Тема 4. Философия эпохи Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.



1. Общая характеристика эпохи Возрождения. Периодизация философии эпохи Возрождения.

2. Ранний период философии Возрождения (литературный гуманизм - ХIV – ХV века): Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

3. Реформаторский период философии Возрождения (демонополизация католической церкви – ХV – ХVI века): Эразм Роттердамский, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Мишель Монтень, Томас Мор, Николо Макиавелли.

4. Натурфилософский период философии эпохи Возрождения (пантеизм – ХVI – ХVII века): Джордано Бруно, Николай Кузанский, Томмазо Кампанелла.

5. Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения.

Вопросы для самопроверки.

1. Выделите характерные черты философии и культуры эпохи Возрождения.

2. Какие основные идеи гуманистической мысли эпохи Возрождения Вы можете назвать?

3. Дайте определение следующим понятиям: гуманизм, Возрождение, Реформация, антропоцентризм, гелиоцентризм, естественное право, утопизм.

4. Дайте оценку литературной и гуманистической деятельности Д. Алигьери и Ф. Петрарки. Оцените их вклад в философскую мысль эпохи Возрождения.

5. Проанализируйте учение Н. Кузанского.

6. Охарактеризуйте теорию централизованного государства, предложенную Н. Макиавелли и Ж. Боденом.

7. Дайте характеристику теории естественного права Г. Гроция.

8. Проанализируйте теорию утопического социализма, разработанную Т. Мором и Т. Кампанеллой.

Логические задания.

1. Дайте сравнительную характеристику основных принципов философии средневековья и Возрождения.

2. Охарактеризуйте отношение гуманистов к религии и церкви.

3. В чем состоит основное содержание Реформации и каковы ее итоги?

4. Каково соотношение макиавеллизма и взглядов самого Макиавелли в его учении и во взглядах современных политических деятелей?

5. В чем состоит открытие Н.Коперника и какова его роль в развитии философской мысли?

6. Чем, на Ваш взгляд, вызвано появление утопических теорий в эпоху Возрождения?

7. Перечислите естественно-научные идеи эпохи Возрождения. Какую роль они сыграли в развитии философии и науки Нового времени?

8. Дайте аргументированную характеристику основных итогов развития философской мысли эпохи Возрождения.

Тестовые задания.

1. Термин «гуманизм» происходит от лат. Нитапиs, что означает:

а) божественный;

б) человеческий (человечный);

в) природный;

г) животный.

2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

а) Нидерландах;

б) Германии;

в) Италии;

3. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается:

а) Данте Алигьери;

б) Марсилий из Падуи;

в) Джованни Боккаччо;

г) Франческо Петрарка.

4. Данте, принимая христианскую догматику в качестве неизменной истины, так трактовал отношение божественного и человеческого:

а) человек однозначно принадлежит природе, а бог противостоит человеческому творчеству;

б) человек принадлежит и к божественному миру, и к природному;

в) человеку открывается только «духовное поучение» от святого духа, а человеческий разум не ведет к блаженству;

г) человек в своем творчестве абсолютно самостоятелен, не зависит ни от божественного воздействия, ни от природных сил.

5. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:

а) опровергал учение Аристотеля;

б) высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;

в) описывал расцвет университетов позднего Средневековья;

г) считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии.

6. В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:

а) этическая проблема человеческой личности;

б) проблема бога и доказательства его существования;

в) проблема соотношения бога и природы;

г) проблема соотношения знания и веры.

7. Этот итальянский гуманист, наряду с латинскими классическими текстами, ценил древнегреческое наследие. Его усилиями были переведены и аннотированы многие древнние тексты, что оказало значительное влияние на флорентийских гуманистов. Речь идет о:

а) Поджо Браччолини;

б) Леонардо Бруни;

в) Колюччо Салутати;

г) Франческо Петрарке.

8. Пико делла Мирандола (14631495) в своих знаменитых 900 тезисах, в частности, утверждал:

а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»;

б) мир возник из высшего бестелесного начала - «хаоса»;

в) мир создан Богом из ничего;

г) мир был создан Богом в «уме».

9. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» (1486) высказал такую мысль о человеке, как о:

а) представителе элементарного мира;

б) представителе небесного мира;

в) представителе ангельского мира;

г) особом микрокосме.

10. Мирандола писал:

а) человек рожден для счастья;

б) человек - сам творец своего счастья;

в) бог дарит человеку его счастье;

г) счастье - дым, и человек к нему стремится напрасно

11. Термин «реформация» имеет отношение к критике:

а) католической церкви;

б) английской буржуазии;

в) французских рантье;

г) немецкого бюргерства.

12. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:

а) Виклиф;

б) Ян Гус;

в) Жан Кальвин;

г) Мартин Лютер.

13. Лютер выступал против идеи о том, что:

а) человек может напрямую обращаться к богу;

б) церковь - единственный посредник между богом и человеком;

в) священники не могут отпускать мирянам грехи;

г) человек полон чувства вины и греха.

14. По Лютеру, спасение человека достигается им:

а) путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм;

б) чистой верой, которая является «божьим даром»;

в) только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека;

г) по собственной воле, без помощи и воли божьей.

15. Языческое учение Аристотеля Лютер:

а) категорически отвергал;

б) творчески развивал;

в) критиковал, но в основных положениях оценивал высоко;

г) полностью игнорировал.

16. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:

а) личной свободе и творческой активности человека;

б) предопределении как вечном спасении только по воле бога;

в) независимости человека от социального окружения и государства;

г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.

17. В эпоху Реформации разнообразные мистические учения:

а) были развиты и включены в новые религиозные учения;

б) были категорически осуждены и преданы забвению;

в) были отождествлены с традиционным учением католической церкви и обличены как заблуждения;

г) были переосмыслены и положены в основу учения о новой церкви.

