Юношеская агрессия в чернобыльской зоне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юношеская агрессия в чернобыльской зоне



 

 

Цель данного исследования состояла в том, чтобы изучить параметры развития юношеской идентичности в связи с определением тех факторов, которые способствуют или нейтрализируют агрессию как попытка выработать подход к ее предупреждению. Вопрос, на который мы стремились найти ответ, был следующий: "Как помочь юношам Чернобыля приобрести суворость, необходимую, чтобы суметь справиться с требованиями жестокой среды и при этом не потерять, сохранить свою человечность?" В своем исследовании мы руководились теорией конструктивного развития идентичности Р.Кегана (1982, 1994) и реверсивной теорией М.Аптера (1989). Обе теории ориентированы на то, как люди интерпретируют свои переживания, творят смысл и не приемлют постулат стабильности личности. Переживание состоит не в том, что случается с тобой, а в том, что ты делаешь с тем, что случается с тобой (А.Хаксли, 1972). На этой аксиоме зиждется теория идентичности или смыслотворчества Кегана. Конструирование смыслов представляет собой ряд качественных преобразований, отношений между субъектом и объектом переживания. Развитие - это активность, которая порождает структуры, определяющие границы между "я" и "не-я" разной эпистемологической сложности. Иначе говоря, конструирование смыслов репрезентирует процесс, в котором психологические границы между "я" и другим становятся структурированными, потерянными, переоформленными. Им свойственна флексибильность, осуществляется реверсия проницаемости, открытости и закрытости границ, особенно в ситуациях, таящих для идентичности угрозу, опасность, провоцирующих агрессию. "Я" стремится упорядочивать свои переживания, конструировать из них смысл, сталкиваясь с эволюционными ограничениями на каждой из 5 стадий развития идентичности: импульсивной, суверенной, интерперсональной, институциональной и интериндивидуальной. Существует функциональная связь между психо-логикой этих субъективных стадий развития и структурной феноменологией метамотивационных состояний (ММС), флексибильностью психологических границ и реверсиями этих состояний в ситуациях сопротивления побуждениям и попустительства агрессивным импульсам.

Для получения эмпирических данных были использованы "Субъект-объектное интервью" (Lahey, et al., 1989), "Интервью о метамотивационных состояниях" (O'Connell, Gerkovich, 1991) и ряд др.методов. Наибольший вклад в дифференциацию агрессивных и неагрессивных эпизодов у чернобыльских юношей вносит ММС господства (mastery) в межличностных отношениях. Юноша видит, что важно быть мужественным, твердым, неумолимым, сильным и побуждается достигать желаемого средствами агрессии. Это служит иллюстрацией того, что Ф.Ницше называл "волей казаться" и нацелено на фальшивый или истинный героизм. Потеря суворости в конфронтации означает потерю "я". Данный эмпирический результат связан с другим: представители суверенной стадии развития идентичности находились чаше в этом состоянии, чем респонденты, получившие высшие баллы по я-структуре. Ощущение господства как существенный элемент суверенного "я" в эпистемологическом развития смыслотворческой активности юношей проявляется в эпизодах гомеостатического дисбаланса, кризиса, когда существует недостаток чувства безопасности, риск и доминирует культура суворости. Данное "я" есть "радикально отдельным" и относится к другим как объектам, на которые осуществляет проекцию собственных потребностей, конфликтов, неразрешенных травм.

Среди других ММС, которые отличают эпизоды агрессии от неагрессии, является викарное, то есть "центрированное-на-другом-господство". Реверсии в этом ММС комплементарны с "интерперсональным" способом конструирования смыслов понимания мира. "Центральная эпистемологическая тенденция" этой эры развития состоит в том, что юноша может одновременно удерживать свою и чужую точки зрения и творить более прочные фреймы взаимности человеческих отношений. Его психологическая граница нарушается в ситуации провоцирования агрессии, но побуждение поддерживать взаимодействие с антагонистом, поступаться, поддавать свое эго децентрации преобладает над агрессивными импульсами.

