Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой культуре.

Поиск

Средневековье -- период европейской истории, занимающий отрезок времени с V по XV вв. Средневековое мышление по своему существу было теоцентричным. Идея творения лежала в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляла фундамент учения о познании. История понималась средневековыми мыслителями как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика. Патристика -- этап в истории философии, охватывающий период со II по VIII вв. Термин “патристика” (лат. patres-- отцы) обозначает совокупность теологических и философских доктрин первых христианских мыслителей, так называемых “Отцов Церкви” -- Августина Блаженного, Василия Великого, Григория Нисского, Оригена и др. Ранняя патристика (II -- III вв.) носит название апологетики. Для патристики характерно интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, развивавшейся под влиянием идей Платона. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и т.д.

Эпоху схоластики датируют VIII -- XV вв. На этапе схоластики (греч. schola -- ученая беседа, школа) в европейской философии происходила систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. Цель схоластической философии заключалась в оправдании веры посредством разума, т.е. в рациональном обосновании веры в Бога и христианского вероучения. Представителями средневековой схоластики являлись И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. Дунс Скотт и Фома Аквинский.

Поиск доказательства бытия Божия и толкование догмата о троичной сущности Бога в средневековой схоластике велись с позиций номинализма и реализма. Номинализм (лат. nomina -- имена) связывал общие понятия (универсалии) только со сферой мышления и трактовал их как имена реально существующих единичных объектов. В истории средневековой философии его представляли И. Росцелин, У. Оккам

Реализм (лат. realis -- действительный, вещественный), напротив, базировался на признании объективной реальности универсалий. Позиция средневекового реализма, которую разделяли И. Дунс Скотт, Ансельм Кентерберийский -- это продолжение линии Платона в философии.

Концептуализм (лат.conceptus -- понятие), развивавшийся П. Абеляром, пытался примирить номинализм и реализм.

Это важно: Реализм в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания

Их крайности были преодолены Фомой Аквинским, который, опираясь на учение Аристотеля, в XIII в. обосновал основные принципы христианской теологии. Выдвинутый им принцип гармонии веры и разума утверждал необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии. Философские воззрения Фомы Аквинского послужили основой неотомизма -- официальной философской доктрины Ватикана, возникшей в последней трети XIX в.


11.Философия эпохи возрождения: основные направления и этапы развития.

Переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем (XIV --XVI вв.) носит название Возрождение (или Ренесанса).

К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. Для философов эпохи Возрождения он являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир, созидающим красоту, наконец -- самого себя. Гуманизм этой исторической эпохи (признание человека личностью, утверждение его права на творчество, свободу и счастье) впервые предстал в качестве целостной системы взглядов. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу.

В качестве основных этапов в развитии философии Возрождения выделяют гуманистический, неоплатонический и натурфилософский. Гуманистическая традиция, начало которой относится к середине XIV в., противопоставила средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку. Неоплатоническая традиция, начиная с середины XV в. связана с постановкой и разработкой главным образом онтологической проблематики, со систематизацией и развитием учения Платона. Для натурфилософской традиции (2-я половина XVI века -- начало XVII века) было характерно стремление сформировать научное мировоззрение, свободное от теологии, обосновать материалистический взгляд на мир, отыскать экспериментальные методы обоснования новой космологии.

Представителями философии Возрождения являлись: гуманисты А. Данте, Ф. Петрарка, Эразм Роттердамский, Т. Мор и М. Монтень; неоплатоники Дж. Пико делла Мирандола и Николай Кузанский; натурфилософы Н. Коперник, Дж. Бруно и Г. Галилей.

Философские поиски в Беларуси в эпоху Возрождения связаны с именами М. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного. М. Гусовский (XV -- XVI вв.) знаменует собой начальный период развития гуманистической мысли Беларуси. Ф. Скорина -- белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист и патриот, живший в 1-ой половине XVI века -- во многом содействовал развитию национальной культуры. С. Будный, разделявший позиции антитринитаризма, развивал идеи гуманизма и атеизма во 2-ой половине XVI века.

Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация (1-я половина XVI в.), приведшая к созданию нового типа христианского вероучения -- протестантизма. Положения, выдвинутые ее вождями -- М. Лютером, Ж. Кальвином -- имели не только религиозный смысл, но были наполнены социально-политическим и философским содержанием. Они знаменовали окончание эпохи Возрождения и переход к новому этапу развития европейского общества и его культуры.

 

12.Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Дилемма эмпиризма и рационализма.

