Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базисные основания позитивного мировоззренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бытие – это процесс и продукт интуитивной и осознанной, осмысленной активности. Активности по строительству-созданию и поддержанию - собственного жизненного мира и собственных самочувствия и деятельности в этом мире. Главными инструментами –орудиями в этом процессе выступают базисные представления человека, которые определяют характер и содержание активности - как внешней, так и внутренней. Результаты этой активности – определенным образом упорядоченное, осмысленное состояние жизненного мира и соответствующее самочувствие/состояние человека. Общей закономерностью формирования жизненного мира и соответствующего ему состояния человека является то, что внешние условия и события– лишь повод для осмысления (приписывания смысла), структурирования, упорядочивания их в определенную согласованную целостность бытия человека. Рассмотрим здесь некоторые особенности позитивного мировоззрения. 1. Позитивное мировоззрение и самочувствие – это постоянные непрекращающиеся усилия, работа. Творческие работа, усилия по переосмыслению, переструктурированию, акцентированию в любой жизненной ситуации - и жизни в целом! – позитивного, светлого, радостного, оптимистичного содержания, сторон, аспектов. И за счет этого – создание позитивного представления о мире и жизни и позитивно заряженной жизненной реальности, жизненного мира. Такая жизненная «реальность» рождает и поддерживает конструктивную, созидательную энергию и активность человека» (в отличие от негативной, пессимистической «реальности», убивающей жизненную энергию). Тем самым происходит укрепление/упрочение жизненного мира в его основаниях. 2. Безусловное позитивное, радостное принятие любой жизненной ситуации. Это часто не спонтанный процесс, но сознательная работа, усилие. Человек осуществляет эту работу, опираясь на убеждения-представления, регулирующие его восприятие-отношение-осмысление любых жизненных ситуаций или обстоятельств. Вот лишь некоторые примеры подобных убеждений-представлений, извлеченные нами из фольклора, художественной литературы и кино: «Все, что ни случается – к лучшему!», «Ничто, кроме смерти, - не смертельно!», «…Надо благодарно принимать!», «… Господи, спасибо, что живу!» и др. Важнейшим средством поддержания позитивного мировоззрения и самочувствия представляется также способность к юмору и смеху в любой конкретной ситуации и отношение с юмором к жизни в целом («…Капитан, улыбнитесь!»). Это удивительный источник жизненного тонуса и прилива жизненной энергии! 3. В результате такой работы мир человека для него самого предстает притягательным полем возможностей, требующих, побуждающих его к проявлению необходимой инициативы, активности, усилия, настойчивости. Здесь мы наблюдаем отмеченную выше удивительную и универсальную закономерность: созданный усилиями самого человека, определенным образом осмысленный, согласованный и упорядоченный мир поддерживает, укрепляет активность, которая создала его! 4. Безусловное позитивное принятие других людей такими как они есть, без стремления изменить их в соответствии со своими представлениями и без осуждения за их «несоответствие». Из такого принятия вытекает стремление строить отношения, взаимодействие с другими такими, как они есть. А это делает необходимым понимать других, активно разбираться в особенностях их устремлений и представлений, соотносить и согласовывать их со своими устремлениями и представлениями. Далеко не всегда это просто. Но это – действительное сотрудничество личностно (ценностно) равноправных партнеров. Итоги партнерского сотрудничества, несмотря, подчас, на всю его нелегкость, обычно намного конструктивнее и продуктивнее (позитивнее!), чем итоги подавления другого или отказа от своих интересов во взаимодействии с другими! В итоге позитивный жизненный мир становится еще «позитивнее»! Более глубоким уровнем позитивного принятия другого является безусловная вера в позитивное, светлое, конструктивно-творческое сущностное («истинное») ядро любого другого как человеческого существа. Своей практикой подобного отношения к людям великие гуманисты всех времен и народов наглядно демонстрируют проявление в любом «реципиенте» этого отношения качеств и свойств, приписываемых ему безусловным позитивным принятием и верой. Позитивный мир становится еще «позитивнее»! 5. Безусловное позитивное самопринятие/самоотношение. Это вера в свои возможности и силы, в свое позитивное, светлое, творческое, сущностное ядро. Это видение своих недостатков и ошибок и работа по их преодолению, но без чрезмерных самоуничижения и самообвинения, убивающих конструктивную, позитивную жизненную энергию и активность. Это позволение себе «быть» –таким как есть, доверяя своим чувствам и интуиции, и доверяя позитивному принятию нас миром (это не исключает внимательного и точного понимания «себя истинного», своих аутентичных желаний и устремлений; наоборот, это, прежде всего,– следование им). Отсюда внутреннее спокойствие, уверенность, оптимальная собранность, а потому - удачливость, успешность в жизни. Или извлечение позитивного урока и позитивного жизненного опыта из неудачи. В итоге мир «поворачивается» к человеку той стороной, в которую человек «верует», в данном случае, своей позитивной, светлой, чистой, радостной стороной. Причем для самого человека этот поворот вполне «реален», «объективен». Однако, собственно внешние условия и ситуации – только условие, повод, предпосылка –более или менее благоприятствующие такому повороту Причина этого «поворота» - та внутренняя субъективная работа осмысления, переживания, упорядочивания мира в целое, которую изо дня в день осознанно и неосознанно совершает человек.
Е.В. Улыбина Между природой и культурой: пространство экзистенции как пространство индивидуального сознания [2]
Культурная среда, в которой живет человек, имеет сложную структуру. В качестве простейших элементов в ней можно, в след за М.М. Бахтиным, выделить официальную и народную смеховую культуры. Отношения официальной культуры и народной, Оно и Я личности могут быть графически представлены в форме треугольника.
