отделов голосового аппарата, резонаторные ощуще- ния и весьма индивидуально выраженное чувство опоры. Внутренние ощущения певцов, естественно, отличающиеся значительным индиви- дуализмом, для каждого данного певца достаточно постоянны, устой- чивы. Они служат дополнительным контролем за правильностью пев- ческого голосообразования. Опора певцов на все эти ощущения про- слеживается в наших беседах достаточно четко. Что касается самих внутренних ощущений, то они представлены у каждого певца достаточно разнообразно и индивидуально. Все же ре- зонаторные ощущения в области так называемой «маски» во всех случа- ях выступают как одно из обязательных показателей правильного пев- ческого голосообразования. В той или иной формулировке об этих ощу- щениях говорили все певцы. Что касается грудного резонирования, то о нем некоторые из певцов вовсе не упоминали (Френи, Симионато). Мышечные ощущения певцов оказались весьма разнообразны- ми. О них мы скажем при анализе тех певческих установок, которыми пользуются певцы в пении. Интересно отметить, что, например, Сими- онато и Гяуров отмечают свое постоянное стремление контролировать весь процесс пения в целом, делать его целиком подвластным себе. Эта подвластность голосового аппарата требует хорошего развития всех ощу- щений, сопровождающих пение, то есть, говоря физиологическим язы- ком, — всех обратных связей. В этом отношении характерны слова Си- мионато о том, что она всегда старалась сделать свой голосовой аппарат «как бы радиоуправляемым мозгом». 3. Принцип постоянного самоконтроля тесно смыкается с прин- ципом сознательности. Ответ на вопрос о необходимости сознатель- ного владения своим голосовым аппаратом прозвучал в ответах боль- шинства певцов достаточно ясно. Собственно, сами интервью пока- зывают, что все певцы хорошо контролируют сознанием функцию своего голосового аппарата, так как весьма подробно рассказывают о деятельности тех или иных его частей. У них есть достаточно ясное представление о функции различных отделов голосового аппарата, о тех ощущениях, которые сопровождают верное или неверное для них голосообразование. Иногда это сознательное управление различны- ми частями голосового аппарата закладывается в процессе обучения, а иногда певец идет интуитивным путем в организации певческого процесса, а потом уже осознает то, что делает. Примером сознатель- ной закладки определенных мышечных приемов в процессе обуче- ния могут служить, например, указания Гяурова, что первый год надо заниматься сознательным опусканием и удержанием в низком поло- жении гортани; Туччи, Коррадетти о необходимости специальных упражнений для поднятия мягкого нёба; мнение Брускантини о не- обходимости сознательного развития низкого типа дыхания и т.п. Обратным примером (сначала интуитивного приспособления своего голосового аппарата) может служить Симионато, во всем старавшая- ся следовать «принципу естественности, самопроизвольности» и лишь потом осознавшая свою технику, свои певческие установки. О том же говорит и Панераи. Принцип сознательности охватывает не только самопроизволь- ное сознательное управление работой своего голосового аппарата, но и общие верные представления о функции голосовых органов, о причи- нах того или иного характера звучания. Певец указывает, что важно слу- шать и хороших исполнителей, и плохих, чтобы «понимать почему та или иная нота была сделана плохо» (Филони). Наиболее полно об этом говорит Брускантини, много анализировавший технику певцов, с кото- рыми он пел. Но вопрос о степени сознательности процесса голосообразования, всегда должен решаться индивидуально. Об этом хорошо сказал Гяуров, указавший на необходимость сохранения жизнерадостности, хорошего общего тонуса и охраны психики обучающегося от излишнего «залеза- ния в детали» процесса голосообразования. Не надо «превращать певца в мыслителя», — сказал он. Это педагог должен подсказывать молодому певцу нужные технические приспособления. (Не все певцы вполне пос- ледовательны в своих взглядах. В течение беседы Гяуров выступает и как защитник совершенно сознательного овладения некоторыми приема- ми, например приемом низкого опускания гортани.) 