Тема 1. Становление философии. Философия Древнего Востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Становление философии. Философия Древнего Востока



1. Философия Древней Индии:

а) философия ведического периода;

б) философия эпического периода: неортодоксальные школы в индийской философии; ортодоксальные школы в индийской философии;

2. Философия Древнего Китая:

а) особенности китайской философии;

б) философия в период Чуньцю – Чжаньго (конфуцианство, даосизм, маоизм, легизм);

в) философия в период династий Хань;

г) развитие китайской философии в III – Х веках.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего Востока?

2. Назовите основные направления и школы древнеиндийской философии.

3. Каковы основные положения философии упанишад? В чем состоит смысл и значение категорий «брахман» и «атман»?

4. Назовите философские системы Индии, признающие авторитет Вед. Дайте их характеристику.

5. Назовите философские системы Индии, не признающие авторитет Вед. Дайте им характеристику.

6. Каковы основные направления и школы китайской философии?

7. Каково значение «Книги перемен» для формирования философии Древнего Китая?

8. Назовите основные положения философии Конфуция. Каково значение и роль ритуала в его учении?

9. В чем состоят основные положения философии даосизма? Как следует понимать «недеяние» в этой философии?

10. Назовите основные положения философии легистов.

11. Выделите и перечислите основные отличительные особенности философии Древнего Востока.

 

Логические задания.

1. Когда и где в истории наблюдается явление, называемое философией.

2. Чем объясняется возникновение, роль и высокий уровень развития науки в древнейших цивилизациях?

3. В чем заключалась принципиальная особенность жреческой науки?

4. Чем вызывались «замороженность», священность и закрытость жреческой науки, не допускавшие возникновение философии?

5. Чем объясняется незавершенность монополии самодовлеющего жречества на истину Древнем Китае и Древней Индии?

6. Чем объясняется незавершенность выхода осмысления мира в «азиатской» цивилизации Китая и Индии за пределы мифологической житейской мудрости?

7. Чем объясняется возникновение философии в «азиатской» цивилизации Китая и Индии в виде всеобщей Этики?

8. Чем объясняется сохранение Восточной философией своего принципиально «азиатского», «доевропейского» характера вплоть до «цивилизации» Востока Европой?

 

Тестовые задания.

1. Основателем даосизма в Китае был:

а) Мо Цзы;

б) Лао Цзы;
в) Конфуций;

г) Чжуан Цзы

2. Недеяние в даосизме— это:

а) полная бездеятельность;

б) необходимое вмешательство в происходящее;

в) планирование своих действий;

г) внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности.

3.Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется:

а) цзин (психофизическая энергия);

б) ци (материально-духовная);
в) инь/ян (сексуальная);

г) шэнь (духовная).

4. Согласно китайской философии, духовным центром человека является:

а) мозг;

б) лицо;

в) сердце;

г) желудок.

5. Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как:

а) поддержание в чистом состоянии духовной психофизи­ческой энергии (ци);

б) вегетарианство;

в) совершенствование тела и души;

г) соблюдение общественного порядка.

6. Среди основополагающих принципов учения Конфу­ция нет следующего:

а) слушаться старших по возрасту и званию;

б) сдерживать себя, избегать крайностей;

в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;

г) быть гуманным.

7. Управлениеобществом в конфуцианстве сравнива­ется с отношениями:

а) отца и сына;

б) матери и детей;

в) друзей;

г) сотрудников.

8. Среди постулатов легизма отсутствует следующий:

а) человек от природы добр;

б) интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны;

в) основной стимул в соблюдении законов - страх перед наказанием;

г) закон - один для всех.

9. Брахманы — это религиозно-философские тексты, восходящие к:

а) Дао Дэ Цзин;

б) Самаведе;

в) Ригведе;

г) упанишадам.

10. Карма в древнеиндийской философии — это:

а) закон вечного круговорота бытия;

б) понятие долга и предназначения;

в) закон воздаяния;

г) выход за пределы круга перевоплощений.

