Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая помощь безработным в свете экзистенциальной проблематики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ситуация потери и поисков работы рассматривается нами как сложная экзистенциальная ситуация в жизни человека. Вынужденная безработица выбивает привычную почву у него из-под ног и создает ситуацию неопределенности. Иллюзия собственной социальной стабильности рушится, вслед за ней со временем подвергается сомнению уверенность, что государство может помочь. Личность - иногда впервые в жизни - лицом к лицу оказывается перед экзистенциальными проблемами: одиночеством, ответственностью за свою судьбу, свободой, бессмысленностью и даже конечностью собственного существования. Эти проблемы обостряются в связи с тем, что человек, воспринимавший себя частью социума и относящийся к этому как к должному, вдруг оказывается наедине с собой. Он начинает чувствовать, что он сам, его опыт, знания больше не нужны обществу, да и общество уже не то... Пытаясь занять прежнее место в социуме и отождествляя себя со своим прежним социальным статусом, личность реализует привычные формы реагирования, неадекватные новым изменившимся условиям. Новая ситуация же требует от человека особой психосоциальной гибкости и пластичности: социально-экономические условия изменились настолько, что прежние социально-поведенческие стереотипы и способы мышления оказываются как минимум безуспешными, а зачастую - просто дезадаптивными. Следовательно, становится очевидной необходимость специально организованной помощи, направленной на повышение адаптивных способностей личности безработного. Характер усилий специалистов-психологов, работающих с безработными, во многом определяется конкретной практической психологической парадигмой, обеспечивающей процесс консультирования, и теоретическими представлениями, которые формируют понимание психологом сущности процессов развития и социально-психологической адаптации личности. Разрабатывая программу психологической помощи безработным, мы придерживались экзистенциально-гуманистического подхода к проблеме социально-психологической адаптации. Мы исходили из того, что бытие личности в социуме, единство индивидуального и социального бытия выступает в качестве первичной реальности. Личность не противопоставляется социуму, как «объективной» реальности, к которой необходимо приспосабливаться ценой собственной свободы, и, тем более, не является чем-то вторичным по отношению к нему. Процессы адаптации личности неотделимы от процессов осуществления ее бытия, т.е. речь идет не об «адаптации к...», а об «адаптации в...», которая не исключает процессов личностного роста и творческого отношения к жизни. Под социально-психологической адаптацией мы понимаем такое направленное изменение взаимодействия личности и социальной среды, которое характеризуется: 1) сохранением и личности, и социальной среды, позитивно-конструктивным отношением личности к себе и миру вокруг, осознанием необходимости постепенных изменений в отношениях с социумом через овладением новыми способами жизнедеятельности; 2) приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности по отношению к меняющимся условиям социальной среды. Становление новых «приспособительных»механизмов ориентировано на гармоничные отношения личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности; 3) возможностью творческой активности личности в структурировании собственного жизненного мира (процессе жизнетворчества) и, как следствие, ее личной ответственностью за этот процесс. Экзистенциально-гуманистическая парадигма представляется нам наиболее адекватной и плодотворной для помощи в решении проблемы преодоления вынужденной безработицы (и других проблем, связанных с жизненными выборами в ситуациях кризиса и неопределенности). Она исходит из понимания природы человека как личности, обладающей свободой и способностью к творческой активности, а следовательно - способной делать выборы и нести ответственность за их осуществление, т.е. возможностью структурировать свой жизненный мир. Задача консультанта - помочь активизировать и развить ресурсы самой личности для успешного преодоления ситуации, «научить ловить рыбу, а не один раз накормить», т.е. не адаптировать к ситуации, а способствовать повышению собственных адаптивных способностей клиента. При этом клиент - не объект воздействия, а активный участник процесса консультирования, принимающий на себя ответственность за свои решения и их последствия. Консультант лишь помогает сделать его выборы более осознанными, уважая при этом личность клиента и признавая его право на собственное видение ситуации и самостоятельный выбор. Психологическая работа с каждым человеком имеет индивидуальную направленность и включает в себя ряд этапов, предполагающих движение (личностный рост, развитие) к более успешной жизненной позиции. Под успешной жизненной позицией мы, вслед за рядом авторов, понимаем наличие следующих характеристик личности: - способность принимать реальность во всем ее многообразии; - позитивное отношение к самому себе, другим людям и миру в целом; - адекватная устойчивая самооценка; - принятие личной ответственности за свою жизнь; - способность делать осознанный выбор и нести ответственность за его последствия; - способность устанавливать конструктивные отношения с другими людьми и с социумом; - способность к осмысленному целеполаганию; - позитивное мышление; - мотивация к достижению успеха; - устойчивая интернализованная система ценностей и т.д.