В эпоху Нового времени философия развивалась в тесном контакте с наукой, в новоевропейской философии господствовали метафизика и механицизм. Для механицизма XVII -- XVIII вв. было характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественного своеобразия законов природы, стремление объяснить движение и взаимодействие объектов, исходя из законов классической механики.

Гносеологическая проблематика стала преобладающей в новоевропейской философии. При решении проблемы метода сложились два метафизических в своей сути подхода, по-разному трактовавшие источник и природу человеческого знания -- эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (греч. empeiria-- опыт) новоевропейской философии возник как результат трансформации весьма давней гносеологической традиции сенсуализма (лат. sensus -- чувство, ощущение) под влиянием развивающегося естествознания. Суть сенсуализма заключается в абсолютизации роли чувственного познания, в рассмотрении чувственного опыта человека как исчерпывающего источника познания им окружающего мира. Эмпиризм утверждал, что все знание основывается на опыте. Сторонники эмпиризма акцентировали внимание на экспериментальных методах исследования природы и рассматривали индуктивный метод в качестве средства обобщения данных эксперимента.

Разработка идей материалистического эмпиризма в Новое время начинается Ф. Бэконом, которому принадлежит постановка проблемы научного метода исследования природы. Учение Ф. Бэкона стало отправной точкой формирования не только философии Нового времени, но и стиля мышления этой исторической эпохи.

С именами философов-материалистов Т. Гоббса и Дж. Локка, разделявших позиции эмпиризма, связано также становление новых социальных идей в философии XVII. Концепции политической философии, созданные этими мыслителями, в частности, утверждали необходимость подчинения всех людей одним и тем же юридическим законам (при естественном несходстве разных индивидов) на основе “общественного договора”, без которого они не способны к мирному сосуществованию друг с другом.

Идеалистическое крыло в эмпиризме представлено Д. Юмом и Дж. Беркли, в XVIII в. заложившими субъективно-идеалистическую традицию в классической философии.

Рационализм (лат. ratio -- разум) отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания -- ощущениями, восприятиями, представлениями. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу, включающему интеллектуальную интуицию. Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Б. Спиноза воплотил и в решении этических проблем. Человек, с его точки зрения, должен руководствоваться в своей деятельности только разумом.

Учению Б. Спинозы о единой субстанции (материалистическую идею единой субстанции -- протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя.) представитель идеалистического направления в рационализме Г. Лейбниц противопоставил идею множественности субстанций -- монад. Благодаря Г. Лейбницу в философию проникла идея эволюции. В своей монадологии мыслитель предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде -- Абсолюту, Богу.

 

13.Философия и идеология в эпоху Просвещения.

XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года.Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.

Для философии французского Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм.

Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию. Во второй половине XVIII и в начале XIX века просветительские идеи получили распространение в России (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и Просвещения разрабатывались в трудах К. Нарбута, И. Массальского, К. Бощеславского и др.

 

14.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

Для немецкой классической философии характерны: систематическая целостность и внутренняя завершен­ность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике.

Немецкая классическая философия

1) Философия Иммануила Канта

2) Объективный идеализм и диалектика Гегеля

3) Антропологический материализм Людвига Фейербаха

Немецкая классическая философия (18-19 в.). Представители: Им­мануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель

Идеи немецкой классической философии характеризуются духом преемственности. Немецкая классическая философия опиралась в своих идеях на достижения и идеи философов разви­тых стран Западной Европы (Англия, Франция), а также на идеи немцев: Николая Кузанского и Лейбница. Все философы немецкой классической философии - это профессиональные преподаватели философии, это профес­сора немецких вузов. У них вырабатывается профессиональный язык, который трудно понять человеку, далекому от философии.

1) Основоположником немецкой классической мысли был Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.). Вся жизнь И. Канта связана с немецким городом Кенигсберг (Калининград). Канта называли Кенигсбергским мыслителем. На И.Канта огромное влияние оказали такие философы как Дэвид Юм и Жан-Жак Руссо.

Творчество Канта может быть разделено на два периода

1) Докритический (1746 -1770 гг.) В рамках данного периода Иммануил Кант занимается проблемами логики, астрономии (именно он впервые выдвигает идею о том, что вселенная возникла из облака диффузного вещества). В это время выходит работа «Всеобщая естественная история и теория неба». В этой работе он выдвигает идею, согласно которой во вселенной существуют другие разумные существа, и они тем разумнее, чем далее удалены от земли.