4. Во многих беседах была отмечена сложность певческой профес сии. И дело здесь не только в том, что в одном человеке редко встречают ся и профессиональный голос, и музыкально-артистическое дарование или в том, что индивидуальность строения и функции голосового аппа рата делают чрезвычайно трудным путь к овладению вокалом. Основ ная сложность возникает вследствие того, что процесс голосообразова ния очень тонок и контроль за ним трудно ощутим в деталях. Певец же беспрерывно меняется, и к голосу нельзя относиться как к чему-то стаци онарному, постоянному в его свойствах. По этому поводу наиболее четко высказался Гяуров, отметивший, что певец постоянно находится в из менении, что технику голосообразования «невозможно точно фиксиро вать, установить: вот оно так, и хоть бы на один месяц осталось таким же!» Очень показательна в этом отношении рассказанная Иво Винко автобиографическая история о том, что на протяжении первых лет теат ральной карьеры он зашел в «вокальный тупик», потерял возможность петь и ему снова пришлось учиться, осваивать новые приемы, которые совершенно иначе раскрыли возможности голоса. Этим «новым» голо сом, по-другому сформированным, он успешно продолжил прерванную на время оперную карьеру. Те же мысли мы находим в интервью с Брус- кантини, голос которого на протяжении певческой карьеры значитель но менялся. Эти данные лишний раз подтверждают известный афоризм, что «певец всю жизнь ищет свой голос». Голос может легко деградировать, «пропасть» и может «появиться», улучшиться, «украситься», как гово- рят педагоги. Все это — свидетельство необходимости постоянного ежед- невного целенаправленного тренажа в совершенствовании вокальной функции, в поиске наилучших качеств звучания голоса. Без этого, как говорит Гяуров, голос легко может уйти с «наилучших позиций». 5. В силу изменчивости певческих ощущений, непостоянства пев ческой функции, легко меняющейся от различных факторов, наконец, в силу того, что певец недостаточно хорошо себя слышит, в большин стве интервью красной нитью прошла мысль о необходимости постоян ного квалифицированного слухового контроля за голосом со стороны. Как бы ни был развит самоконтроль, совершенствование вокальных навы ков и поддержание наилучшей певческой координации голосового ап парата настолько тонки, что требуют профессионального уха педагога. Нам кажутся весьма важными утверждения многих певцов о не- достаточности и ненадежности слухового самоконтроля, а также других органов чувств для поддержания своего голоса в оптимальной певчес- кой форме. Примечательным является тот факт, что даже певцы с миро- вым именем, находящиеся в расцвете своего вокального таланта, такие, как Френи, Туччи, Гяуров, Брускантини и другие, постоянно занимают- ся у своих маэстро. Особенно ярко это прозвучало у Гяурова, отметив- шего, что певец может легко отойти от наилучших певческих установок, если он не будет постоянно консультировать свое звучание у опытного и знающего педагога. Им же подчеркнута обманчивость, ненадежность собственных слуховых ощущений певца: когда самому певцу кажется, что он звучит отлично, однако, в зале его слышно плохо, так как в голо- се недостает необходимой полетности звука. Кстати, на качество полет- ности обратили особое внимание некоторые певцы, в частности маэст- ро Габриэллы Туччи и Тоти Даль Монте, указавшие на возможность пол- ноценного звучания голоса в залах на 6000 мест и арене на 30 000 мест. Эти утверждения практиков как нельзя лучше согласуются с акустичес- кими данными о роли высокой певческой форманты в звучании пра- вильно поставленного певческого голоса. Брускантини также ясно говорит о том, что «мы сами не можем себя контролировать по-настоящему», что «у певцов всегда, ежедневно должно быть присутствие другого человека, чтобы слышать звучание его голоса со стороны». Об этом же говорит Туччи. Факт постоянных вокально-технических занятий ведущих миро- вых певцов со своими маэстро весьма примечателен. По имеющимся у нас сведениям, отечественные певцы в большинстве своем пренебрегают такими занятиями, целиком полагаясь на самоконтроль. Думается, в этом вопросе следует прислушаться к мнению певцов с мировым именем. 