Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об акустической природе некоторых физиологических приспособлений голо

Поиск

Сового аппарата при пении // Проблемы физиологической акустики. — М., 1955. — Т. 3. —

С. 33-34.

Рентгенологические исследования строения и приспособления голосового ап

Парата у певцов: Автореф. канд. дисс. — Л., 1957. — 19 с.

К вопросу об установке голосового аппарата в пении // Труды Государственно

Го музыкально-педагогического института им. Гнесиных. — М., 1959. — Вып. 1.

Гласные в пении // Вопросы вокальной педагогики. — М., 1962. — Вып. 1. —

С. 77-130.

5. Голосообразование у певцов. — М., 1962. — 55 с.

Голосовой аппарат певца: Наглядное пособие. — М., 1964. — 34 с.

М. Львов и его педагогические взгляды //Львов М. Русские певцы. — М., 1965. —

С. 4 -20.

Наука помогает педагогике // Советская музыка. — 1966. — № 1. — С. 71—75.

9. Основы вокальной методики: Программа для вокальных факультетов музыкаль

Ных вузов. — М., 1966; 1976.

А.В. Нежданова — педагог // Нежданова А.В. Материалы. Исследования. —

М., 1967. - С. 366-394.

Основы вокальной методики. - М., 1968. - 675 с; 2-е изд. - 1996; 3-е изд. - 2000.

Уроки профессора М.Э. Донец-Тессейр. — М., 1969.

Исследования дыхания во время пения методом электропневмографии // Сб.

Работ лаборатории физиологии пения и вокальной методики: Труды. — М., 1970. — Вып. 9. —

С. 80—112. — В соавт. с АД. Кильчевской, Л.К. Ярославцевой, В Л. Чаплиным.

Исследование работы голосовой щели при помощи электронного глотто-

графа (аппарата Ф. Фабра) // Сб. работ лаборатории физиологии пения и вокальной

Методики: Труды. — М., 1970. — Вып. 9. — С. 64—80. — В соавт. с Ю.М. Отряшенковым,

Л.Н. Хромовым, В.Л. Чаплиным.

О воспитании легких женских голосов в классе профессора М.Э. Донец-Тес

Сейр // Сб. работ лаборатории физиологии пения и вокальной методики: Труды. — М.,

Вып. 9. - С. 7-50.

Солисты театра Ла Скала о дыхании в пении // Сб. работ лаборатории физио

Логии пения и вокальной методики: Труды. — М., 1970. — Вып. 9. — С. 51—63.

О воспитании певческого голоса с применением современных технических

Средств // Точные методы и музыкальное искусство: Материалы к симпозиуму. — Рос-

Тов-н/Д. - 1972. - С. 182-185.

Голос // Музыкальная энциклопедия. - М., 1973. - Т. 1. - С. 1034-1039. -

В соавт. с Ф. Арзамановым.

В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр. — М., 1974. — 64 с.

Методические принципы Э. Барра (Милан) // Вопросы физиологии пения и

Вокальной методики: Труды. — М., 1975. — Вып. 25. — С. 118—145.

21. Ирис Коррадетти о мастерстве вокалиста /Лит. обработка и комм. Л.Б. Дмит

риева// Вопросы вокальной педагогики. — М., 1976. — Вып. 5. — С. 91—109.

22. К вопросу достижения вокально-технического мастерства // Тезисы научной

сессии, посвяш. 80-летию со дня рождения н. а. СССР проф. Д.Я. Андгуладзе. — Тбили

си, 1976. - С. 4-9.

23 О воспитании певцов в Центре усовершенствования оперных артистов при

театре Ла Скала// Вопросы вокальной педагогики. — М., 1976. — Вып. 5. — С. 61—90.

24. О воспитании певцов в Италии и возможности использования этого опыта в

советской вокальной педагогике //Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Тру

ды. - М., 1977. - Вып. 32. - С. 123-134.

25. В.А. Багадуров // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. — М.,

1978. - С. 44-50.