Главный акцент в индивидуальной или групповой психологической работе делается на проработку проблемы личной ответственности. Для длительно безработных характерно перекладывание ответственности за создавшуюся ситуацию на других: работодателя, прежнее начальство, специалистов службы занятости, правительство, экономику и т.д. и т.п. При этом позиция пассивно-выжидательная, жертвенная или обвинительная. Несмотря на увеличившийся объем свободного времени, человек в ситуации безработицы не чувствует себя свободным. За счет осознания и принятия личной ответственности в отношении различных аспектов собственного бытия и осознания проблемы экзистенциальной вины, клиент обретает возможность позитивного и творческого отношения к собственной жизни, чувство субъектности, что позволяет ему сменить пассивную или внешнеобвинительную позиции, а также переживания по поводу нереализованных возможностей на более зрелую, ответственную и продуктивную позицию - хозяина собственной судьбы. Принимая ответственность за свои сознательные жизненные выборы и решения, человек начинает чувствовать большую свободу. Проблемы экзистенциальной тревоги и одиночества актуализируются в ситуации вынужденной безработицы в связи с потерей человеком привычного круга общения и целого спектра обычных обязанностей, которые структурировали его жизненное время, создавая впечатление знакомого порядка вещей и определенности в отношении сегодняшнего и завтрашнего дня, что, соответственно, давало ему ощущение стабильности собственного жизненного мира. Психологическая работа направлена на осознание принципиальной нестабильности современного мира и необходимости умения жить в этой нестабильности, находя «точки опоры» внутри себя, развивая навыки позитивного мышления и мировосприятия. В ситуации незагруженности сознания производственными вопросами меняется восприятие партнера по браку, членов семьи и других значимых для человека близких людей, что создает почву для межличностных конфликтов. Но этот факт дает и возможность «заново» увидеть и принять близкого человека во всей его личностной целостности (в противоположность функционально-ролевому восприятию), осознать и интегрировать собственные проекции и ожидания, принять себя как отдельную целостность в контексте индивидуального жизненного пути. Отражение на субъективном уровне всеобщего смещения ценностных акцентов в связи с социальной, экономической и политической ситуацией на современном постсоветском пространстве проявляется у людей, не имеющих социально-экономически выгодной ниши, в виде ценностных и смысловых конфликтов, чувстве глобальной несправедливости, потере нравственных ориентиров и прежних смыслов существования, кризисах смысла жизни. Поэтому одним из этапов психологической работы с клиентом является осознание проблемы личных ценностей, смысла жизни «для меня», смысла труда «для меня», проблемы счастья, что дает ему возможность осуществлять осмысленное целеполагание, создавая «новые» и находя «старые» смыслы своей активности, при этом им иногда переосмысливается вся жизнь в целом. Таким образом, подходя к проблеме помощи в социально-психологической адаптации безработных с позиций экзистенциально-гуманистического подхода, практический психолог может способствовать «внутреннему обновлению» личности, помогая человеку «вернуться» в социально-экономическое пространство более подготовленным к настоящим и последующим переменам. Человек приобретает умение видеть возможности реального мира, обретает чувство собственной субъектности и творческое отношение к своей жизни, т.е. горизонты личности в ее взаимодействии с социальной системой и построении собственного жизненного мира значительно расширяются, а механизмы - совершенствуются.
В.С.Хомик (Луцк, Украина) РАЗВИТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК КОНСТРУИРОВАНИЯ СМЫСЛОВ:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.207.42 (0.006 с.) |