2) Критический (1770 -1797 гг.) Такое название период получил после того, как у канта выходит три работы, которые в своем названии содержат слово «критика»: «Критика чистого разума», «Критика практического разу­ма», «Критика способности суждения».

И. Кант совершил гносеологический поворот в философии. Обосновывая разумное знание, Кант приходит к выводу, что оно не может быть однозначно обосновано, т.е одинаково правомерными являются тезис и антитезис. Эта особенность называется антиномией, например: тезис - мир сущ. сам по себе, антитезис - мир создан Богом. Кант утверж­дал, что мир в принципе непознаваем. Философия Канта получила название агностицизма. В этике им был сформулирован так называемый категорический императив или общезначимое нравственное правило, определяющее форму морального поступка человека: поступай так, чтобы правило, которым ты руководствуешься, могло стать всеобщим законом.

2) Говоря о Гегеле (1775 - 1854 гг.), необходимо отметить, что в его философии большое место уделяется критике философии И.Канта. Философия Гегеля была кульминационным моментом развития немецкой философии. Она была официальной философией Пруссии. Хотя Гегель часто критиковал Канта, последний оказал влияние на философию Гегеля. Философия Гегеля достаточно трудна для понимания. Более того, можно сказать, что его философия - самая трудная философия из существующих (одно предложение может растягиваться на 10-12 страниц). Гегель является объективным идеалистом. («Что же касается индивида - он по Гегелю второстепенен и является марионет­кой в руках мирового духа») Кроме того, философия Гегеля представляет собой систему диалектического идеализма.

Основными составными частями философской системы Гегеля являются следующие разделы:

1) Логика

2) Философия природы

3) Философия духа

Гегель - автор трех законов диалектики:

1) Закон, который связан с учением Гегеля о единстве и борьбе противоположностей

2) Закон перехода постепенных количественных изменений в коренные качественные.

3) Закон отрицания отрицания.

Во второй половине XIX в. выделились два главных направления, по которым шло переосмысление наследия немецкой классической философии, особенно гегельянства: с позиций материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и с позиций иррационализма (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

3) Людвиг Андреас Фейербах ( антропологический материализм) получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Основные работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Достаточно часто Л.А.Фейербаха не считают представи­телем немецкой классической философии. Дело в том, что немецкие классические философы строили целостные модели. Философия же Фейербаха главным образом затрагивает проблему человека. В философии Фейербаха начинается так называемый антропологический поворот в современной философии. Большое место в философии Фейербаха занима­ет критика философии Гегеля и религии. «На место Бога должен быть поставлен человек. У него одна жизнь, и эта жизнь проживается в этом мире».

Представителями иррационалистической философии (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) XIX в. был сделан акцент на преодолении рационализма предшествующей философской классики (и особенно немецкой классической философии) за счет отказа от приз­нания разумных оснований действительности и выдвижения на первый план иррационального начала.

 


15.Классика и современность: две эпохи в развитии европейской философии.

В контексте развития европейской Ф могут быть выделены две эпохи: классика (развитие Ф с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской Ф с середины XIX в. по настоящий момент). Под классической Ф-ей имеется в виду европейская философская традиция от греков до Г. Гегеля включительно. Термин "постклассика" характеризует состояние Ф "после классики

Классическая философия. В целом классическая философия рационалистична

- рационализм 1 типа (в античной, средневековой философии и философии эпохи Возрождения): аксиоматико-дедуктивным, умозрительным(фантазия, нехватка инфо) и спекулятивным (спекуляция – недостаточно обоснованное суждение)

- рационализм 2 типа (в философии Нового времени, эпохи просвещения, классической немецкой): индуктивным и эмпиричным (из опыта).

Для всей классической философии это означает:

- установку на разумность и естественную упорядоченность мира;

- наличие в мире внутренней логики и гармонии;

- убежденность в способностях разума постичь этот мир и обустроить его на разумных основаниях (хорошей иллюстрацией являются слова Гегеля: «Все действительное разумно, все разумное действительно»);

- интерес преимущественно к онтологической и метафизической проблематике.

Сравнительная характеристика

Классика

1. Предметом классической философии является мир в целом, понимаемый как Универсум.

2. Универсум понимается как целостная завершенная система. Он моделируется как космос (т.е. как упорядоченное бытие) и признается как действительно существующее.

3. Структура философского знания. Философское знание четко структурировано по разделам: онтология, метафизика в ее рамках; философская антропология; гносеология (эпистемология); методология; социальная философия.

4. Абсолютный логоцентризм, т.е. признание универсального разума и разумности, Логоса.

5. выработка универсального языка философских текстов (требование универсальности особенно касается логико-грамматического строя языка).

