Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциальный анализ. Перспективы применения в психологической практикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данные тезисы представляют собой результат осмысления наиболее известных европейских версий экзистенциального анализа: экзистенциональный психоанализ Жана Поля Сартра, Dasein-анализ Людвига Бинсвангера и Медарда Босса и «экзистенциальный анализ с точки зрения духовной экзистенции» Виктора Франкла. Кроме того, в ходе исследования рассматривались подходы к данной проблематике Карла Ясперса, а также малоизвестного немецкого экзистенциального психолога Калфрида Дюркхайма. Анализ методологии, заложенной в основу этих походов, сравнивался с методологическими и философскими позициями таких видных мыслителей как Габриэль Марсель, Мартин Хайдеггер, Эдмунд Гуссерль, Пауль Тиллих, Мераб Константинович Мамардашвили, Сергей Леонидович Рубинштейн и др. Проведенное исследование позволило выделить несколько направлений в понимании экзистенциального анализа. Попытка осмыслить сущность человеческой экзистенции разводит исследователей, прежде всего, на две противоположных позиции: онтоцентричную и антропопоцентричную. Примером антропоцентричной позиции могут служить работы Сартра, онтоцентричной: Медарда Босса, Франкла и Дюркхайма. О позициях Бинсвангера и Ясперса можно говорить как о промежуточных. Онтоцентричное направление также неоднородно, и в нем выделяется еще одна оппозиция: с одной стороны М.Босс, с другой – Дюркхайм и Франкл. У Франкла и Дюркхайма в отличие от Босса более ярко выражено присутствие ценностного аспекта. Антропоценричная позиция (Сартр, Камю) приводит к абсолютной безосновности человеческого существования. Человеку незачем и не к чему трансцендировать, жизнь становится абсурдом, а абсурд нередко заканчивается суицидом. (Камю, 1990). Поэтому, с точки зрения психологической практики, онтоцентричное направление рассматривается как более перспективное. Для этого подхода характерно априорное постулирование трансцендентной по отношению к индивиду инстанции постоянно вопрошающей к нему и призывающей к ответу (Босс, Франкл, Дюркхайм). Меняется сам принцип понимания истинности исследуемых явлений. На смену понятия истины как достоверности предположения, приходит понятие истины - согласования. Методологическое обоснование истины - согласования мы находим в работах Л.С. Выготского (Выготский, 1998), А.А. Пузырея (Пузырей, 1986; 1990; 1997), Мартина Хайдеггера (Хайдеггер, 1991; 1993 (I), (II)), Габриэля Марселя (Марсель,1995) М.К. Мамардашвили (Мамардашвили 2000). В результате переноса акцента в понимании истины как достоверности предмета представления на истину-согласование мы больше не можем рассматривать человека как объект воздействия. В этом смысле не может быть речи манипулировании человеком (т.е. организации, управлении, программировании, формировании и т.д.) На смену манипулятивной психотехнике приходит майевтика как опыт совместного приближения к истине. (Пузырей,1997). Кроме того, сам переход от традиционного субъект-обектного членения сознания, и соответствующей ему эго-психологии позволяет рассматривать человеческую экзистенцию в ее неразрывной связи с миром (Бибихин,1995, с.60; Мамардашвили, 2000, с.157). Открываются новые воодушевляющие перспективы в исследовании пространсвенности, темпоральности и телесности человека. (Рубинштейн 1976; Арсеньев, 1993; Boss, 1958; 1963). При этом впервые появляется возможность избежать неизбежной при субъект-объектной дихотомии редукции человеческого существования либо к натурализму, либо к идеализму (Лэйнг, 1995; Тиллих, 1995). В экзистенциальном анализе Виктора Франкла определенную трудность вызывает понятие духовной экзистенции, поскольку по Франклу экзистенция заключается, а конкретных актах и как таковая не может быть объективирована, а духовность – есть также не объективируемая вещь в себе (Франкл, 2000 (I)). В этом случае очень трудно понять, что же такое «точка зрения духовной экзистенции», с которой собственно и проводиться его экзистенциальный анализ. Чтобы приблизиться к более ясному пониманию «духовной экзистенции» В.