6. Интересно отметить, что не у всех певцов в начале занятий пени- ем были выдающиеся голоса, каковыми они являются теперь. Такая все- мирно известная певица, как Тоти Даль Монте, констатирует, что вна- чале ее голос был небольшой, но очень красивый. Об этом же говорит Коррадетти: голоса ее учеников вначале бывают весьма небольшими, становясь потом полными, мощными. Если голос правильно воспиты- вается, то он растет и по силе, и по диапазону, украшается в отношении тембра. Как заметил Брускантини, школой можно достигнуть всего. На- оборот, обучаясь недостаточно, меняя педагогов, торопясь идти на сце- ну без серьезной вокально-технической подготовки, певцы быстро те- ряют свои голоса. Об этом достаточно полно говорит Винко. Итак, го- лос выдающегося певца — это не только природные данные, но в значи- тельной мере результат правильного педагогического воздействия. lj Овладение вокальной техникой требует длительного времени, большой постепенности, труда, выдержки, терпения. Голос растет и раз- вивается медленно, в результате правильных систематических занятий. Все певцы указывают на недопустимость ускорения этого процесса. Форсирование развития голоса приводит к его разрушению. О посте- пенности, осторожности в повышении нагрузки, в усложнении вокаль- но-технических заданий говорят решительно все певцы. Это относится и к общей длительности пения, и к продолжительности занятий, и к ов- ладению полным диапазоном, и к постепенному освоению более слож- ного репертуара, и другим моментам Соблюдение постепенности и последовательности для успешно- го развития голоса весьма четко прозвучало во всех интервью. Развитие профессиональных качеств голоса — многолетний процесс. Все певцы пришли к профессионализму в результате продолжительной работы, хотя жизнь у каждого из них складывалась различно. Одни достигали этого в условиях консерватории, другие — в результате частных занятий, тре- тьи, — получив до театра неполную подготовку, постигали необходимые вокально-технические навыки в процессе творческой деятельности на оперной сцене. В последнем случае, исполняя небольшие партии, они продолжали усиленные занятия со своими маэстро (Туччи, Коррадетти, Брускантини, Винко и др.). Принцип постепенности выдерживается в Италии не только в процессе занятий с маэстро по усовершенствованию вокально-техни- ческих навыков, освоению репертуара, но и на подмостках сцены. Об- ращает на себя внимание тот факт, что большинство певцов вначале поют значительное количество небольших партий, а ведущие им поручаются только впоследствии, когда голосовой аппарат окрепнет. То же и в осво- ении драматического репертуара, который обычно дают после овладе- ния лирическими, менее вокально нагруженными партиями. Тоти Даль Монте, например, указывает, что тенорам, которые по своему вокаль- ному развитию уже могли бы петь «Тоску» или «Андре Шенье», она пред- лагает сначала разучивать партии из «Травиаты» и «Риголетто». «Всегда лучше дать более легкое», — говорит она. Такая последовательность ук- репляет вокальные навыки и позднее, когда певец осваивает драмати- ческий репертуар, не позволяет исказить правильность голосообразо- вания, несмотря ни на какие перегрузки, связанные с драматизмом партии. «Надо учиться спокойно, не спеша, сосредоточенно и терпели- во», — советует Коррадетти. 