11. Драхма в древнеиндийской философии—это:

а) понятие долга и предназначения;

б) закон вечного круговорота бытия;

в) абсолютное духовное освобождение;

г) вид религиозно - духовной практики.

12. «Будда» в соответствующем религиозно - философском учении - это:

а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;

б) просвещенный;

в) мудрый;

г) просветленный.

13. Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической:

а) ньяя;

б) лакаята даршана;

в) мииманса;

г) йога.

14. Одна из постоянных добродетелей конфуцианства, предполагающая упорное придерживание остальных:

а) истинное знание;

б) истинное отношение;

в) истинное состояние духа;

 

г) истинное постоянство.

15. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

 
 

а) надежду;

б) любовь;

 

в) желание;

г) страдание.

16. Два вечных начала сущего — пракрити и пуруша рассматриваются в классической системе индийской фило­софии:

а) ньяя;

б) санкхья;

в) веданта;

г) миманса.

17. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:

а) карма;

б) нирвана;

в) дао;

г) сансара.

18. Название этой системы индийской философии в пе­реводе с санскрита означает «первое исследование», — это:

а) веданта;

б) миманса;

в) ньяя;

г) вайшешика.

19. Письменный источник философии буддизма:

а) Махабхарата;

б) упанишады;

в) трипитака;

г) Ригведа.

Китайская философия

 

Основные этапы развития китайской философии   Характерные черты китайского видения мира и окружающей действительности, отразившиеся в китайской философии  

VII в. дон. э. - III в. н. э.-зарождение и становление древнейших национальных философских школ;   восприятие своей страны - Китая - как центра существующе­го мира;  
понимание отдельных событий, истории в целом как цикли­ческого процесса;  
осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;  
III-XIX вв. н. - э. - про­никновение в Китай из Ин­дии буддизма (IIIв. н.э.) и его влияние на нацио­нальные философские школы;  
восприятие человека, природы и космоса как единого целого;  
консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;  
XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодо­ление замкнутости китайско­го общества, обогащение ки­тайской философии достижениямиевропейской и мировой философии. не выделение отдельной человеческой личности из коллектива;  
осознание беспомощности отдельного человека в борьбе про­тив природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводне­ниями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством;  
  восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вер­тикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императо­ра) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;  
  конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и не деянию;  
  понимание жизни, прежде всего как жизни духа и телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление мак­симально продолжить жизнь отдельного человека ни Земле (с по­мощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильною отношения к окружающей действительности);  
  восприятие потусторонних сил как реальности, одушевле­ние умерших:  
  уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов.  

 

 

Рис. 1.1. Китайская философия

 

Основные национальные философские учения Китая

 

Древнейшие национальные философские учения   Менее распространенные учения   Основные направления китайской философии после проникновения в Китай буддизма (III в.н.э.) и до конца XIX в.   Достижения мировой философской мысли, обогатившие в XX в. национальную Китайскую философию

идеи христианской религии
идеи марксизма;
идеи ведущих европейских философов;
идеи американской филосо­фии прагматизма.

 

даосизм   маоизм
конфуцианство натурфилософия
легизм. номинализм.

 

чань-буддизм (нацио­нальный китайский буд­дизм, возникший врезуль­тате влияния китайской культуры на индийский буд­дизм, заимствованный Ки­таем;
неодаосизм
неоконфуцианство

 

 

Рис. 1.2. Основные национальные учения Китая

 

 

 

 

Рис. 1.3. Проблемы человека в китайской философии

 

 

 

Рис. 1.4. Отличия восприятия китайской философией человека по сравнению с западной философской традицией

 

 

 

 

Рис. 1.5. Объяснение китайской мифологией и философией возникновения окружающего мира и человека

 

Рис. 1.6. Даосизм

 

Рис. 1.7. Конфуцианство

Рис. 1.8. Основные этапы развития древнеиндийской философии

 

 

Рис. 1.9. Онтология индийской философии

 

 

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) и рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

Рис. 1.10. Гносеология древнеиндийской философии

 

 

Рис. 1.11. Два начала, из которых согласно индийской философии состоит душа

 

Рис. 1.12. Понятия индийской философии

 

 

Рис. 1.13. Буддизм

Тема 2. Античная философия

1. Периодизация античной философии. Историко - философский аспект.

