Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подводные камни (опасности) экзистенциально-гуманистической психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
n возможно забвение двух базовых методолгических принципов исследования - историчности и диалектичности как в исследовании (доставшегося в наследство от античности, Гегеля, Маркса с Энгельсом, советских философов и филологов) n возможно забвение или наоборот преувеличение значимости таких свойств психологического как прерывистость, эксцессивность n в понятии «жизнетворчества» (и в вытекающей из него первичной ценности индивидуальности и индивидуально направленого целеполагания) возможно умаление ценностей социальных и ценностей внешней, предметной, преобразующей мир деятельности. n В увлечении феноменологическми методами (включая некоторые типы экспертных оценок) кроется проблема маскировки феноменологическими исследованиями отсутствия собственно исследовательских методов, вплоть до затормаживания продвижения знания вообще. n В акцентировании исследований уже существующей экзистенции возможна опасность отрицания тех явлений, фактов, которые не приобрели еще массового характера, возможно отрицание некоей «пассионарности» некоторыхлюдей, событий,
Актуальные проблемы: · Проблема различения методов и критериев оценки результатов исследования: от задачи единообразия методов к проблеме (точнее к задаче) четкости критериев оценки получаемых разными методами фактов. · Результаты исследования зависят прежде всего от используемых методов исследования, а затем уже от теоретических установок (аксиом) исследователя и от вычленяемого исследователем предмета исследования (аспекта или отрывка реальности). (Практически всегда «предметы дипломных и диссертационных исследований» корректировались/переформулировывались после получения результатов исследования.) В некоторых случаях можно даже говорить о том, что в гуманитарных исследованиях широкоприменяемый метод порождает объективность. · Проблема структуры психологического не существует (из-за диахроничности «структурных» составляющих) · Данные феноменологических, проективных и близких исследований могут считаться достоверными лишь при получении их на большой выборке и постоянном мониторинге (одних и тех же характеристик при единообразии критериев вне зависимости от единообразия методов получения данных). · Достоверность как соответствие исследовательских аксиом и методов реальности опредляется применимостью результатов исследования на практике, в том числе применимостью для интерпретации и осмысления индивидуально-психологической и социально-исторической реальности (банальный, но неустаревающий тезис).
В.В. Знаков (Москва) ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИЛИ психологиЯ человеческого бытия? [1]
История психологии ХХ века представляет собой последовательную смену научных теорий, исследовательских подходов к изучению психики. В конце столетия наиболее ярким проявлением этого оказалось смещение интересов большой части психологов с когнитивной парадигмы на экзистенциальную, переход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия. Появилась экзистенциальная психология, предметом которой стали такие глобальные проблемы, как жизнь и смерть человека; свобода и детерминизм; моральный выбор и ответственность; общение и одиночество; смысл и бессмысленность, абсурдность существования. В основе экзистенциального подхода к изучению человеческой психики лежит представление о базисном конфликте, конфронтации субъекта с данностями существования. Под последними имеются в виду глобальные жизненные факторы, являющиеся неотъемлемой составляющей бытия человека в мире – свобода, изоляция, бессмысленность и т.п. Отличительная особенность экзистенциального подхода состоит в стремлении противопоставить себя картезианской картине мира, согласно которой он состоит из отдельных объектов, в том числе – воспринимающих их и взаимодействующих с ними субъектов. Характерной чертой мировоззрения экзистенциалистов является их стремление преодолеть субъект-объектное расщепление мира. Они рассматривают человека не как «мыслящий тростник», воспринимающий и осмысливающий действительность, а как субъекта, обладающего активным сознанием и потому непосредственно участвующего в построении, конструировании реальности. Обозревая весьма разнообразные и неоднородные концепции, объединившиеся под флагом экзистенциальной психологии, современный психолог не должен упускать из виду то, что лежит в основании этих концепций. А в основании находится философия экзистенциализма с присущим ей пессимистическим взглядом на человеческую природу. «Экзистенциальный человек» безуспешно пытается преодолеть вызывающие у него отвращение проявления своей телесной, материальной оболочки. Одновременно он с ужасом сознает, что это ему не дано: растворение себя в потоке мелких чувств и желаний, обыденных ситуаций всегда будет препятствовать постижению высшего смысла бытия. Неудивительно, что неизбежным и малоутешительным выводом экзистенциализма являются мысли об универсальности смерти как единственной антитезы бытию, бессмысленности и даже абсурдности существования человека: небытие не уравновешивает бытие, а активно опровергает его. Экзистенциальная психология по существу представляет собой психологию индивидуализма. Она изучает отдельного человека, противостоящего враждебному ему миру и остающегося один на один с неизбежными жизненными противоречиями - добром и злом, своими желаниями и социальными ограничениями, наконец, жизнью и смертью. И.Д. Ялом называет такой модус существования человека экзистенциальной изоляцией. Наконец очевидно, что экзистенциалистская ориентация в разных областях имеет глубоко интуитивный, а не эмпирический фундамент. Естественно, это означает скорее схватывание феноменологической целостности изучаемых явлений, чем установление достоверности выявленных закономерностей и воспроизводимости обнаруженных фактов. В отличие от научно-познавательной традиции, с экзистенциальной точки зрения исследовать - прежде всего означает отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации. Иначе говоря, думать не о том, каким образом мы стали такими, каковы мы есть, а о том, что мы есть. Однако нельзя не отметить, что в многообразии форм человеческого бытия есть немало сфер, знание о которых, по-видимому, и не может претендовать на объективность и достоверность, а должно оставаться интуитивным. В частности, к ним относятся психотерапия, психологическое консультирование и другие виды практической деятельности, связанные с необходимостью постижения внутреннего мира другого человека. Вместе с тем ясно и то, что академические психологи, привыкшие искать закономерности и причинные связи даже там, где, опираясь на сегодняшние наши знания о психике, невозможно найти точных ответов на вопросы, относящиеся к коренным проблемам человеческого бытия, не могли удовлетвориться методами экзистенциального анализа. Вследствие этого в конце ХХ века возникла особая область психологической науки - психология человеческого бытия. К основателям психологии человеческого бытия следует отнести прежде всего В. Франкла и С.