26. 200 лет со дня открытия театра Ла Скала // Ежегодник памятных музыкаль

ных дат и событий. — М., 1978. — С. 118-120.

27. Пение // Музыкальная энциклопедия. — М., 1978. — Т. 4. — С. 228—233.

28. Постановка голоса // Музыкальная энциклопедия. — М., 1978. — Т. 4. —

С. 411-412.

29. О роли связи слуховых представлений с мышечными движениями голосового

аппарата во время мысленного пения // Методические материалы методического совета

по вокальному образованию (тезисы). — М., 1980. — С. 4—6.

30. Некоторые вопросы практической работы с певцом в связи с научными дан

ными // Методические указания научно-методического совета по вокальному образова

нию (тезисы). — М., 1981. - С. 34-38.

31.0 взаимосвязи форматной структуры различных типов певческих голосов с

размерами ротоглоточных полостей // Методические указания научно-методического

совета по вокальному образованию (тезисы). — М., 1982. — С. 35—37.

32. Подготовка певцов в Италии для оперной сцены // Вопросы вокальной педа

гогики. - М., 1982. - Вып. 6. - С. 100-122.

33. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы во

кальной педагогики. — М., 1984. — Вып. 7. — С. 135—155.

34. Об интенсификации научной деятельности на вокальных кафедрах музыкаль

ных вузов и консерваторий РСФСР // Перспективы развития вокального образования:

Методические рекомендации (тезисы). — М., 1984. — С. 58 — 62.

35. О состоянии науки и путях развития научных исследований в области певчес

кого искусства // О путях дальнейшего совершенствования подготовки кадров в области

вокального искусства (тезисы). — Киев, 1982; М., 1985. — С. 17—21.

36. Проблемы подготовки педагога-вокалиста в музыкальном вузе // О путях даль

нейшего совершенствования подготовки кадров в области вокального искусства (тези

сы). - Киев, 1982; М., 1985. - С. 47-51.

37. О новых зарубежных исследованиях гортани в пении //Перспективы разви

тия вокального образования: Методические рекомендации (тезисы). — М. — С. 9—13.

38. Великие певцы мира об искусстве пения: Беседы с солистами театра Ла Скала

// Художественное образование. — 1995. — № 2. — С. 68—94.

39. The Covering of Male Voices in High Register// Folia Phoniatrica. — Berlin, 1971.

40. Педагогические взгляды и система работы в классе П.М. Норцова. — М.,

1978. — Рукопись.

41. Педагогические взгляды З.А. Долухановой. — М., 1984. — Рукопись.

Солисты

театра Ла

Скала о

вокальном

искусстве

БЕСЕДА С ТОТИ ДАЛЬ МОНТЕ

В каком возрасте Вы стали учиться петь? Был ли у Вас тогда

большой голос с полным диапазоном?

— Мой дебют состоялся, когда мне исполнилось 18 лет. До этого я

занималась немного — пять лет, то есть начала лет с тринадцати-четыр-

надцати. На оперной сцене пела 30 лет. Училась я у нашей величайшей

певицы Барбары Маркизио, ученицы Джоаккино Россини. Она была

тогда уже очень стара. Все ее драгоценные реликвии находятся сейчас в

музее Ла Скала. Я счастлива тем, что являюсь, благодаря школе Барба

ры Маркизио, одной из немногих хранителей подлинного итальянско

го бельканто. Но сначала я училась играть на фортепиано, а потом уже

стала заниматься и пением. Голос у меня в начале занятий был малень

кий, но очень красивый. Диапазон тоже был невелик. Эта выдающаяся

певица и педагог развила мой голос и передала мне свою замечательную

вокальную технику.

Скажите, пожалуйста, какими должны быть ощущения певца

при правильном пении. Каковы Ваши личные ощущения, когда Вы поете?