2. Досократовский этап развития античной философии (VII – V вв. до н.э.): Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорийцы, Эмпедокл, Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

3. Классический период развития античной философии (середина V - конец IV вв. до н.э.): Сократ, Платон, Аристотель.

4. Эллинистический период развития античной философии (конец IV - II вв. до н.э.): перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школа, скептицизм.

5. Римский период развития античной философии (I в. до н.э. - V - VI вв.): Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик), неоплатонизм (Плотин).

Вопросы для самопроверки.

1. Какую философию принято называть классической?

2. Объясните точку зрения, что философия Древней Греции является исторически первым типом философии.

3. Выделите особенности развития философского знания в Древней Греции и Древнем Риме.

4. Что представляла собой философия Ионического побережья (VII – VI вв. до н.э.)?

5. Охарактеризуйте философию Милетской школы.

6. Охарактеризуйте философию элеатов.

7. В чем выражался космологизм древнегреческой философии?

8. Назовите представителей Афинской философской школы и основные проблемы, которые они изучали.

9. Почему философия Сократа может быть определена как этический идеализм? В чем заключается его этический рационализм?

10. Дайте подробную характеристику идеализму Платона. Определите место Платона в истории философии.

11. Выделите основные черты философского учения Аристотеля.

12. Что представляла собой философия Пифагора?

13. Дайте характеристику философии стоиков.

14. Что объединяет философские школы эллинизма - эпикуреизм, стоицизм, скептицизм?

 

Логические задания.

1. С осмысления чего начинается исторически и логически философия (у Фалеса и всей Милетской школы) и почему?

2. Раскройте особенности становления античной философии.

3. Чем было вызвано возникновение античной цивилизации, основанной, в отличие от погибшей микенской цивилизации, на экономической, политической и идеологической самостоятельности личности?

4. Чем было вызвано появление, в античном обществе возможности и необходимости, автономного поиска истины, доказательства, опровержения и проверки общих предположений в зарождение философии в виде научной Теории мира?

5. В чем Вы видите философский смысл понятий «воды», «апейрона» и «воздуха» как первоначал мира и в чем логика последовательности их появления у милетцев?

6. В чем правота и в чем изъян понимания мира, с одной стороны, Гераклита, а с другой стороны, Парменида? В чем преимущество и чем слабость философии Протагора по сравнению с подходами Гераклита в Парменида?

7. Как понимали природу ранние греческие философы? Покажите отличие от их представлений от философско - научных концепций природы Нового времени.

8. Из чего следовало сократовское выделение Человека как выражения всего остального Мира?

9. Какие проблемы решались, и какие проблемы порождались теорией атомов Демокрита как основоположника материализма?

10. Какие проблемы решались, и какие проблемы порождались теорией идей Платона как основоположника идеализма?

11. В чем заключались изъян идеализма и изъян материализма, вскрытые Аристотелем?

12. В чем заключался принцип философии Аристотеля, призванный преодолеть изъяны материализма и идеализма? В чем преимущество и в чем слабость философии Аристотеля по сравнению с философией Платона?

13. В чем Вы видите причину неудачи попытки Аристотеля встать над материализмом и идеализмом?

14. Раскройте вклад Аристотеля в развитие науки.

15. В чем заключались преимущества и изъяны, а также взаимное обогащение Восточной и Западной философий на разных этапах развития человечества?

16. Раскройте содержание понятия «диалектика» и выделите основные диалектические идеи античности.

17. Дайте характеристику этическим идеалам античности, представленным в различных философских учениях.