 


 

 

МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА-ПРОФЕССИОНАЛА

 

Мазур Е.С. (Москва)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

 

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия – одно из направлений современной экзистенциальной психотерапии, получившее свое развитие в работах американских психотерапевтов Р.Мея, Дж. Бьюдженталя и их последователей. Теоретические основания данного подхода уходят корнями в экзистенциальную философию и гуманистические ценности. Экзистенциальный психотерапевт видит свою задачу в том, чтобы помочь пациенту внести фундаментальные изменения в свою жизнь, сделать ее более полной, подлинной и реализовать свой внутренний потенциал.

Для описания процессов, происходящих в ходе психотерапии, экзистенциально-гуманистическая подход использует понятия субъективность, «забота», поиск, присутствие.

Основным процессом экзистенциальной психотерапии является внутреннее переживание пациентом своего бытия или существования в мире. Переживать свое бытие –означает постоянно осознавать интенсивность, глубину и непрерывность потока субъективных переживаний. Значительная часть усилий экзистенциального терапевта направлена на то, чтобы помочь пациенту признать ценность субъективности, понимаемой как внутренняя, интимная обособленная реальность, где человек живет наиболее подлинно. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия развивает у пациента способность к более глубокому внутреннему осознаванию, более глубокому чувствованию своих возможностей и ресурсов, эмоций и интенций.

Субъективность является источником тех жизненных проблем или «забот», которые побуждают клиента обратиться за помощью к психотерапевту. Понятию «забота» придается особых смысл в экзистенциально-гуманистическом подходе. «Забота» представляет собой всю полноту переживаний клиентом своей жизненной проблемы, и в «заботе» заключена способность разрешить эту жизненную проблему. «Забота» или проблема является отправным элементом психотерапевтического процесса, определяя как мотивацию, так и направление психотерапии.

Основная часть работы экзистенциального психотерапевта заключается в помощи клиенту открыть их способность к внутреннему исследованию или поиску. Это способность часто бывает неизвестна клиентам, но это важный естественный психологический процесс, который спонтанно возникает, когда человек пытается справиться с трудной жизненной ситуацией. С точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода процесс поиска является важным источником, задающим направление жизни Поиск – это природная способность и качество жизни. В экзистенциальной терапии поиск – это основной путь выполнения психотерапевтической работы, это процесс обретения более ясного понимания своего потенциала и более глубокого чувствования своей индивидуальности.

Для того, чтобы процесс поиска продвигался успешно и эффективно, клиент и терапевт должны присутствовать в терапии. В экзистенциально-гуманистической психотерапии была разработана концепция присутствия, которая была названа краеугольным камнем искусства психотерапевта. Присутствие – это качество нахождения в ситуации и в отношении, когда клиент и терапевт настолько глубоко и полно участвуют в терапии, насколько это возможно. Эффективный психотерапевт обладает чувствительностью к тому, насколько искренне клиент присутствует в терапии и насколько он готов включиться в работу. Присутствие выражается в мобилизации сензитивности как внешней (к ситуации и другим людям), так и внутренней (к субъективности). Присутствовать – это означает осознавать и открывать свое существование в каждый конкретный момент настоящего и привносить свою субъективность в психотерапевтическую работу.

В ходе психотерапевтического процесса клиенты наталкиваются на ограничения в своей способности к осуществлению процесса внутреннего поиска, а также на разные способы избегания своего присутствия, т.е. на разные способы сопротивления.

В экзистенциально-гуманистической психотерапии сопротивление рассматривается как паттерны системы конструктов «Я – и – Мир». Эта система конструктов представляет собой концепцию того, что есть Мир и что есть Я, которую человек постоянно переживает в процессе своего существования. Система конструктов «Я – и – Мир» предоставляет различные возможности в жизни и, вместе с тем, ограничивает жизнь. В экзистенциальной терапии данная система ограничивает процессы внутреннего поиска, экзистенциальный терапевт направляет свою работу на раскрытие и проработку сопротивления.

Собственный опыт применения этого подхода в клинической практике показал, что экзистенциально-гуманистическая психотерапия особенно эффективна в помощи людям, переживающим критические жизненные ситуации, личностные кризисы, психические травмы. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия возвращает пациентам ощущение жизненности своих внутренних сил и ресурсов, осмысленности своего существования, помогает приобрести новые смыслы и жизненные ценности.

 

Улановский А.М. (Белгород)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.007 с.)