Вставить Рисунок
Осуществляемое в карнавале движение от официальной культуре к неофициальной, от требований Сверх-Я к Оно представляет собой одну прямую линию. Две другие стороны треугольника образованы движением от Оно и от Сверх-Я к Я соответствуют процессам психоанализа, включающим урегулирование не только отношений с импульсами, но и с запретами. Что и делает процесс более сложным, нелинейным. Я, личность, может существовать, лишь сохраняя внутреннюю дистанцию по отношению и к народной, и к официальной культуре, осуществляя рефлексию и импульсов Оно, и требований Сверх-Я. В случае потери или уменьшения этой отстраненности ее обеспечивают (восстанавливают) процессы карнавала и психоанализа. Представляя собой противоположно направленные силы, они удерживают отмеченные элементы в единой структуре. Психоанализ соответствует силам, обеспечивающим автономию личности, ее самостоятельное существование «вне» официальных и неофициальных социальных систем, «вне» дискурса. Суммируя векторы психоанализа можно представить их как одну линию, растягивающую струну между культурой и инстинктами и увеличивающую внутреннее пространство. Полученный треугольник может быть, при определенных допущениях соотнесен с треугольником, образованным составляющими структуры сознания согласно теории А.Н. Леонтьева. В этот треугольник входят: значение, чувственная ткань образа и личностный смысл. В этом треугольнике официальная культура соответствует значению, чувственная ткань - уровню коллективного и индивидуального бессознательного, уровню смеховой культуры, а личностный смысл - собственно Я личности. Отмеченная аналогия позволяет рассматривать индивидуальное сознание как точку пересечения процессов карнавала и психоанализа и определить место данных процессов в общем механизме формирования индивидуального сознания. Полученная площадь треугольника (пространство индивидуального сознания) тем больше, чем больше расстояние между составляющими его точками. Дистанцирование Я и Сверх-Я, личности и официальной культуры задает натяжение, позволяющее существовать пространству сознания, дающего место индивидуальному субъекту. Если продолжить дальнейший поиск сходства, то можно увидеть, что модель структуры сознания А.Н. Леонтьева близка структуре знака, представленной, в частности, в теории Г. Фреге. Именно аналогия со структурой знака позволяет понять смысл построенного треугольника. Его можно рассматривать как отражение траектории бесконечного движения выражаемого в языке содержания (информации, знания) между дискурсом официальной культуры, импульсами Оно в коллективном существовании, личностным смыслом автономного существования Я и последующим новым вписыванием в уже существующий дискурс, изменении существующей системы значений. Движение это очерчивает границы сознания, задавая (образуя) пространство индивидуального сознания. Если некоторое содержание принимается без искажения, без трансформации и на уровне официальной культуры, и не противоречит смеховой, и целиком интегрируется Я, то место сознания просто исчезает. Не совпадая с декартовским, субъект сознания, отмечает Тхостов, очень схож с истинным субъектом психоанализа - Оно, по отношению к которому Я и Сверх-Я есть измененные под воздействием сопротивления среды его части. При принципиальном согласии с данным утверждением считаем необходимым его дополнить, отметив, что если Сверх - Я формируется в том месте, где среда оказывает сопротивление, то Я формируется там, где Оно сопротивляется Сверх - Я, усвоенным границам. Индивидуальное сознание формируется и существует в месте сопротивления давлению социальных норм и в месте управления собственными физическими и психическими функциями, включающими импульсы Оно. И карнавал, и психоанализ реализуют общий механизм функционирования и развития личности и культуры, обеспечивающий движение в обе стороны - между уровнем знаков и действий, между уровнем индивида и массы, культуры и природы. Официальная культура формируется в оппозиции к народной и существует за счет поддерживания различий, соблюдения дистанции. Я, субъект, существует лишь соблюдая дистанцию и с официальной и с народной культурой, и с импульсами индивидуального и коллективного бессознательного и с дискурсом. Между точками, образующими треугольник, существует напряжение, вызванное стремлением соединиться и невозможностью преодолеть различие, аннигилируемостью элементов при приближении друг к другу. Противоположно направленное действие, сближающее точки треугольника, может оказывать сильно действующая идеология, целиком завладевающая личностью. Достоинством идеологии является ее относительная недолговечность и естественная смена в процессе исторического развития. В настоящее время мы так же наблюдаем действие принципиально иного механизма движения содержания от официальной культуры к народной, от знаковой системы репрезентации к чувственной - рекламы. Как и карнавал она работает с уровнем бессознательного, переводя содержание с уровня знаков на уровень индексов, разрушая границы Я и обращаясь к архаическим уровням личности. Но в отличие от карнавала процесс совершается по инициативе «верхов», не предполагает осмеяния и снижения принимаемого содержания, не позволяя тем самым «низам» проявлять активность и преобразовывать содержание, не позволяет дистанцироваться от официальной культуры, усомниться в ее ценностях и занять стороннюю позицию. Это уже не медиация, а совмещение, устранение зазора. Реклама не служит посредником, средством перемещения, она устраняет само расстояние. Закон, противостоящий инстинктам, сливается с силой инстинктов. В результате нет дистанции, нет двух и более языков, нет возможности что-либо опускать, осмеивать и нет трансформации, развития. Результатом становится отсутствие закона, границ, а значит и разрушение пространства, в котором может существовать индивидуальное сознание и формироваться личность. Если обратиться к представленному выше треугольнику, то исчезновение расстояния между официальной и массовой культурой, между Оно и Сверх - Я приводит к исчезновению и всего пространства треугольника, очерчивающего пространство индивидуального сознания. Места для Я уже не остается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.155 (0.008 с.) |