— Я считаю, что правильная школа пения одна. Есть единый вер

ный метод пения. Он включает многие моменты. К сожалению, этот

метод уже исчезает. Отвечу на Ваш вопрос так. Во время пения должны

быть максимальная дисциплина дыхания, свободное лицо и рот, мяг

кий подбородок. Голос должен резонировать в голове. (Тоти Даль Монте

показывает на лоб, область переносицы и темя.) Звуки как бы «вылива

ются» из горла, все время связаны с ним. Горло (гортань) во время пения

Должно оставаться неподвижным.

Всегда ли певцу в пении нужна улыбка, или рот может быть

округлым?

— Рот при пении должен быть естественным, округлым. Любая

специально удержанная «позиция рта» — величайшая ошибка. В пении надо

опустить подбородок, расслабить щеки и нижнюю челюсть, наподобие

того состояния, когда мы зеваем. Губы при этом должны быть мягкими,

свободными, а мягкое нёбо поднято. Очень часто певцы, не имеющие

вокальной школы, подают звук вперед или в нос — это ошибка. Резо

нанс должен быть в голове, а не в носу. Я всегда говорю своим ученикам,

желая, чтобы они подняли мягкое нёбо: «Выше зуб мудрости!» Обяза-

тельно приходится следить за тем, чтобы нижняя челюсть и подбородок

были свободны. Освобождение мышц верхней части лица, скул — одна

из основ верного пения. Лицо делится по ощущению как бы на две раз-

ные части — верхнюю и нижнюю. Верхняя по ощущению должна быть

поднята и неподвижна, нижняя — свободна, расслаблена, опущена. К со-

жалению, очень часто у певцов встречаются одинаково жесткие, твер-

дые и щеки, и подбородок.

Нужно ли в процессе пения как-то особенно укладывать язык,

скажем, «ложечкой»?

Нет. Язык должен быть только естественным, свободным, мяг

ким. Жесткий язык — это беда.

Следует ли кончик языка держать у зубов в так называемой

классической позиции?

— Иногда он может быть и у зубов, но держать его там не надо.

У меня он свободно, естественно лежит на дне рта.

Вы назвали дыхание одной из основ правильного пения. Как Вы

дышите в пении?

— Я стараюсь сделать вдох через нос. Дыхание набираю так,

чтобы хорошо расширились нижние ребра. При этом несколько под

нимается грудь и подтягивается живот. Дыхание должно быть пол

ным, но не чрезмерным. Диафрагму надо все время поддерживать и

ни в коем случае не расслаблять. Однако самое важное в дыхании —

Это найти верное звукоизвлечение, эмиссию голоса вместе с дыханием.

Верно взятое дыхание не удерживается, если эмиссия звука голоса не

Верна.

В связи с этим как Вы относитесь к изолированным упражнениям

дыханием без звука?

— Я считаю их нецелесообразными и совершенно бессмыслен

ными. Только в соединении дыхания с голосом кроется секрет правиль

ного пения. Развитие большого певческого дыхания — результат посте-

пенной тренировки дыхательного аппарата на пении. Оно приходит не

сразу. Повторяю: очень важно найти способ эмиссии голоса вместе с

дыханием.

Не считаете ли Вы, что дыхание у мужчин, басов в частности,

должно быть иным, нежели у женщин с высокими голосами?

— У них дыхание как бы более опертое. Но главное — резонанс у

них должен быть больше в лице. Я уже говорила: резонировать надо в

голову, а не в нос! Более низкие ноты певцы-мужчины, в частности басы,

должны брать с сильным грудным резонированием.

Какие гласные наиболее удобны для правильного образования

певческого звука?

— Полу-«А», полу-«О».

Какие звуки Вы советуете употреблять, если голос далекий, имеет

«глухой» тембр?

— Когда голос глухой, далекий, как-то ощущается сзади, надо за

ниматься на слоге «НО».

Какая, по Вашему мнению, атака звука будет правильной,

способствующей хорошему звукообразованию?

— Атака должна быть чистой, без придыхания. Звуки должны

«браться» не снизу, а как бы сверху.

А как Вы относитесь к «твердой», «жесткой» атаке?