18. Проанализируйте плотиновское учение о Едином, Уме и Душе и поясните, можно ли считать его представления близкими христианской теологии?

 

Тестовые задания.

1.Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

а) вода;

б) огонь;

в) земля;

г) дерево.

2. Сократ в молодости обучался в школе:

а) софистов;

б) пифагорейцев;

в) милетцев;

г) элеатов

3. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее – это большинство:

а) Пиррон;

б) Диоген;

в) Сократ;

г) Клеанф.

4. По Платону, прекрасное — это:

а) совершенство линий и форм;

б) нравственное величие души;

в) разумное построение произведения искусства;

г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой

5. По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?

 

а) Пиррон;

б) Сократ;

в) Диоген;

г) Хрисипп.

6. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:

а) динамическое;

б) статическое;

в) разумное;

г) совершенное.

7. Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как:

а) удовольствие;

б) вожделение;

в) страх;

г) печаль.

8. Стоики признавали три вида движения: простран­ственное перемещение, изменение качеств и:

а) духовное восхождение к Единому;

б) нравственное совершенствование;

в) напряжение пневмы;

г) укрощение страстей.

9. Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и далее поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догма­тиков». К какой школе он принадлежал?

а) неоплатоников;

б) стоиков;

в) киников;

г) скептиков.

10. Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как:

а) удовольствие;

б) вожделение;

в) страх;

г) печаль.

11. Философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро, - считали:

а) скептики;

б) эпикурейцы;

в) киники;

г) стоики.

12. Он считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес людям искусства, породившие сложность искусственность жизни:

а) Эпикур;

б) Диоген Синопский;

в) Пиррон;

г) Зенон.

13. Поскольку нет никакого основания предпочитать ил порядок устройства государства другому, следует под­няться обычаям той страны, в которой живешь, считал:

а) Клеанф;

б) Пиррон;

в) Аристотель;

г) Платон.

14. Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика, физика и логика, соответственно:

а) скорлупа, желток, белок;

б) желток, скорлупа, белок;

в) белок, желток, скорлупа;

г) желток, белок, скорлупа.

15. Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным различных плодов, в котором с ответственно плоды, деревья и ограда:

а) логика, физика, этика;

б) физика, логика, этика;

в) этика, логика, физика;

г) этика, физика, логика.

16. Для Платона мир нереальный и недействительный это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

в) множества конкретных предметов и вещей;

г) представлений.

17. Основополагающей категорией Аристотель считал:

а) сущность;

б) обладание;

в) положение;

г) время.

18. Скептик говорит по поводу познания вещи:

а) «Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен»;

б) «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать»;

в) «Я не знаю какова она, но я надеюсь но узнать»;

г) «Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно».

19. Если киник проголодался, то он:

а) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды;

б) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в дейст­вительности, не хочет;

в) станет есть ту еду, что попадется на глаза;

г) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным.

20. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) другие не знают и этого.

21. Плотин мечтал построить новый город и назвать

а) Александрией;

б) Петрополем;

в) Платонополисом;

г) Согдеей.

22. В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к:

а) медицине;

б) астрономии;

в) математике;

г) астрологии.

23. В. С. Соловьев писал, что в платонизме это «соединяет в себе идеальную природу с чувственною»:

а) эйдос;

б) хора;

в) эрос;

г) философия.

24. По Аристотелю, человек – это:

а) двуногое без перьев;

б) нравственное существо;

в) душа в темнице тела;

г) политическое животное.

25. Майевтика — это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»;

г) общение с собеседником с целью обретения им истины

26. Так называемая «платоническая любовь» в позднейшие эпохи ассоциировалась с:

а) «животным» эросом;

б) семейно-брачным союзом;

в) аскетизмом;

г) идеалом богочеловека.

27 Перипатическая школа зародилась в:

а) гимназии;

б) лицее;

в) академии;

г) университете

28. Основателем этики в западноевропейской философии считается:

а) Фалес;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

29. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:

а) Хрисипп;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

30. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил:

а) Фалес;

б) Анаксимандр;

в) Гераклит;

г) Левкипп.

