Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под классической философией обычно понимают некую общую ориентацию и стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентированной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности. Гармония и упорядоченность мироустройства, возможность их рациональной реконструкции в картине мира – неотъемлемые и атрибутивные характеристики классики. От Платона и Аристотеля до середины 19 века. Базовые принципы: 1) строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истинных субстанциальных оснований сущего как адекватного референта исследуемой реальности; 2) редукция всего многообразия духовного мира человека и форм его культурного творчества к рационально-теоретической способности мышления; 3) провозглашение категориально-понятийных структур философии наиболее продуктивным и адекватным ее природе средством философского познания; 4) трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологической структуры процесса познания; 5) конституирование принципа тождества бытия и мышления (рефлексивное сознание главное средство постижения объективной реальности); 6) провозглашение истины универсальным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и инструментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д. Процесс концептуально-содержательного и тематического оформления постклассической философии, а также кардинальные изменения в сфере языка и стилистических особенностей философствования исторически осуществлялись в несколько этапов. Первый из них был связан с распадом гегелевской школы философской классики и критическим переосмыслением задач и предмета философской рефлексии. Здесь, прежде всего, следует указать на марксизм, который претендовал на преодоление гегелевской философии на принципах постклассического мышления, и критику философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и позднее Ф. Ницше. Идеи этих мыслителей заложили парадигмальные основания собственно постклассического философствования, обнаружившего себя в ряде школ и направлений в западной философии XX в. Второй этап в становлении постклассической философии был связан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамках позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль) радикально отвергались принципыметафизического и спекулятивного философствования, столь характерные для классических систем и концепций, с другой - обнаружились ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг. XIX в. под лозунгом "Назад к Канту" оформляется неокантианство. Оно представлено двумя основными философскими школами - марбургской (Г. Коген.П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт). Несколько ранее под лозунгом "Назад к Гегелю" начало формироваться уже неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд - в Англии; Р. Кронер - в Германии; Б. Кроче, Дж. Джентиле - в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Ипполит - во Франции и др. Конец XIX - начала XX вв. В частности, это относится к неотомизму (от лат.написания имени Фомы Аквинского -Thomas), обратно идеи к классике. Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Ж. Жильсон и др. в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиям XX в. Третий этап в становлении постклассической философии сущностно характеризуется интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философского мышления. Философия жизни (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи) психоанализ (3.Фрейд, К.-Г. Юнг) и др. XX столетия философская герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер), структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко и др.), неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.). В последние десятилетия XXв.новые тенденции. К этим тенденциям можно отнести кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности; противоречия социодинамики, обнаруживающие себя в потенциально-возможном конфликте различных типов социума и цивилизационных структур; феномен информационной революции и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания. Данные тенденции в развитии современных обществ инициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. При этом акцент переносится на такие сферы и области и сферы философского знания, как социокультурный статус "философии модерна" и "постмодерна"; философия и общество: границы и возможности коммуникативной компетенции; философское обоснование постнеклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии и другие. Формационный подход. Достоинства: 1. История едина, судьба человечества едина. 2 История – не хаос, а закономерный поступательный процесс. По мере развития общества человек, в целом, начинает подчинять себе историю. Она перестает быть хаотичной, разрушительной по отношению к человеку. 3. История и общество развиваются прогрессивно, что дает надежду на сохранение завоеваний предыдущей истории: науки, демок5ратии, гуманизма. 4. Модель ОЭФ – четко организована, эффективная модель для исследования общества. Недостатки: 1. В качестве фундамента ОЭФ выделяется только один тип социальных отношений – экономические. История при этом упрощается, рассматривается через взаимодействие базиса и надстройки. Внеэкономические факторы – культура, влияние географических условий, традиций не учитываются. 2. Марксизм создал «европоцентристскую» модель истории, т.к. именно Западная Европа наиболее четко проявила смену формаций. В силу этого из истории «выпали» целые регионы, напр., Восток. Он не прошел через формационный путь. Маркс только обозначил специфичность «азиатского» способа производства. 3. История у Маркса безальтернативна, единообразна, может идти только в одном направлении – к коммунизму. 4. Как отмечал Г. Маркузе, для учения Маркса характерно преувеличение влияние сил, разрушающих общество (борьба классов, противоречия между базисом и надстройкой). 5.Это учение концентрирует внимание на т.н. «вертикальных» исторических связях, связях между различными историческими стадиями какого-либо общества. Цивилизационный подход. Достоинства: 1. Этот подход подчеркивает своеобразие, уникальность и неповторимость судеб народов, культур, цивилизаций. 2. Цивилизационный подход не отрицает вообще повторяемость в истории, утверждает циклизм исторического развития (рождение, расцвет, надлом, упадок). 3. История здесь нелинейна, несводима к одному направлению, плюралистична, подход предполагает возможность альтернатив развития истории (напр., западный и восточный пути). 4. Подход обогащает представления о менталитете, духовной, культурной специфике общества. 5. Цивилизационное развитие опирается на духовное, культурное единство людей, здесь подчеркиваются силы, интегрирующие, объединяющие людей в общество, а не разобщающие их. 6. Цивилизационный подход описывает более длительные, фундаментальные периоды истории человечества. 7. Подход раскрывает «горизонтальные» связи истории – между одновременно существующими в пространстве обществами, что дает разнообразную картину истории. Недостатки: 1. История разбивается на ряд не связанных историей культур и народов. Если это и было на заре развития человеческой истории, то сейчас происходит глобализация истории, объединение человечества. 2. История непредсказуема, значит, в ней ничего нельзя изменить. 3. Абсолютизация уникальности исторических судеб ведет к изоляции народов, к углублению разрыва между мирами (проблема «3-го мира»). 4. Преувеличение роли духовных ценностей в судьбе народов ведет к недооценке экономического фактора, который продолжает играть значительную роль в развитии общества, отрицать его невозможно. 5. Подход не может объяснить причины и механизмы перехода от одной ступени цивилизации к другой. Необходимо не только сравнение формационного и цивилизационного подходов, но и их синтез. Каждый подход необходим, но недостаточен. Новый подход к объяснению истории должен, с одной стороны, объяснить возникновение единой, глобальной истории, с другой стороны, обосновать необходимость сохранения уникальности, своеобразия, многообразия культур различных народов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.009 с.) |