Л. Рубинштейна. Несмотря на принадлежность к совершенно различным социальным мирам и научным школам, двое выдающихся ученых высказывали поразительно сходные суждения о психологии человека. Основой сходства являются прежде всего почти одинаковые представления о должном - морально-нравственном императиве, который регулирует поступки субъекта, его представления о подлинно человеческом отношении к себе и другим. Сходство научных взглядов двух ученых проявилось и в трех группах проблем психологии человеческого бытия, которые неизменно оказывались в центре их внимания. Рубинштейн говорит о проблемах взаимодействия субъекта с объектом, человека с объективной действительностью; отношениях субъекта с другими людьми и его отношении к себе. Франкл интерпретирует эти проблемы в терминах ценностей - смысловых универсалий, обобщающих опыт человечества. Он описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: труда (творчества), переживания и отношения. В фокусе внимания психологов, исследующих закономерности психики человека с позиций психологии человеческого бытия, находятся фактически те же проблемы, однако подходы к их решению в двух названных направлениях психологической науки существенно различаются. Между психологией человеческого бытия и экзистенциальной психологией есть принципиальные различия, и некоторые особенности последней не позволяют исследователю эффективно, научно корректно изучать психологические особенности понимания мира субъектом. Согласно экзистенциалистскому понятию существования, функции субъекта и объекта в бытии принципиально различны (объект «существует», а субъект «переживает»), то человек не познает объективный мир, а именно «переживает». Мало того, что в соответствии с этим тезисом постулируется если и не непознаваемость объекта, то уж во всяком случае несущественность познания мира, его малая значимость для самореализации человека. Это означает еще и акцент на сиюминутности: фокусировании внимания на тех эмоциях и чувствах, которые проявляются в данный момент. В экзистенциальной психотерапии это называется принципом «здесь и теперь». В результате получается, что человек пассивно отражает непознаваемые внешние стимулы, а не осуществляет свою жизнь как активно познающий, действующий и преобразующий мир субъект. В отличие от этого, с позиций психологии человеческого бытия, психолог-исследователь не может ограничиться узнаванием того, что есть, выявлением субъектом понимания, например, смысла своей жизни. Человеческое познание и понимание устроено таким образом, что, понимая существующее, субъект всегда соотносит его со своими представлениями о должном. Следовательно, задача психолога состоит не в констатирующем описании особенностей наличного бытия человека. Это еще и оценка реального бытия с позиций идеальных представлений о нем, этических отношений, морального императива. Только таким способом можно понять психику субъекта не как данность, определенный временной срез, а как динамическое, процессуальное образование. В этом плане человека следует рассматривать не только как телесное существо, но и как духовное. Субъектно-деятельностные основания психологии человеческого бытия изначально построены на представлении о том, что развитие человеческой психики происходит в общении людей, диалоге субъекта с миром. С этих позиций совсем иначе решается проблема так называемой «экзистенциальной изоляции». С позиций психологии человеческого бытия, к проблеме одиночества необходим дифференциальный подход. Он предполагает изучение психологических характеристик и выделение разных типов одиноких людей, а также поиски причинных связей между временным состоянием и длительным чувством одиночества. Эта проблема связана с индивидуально-психологическими особенностями восприятия человеком себя и своего окружения. При дифференцированном психологическом подходе к проблеме оказывается, что экзистенциальную изоляцию нельзя рассматривать как универсальную характеристику бытия человека, непременно порождающую чувство одиночества. Многое зависит от того, какими психологическими свойствами обладает субъект, какое место он занимает в обществе и как оценивает свои отношения с другими людьми. Теперь о проблеме абсурдности и бессмысленности человеческого существования. Сторонникам психологии человеческого бытия присущ трезвый и реальный взгляд на место и предназначение человека в системе мироздания. Такая мировоззренческая позиция отвергает представления о безусловной абсурдности и бессмысленности человеческого существования. Психология человеческого бытия исходно направлена на анализ существования субъекта в мире с позиций «Я и другой человек». В этом ракурсе фундаментальные проблемы человеческой жизни видны под иным углом зрения. В частности, конечная точка земного пути человека, смерть, предстает не как безусловная трагедия. Отношение к ней субъекта определяется в зависимости от рассмотрения им себя, своей активности в мире, возможностей взаимодействовать с другими людьми и оставить после себя что-то если не значительное, то по крайней мере субъективно ценное. Этическое отношение субъекта к другим людям и себе коренным образом изменяет представление человека о трагическом финале бытия. Итак, на вопрос, обозначенный в заголовке, следует дать такой ответ: не экзистенциальная психология или психология человеческого бытия, а экзистенциальная психология и психология человеческого бытия. Обращение психолога к принципам и методам той или другой области психологического знания обусловлено тем, чего он хочет достичь - получить научно достоверное знание или помочь человеку решить проблему в конкретной жизненной ситуации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.01 с.) |