Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциальные характеристики личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основы феноменологической Ф, оказавшей большое влияние не только на современную философскую мысль, но и на литературоведение, психологию и другие области социально-гуманитарного знания, были заложены немецким философом Э. Гуссерлем на рубеже XIX-XX вв. Отличительной чертой экзистенциально-феноменологической стратегии явилась критика объективизма предшествующей, особенно новоевропейской Ф. Основным предметом философской рефлексии в экзистенциально-феноменологической традиции стал человек-в-мире, а задачей Ф - содействие человеку в обретении им аутентичного (возможности быть автором собственной жизни, обладать собственным бытием) личностного бытия. Одним из наиболее ярких проявлений этой установки в Ф XX в. стал экзистенциализм. Но если для Э. Гуссерля основным предметом анализа было познавательное отношение человека к миру, то экзистенциальная Ф-я исходила из того, что познание является лишь одним из проявлений человеческого существования и основано в нем.Центральное понятие рассматриваемой философской традиции "экзистенция" (позднелат. existentia - существование) характеризует собственный опыт человека, в котором фундаментальные возможности его бытия осуществляются упускаются; акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможности быть самим собой. Структура экзистенции описывается через ряд модусов человеческого существования: свобода (как возможность выбора, центральный модус); страх (как чувство, обусловленное конечностью бытия человека и осознанием человеком временности, бренности существования); любовь (как забота, как отношение к Другому, разрушающее замкнутость индивидуального мира и отчужденность от человека); коммуникация (как механизм отношений в системе "я - Другой"). Ф-я экзистенциализма оформилась в 20-е гг. XX в. и получила развитие вначале в Германии (ранний М. Хайдеггер и К. Ясперс), а затем во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти) и других странах Запада. Немецкий философ ХХ века Э. Гуссерль заложил основы масштабного проекта феноменологической философии, оказавшего большое влияние на современную философию и другие области социально-гуманитарного знания. Создавая проект новой «науки о духе» в рамках феноменологической традиции, Э. Гуссерль ввел понятие «жизненного мира» как суммы «непосредственных очевидностей». Жизненный мир культурно-историчен, субъективен, лежит в основании всех научных идеализаций. С введением этого понятия Э. Гуссерль связывал идею освобождения Ф и науки от объективизма. Согласно экзистенциализму, экзистенция непостижима средствами рационалистической Ф и наукой. Приблизиться к ее пониманию можно лишь в период своеобразных жизненных ситуаций, названных «пограничными». Именно «пограничные ситуации» - моменты глубочайших потрясений - способствуют прозрению человеком экзистенции как корня своего существа. Экзистенциализм: Экзистенциализм как течение современной западной философии оформился в 20-е гг. 20 века и получил развитие вначале в Германии (ранний Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс), а затем во Франции (Жан-Поль Сартр и Альбер Камю); предшественником современного экзистенциализма был датский философ Сёрен Киркегор. темой философской рефлексии в рамках данного течения становится экзистенция – конкретное человеческое существование, понятое как личностное бытие.человек не имеет никакой законченной определенности – он всегда может измениться посредством своих поступков. Поэтому фундаментальной характеристикой экзистенции является свобода. Итак, экзистенциальная философия представляет собой анализ человеческого существования. экзистенция открывается человеку в напряжении пограничных ситуаций. Это – фундаментальные жизненные ситуации человека – смерть, болезнь, страдание, роковые случайности Тезис «Человек — это свобода» означает, что люди не имеют перед собой никаких моральных ценностей и предписаний, которые бы определяли и оправдывали наши поступки. Всякая попытка оправдать тот или иной поступок принуждающей силой обстоятельств есть не более чем уловка, в которой выражается страх перед личной ответственностью. По мнению Сартра, у человека вообще не бывает непроизвольных действий. Безотчетность эмоций есть выражение расчетливости: падая в обморок, человек просто отрицает ситуацию, которая стала для него непереносима. Любой «непроизвольный эмоциональный приступ» разыгрывается человеком. Человеческая свобода абсолютна: человек несет на себе всю тяжесть мира и только от него зависит тот мир, в котором он живет. Оборотной стороной свободы является ответственность, столь же абсолютная, как и свобода. Оборотной стороной опыта свободы является поэтому чувство тревоги: человек страшится своей безосновности, ему тяжело вынести бремя ответственности. Поэтому человек пытается списать свои действия на якобы не зависящие от него объективные причины, скрыться за маской социальной роли. Это значит, что неподлинное существование человека является результатом его бегства от свободы вследствие стремления снять с себя бремя ответственности. Но даже это бегство представляет собой результат свободного выбора. Так что можно сказать, что быть свободным – это удел человека. можно несколько упрощенно определить экзистенциальную философию как понятийно оформленное выражение органического неприятия конформизма. (Конформи́зм -пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов), спонтанно порождаемого динамикой современного человеческого мира.
32.Сознание человека как предмет философской рефлексии. Основные традиции анализа сознания в философии. Сознание – это фундаментальное философское понятие, характеризующее феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека. В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания. Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Лейбниц, Гегель и др.).Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается лишь как отдельное проявление Мирового Разума. Статус индивидуального сознания оценивается через степень его приобщения к миру вечных идей, в чем философы имеют несомненный приоритет по сравнению с другими людьми.Общим положением для этой парадигмы, является представление об универсально объективном характере идеального, существующем до индивидуального сознания и полностью определяющем его опыт. Функциональная модель. Сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. При этом сознание выступает не конкретизацией универсальных понятийных конструкций, а отражением реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях. При этом соответствующие научные идеи подчас выступали основанием для построения философских концепций, и наоборот. Например, вульгарный материализм(Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт), пришедший на смену механистическим версиям сознания в эпоху Просвещения, формировался как своеобразная философия среди ученых-физиологов, в то время как диалектико-материалистическая модель сознания оказала мощное влияние на развитие отечественных научных школ в психологии и физиологии. В границах этого натуралистического подхода была поставлена психофизиологическая проблема, но не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная обусловленность. Социокультурный подход к определению сознания представлен двумя версиями. Первая и з них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надындивидуальное сознание. Вторая версия этого подхода - философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи надындивидуального (общественного) сознания со сферой практически-предметной деятельности людей. Развитие марксизма, вскрывшего социально-практическую природу сознания, открытие феномена бессознательного в психоанализе стали теоретическими предпосылками перехода к неклассической философии сознания.