— В пении такой быть не должно! Есть умеренная, но не жесткая. Вер

ная атака — это, конечно, необходимое правило. Но еще очень важно, пра

вильно атаковав ноту, ничего не изменять. Нельзя никогда двигать горлом. Оно

должно бьпъ неподвижным. В этом — основа ровного, льющегося звука. Ос

нова легато, основа бельканто. Правда, это лишь мое личное мнение.

Расскажите, пожалуйста, о проблеме резонанса и регистров

голоса у сопрано.

— Обычно все сопрано не имеют четко разграниченных регистров.

И все же, при необходимости, сопрано может спеть несколько нот в грудном

регистре. Но увлекаться слишком им нельзя. Необходимо правильно упот

реблять микстовый регистр внизу. При переходе к высоким нотам надо обя

зательно уменьшить опору на грудь. Вверху нельзя загружать голос грудным

резонированием. Как я уже говорила, все должно бьпъ по звучанию высоко в

голове.

Как Вы советуете проводить ежедневные упражнения, с чего

предлагаете начинать?

— Разогревать голос вначале надо на центре диапазона, пользуясь

принципом легато и динамикой меццо-форте. Потом постепенно мож

но переходить к высоким нотам, исполняя их на пиано. Затем следует

делать филировку и более сложные задания. Упражнения должны быть

хорошо подобраны. Моя преподавательница учила меня упражнениям

для преодоления различных вокальных трудностей. Мы пели упражне

ния на все интервалы, на большие скачки вверх и вниз, на филировку,

делали трель, стаккато и тому подобное. Упражнения надо петь добро-

, совестно, не более 30—40 минут по два раза в день. Потом можно перехо-

дить к изучению оперной музыки. Заниматься следует обязательно еже-

дневно, но не перегружая голоса, не утомляя его. К сожалению, есть уче-

ники и певцы, которые слишком много поют, думая, что они скорее ра-

зовьют голос. Это ошибка. Школа дается временем.

На каком этапе от упражнений можно переходить к пению

произведений с текстом?

— Я считаю, что нужно минимум один год петь только упражне

ния. Потом можно взяться за старинные произведения классического

стиля. Итальянская и французская оперная классика XVIII века хоро-

шо развивает вкус и полезна для голоса. Затем, в зависимости от голо-

совых возможностей, можно переходить к маленьким партиям в опе-

рах XIX века. Я всегда заставляю своих учеников петь те произведе-

ния, которые несколько легче, чем позволяют возможности певца. Фор-

сировать развитие нельзя. С тенором, который мог бы спеть героев

«Тоски» или «Андре Шенье», я все же сначала прохожу партии из «Тра-

виаты» и «Риголетто». Всегда лучше дать более легкое. У них еще будет

время исполнять трудные партии. Главное в искусстве певца — музы-

кальное и художественное выражение голосом. Тот певец, который

стремится к совершенству, должен помнить: идеал — научиться гово-

рить в пении. Не «ставить» голос, а как бы говорить на пении.

Как синьора слышит русский язык?

— В вокальном отношении русский язык несколько трудноват

Гласные звуки «И», «Е» — узкие. Я не знаю языка, но я слышу его. «И»

должно быть ближе к «Ы», «А» — к «О»; «Е» — к «Э». Они обязаны быть

округлыми, широкими, а не сжатыми. Не все, но многие ваши певцы,

однако, поют хорошо и по-итальянски, и по-русски. Шаляпин, Соби

нов, из современных — Козловский, Катульская и многие другие. Это

доказывает, что можно и по-русски петь вокально очень хорошо. Но все

же, в самом языке есть трудности, которые надо преодолеть.

Как синьора относится к влиянию новой музыки на

голосовой

аппарат?

— Неважно...

Есть ли связь между появлением новой музыки и

исчезновением

бельканто?

— Я полагаю, что да. Бельканто утрачивается в значительной мере

из-за современной музыки. Певцу, который уже имеет школу белькан

то, почти все равно, что петь. Он со всем может справиться. Но для

молодежи без фундаментальной школы — это вред. А ведь обычно но

вую музыку дают исполнять молодым. Это плохо отражается на их го

лосе.