8. Систематичность и режим певческих занятий также отражены в наших интервью. Большинство певцов считают целесообразным ежед- невные занятия с маэстро, хотя некоторые (Винко, Френи) полагают до- статочными для совершенствования голоса 2—3 урока в неделю. Во всех ответах слышится постоянный призыв к осторожности в вокальной на- грузке. С начинающими рекомендуется петь около получаса. Туччи со- ветует заниматься ежедневно по полчаса, что значительно правильнее, чем через день — по часу. Ежедневные занятия помогают сохранить все, что пройдено на предыдущем уроке. Увеличение времени занятий при- носит пользу в том случае, когда вокальная установка голосового аппа- рата уже найдена (Френи). Пока же этого нет — лучше петь меньше. Однако если выдался день с большой вокальной нагрузкой, то на следу- ющий лучше помолчать (Брускантини, Френи). Общая длительность пения в день, когда нет спектакля, обычно равна 2,5—3 часам макси- мум, разделенным перерывами. Для Френи, например, важно ежеднев- но петь упражнения для развития вокальной техники не менее получа- са-часа в день. Кроме того, еще два часа уходят на разучивание новых опер. Такое распределение времени достаточно характерно. Поскольку итальянские певцы имеют в своем репертуаре большой список партий и их надо держать в памяти и вокальной форме, все певцы постоянно учат и шлифуют партии своего репертуара. Дель Монако (по Брускантини) в дни спектакля поет лишь легкие упражнения и вокализы, а очень полез- ные, хотя и утомляющие горло длительные упражнения, он исполняет в периоды свободы, когда у него нет выступлений. Эти сведения о режиме занятий итальянских певцов в общем со- впадают с принятыми гигиеническими нормами и отражают накоплен- ный веками опыт обращения с певческими голосами. 9. В процессе воспитания голоса всегда сталкиваются две силы, две индивидуальности: педагог и ученик. В успехе педагогического про- цесса определяющее значение имеет не только мастерство маэстро, его знания и опыт, но и, прежде всего, комплекс данных самого ученика. Об этом полнее всего сказал Леонардо Филони, указавший на то, что в совместной творческой работе педагог может лишь натолкнуть на луч- шие координации, предложить те или иные приемы, просить запомнить нужные ощущения, но выполнить и закрепить, усвоить, отобрать то, что необходимо для улучшения голоса, может только сам ученик. Потому умение схватить, запомнить, то есть «цепкость» ученика, имеет перво- степенное значение в успехах вокального обучения. От этой цепкости в значительной мере зависит и время, необходимое для обучения вокалу. Большое значение имеет также развитость ученика, его знакомство с ана- томией и физиологией голосового аппарата (Винко, Туччи). Маэстро Габриэллы Туччи также считает, что важнейшим качеством ученика яв- ляется его интеллигентность. Обращает на себя внимание и то, что многие певцы еще до заня- тия пением уже были приобщены к музыке. Так, например, Гяуров иг- рал на скрипке, на кларнете, дирижировал хором и оркестром, Корра- детти была пианисткой. Для Италии вообще характерно глубокое про- никновение в повседневный быт серьезной музыки, особенно вокаль- ной. Так что проблема музыкального развития будущего певца всегда в значительной мере облегчена, и сугубо технические приемы естествен- но связываются с музыкальными заданиями. Очень четко и образно от- ветил на вопрос о развитии кантилены Гяуров: надо почувствовать стрем- ление, необходимость сделать ее в музыкальной фразе, а для этого надо быть музыкантом. В успешном развитии певца огромную роль играют его хорошая музыкальность, общая интеллигентность и вокальная цеп- кость, наряду с такими психическими качествами, определяющими ус- пех во всяком деле, как интерес, внимательность, трудолюбие, целеуст- ремленность и т.п. Винко, в частности, указывает, что для успеха в овла- дении искусством пения следует вести здоровую, спортивную жизнь, относиться со всей серьезностью и строгостью к себе, к своему жизнен- ному режиму и здоровью. Весьма важным психологическим фактором, необходимым для успешного развития ученика, является его полное доверие к учителю. Без этого — результативные занятия невозможны. Абсолютное доверие должно охватывать достаточно большой срок времени для того, чтобы педагогическое воздействие могло полностью проявиться (Винко). Вин- ко предупреждает также о вреде перехода от одного педагога к друго- му — этой болезни многих обучающихся, неоправданно ищущих при- чину недостаточно быстрого развития не в себе, а во внешних факторах, в частности, в неудовлетворенности своим педагогом. 10. Несколько певцов подтвердили общеизвестное положение: для
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.018 с.) |