6. Язык. Характерна семантическая стабильность, по крайней мере, в рамках философской традиции: используемые понятия должны иметь определенное значение и в целом должна соблюдаться строгость в оперировании понятиями. традиция. Переход же к другому языку будет означать и переход к другой философской традиции.

7. В сфере познания – четкое противопоставление объекта и субъекта познания,

8. Также в сфере познания – чаще всего имеет место гносеологический оптимизм и тесная связь с наукой

9. Человек понимается как носитель рациональности, как познающий субъект. Никакие другие стороны его бытия: пол, возраст, например, - не рассматриваются.

10. Понимание социальных процессов. ( идеи циклизма и регрессизма,социального прогресса

Постклассика

1. Предмет философии (т.е. мир) утрачивает целостное единство. Он относителен (релятивен), фрагментарен. Как следствие, не признаются универсальные законы бытия.

2. Универсум моделируется на основе принципа онтологической относительности. Это означает, что допускается множественность моделей и интерпретаций бытия (пр: психологические, лингвистические, логические).

3. Структура философского знания крайне размыта и неопределенна. Интерес перемещается на «обочину» философии, туда, где она соприкасается с другими формами знания.

4. Метафизический стиль мышления подвергается сомнению,

5. Универсальная рациональность не признается, как и универсальный язык. Допустимы и признаются все виды рациональности и языка.

6. Имеет место отказ от строгости в использовании языка и от традиционных философских жанров (статья, монография). Философы обращаются к форме эссе, философской поэзии, активно используют живопись, кинематограф.

7. В сфере познания имеет место отказ не только от оппозиции объекта и субъекта познания, но и вообще от разного рода бинаризмов, чего бы они ни касались (Запад – Восток, внутреннее – внешнее, мужское – женское и т.п.

8. Связь с наукой в целом практически отсутствует (за исключением позитивистского = «философией науки»). Акцент в рассмотрении философских проблем смещается в сторону разного рода ценностей: этических, эстетических.

9. Человек рассматривается не только и не столько как носитель рациональности. Человек в современной философии представлен в первую очередь как активный социальный агент, погруженный в многообразные социальные отношения (переход «от мира – к социуму»).

Понимание социальных процессов: отказ от идеи социального прогресса. в пользу «трагической» и «негативной» диалектик (например, в неомарксизме). Затем переход к т.н. историцизму (Дильтей), история теряет свою объективность и превращается в совокупность жизненных опытов, не связанных

10. никакими закономерностями., история не логична, «у человека нет истории, он сам есть история».

 

 

16.Характерные особенности и основные направления развития постклассической философии.

Постклассическая философия. Развитие постклассической Ф осуществляется в рамках трех основных стратегий: социально-критической (преодолении созерцательности классической Ф), экзистенциально-феноменологической (отвергает объективизм предшествующей философской традиции) и аналитической(актуальной становится критика субстанциализма философской классики). В стуктуре можно выделить:

- Неоклассическая Ф-я в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм, марксизм, позитивизм (опирался на учения франц. И англ. Материалистов и субъективных идеалистов)). Неклассическая (критика классики и ее рационализма, отказывает разуму в познавательной споспособности, но не агностицизм! Мир познается интуицией, волей, фантазией, воображением, озарением, которые и замещают разум). Постнеклассика: (с 70-х 20 века) постмодерн, неопротестантизм, структурализм (СТРУКТУРАЛИЗМ - направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. 20 в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования структурализма - культура как совокупность знаковых систем). Отказ от традиционных философских тем, выход к маргинальным проблемам.

В целом, за исключением неоклассики, характерен отказ от рационализма и переход на позиции иррационализма.

 

17.Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и значение в истории цивилизации.

 

Основоположник – Карл Маркс (1818-1883). Адвокат по образованию, интересовался древнегреческой философией, долгое время находился под влиянием гегелевской диалектики. Дружба и сотрудничество с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) подтолкнула к изучению современной Марксу экономической и социалистической мысли.

К. Маркс и Ф. Энгельс выработали новую программу развития философии. В рамках этой программы не только были трансформированы традиционные проблемные поля философской классики, но по-новому было осознано предназначение философии и задачи, стоящие перед ней. Миссия философии впервые в истории ее развития была связана с социальной критикой, призванной содействовать реализации идеала эмансипации общества и человека. Характерной чертой философии марксизма явился социоцентризм.

