Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юношеская агрессия в чернобыльской зонеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель данного исследования состояла в том, чтобы изучить параметры развития юношеской идентичности в связи с определением тех факторов, которые способствуют или нейтрализируют агрессию как попытка выработать подход к ее предупреждению. Вопрос, на который мы стремились найти ответ, был следующий: "Как помочь юношам Чернобыля приобрести суворость, необходимую, чтобы суметь справиться с требованиями жестокой среды и при этом не потерять, сохранить свою человечность?" В своем исследовании мы руководились теорией конструктивного развития идентичности Р.Кегана (1982, 1994) и реверсивной теорией М.Аптера (1989). Обе теории ориентированы на то, как люди интерпретируют свои переживания, творят смысл и не приемлют постулат стабильности личности. Переживание состоит не в том, что случается с тобой, а в том, что ты делаешь с тем, что случается с тобой (А.Хаксли, 1972). На этой аксиоме зиждется теория идентичности или смыслотворчества Кегана. Конструирование смыслов представляет собой ряд качественных преобразований, отношений между субъектом и объектом переживания. Развитие - это активность, которая порождает структуры, определяющие границы между "я" и "не-я" разной эпистемологической сложности. Иначе говоря, конструирование смыслов репрезентирует процесс, в котором психологические границы между "я" и другим становятся структурированными, потерянными, переоформленными. Им свойственна флексибильность, осуществляется реверсия проницаемости, открытости и закрытости границ, особенно в ситуациях, таящих для идентичности угрозу, опасность, провоцирующих агрессию. "Я" стремится упорядочивать свои переживания, конструировать из них смысл, сталкиваясь с эволюционными ограничениями на каждой из 5 стадий развития идентичности: импульсивной, суверенной, интерперсональной, институциональной и интериндивидуальной. Существует функциональная связь между психо-логикой этих субъективных стадий развития и структурной феноменологией метамотивационных состояний (ММС), флексибильностью психологических границ и реверсиями этих состояний в ситуациях сопротивления побуждениям и попустительства агрессивным импульсам. Для получения эмпирических данных были использованы "Субъект-объектное интервью" (Lahey, et al., 1989), "Интервью о метамотивационных состояниях" (O'Connell, Gerkovich, 1991) и ряд др.методов. Наибольший вклад в дифференциацию агрессивных и неагрессивных эпизодов у чернобыльских юношей вносит ММС господства (mastery) в межличностных отношениях. Юноша видит, что важно быть мужественным, твердым, неумолимым, сильным и побуждается достигать желаемого средствами агрессии. Это служит иллюстрацией того, что Ф.Ницше называл "волей казаться" и нацелено на фальшивый или истинный героизм. Потеря суворости в конфронтации означает потерю "я". Данный эмпирический результат связан с другим: представители суверенной стадии развития идентичности находились чаше в этом состоянии, чем респонденты, получившие высшие баллы по я-структуре. Ощущение господства как существенный элемент суверенного "я" в эпистемологическом развития смыслотворческой активности юношей проявляется в эпизодах гомеостатического дисбаланса, кризиса, когда существует недостаток чувства безопасности, риск и доминирует культура суворости. Данное "я" есть "радикально отдельным" и относится к другим как объектам, на которые осуществляет проекцию собственных потребностей, конфликтов, неразрешенных травм. Среди других ММС, которые отличают эпизоды агрессии от неагрессии, является викарное, то есть "центрированное-на-другом-господство". Реверсии в этом ММС комплементарны с "интерперсональным" способом конструирования смыслов понимания мира. "Центральная эпистемологическая тенденция" этой эры развития состоит в том, что юноша может одновременно удерживать свою и чужую точки зрения и творить более прочные фреймы взаимности человеческих отношений. Его психологическая граница нарушается в ситуации провоцирования агрессии, но побуждение поддерживать взаимодействие с антагонистом, поступаться, поддавать свое эго децентрации преобладает над агрессивными импульсами.
МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА-ПРОФЕССИОНАЛА
Мазур Е.С. (Москва) ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия – одно из направлений современной экзистенциальной психотерапии, получившее свое развитие в работах американских психотерапевтов Р.Мея, Дж. Бьюдженталя и их последователей. Теоретические основания данного подхода уходят корнями в экзистенциальную философию и гуманистические ценности. Экзистенциальный психотерапевт видит свою задачу в том, чтобы помочь пациенту внести фундаментальные изменения в свою жизнь, сделать ее более полной, подлинной и реализовать свой внутренний потенциал. Для описания процессов, происходящих в ходе психотерапии, экзистенциально-гуманистическая подход использует понятия субъективность, «забота», поиск, присутствие. Основным процессом экзистенциальной психотерапии является внутреннее переживание пациентом своего бытия или существования в мире. Переживать свое бытие –означает постоянно осознавать интенсивность, глубину и непрерывность потока субъективных переживаний. Значительная часть усилий экзистенциального терапевта направлена на то, чтобы помочь пациенту признать ценность субъективности, понимаемой как внутренняя, интимная обособленная реальность, где человек живет наиболее подлинно. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия развивает у пациента способность к более глубокому внутреннему осознаванию, более глубокому чувствованию своих возможностей и ресурсов, эмоций и интенций. Субъективность является источником тех жизненных проблем или «забот», которые побуждают клиента обратиться за помощью к психотерапевту. Понятию «забота» придается особых смысл в экзистенциально-гуманистическом подходе. «Забота» представляет собой всю полноту переживаний клиентом своей жизненной проблемы, и в «заботе» заключена способность разрешить эту жизненную проблему. «Забота» или проблема является отправным элементом психотерапевтического процесса, определяя как мотивацию, так и направление психотерапии. Основная часть работы экзистенциального психотерапевта заключается в помощи клиенту открыть их способность к внутреннему исследованию или поиску. Это способность часто бывает неизвестна клиентам, но это важный естественный психологический процесс, который спонтанно возникает, когда человек пытается справиться с трудной жизненной ситуацией. С точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода процесс поиска является важным источником, задающим направление жизни Поиск – это природная способность и качество жизни. В экзистенциальной терапии поиск – это основной путь выполнения психотерапевтической работы, это процесс обретения более ясного понимания своего потенциала и более глубокого чувствования своей индивидуальности. Для того, чтобы процесс поиска продвигался успешно и эффективно, клиент и терапевт должны присутствовать в терапии. В экзистенциально-гуманистической психотерапии была разработана концепция присутствия, которая была названа краеугольным камнем искусства психотерапевта. Присутствие – это качество нахождения в ситуации и в отношении, когда клиент и терапевт настолько глубоко и полно участвуют в терапии, насколько это возможно. Эффективный психотерапевт обладает чувствительностью к тому, насколько искренне клиент присутствует в терапии и насколько он готов включиться в работу. Присутствие выражается в мобилизации сензитивности как внешней (к ситуации и другим людям), так и внутренней (к субъективности). Присутствовать – это означает осознавать и открывать свое существование в каждый конкретный момент настоящего и привносить свою субъективность в психотерапевтическую работу. В ходе психотерапевтического процесса клиенты наталкиваются на ограничения в своей способности к осуществлению процесса внутреннего поиска, а также на разные способы избегания своего присутствия, т.е. на разные способы сопротивления. В экзистенциально-гуманистической психотерапии сопротивление рассматривается как паттерны системы конструктов «Я – и – Мир». Эта система конструктов представляет собой концепцию того, что есть Мир и что есть Я, которую человек постоянно переживает в процессе своего существования. Система конструктов «Я – и – Мир» предоставляет различные возможности в жизни и, вместе с тем, ограничивает жизнь. В экзистенциальной терапии данная система ограничивает процессы внутреннего поиска, экзистенциальный терапевт направляет свою работу на раскрытие и проработку сопротивления. Собственный опыт применения этого подхода в клинической практике показал, что экзистенциально-гуманистическая психотерапия особенно эффективна в помощи людям, переживающим критические жизненные ситуации, личностные кризисы, психические травмы. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия возвращает пациентам ощущение жизненности своих внутренних сил и ресурсов, осмысленности своего существования, помогает приобрести новые смыслы и жизненные ценности.
Улановский А.М. (Белгород)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.241.254 (0.008 с.) |