Тема 3. Философия средних веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Философия средних веков



1. Особенности развития философии Средневековья.

2. Патристика.

3. Августин Блаженный как представитель патристики.

4. Схоластика.

5. Фома Аквинский как представитель схоластики.

6. Средневековая арабская, среднеазиатская и еврейская философия (Авиценна (Ибн Сина), Аверроэс (Ибн Рушд), Маймонид (Моисей Бен - маймун)).

7. Историческая роль философии Средневековья.

Вопросы для самопроверки.

1. Дайте краткую историческую характеристику средних веков.

2. Выделите специфические особенности средневековой философии.

3. Что такое теоцентризм? Как он проявлялся в философии средних веков?

4. Объясните следующие понятия: монотеизм, принцип абсолютной личности, креационизм, провиденциализм, символизм, средневековая герменевтика.

5. Дайте характеристику схоластической философии.

6. Дайте характеристику философским воззрениям А. Августина.

7. В чем Вы видите особенности философской системы Фомы Аквинского?

8. В чем суть спора между номинализмом и раеализмом в средневековой философии?

Логические задания.

1. Каких философов средневековья вы знаете? Каковы отличительные черты и особенности средневековой философии?

2. Каковы сходство и различие античной и средневековой философий? В чем Вы видите принципиальную особенность средневековой философии (I—ХV вв.).

3. В чем проявилось влияние идей средневековой философии на развитие русской религиозно - идеалистической философии начала ХХ века?

4. Назовите современных последователей средневековой философии.

5. В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества и в чем - слабость «философии» Августина (354—430 гг.) как основоположника доктринальной христианской «философии» по сравнению с античной философией?

6. К чему сводились принципы послеавгустинского средневекового «философствования»?

7. К чему сводилась «философия» номиналистов и «философия» реалистов?

8. Перечислите основные доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского.

9. Что давало основу для попытки теологического синтеза веры (мистики) и знания (логики) Фомы Аквинского (1225 - 1271 гг.).

10. В чем преимущество и в чем слабость теории Фомы Аквинского по сравнению с теориями номиналистов и реалистов?

Тестовые задания.

1. Официальная христианская церковь к концу II в. по отношению к гностикам заняла следующую позицию:

а) сменила гнев на милость и позволила им развивать свою философию;

б) вела ожесточенную борьбу;

в) постепенно восприняла их символику;

г) включила гностические обряды в церковный культ.

2. Теоретической основой попытки Юлиана Отступ­ника отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию признается:

а) манихейство;

б) гностицизм;

в) неоплатонизм;

г) апологетика.

3. Апологеты во II в. н. э.:

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;

в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

г) рассматривали противоположность духа и материи.

4. Пресвитер Арий в начале IV века в Александрии продолжал традиции:

а) Юстина Мученика;

б) Оригена;

в) Филона Александрийского;

г) Климента Александрийского.

5. Арий объявил Иисуса Христа:

а) единосущным богу-отцу;

б) подобносущим богу-отцу;

в) неединосущим богу отцу;

г) разносущим с богом-отцом.

6. Учение Ария, так называемое арианство, в результате жестокой борьбы в лоне церкви по вопросам основ христианской теологии:

а) легло в основу никейского символа веры;

б) было отвергнуто официальной церковью и объявлено ересью;

в) было частично принято церковью и естественно вошло м христианскую теологию под названием субординациалима;

г) было не принято церковью, но поддержано императором Константином

7 Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:

а ) нет Бога выше Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог.

8 .Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:

а) Иероним Блаженный;

б) Амвросий Медиоланский;

в) Аврелий Августин;

г) Василий Кессарийский.

9. С точки зрения Аврелия Августина, время – это только:

а) прошлое;

б) будущее;

в) настоящее;

г) вечность.

10. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональное доказательство веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

11. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

б) наукой и теологией;

в) теологией и философией;

г) философией и наукой.

12. Исторический период развития схоластики:

а) IV—Х вв.;

б) IX-XV вв.;

в) VIII—XVI вв.;

г) I—IV вв.

13. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:

а) Платона об идеях;

б) Аристотеля о сущности вещей;

в) Плотина об эманациях;

г) Порфирия о характере родов и видов.

