Классическая греческая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая греческая философия



Сократ. Платон. Аристотель

Вторая половина V в. до н.э. — время поворота философии от природы к человеку. Впервые вопрос о человеке был поставлен софистами, учившими искусству побеждать в спорах. Основной тезис софистов высказал Протагор (ок. 490—


§ 2.4. Классическая греческая философия 39

ок. 420 до н.э.): «Человек есть мера всех вещей — существующих, если они существуют, и несуществующих, если они не сущест­вуют».

Фраза эта, однако, обозначала также, что софисты инте­ресовались больше умением доказывать свое мнение, чем ис­тиной. Добро для одного, полагали они, может быть злом для другого, а истина и ложь равнозначны — все зависит только от точки зрения. Подход, согласно которому все в мире относи­тельно, называют релятивизмом.

I

Софисты были мастерами запутывать собеседника. Вот пример одного из простейших софизмов: «То, что вы не теряли, вы имеете. Рога вы не теря­ли, значит, вы их имеете».

С критики релятивизма начинается классический период древнегреческой философии, который открывает Сократ.

Сократ (ок. 470-399 до н.э.) родился и прожил всю жизнь в Афинах. Он не писал книг, а высказывал свои идеи лишь в многочисленных диалогах с различными собеседниками — политиками, философами, софистами. Со­крат обладал безупречной логикой и всегда побеждал в спорах, что принес­ло ему славу «мудрейшего из греков». Недоброжелатели обвинили Сократа в свободомыслии и неверии в богов. Суд вынес ему смертный приговор — отказавшись спастись бегством, Сократ принял в тюрьме чашу с ядом.

Рассмотрим основные идеи и характерные черты филосо­фии Сократа:

о внутренний мир человека важнее, чем природа. Поэтому по­знание начинается с самопознания. Девизом жизни и филосо­фии Сократа была фраза «Познай самого себя», выбитая на фронтоне храма Аполлона в Дельфах;

о путь к самопознанию — разум. Только с помощью разума мож­но осознать себя нравственным существом и стать в полной мере человеком. Знание равноценно добродетели: мудрый не может быть злым;

о истина существует, и лучший путь ее поиска — честный спор (диалектика), где сталкиваются мнения и побеждают самые обоснованные из них;

о в споре истина рождается, и ее необходимо правильно при­нять. Умение принимать истину Сократ фигурально называет майевтикой (по-гречески — искусство принимать роды);


40 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

о Сократ в споре постоянно использует иронию. Притворно со­гласившись с идеями собеседника, он постепенно приводил его к противоречию самому себе, подчеркивая тем самым огра­ниченность его знаний;

о важным элементом философии является сомнение. Ничего нельзя принимать на веру, так как многие общепринятые мне­ния являются ложными, а уверенность в своих знаниях - ил­люзией. Сам Сократ подчеркивал это в своих знаменитых сло­вах: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Знаменитый философ Платон был учеником Сократа. Большая часть его произведений представляет собой отредак­тированную запись диалогов Сократа с различными собесед­никами. Среди его произведений известны такие диалоги, как «Государство», «Пир», «Федон», «Федр» и др.

Платон (427-347 до н.э.), настоящее имя Аристокл. Прозвище «Платон» по-гречески значит «широкоплечий» — философ был мощного телосло­жения и даже получал спортивные награды как хороший борец. Под влия­нием Сократа Платон посвятил свою жизнь философии. После смерти Сократа Платон много путешествовал, посещал Италию и Сицилию. В путешествиях он попал в рабство и был выкуплен из него. Возвратив­шись с новыми идеями и впечатлениями в Афины, он основал свою шко­лу - Академию, которая просуществовала около 900 лет.

Исходный пункт размышлений Платона можно предста­вить следующим образом: «Может ли быть совершенным мир, где столько зла и горя, где убивают мудрецов и возвышают об­манщиков? Если творец всемогущ и идеален, то как он мог соз­дать столь несовершенный мир?»

Бытие. Размышляя, Платон приходит к выводу, что наш мир не является истинным — он только искаженная тень, отра­жение настоящего мира в подобии кривого зеркала. Истинное бытие, которое Платон называет миром идей, недоступно чув­ствам. Все, что мы видим в нашем мире теней, — лишь копии, несовершенные слепки с идей. Они существуют лишь постоль­ку, поскольку существуют сами идеи. Так, дерево в нашем мире теней существует, поскольку есть идея дерева в далеком мире идей, а искусство приносит удовольствие, поскольку есть идея прекрасного. Истинное бытие — это и есть неизменные, веч-


§ 2.4. Классическая греческая философия 41

ные, тождественные самим себе идеи. Видимые же вещи -лишь непостоянные тени, возникающие и гибнущие.

Для объяснения своей теории Платон использовал притчу о пещере. Пред­ставим, что все мы сидим в пещере, скованные цепями, не можем обер­нуться к входу и видим лишь мелькание теней на стене. Если бы кто-то су­мел выбраться из пещеры, а по возвращении рассказать, что он видел, ему не поверили бы, говоря, что тени - это и есть истинная реальность, а то, что кроме пещеры существует что-либо еще, - глупая выдумка.

Познание. Душа принадлежит обоим мирам - миру теней и миру идей. До рождения человека она пребывала в идеальном мире, созерцая его красоту, и, следовательно, душа в своей глу­бине содержит истинное знание. Однако, воплотившись в теле, она забывает обо всем. Понять, познать — значит вспомнить. Со­крат как раз и занимался тем, что пытался «разбудить» истину, изначально присутствующую в душе, своими наводящими во­просами в споре. Но вспомнить, согласно Платону, способны немногие, и именно таких людей он называет философами. По­знавать же преходящие и искаженные тени при помощи наших чувств способны все, но такое постижение мира иллюзорно, как и сам мир теней. Его результат - мнение, но не знание.