31. Платон во время путешествий по Востоку обучался в школах:

а) софистов;

б) пифагорейцев;

в) милетцев;

г) элеатов.

32. Анаксимандр был учеником:

а) Сократа;

б) Аристотеля;

в) Фалеса;

г) Анаксимена.

33. Среди категорий Аристотеля нет такой, как:

а) обладание;

б) форма;

в) положение;

г) страдание.

34. Наиболее известна и исторически значима в системе Эпикура:

а) гносеология;

б) этика;

в) онтология;

г) физика.

35. «Единое» у Плотина

а) природа;

б) Бог-личность;

в) инобытие (ничто);

г) бытие.

36. «Гегемоникон» — так называли центральную часть души:

а) эпикурейцы;

б) киники;

в) скептики;

г) стоики.

37. О наличии материи как «строительного материала» для создания мира говорили:

а) Сократ и Платон;

б) Платон и Аристотель;

в) Платон и Плотин;

г) Плотин и Порфирий

38. Утонченные философские теории, науки и книги не нужны, считали:

а) стоики;

б) киники;

в) скептики;

г) эпикурейцы.

39. Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая задана Богом как причиной всех причин, считал:

а) Аристотель;

б) Пиррон;

в) Зенон;

г) Диоген Синопский.

40. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

а) порядок;

б) Бог;

в) разум;

г) число.

 

на поздних этапах - смешение космоцентризм а и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

 

Рис. 2.1. Древнегреческая философия

 

 

Рис. 2.2. Этапы развития древнегреческой (античной) философии

Рис. 2.3. Этапы развития древнегреческой (античной) философии (продолжение)

 

Рис. 2.4. Этапы развития древнегреческой (античной) философии (продолжение)

 

Рис. 2.5. Досократические философские школы Древней Греции

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI -1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древ­негреческий философ-материалист, основатель философского направления. Перво­начально принадлежал к логической школе

 

Рис. 2.7. Гераклит из Эфеса

 

 

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность все происходящее можно свети к числу и измерить с помощью числа);

Рис. 2.8. Пифагорейцы

 

 

Рис. 2.9. Элеаты

Рис. 2.10. Атомисты

 

младшие софисты – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах;

Рис. 2.11. Софисты

 

Сократ не оставил значительных фи­лософских произведений, но вошел в ис­торию как выдающийся полемист, мудрец, фил соф - педагог.

Рис. 2.12. Сократ

 

Платон - первый древ­негреческий философ, ос­тавивший после себя ряд фундаментальных фило­софских произведений, наиболее важными из ко­торых являются "Апология Сократа", "Пармслид", "Горгий", "Федон", "Госу­дарство", "Законы".

Рис. 2.13. Платон

 

 

не имеет никаких призна­ков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни содержания);
‘’’Единое’’

 

Рис. 2.14. Три субстанции, из которых согласно учению Платона о триаде состоит все сущее

 

были заложены основы понятийного мышления, произведена по­пытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.);

 

Рис. 2.15. Историческое значение фило-софии Платона

 

 

Рис. 2.16. Академия Платона

 

335 - 322 гг. до н. э. - ос­новал собственную фило­софскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

 

Рис. 2.17. Аристотель

 

Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) – вторичной.

Рис. 2.18. Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах»

 

высшей формой всего сущего является Бог, име­ющий бытие вне мира.
все сущее на Земле об­ладает потенцией (собствен­но материей) и формой;

 

 

Рис. 2.19. Проблемы, изучаемые Аристотелем

 

 

Рис. 2.20. Проблема государства в философии Аристотеля

 

 

Рис. 2.21. Киники

ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществую­щим, ибо нет ничего поми­мо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохране­ния материи);
вселенная вечна и бесконечна;
все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

Рис. 2.21. Эпикур

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.302 с.)