14. С середины ХIII века схоласты разделились во мнениях относительно основных положений:

а) Псевдо – Дионисия Ареопагита;

б) Августина Блаженного;

в) Фомы Аквинского;

г) Ибн Рушда (Аверроэса)

15. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что:

а) разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной;

б) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу;

в) разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной;

г) сенситивная душа определяет вегетативную, а та, в свою очередь, руководит разумом.

16. В своих рассуждениях о Боге Аквинат:

а) безоговорочно защищал идею личного бога;

б) признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым;

в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;

г) полагал, что бог- это и есть природа.

17. Исследуя проблемы человеческой души, Аквинат исходил из того, что:

а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

б) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом;

в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;

г) душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима.

18. В арабской философии не использовались идеи философа:

а) Платона;

б) Плотина;

в) Эпикура;

г) Аристотеля 19 Аверроэс - это западное прочтение арабского имени:

а) аль-Кинди;

б) аль-Фараби;

в) ибн Рушд;

г) ибн Сина.

20. Авиценна понимал мир как произведение:

а) слепых сил природы;

б) божественного разума;

в) божественной воли;

г) божественной воли и разума

21.В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют:

а) до единичных вещей;

б) в реальных вещах;

в) как единичные вещи;

г) после вещей.

22. По Аверроэсу, материальный мир:

а) вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен;

б) сотворен Богом из ничего;

в) обречен на гибель;

г) вечен и в пространстве безграничен.

23. Аверроэс, развивая учение о человеке и нравственности:

а) признавал бессмертие индивидуальной души;

б) отрицал бессмертие души;

в) считал неизбежным посмертное вознаграждение или наказание на том свете;

г) поддерживал идею об отсутствии различий между добром и злом.

 

 


Значение средневековой теологической философиидля последующего развития философии

Рис. 3.1. Значение средневековой теологической философии

отличалась замк­нутостью на самой себе, традиционнос­тью, повернутостью в прошлое, оторван­ностью от реального мира, воинственнос­тью, догматизмом, назидательностью, учительством.
начала зарож­даться еще в Римс­кой империи в I - V вв. н. э. на основе ран­него христианства, ересей и античной философии и достиг­ла высшего расцвета в V-XIIIвв. н.э. (впериод между распа­дом Западной Римс­кой империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения);

Рис. 3.2. Средневековая теологическая философия

Средневековая теологическая философия

Рис. 3.3. Средневековая теологическая философия (продолжение)

На экзистенцию (бытие, существование) - пока­зывает, есть ли вещь во­обще (то есть существу­ет или не существует)  

Рис. 3.4. Средневековая теологическая философия (продолжение)

 

 

Рис. 3.5. Схоластика

 

Философия Августина Блаженного


Аврелий Августин (Блаженный) (354 -430) - христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Афри­ка. Римская империя)

Рис. 3.6. Философия Августина Блаженного

Философия Фомы Аквинского

Рис. 3.7. Философия Фомы Аквинского

не поддаются рациональному (разум­ному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть позна­ны через Божественное откровение;
вера и разум дают истинное знание;
философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
все остальное (Божественное откровение) может познать только теология.
откровение и разум(вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
вера и разум одновременно участвуют вПроцессе познания;
Исследование проблемы познания

Рис. 3.8. Философия Фомы Аквинского (продолжение)

 

 

Рис. 3.8. Арабская философия

 

Мутакаллимыбыли сторонни­ками радикаль­ного ислама. Представители школы мутакал-лимов философ­ски обосновыва­ли религиозные догмы ислама и фактически иг­рали роль арабо-исламских схоластов

Рис. 3.9. Основные направления арабской философии периода зарождения

 

Новый этап прогрессивной арабской философии(с IX в.)

Рис. 3.10. Новый этап прогрессивной арабской философии

 

 

время.
материю;
форму;
движение;
Учение о прасубстанциях

Рис. 3.11. Философия Аль-Кинди

 

Рис. 3.12. Значение философских работ Аль-Фараби

 

 

наделял душу особыми свойствами – идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью;

 

также считал вечным Бога и окружающий мир.

 


Рис. 3.13. Ибн-Сина (Авиценна)

 

доказывалось, что движение - само­стоятельное свойство материи, заклю­ченное в ней самой;
допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отноше­нию к материи (Бог и окружающий мате­риальным мир "совечны");

 

Рис. 3.14. Философия Ибн-Рушда (аверроизм)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.112 (0.069 с.)