Этика и политика. Душа, согласно Платону, состоит из трех частей. Высшая часть — разумная, которая и содержит ис­тинное знание. Две остальные части - страстная и вожделе­ющая — низшие. Учение о душе связывается у Платона с учени­ем о политике. В диалоге «Государство» он пишет об идеальном общественном устройстве. В идеальном полисе - три сословия (повторяющие деление души на части): правители-философы, воины и торговцы. Справедливо, по мнению Платона, если ка­ждый будет занимать место сообразно своим способностям. В государстве Платона упразднены семья и частная собствен­ность как источники пороков и преступлений (ревности, за­висти, воровства, казнокрадства).

Связь учения о душе, добродетелях и политике схематиче­ски представлена в табл. 2.2.

Попытки Платона воплотить свои политические идеи в реальность ни к чему не привели, но тем не менее доказали ис­ходный тезис философа о том, что наш «мир теней» не может быть идеальным.


42 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

Табл и ца 2.2. Связь учения о душе, добродетелях и политике

 

Часть души Расположе­ние Способность Добродетель Сословие
Разумная Голова Мышление Мудрость Философы
Страстная Сердце Воля Храбрость Воины
Вожделе­ющая Живот Чувствен­ность Сдержан­ность Торговцы

Аристотель, ученик Платона, завершает ряд классических философов.


§ 2.4. Классическая греческая философия 43

точно ее описать. Из двух последних оснований Аристотель от­дает предпочтение цели — все в мире стремится к реализации своих возможностей, во всем изначально задана цель (как в же­луде заложен будущий дуб). Позднейшая наука, однако, отдала предпочтение изучению причин и следствий.

Этика. В работах по этике Аристотель выдвигает знамени­тое правило «золотой середины» (табл. 2.3): добродетель есть середина между крайностями-пороками. В поведении необхо­димо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом. Только такой путь ведет к благу.


 


Аристотель (384—322) родился в Стагирах во Фракии (поэтому его иногда называют Стагирит). В 18-летнем возрасте он переехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. После смерти учителя Аристотель был приглашен ко двору царя Филиппа в качестве воспитателя юного Алек­сандра Македонского. Затем он возвращается в Афины и посвящает оста­ток жизни написанию многочисленных книги преподаванию в собствен­ной школе — Ликее.

Список работ Аристотеля обширен. Это «Физика», «Мета­физика», «Политика», «Этика» (в 3 книгах), «Риторика», «По­этика», трактат «О душе», работы по логике, объединяемые под названием «Органон», и т.д. Аристотель обладал энциклопеди­ческими знаниями и даром систематизации; он заложил осно­вы многих современных наук — психологии, логики, этики и т.д.

Метафизика. В своих работах Аристотель не только разви­вает идеи Платона, но и спорит с ним. Считается, что свое от­ношение к учителю он выразил известной фразой: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель выступает против теории учителя о двух мирах: мир един и сущность предмета находится не в запредельном мире идей, а в самой вещи. Что же является этой сущностью? Что делает предмет конкретным? По мнению Аристотеля, это форма. Материя без формы — только нереализованная возможность. Дерево является дере­вом потому, что имеет форму дерева, а не потому, что где-то есть идея дерева. Помимо формы Аристотель выделяет три ос­нования вещей — материю, причину и цель. Четыре этих основа­ния в совокупности придают вещи реальность и позволяют


Таблица 2.3. Правило «золотой середины»

 

Порок (-) Добродетель (+) Порок (-)
Трусость Мужество Безрассудство
Жадность Бережливость Расточительность

Политика тесно связана с этикой: правитель должен при­держиваться правил морали и, как глава семьи, быть справед­ливым к своим домочадцам. Если власть используется для лич­ных целей, политика искажается и превращается в преступное действие. Аристотелю принадлежит также первая попытка описать типы государственного устройства (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Типы государственного устройства по Аристотелю

 

Число правящих Идеальный тип (+) Искаженный тип (—)
Правит один человек Монархия. Тирания
Правит группа людей Аристократия Олигархия
Правит народ Полития Демократия

Поскольку идеала достичь не всегда реально, Аристотель поддерживал демократию, считая ее «лучшим выбором из худ­шего». Хотя и при демократии все стремятся к своей цели, а не к благу народа, сама ее структура заставляет правителя учиты­вать интересы избирателей, чтобы не лишиться власти.

Аристотель был последним крупным философом мирового значения не только для классического периода, но и для всей


44 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

античной философии. Позднейшие мыслители древности уже не поднимались на такие высоты теоретической отвлеченной мысли, занимаясь преимущественно спорами о стратегии практического поведения человека.

Таким образом, классическая философия оказалась высшей точкой творческого развития античной мысли.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философия классического периода переходит от изучения природы к изучению внутреннего мира человека и прежде всего его нравствен­ности (Сократ).

2. Согласно Платону, окружающий нас мир - всего лишь тень истин­ного идеального мира.

3. Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а крат­чайший путь человека к цели (благу) состоит в избегании крайностей и излишеств.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные идеи философии Сократа.

2. Назовите ключевые идеи онтологии и гносеологии Платона.

3. Дайте характеристику четырем основаниям вещей в метафизике Аристотеля. Опишите какой-либо предмет, используя эти основания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.012 с.)