Франкла, мы воспользовались методом конкретного приближения (Марсель, 1995), который заключается, в избегании прямых дефиниций и замене субстанционально вопрошания «Что?» на предикативное «Как?» На этом пути нам удалось выяснить, что экзистенциальная точка зрения, будь то у Босса или Дюркхайма, Франкла или Сартра, предполагает наличие трагического несоответствия между тем, что человек есть и тем, чем он должен быть, чтобы быть самим собой во всей полноте своего существа. Духовная ориентация привела нас к понятию ценности, которая рассматривается не в аксиологическом, а в онтологическом аспекте. (Мамардашвили, 2000; Марсель, 1995; Лосский, 2000). Ценность как таковая привела нас в мир культуры, где мы встретились с произведениями как носителями ценностей. (Гартман,1995). Анализ инструментальной возможности произведений как «органов рождения» новых духовных состояний (Выготский, 1998, Пузырей, 1997; Мамардашвили, 2000), наконец, привел нас к пониманию того субстрата, который может явиться пространством встречи человека с трансценденой необъективируемой духовностью, топосом открытия новых смыслов. Подведем итоги. Проведенное исследование позволяет говорить о перспективности экзистенциального анализа как метода только в целостном процессе психотерапии. При этом онтоцентричные подходы, построенные по принципу «истина-согласование» нам видятся более перспективными, чем антропоцентричные, поскольку последние не предоставляют терапевту никакой основы, в опоре, на которую терапевт может выстроить процесс терапии. Сравнение вариантов экзистенциального анализа Франкла и Бинсвангера явно свидетельствует в пользу первого. Известно, что Людвиг Бинсвангер, в конце концов, отказался от своего проекта анализа априорных структур как малопродуктивного, чего никак нельзя отнести к логотерапии Виктора Франкла (тот же вывод можно отнести и к близкой к логотерапии экзистенциально-инициальной психотерапии Калфрида Дюркхайма). Анализ с точки зрения духовной экзистенции Франкла имеет явное преимущество перед анализом экзистенциональных априорных структур, поскольку, во-первых, позволяет построить процесс диагностики и терапии в единой структуре, а во-вторых, предоставляет терапевту – возможность методически обоснованного использования в терапии произведений искусства (в смысле Мамардашвили) как «органов рождения» нового духовного опыта, несущего пациенту исцеление как возвращение к подлинной целостной экзистенции, целостному с миром способу существования. Что же касается варианта экзистенциального анализа и в целом терапии Медарда Босса, его методология требует более тщательного исследования, которое затрудняет сложный концептуальный аппарат, как самого Босса, так и его учителя Хайдеггера,. Если приложение «новой онтологии» Хайдеггера к психологии восприятия дало блестящие результаты (Экологическая теория восприятия Дж. Гибсона), мы вправе ожидать перспективных результатов и в исследовании личности, и в психологической практике. Особое внимание следует уделить феноменологическому анализу как основанию экзистенциального анализа. В этом смысле чрезвычайно полезными могут оказаться помимо работ Гуссерля разработки феноменологических методов исследования клинических случаев Карла Ясперса, а также на работы Ван Каама. При описании целостной связной структуры человеческого существования нам не возможно обойтись без априорных структур как таковых и значит рано забывать «экзистенциальное априори» Бинсвангера и близкое к нему «фундаментальное знание» Ясперса. Экзистенциальный анализ открывает перспективу нового целостного подхода к человеку, сулящего впереди воодушевляющие открытия. В русле практической работы психолога экзистенциальный анализ необходимо рассматривать в неразрывным единстве всего терапевтического процесса, наиболее предпочтительным из возможных ориентиров в котором, на наш взгляд, является точка зрения духовной экзистенции.
В.В.Колпачников(Екатеринбург)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.176 (0.008 с.) |