Непосредственными теоретическими источниками философии марксизма, по свидетельству Ф. Энгельса, явились идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Но по выражению Ф. Энгельса, диалектика Г. Гегеля была поставлена в философии марксизма с “головы на ноги”.

Важнейшими естественнонаучными предпосылками формирования марксистской философии Ф. Энгельс назвал открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточного строения живых организмов и эволюционную теорию Ч. Дарвина. Социальными предпосылками становления новой философской стратегии явились события в жизни индустриального общества в первой половине XIX в., которые со всей остротой поставили вопрос о необходимости сознательного регулирования социальных процессов прежде всего в сфере экономической жизнедеятельности.

Основным объектом критики Марксом классической философии стала ее созерцательность. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс формулирует идею о необходимости изменить мир. Причем изменение это должно произойти не через усовершенствование разума (как этого требовала классическая философия), а через практическую общественно-политическую деятельность.

Маркс – материалист, и бытие материального мира для него первично по отношению к бытию духа. Но Маркс придерживался диалектических идей. В результате его философское учение может быть названо диалектическим материализмом, в рамках которого разработаны новая теория и соответствующий ей метод философского мышления – материалистическая диалектика. диалектика Маркса, так же как и диалектика Гегеля, носила ярко выраженный прогрессистский характер (в силу отождествления обоими авторами «развития» и «прогресса»).

Будучи материалистом, Маркс, тем не менее, не отрицал значимости духовной сферы. Но в отличие от классиков он показал, что эта сфера не самодостаточна, а является результатом развития общественного бытия, в центре которого он особым образом выделяет материальные экономические отношения. Согласно Марксу, экономические отношения(базис) определяют все другие типы отношений в обществе (надстройка): политические, идеологические, религиозные, культурные и т.д. Таким образом, Маркс формулирует материалистическое понимание истории, легшее в основу марксистского учения об обществе – исторического материализма. При этом следует отметить, что все философы до Маркса во взглядах на общество были идеалистами.

Такая идеалистическая установка классической философии приводила к тому, что, например, в эпоху Просвещения социальное зло считалось следствием недостаточного развития сознания (причину зла усматривали в отсталости, неграмотности, предрассудках). Маркс же, выводя на первый план экономические производственные отношения, видит причину существующей социальной несправедливости и неравенства в противоречиях капитализма, в капиталистической частной собственности. Анализ этих противоречий выводит Маркса на феномен отчуждения, отчужденного труда. Маркс считал, что труд для человека изначально – это сфера его свободы и творчества. Но при капитализме именно труд становится фактором отчуждения человека от

самого труда (человек экономически несвободен, вынужден продавать свою рабочую силу на невыгодных для себя условиях),

от природы (при капитализме природа теряет свою ценность как таковая, рассматривается как источник сырья и, следовательно, средство получения прибыли),

от другого человека (как потенциального конкурента),

от самого себя (при капитализме товар, собственность, деньги, капитал становятся фетишем, высшей ценностью, гораздо выше человека. Человек зависит от них, труд изнуряет его, человек «обесчеловечивается», становится простым придатком производственного процесса).

Поэтому для развития общества, его социальной и духовной жизни, необходима, по Марксу, эмансипация (освобождение) труда.

Маркс – автор классового подхода к рассмотрению общественных явлений. Он утверждает, что классы – это историческое явление, возникновение которого связано с появлением частной собственности. Жизненные интересы классов противоположны, что ведет к формированию классовых противоречий, которые в конечном итоге лежат в основе классовой борьбы. она является источником прогрессивных изменений в обществе, которые должны привести к возникновению общества нового типа – коммунизма. В силу наличия общественной собственности на средства производства при коммунизме классы завершат свою историю и исчезнут, а вместе с ними исчезнет и классовая борьба. И наиболее действенным способом преобразования общественных отношений Маркс считал социальную революцию и вместе с ней признавал и одобрял революционное насилие.

Маркс автор теории Прогрессизме как закономерной смене типов общественно-экономической формации (-общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В структуру формации входят все существующие в данном обществе социальные отношения, но основу ее составляет определенный способ производства, а в нем – производственные отношения и производительные силы). типология предполагает последовательную смену первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической формаций с переходом к коммунистическому обществу, включающему две фазы – социализм и собственно коммунизм.

Т.о., Маркс - не только философ. Он и экономист, и политик. В философии Маркс усматривает идейное орудие освобождения человека от всех форм рабства. В целом теорию Маркса можно назвать социальной теориейиндустриального общества, основанной на технологическом типе рациональности.

Неомарксизм: Франкфуртская Школа: Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.121.79 (0.018 с.)