Что изменилось в Ла Скала с тех пор, когда Вы начинали свою

деятельность?

— Все изменилось. В мой период было много настоящих пев

цов, полностью владевших школой бельканто. Теперь их мало. Кто

истинно хорошо поет из теперешних? Симионато, Скотто, Френи. Надо

сказать, что Френи удовлетворяет не во всем. Она еще очень молода1.

Слишком рано выпустили на сцену, но у нее замечательные данные!

Дали ей петь Травиату, и в первом акте она вначале потерпела фиаско.

Интервью относится к 1965 году, когда Френи только начала выступать в театре

Ла Скала. — Примеч. ред.

В Италии много серости в вокальной педагогике, и она еще не была

по-настоящему готова для сцены. Я еще забыла назвать Каллас. Кал-

лас — это феномен! К сожалению, она плохо себя чувствует. Она при-

ехала в Италию очень полной, с замечательным драматическим сопра-

но. В Венеции, в театре Фениче, спела Изольду в «Тристане» и «Пури-

тан». Это было феноменально и по голосу, и по артистическому мас-

терству. Потом начала лечиться, чтобы похудеть, и слишком этим ув-

леклась. В результате она частично потеряла некоторые голосовые чер-

ты. Но как музыкант для меня она лучшая из всех. Какая у нее фрази-

ровка! Она — величайшая артистка. У нее фантастическая техника. Она

во всем зрелый художник.

Очень часто ее голос сравнивают с моим (мой был совершеннее),

но в «Медее», в «Норме» она была лучше меня. А ведь «Норму» у других

слушать нельзя. Жаль все-таки, слишком рано после лечения она спела

эту партию. Нужно было года два не петь, подождать, пока организм

придет в естественное состояние. Врачи ей говорили: «Езжай в горы,

обнови кровь». А она не послушалась, сразу спела «Норму» и... запусти-

ла петуха, сорвалась... Очень жаль. Это моя любимая певица.

А как в Италии обстоит дело с тенорами?

—Замечателен Корелли... Неплохо поет Раймонди. Да, Дель Мо

нако. Он попал в автомобильную катастрофу. Теперь уже начал петь.

Голос восстановил, но нервы — еще нет. Он мой любимый певец. По

том, конечно, Ди Стефано, который еще поет. Ди Стефано сам испор

тил свою карьеру. У него прекрасный голос. Вы слышали «Тоску» с

Ди Стефано, Каллас под управлением Ди Сабата? Это замечательный

спектакль! Ди Стефано рано начал петь слишком трудные для него

партии. Эта перегрузка привела к деградации голоса. Но когда он де

бютировал, это было чудо. В Ла Скала в «Миньоне» он заставил меня

плакать. Как жаль, что он не приобрел фундаментальной школы и не

удержался от пения трудных партий! У него уникальный голос! У нас в

30—40-х годах был величайший тенор — Аурелиано Пертиле. Он не

имел такого голоса, как Ди Стефано, но зато обладал изумительной

школой. Пертиле был любимцем Тосканини и пел с ним и в «Силе судь

бы», и в «Андре Шенье».

А как у вас баритоны? Как, например, котируется Гобби?

—Гобби хорош только в характерном амплуа: Фигаро, Таддео...

Замечателен легкий баритон — Брускантини. У него отличная школа.

А Каппуччими?

—О, да, да. Каппуччилли! Молодой, но очень, очень хорош.

А басы?

—Всех «съел» Гяуров. Милый, простой человек и блестящий пе

вец. Есть еще большой артист — Христов! У него нет такого голоса, как

у Гяурова, но он великий художник!

С чем связано Ваше мнение, что в Италии становится все меньше

хороших голосов?

Мало занимаются, мало осваивают школу. Ведь у нас были какие

замечательные басы. У вас и сейчас есть отличные басы: Петров, Огнив

цев. Я уж не говорю о тех, кого нет, например, о Шаляпине. У Огнивце

ва есть шаляпинские черты. Он также берет некоторые звуки «в голову»,

как и Шаляпин брал.

