Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Яцута-Баронская Е.И. (Кемерово)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Динамика смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения в зрелом возрасте.
Данное исследование посвящено изучнию динамики ценностно смысловой сферы личности в зрелом возрасте в процессе профессионального переобучения. Период самоанализа, связанного с профессиональным выбором и продвижением вперед, переоценка профессиональной карьеры часто встречается в середине жизни. Однако ситуация, когда перемена работы детерминирована не внутренними, а внешними обстоятельствами (увольнение) несет совершенно иную смысловую нагрузку для личности. Реакция людей на потерю работы во многом схожи с реакцией горя, вызываемой смертью любимого человека. Для многих утрата работы равносильна утрате смысла жизни. Вместе с тем эта кризисная ситуация, как и любая другая, при определенных условиях из тупиковой и безнадежной может превратиться в “точку роста”. Одним из таких условий может стать превращение переживания как негативной эмоции в переживание как деятельность по переосмыслению ситуации (Василюк, 1984) Именно поэтому, организуя процесс профессионального переобучения бывших безработных на базе кафедр педагогики, психологии и экономики Кемеровского государственного университета, мы рассматривали его прежде всего как создание условий для личностного роста, благодаря осмыслению процессов обучения и профессионального становления. В процессе переподготовки бывших безработных мы можем наблюдать как «большую динамику» смысловых образований, связанную со сменой вида деятельности, социального статуса, так и «малую динамику» обретения смысла в потенциальной (профессиональной) и актуальной (познавательной - в том числе направленной на познание самого себя) деятельности. Выделяется три типа процессов динамики смысловых образований: смыслообразование, смыслоосознание и смыслостроительство (Д.А.Леонтьев, 1999) Смыслообразование – «процесс распространения смысла от ведущих, смыслообразующих, «ядерных» структур к частным. Осмысление собственного жизненного опыта личности, жизненного сценария, может служить условием её саморазвития. Именно поэтому на начальном этапе переобучения бывших безработных было важно не только продиагностировать исходные особенности ценностно-смысловой сферы личности, но и сформировать «модель потребного будущего» (Бернштейн, 1996). Особенности ценностно-смысловой сферы личности изучались в начале и будут изучаться как качественно-феноменологическими методами (наблюдение, анализ сочинений «Какую профессию я бы выбрал для себя, если бы мне предоставлялась полная свобода выбора», «Психологический автопортрет», «Поведенческий портрет», «Я – вчера, сегодня,завтра», Методика предельных смыслов Д.А.Леонтьева), так и психометрическими (СЖО, УСК). Кроме того, исследовались уровни и стратегии понимания, а также продуктивность мышления и степень развития категориального мышления. Смыслоосознание – «это процесс, который следует за смыслообразованием и включает в себя два принципиально различающихся механизма осознание смысловых структур и осознание смысловых связей» (там же, стр.252). Расширение контекста осмысления факта действительности может осуществляться, во-первых, за счет осознаниея протяженности смысловых связей от частного к целому – что достигается в процессе переподготовки бывших безработных путем анализа собственной жизни, побед и неудач, осмысления собственного жизненного сценария, во-вторых, подключением новых смысловых контекстов. В нашем исследовании это достигалось в процессе исследования художественных текстов, проблемных ситуаций, анализа сочинений. Все эти формы работы способствовали развитию рефлексии, расширению контекста за счет понимания эффективности совместного исследования ситуации, текста, гибкости мышления. Смыслостроительство. Процессы смыслостроительства в отличие от смыслообразования и смыслоосознания, которые создают лишь предпосылки для личностных изменений, реализуют перестройку глубинных личностных структур. Толчком к внутренней «работе» личности по переомыслению себя, своей позиции в мире, своего жизненного опыта является «встреча» с иной точкой зрения на одни и те же обстоятельства, события, факты, причем с точкой зрения равноценной (Петровский В.1975, Родионова, 1981). Для того, чтобы эта встреча состоялась, необходимо создать особое коммуникативное постранство – «пространство понимания». Организация этого пространства являлась одной из основных задач в процессе переобучения безработных. Предметом диалога являлись художественные, философские и научные тексты. Так, целью одной из встреч было исследование-понимание отрывка из произведения М.Бубера «Я и Ты». Анализ текста проводился в контексте изучения темы «Понимание». После первого самостоятельного прочтения текст был воспринят большинством слушателей очень негативно:"Чушь, ничего не поняли". После краткой лекции –диалога по теме «понимние» началась работа с текстом в малых группах. Тьюторами в малых группах были школьники старших классов и студенты университета, владеющие опытом органиации «деятельности понимания» и получившие опыт работы с текстами на Школе Читателя (Лавлинский, 2000, Яцута- Баронская, 2001). В процесе групповой работы слушатели настолько увлеклись процессом открытия смысла, что "сам текст Бубера превратился из Оно в Ты, " - как сказала одна из слушательниц. "И помог нам в этом диалог," - добавила другая участница. В процессе работы понимание осуществлялось на трех уровнях: абстрактно-теоретическом (в начале мы совместно пришли к определению «понимания» - через этиологию, ассоциации, категории, примеры), эмпирическом (через текст и анализ стратегий понимания) и экзистенциальном (текст начал выполнять функцию отраженной субъектности – начал «жить» в участниках коммуникации. Слушатели обращались к нему, анализируя общение «здесь-и-теперь», а также в процессе дальнейшего изучения психологии и педагогики). Анализируя динамику собственного состояния при работе с текстом Бубера, одна из наиболее негативно настроенных по отношению к тексту участниц написала: «Я чувствую, что сегодня во мне что-то изменилось – словно глаза открылись и крылья выросли. Я поняла, что я способна понять то, что было недоступно в начале. Значит, я могу измениться». Очень важно, что эти изменения произошли со многими участниками «пространства понимания» не только на уровне самосознания, но и на уровне деятельности. Они стали внимательнее к высказываниям друг друга, менее категоричны в суждениях. Кроме того, разрыв «круга непонимания» способствовал более успешному усвоению тех дисциплин, которые до этого усваивались с трудом (экономика, право, статистика). Таким образом, предварительный анализ исследования динамики личностного развития в процессе переобучения показал, что происходят изменения на ценностно-смысловом, интеллектуальном и поведенческом уровне.Эти данные носят лишь предварительный характер и основаны на данных качественно-феноменологичексого исследования. Они будут уточнены и дополнены данными, полученными при помощи психометрических методов исследования в конце обучения. Литература: Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., Медицина, 1996. –349с. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории. // Московский психотерапевтический журнал, 1992, №1. С. 15–32) Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-200с. Лавлинский С.П. О некоторых филолого-психологических аспектах теории и технологии герменевтической коммуникации //сб. Интегральная психология личности: вопросы теории и практики. – Кемерово, 2001.-320с. Леонтьев Д.А. Психология смысла.- М.: Смысл, 1999 Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности //Вопросы псхол. 1985. №4.С.17-30 Родионова, Е.А. Общение как условие формирования личности //психология развития и формирования личности/Отв. ред. Л.И. Анциферова. М.: Наука, 1981. С. 177-197. Яцута- Баронская Е.И.Организация «пространства понимания» как условие развития личности подростка.// сб. Интегральная психология личности: вопросы теории и практики. – Кемерово, 2001.-320с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.006 с.) |