Постклассические в арианты проблемы сознания заданы в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) наиболее важна:Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление (конституирование смысла) действительности. Именно оно формирует «жизненный мир» человеческого бытия, задает его мировоззренческие горизонты и определяет весь опыт его существования. Подлинное его бытие осуществляется как «поток» мыслей, чувств, ассоциаций. Одновременно сознание возможно лишь в уникальности опыта «Я». Выделение трех базовых стратегий философского осмысления проблемы сознания. 1. Рассмотрение вопроса о происхождении, структуре и функциях сознания. 2. Исследование его социокультурной размерности и взаимосвязи с семиотическими системами. 3. анализ проблемы субстрата сознания и возможности его искусственных модификаций.
33.Генезис сознания и структурно-функциональные его характеристики. В современной культуре сознание является объектом пристального интереса не только философии, но и самых различных научных дисциплин. Каждая из этих наук изучает определенные свойства и характеристики сознания. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения. Эволюция отражения в органической природе была связана с возникновением и совершенствованием нервной системы и мозга как материального субстрата, обеспечивающего воспроизведение поступающей извне информации и организацию соответствующих поведенческих реакций. Высшей формой отражения в природе является психика как адаптационный механизм. Психика основана на видовых программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). Отличительными признаками сознания человека от психики животных являются: абстрактное мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии; целеполагание как способность прогнозировать свою деятельность; самосознание определяющее возможность выделения себя из внешней среды; язык как вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям. В зависимости от выделенных уровней анализа можно говорить и об основных структурно-функциональных характеристиках сознания. Психоаналитическая философия выделяет три основные сферы: “Сверх-Я” (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты); “Я” (сознание); “Оно” (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т.д.). “Я”, будучи связанным с “Сверх-Я” и “Оно”, как бы балансирует между ними. Эта концепция имеет минусы, здесь больше описывается психика, а не сознание. Изначально психология выделяла 5 основных составляющих сознания: интеллект, память, воля, эмоции и внимание. Основные функции сознания: 1. Познавательная 2. Целеполагающая 3. Регулятивная 4. Креативная. В конце 20-го века рождаются новые подходы к структурированию сознания. Когнитивная проекция описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности, аксиологическая – конкретизирует иерархию ценностных ориентаций, регулятивная – выявляет связанные с деятельностью человека стороны сознания.
34.Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Классическая философия утверждала, что сознание формируется в отрыве от общества. Марксизм опровергал: индивидуально сознание определяется общественным. Герменевтика (Гадамер) продолжила эту критику, доказывая, что «предрассудки и образование» дают сознанию структуру (основу, матрицу) для личного психологического опыта.будучи социально детерминированным, сознание не просто пассивно отражает действительность, но всякий раз творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени. Помимо исторической вариабельности, творческая природа сознания состоит также в его способности к опережающему отражению действительности, т. е. в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта. Способность к опережающему отражению действительности связана с таким фундаментальным свойством сознания, как целеполагание. Существует несколько подходов к рассмотрению проблемы (соц размерности). Генетическая схема анализа проблемы представлена трудовой теорией происхождения сознания, сформированной философией марксизма. Благодаря трудовой деятельности, у человека сформировались высшие психические функции, способность к выработке понятий, к рациональному постижению мира с помощью абстрактно-логического мышления. Функциональная схема, восходящая к философии марксизма, трактует сознание как осознанное бытие, под которым понимаются реальные условия жизни людей в обществе, способ их жизнедеятельности. Согласно этому подходу, содержание сознания в итоге определяется социально-экономическими факторами. Творчески-программирующая схема представляет сознание в форме социокодов. Создается особая среда его -- знаково-символическая реальность, основная сфера творчества человека. Коммуникативная схема обращена к исследованию сознания в языковой форме, являющейся универсальным средством коммуникации. Факторы, посредством которых осуществляется социально-творческая природа сознания: 1. Деятельность – это процесс «опредмечивания» идеальных ценностей сознания, в то время как сознание и мышление – это «распредмечивание» материальных ценностей. Связанное с деятельностью, сознание зависит от наличного уровня социальной практики, отражая и опережая ее развитие. 2. Традиция и образование. Они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения. 3. Коммуникация. Она объясняет феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий. Культурными механизмами, обеспечивающие коммуникацию, – это речь и язык. Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык играет очень важную роль. Функции языка: 1. Номинативная (обозначение). 2. Аккумулятивная (накопление и хранение инфы). 3. Коммуникативная (передача инфы в процессе общения). 4. Экспрессивная (выражение состояния) 5. Волюнтативная (побуждение к действию). Существует два аспекта речи:вербальный (словесный) и невербальный. Для понимания языка три уровня анализа 1. Семантика (значение, соотношение предмета и знака) 2. Синтактика (валентность – характеристика, показывающая как знаки связаны друг с другом) Прагматика (употребление языка в разных видах деятельности в зависимости от смысла, от контекста).
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.011 с.) |