Расскажите, пожалуйста, немного о Шаляпине. Вы ведь часто

пели вместе.

—Шаляпин был большой выдумщик, немного с сумасшедшин

кой. Это был гениальный интерпретатор, но многое делал произвольно.

Однако все, что он делал, воспринималось убедительно и казалось оп

равданным. Это был гений! Он внес новую струю в искусство интерпре

тации. Он первый открыл нам и обнажил Мефистофеля в опере Бойто.

Потом показал нам Бориса... Никто не достиг таких вершин, как он.

Повлиял ли его стиль на постановки оперы в Италии?

—Да, безусловно. Он был новатором. Он оказал влияние на игру

актеров, грим, на все, что связано с театром. Это был великий мастер!

Он любил меня. Называл «Тотарелло». Я с ним пела в «Севильском ци

рюльнике» в Ла Скала... Это был знаменитый «Севильский» с Шаляпи-_

ным и Скипа. Билет стоил огромные деньги. Потом в США мы пели в

театре на девять тысяч мест. Пели без микрофона... Позже я выступала в.

Париже, но не с ним. Он пришел на спектакль «Севильский цирюль

ник». Потом повез меня к себе пить чай. В доме все было на русский лад.

Обращался он со мной, как с ребенком, опекал. Мне предстояло ехать в

турне, так он давал всякие советы: «Оставь драгоценности в сейфе, за

кажи подделки и возьми с собой. Еще обворуют».

Влияют ли так называемые легкие песни на голоса оперных певцов,

полезны они или вредны?

—Исполнение подобных песен предполагает у певца совершен

но иную постановку голоса, нежели для оперы. Певцы легкой музыки

теперь поют в американской манере. У них, с моей точки зрения, вооб

ще нет постановки голоса. Тот, кто поет поставленным голосом в легкой

музыке, не нравится! Лично я не люблю легкую музыку и всегда выклю

чаю радио, когда ее слышу. Певец должен петь либо легкий жанр, либо

оперу. Потому что они антагонистичны, по постановке. У нас есть две при

мечательные певицы в этом стиле: Мильва, которая сначала училась как

оперная певица, у нее темный низкий голос, есть все возможности для

правильного звуковедения, и Мина, которая вообще не знает, как и о

чем поет, но у нее целая гамма оттенков и беспредельный диапазон. Она

своим голосом делает довольно интересные вещи. Это единственные

певицы в легком жанре. Остальные вокалисты, выступающие в этом сти

ле, — просто кошмар. К сожалению, радио заполнено этим пением. Во-

кально безграмотные люди имеют рекламу и зарабатывают кучи денег.

А так называемый кантаджиро — Павоне! Там все трясутся как эпилеп-

тики. Зарабатывают миллионы за вечер! Мир перевернулся! Потеряны

поэзия и музыка.

Неужели нет надежды, что они потеряны лишь на время?

—У меня нет такой надежды. Я только питаю надежду до самой

смерти никогда не видеть и не слышать подобного.

Какие, на Ваш взгляд, современные итальянские оперы достойны

внимания?

—Мне представляются достойными внимания оперы Ильдебран-

до Пицетти. У него есть стиль, правда, чуть легковесный. Но он круп

ный композитор и дирижер. Еще одно имя: Менотти. Он руководит фе

стивалями в Сполетто. Хорошо знает театр. Его оперы «Медиум», «Те

лефон» интересны.

А оперы Даллапиккола?

—Я их не понимаю. Но есть еще Ноно! Это уж совсем непонятно.

Он занимается электронной музыкой. Его опера вообще невероятна.

Поставили ее в Америке. Это буквально вещь для сумасшедших. После

спектакля я целый вечер не могла произнести ни слова. Меня окликали:

«О чем ты думаешь?» Я была подавлена, оглушена и молчала. В конеч

ном счете все наши современные композиторы — сама современность, —

добавляет Тоти Даль Монте со вздохом. — Я стараюсь теперь поменьше

слушать их музыку. Я не считаю себя плохим музыкантом, не хочу от

ставать от искусства. Посещаю спектакли, концерты, чтобы понять эту

музыку. Но ничего не могу понять. Точно так же и с выставками совре

менных художников. Хожу из желания постигнуть, но их искусство ос

тается мне непонятным.

А как Вы относитесь к творчеству Прокофьева, Шостаковича?

—Ну, это совсем другое дело. Это тоже современно. Но в их музы

ке внутри есть сущность, я чувствую музыкальное содержание. У Шос

таковича, мне кажется, особенно.

Последние два вопросао наших певцах. Как Вы оцениваете их

искусство с позиций бельканто?

—Я хочу сказать о низких голосах: у вас они поставлены лучше.

Сопрано неважные, исключая Вишневскую. Хороша меццо-сопрано

Архипова. Мне очень нравится Анджапаридзе в «Пиковой даме». Боль

шой артист, хороший голос.

В чем Вы видите основные недостатки наших певцов?

—Я несколько дней в вашей стране. Только что начала посещать

Большой театр. Ну, вот первое впечатление. Сопрано в «Иване Сусани

не». Очень мило и... бесцветно. Хотелось бы большей округленности зву

ка. Голос, как у многих наших певцов, не совсем резонирует в голове.

Часто он где-то в горле. Поэтому очень несвободны верха. Однако я чув-

ствую у ваших певцов страсть к обучению.

А как Вы считаете, учась каким-то элементам школы у

итальянцев, русские певцы не потеряют свое национальное?

— Нет. Хорошая грамотная школа освобождает голосовой аппа

рат. Ему все становится легко. А когда голос готов, можно петь на любом

языке, с любой экспрессией. Я приехала, чтобы помочь, насколько смо

гу, сделать все возможное для этого.

БЕСЕДА С ИРИС АДАМИ-КОРРАДЕТТИ

У кого Вы обучались пению? Сколько времени пели в Ла Скала?

— Это длинная история, и ее слишком долго рассказывать. Говоря

коротко, я училась у своей матери в Ла Скала. Но училась я очень мало.

Сначала я была пианисткой. И вот в один прекрасный день меня услышал

маэстро Тосканини, который посоветовал заняться пением. Четыре года я

усердно занималась голосом, исполняя в Ла Скала маленькие роли. Потом

постепенно готовила партии и пела их всегда сначала в Малом Скала.

Когда Вы начали петь в Ла Скала?

— Это было в 1929 году, но настоящие, большие и ведущие партии

я стала петь только через четыре года, то есть в 1933-м. В 1938 году под

управлением Ди Сабата я спела партию Баттерфляй. Это было для меня

очень важно и ответственно. В продолжение семи сезонов я оставалась

единственной и бессменной исполнительницей этой роли в Ла Скала. И

в других театрах я всегда пела ее с успехом.

Я выступила в шестидесяти ролях итальянских и иностранных

опер. Петь приходилось на разных языках. Например, во Франции по-

французски, а на концертах — даже по-русски. Я пела, конечно, не зная

языка, на слух, хотя и понимала содержание. В 1946 году я вышла замуж

и прервала свою певческую карьеру. Я понимала, что очень трудно де-

лать две вещи сразу: быть полноценной певицей и полноценной женой.

И я решила остаться женой, перестала петь в театре и начала давать уро-

ки пения. Меня пригласили в консерваторию в Венеции. У меня уже

22 года консерваторской практики. Я очень люблю свою работу, и не

только преподавание, но и все, что связано с искусством пения, мне до-

рого. Я бы хотела, чтобы искусство пения и теперь достигло той высоты,

на которой оно стояло в минувшие годы, когда посвящалось больше вре-

мени его изучению. Сейчас в Италии уделяют мало времени для изуче-

ния искусства пения. Все спешат, спешат. Такова современная жизнь.

Это плохо. Плохо для конечного результата, к которому стремятся. Надо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.011 с.)