18.Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:

а) мистического индивидуализма;

б) античного платонизма;

в) утопического коммунизма;

г) римского цезарепапизма.

19. Философские воззрения Якоба Беме были близки к:

а) схоластическим традициям;

б) оккультно-мистическим направлениям;

в) гуманизму Возрождения;

г) естественнонаучной философии Нового времени.

20. С точки зрения теософии Я. Беме, бог - это:

а) сама природа, полностью исчерпывающая божественную силу и волю;

б) наивысший и активный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней;

в) непостижимое внеприродное существо, по своей воле создающее или разрушающее природу;

г) абстрактный символ природных сил, порожденный активным творческим воображением человека.

21. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (14691563) высмеял:

а) нравы и обыденные представления немецкого бюргерства;

б) бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов;

в) религиозный фанатизм представителей католической церкви;

г) социально – политическую утопию Т. Мора.

22. Эразм Роттердамский подлинное христианство понимал как:

а) онтологию;

б) эпистемологию;

в) этику;

г) метафизику.

23. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:

а) свободомыслие и скептицизм;

б) эпикуреизм и гедонизм;

в) платонизм и аристотелизм;

г) стоицизм и аскетизм.

24. В этике Монтеня добродетель понимается как

а) строгий аскетизм и страх божий;

б) умеренность, мужество и жизнелюбие;

в) раскованность, стремление к личному бессмертию;

г) стремление к самоуспокоению и довольству собой

25. С точки зрения Монтеня, бог - это:

а) строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей;

б) идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества;

в) непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей;

г) некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека.

26. По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь:

а) неспособны в принципе;

б) способны полностью;

в) способны непосредственно;

г) способны символически.

27 Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:

а) изолированный шар в лоне абсолюта;

б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого Земля;

в) бесконечный шар с центром везде и нигде;

г) бесконечный шар без центра.

28.По мнению Парацельса, если познать «архэ жизни» (активную духовную жизненную силу), то можно:

а) познать абсолютное (бога);

б) стать подлинным философом;

в) обрести возможности магического преобразования природы;

г) превратить человека в бога.

29. Для Парацельса главной и универсальной наукой была:

а) медицина;

б) философия;

в) астрономия;

г) алхимия.

30. По мысли Джордано Бруно, «оно само является...бесконечным, неподвижным, субстратным,...жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него:

а) божественное;

б) единое;

в) материальное;

г) духовное.

31. Философия природы Дж. Бруно - это:

а) деизм;

б) креационизм;

в) панпсихизм;

г) дуализм.

32. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль

а) космос - одновременно пустая и наполненная бесконечность, их вечное несотворенное бытие - Бог;

б) бесконечность космоса - божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (Богом);

г) космос сотворен Богом и конечен, сам Бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

33 «Единое» Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями:

а) «скрытый бог» и «предпосылки»;

а) «скрытый бог» и «предпосылки»;

б) «абсолютный дух» и «абсолютная идея»;

в) «мировая душа» и «всеобщий разум»;

г) «архэ жизни» и «универсальная наука».

34. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у:

а) киников;

б) эпикурейцев;

в) стоиков;

г) скептиков.

35. В своей философии Никколо Макиавелли:

а) признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека;

б) признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения;

в) отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое учение;

г) отрицал и существование фортуны, и концепцию предопределения.

36.Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:

а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;

б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;

в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;

г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.

37. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

а) гуманизм;

б) объективизм;

в) цинизм;

г) анархизм.

38. В философии политики Жана Бодена государство рассматривается как:

а) гарант социальной справедливости и равенства граждан перед законом;

б) форма осуществления власти церкви над обществом;

в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики;

г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган.

39.Идеолог голландской буржуазной революции Гроций философски обосновал теорию:

а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда;

б) естественного права, когда его сущность отражающее человеческую природу;

в) государственного права, когда оно создается правящей верхушкой для решения своих проблем;

г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства.

40. Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

в) несуществующее место;

г) великая мечта.


Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которые объединяли антицер­ковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера вего великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер

Рис. 4.1. Философия эпохи Возрождения

неоплатоническое(сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пикоделла Миранлола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точ­ки зрения идеализма;
натурфилософское(XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.., пы­тавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и осно­вах мироздания, опираясь на астрономичес­кие и научные открытия
Основные направления

 

Рис. 4.2. Философия эпохи Возрождения (продолжение)

 

Рис. 4.3. Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.)

 

 

Рис. 4.4. Гуманизм

Тем же духом пронизаны иные произведения Данте (“Новая жизнь” и т.д.)
воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догматы) христианского учения;
В своем произведении Данте
Данте Алигьери (12б5 - 1321) - автор "Божественной комедии"

Рис. 4.5. Наиболее известные философы-гуманисты

 

 

Рис. 4.6. Неоплатонизм

 

 

Рис. 4.7. Наиболее известные представители неоплатонизма

 

Рис. 4.8. Натурфилософия

 

       
 
   
 

 


Рис. 4.9. Представители натурфилософии

 

 

Рис. 4.10. Представители натурфилософии (продолжение)

 

устройство общества;

 

Рис. 4.11. Социально-политическая философия эпохи Возрождения

Философия Реформации

 

Рис. 4.12. Философия Реформации

Политическая философия Никколо Макиавелли
в отличие от фило­софии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церко­вью, человеком и го­сударством, полити­ческая философияисследовала пробле­мы управления реаль­но существующим го­сударством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы;

 

Рис. 4.13. Политическая философия Никколо Макиавелли

 

 

основное внимание эти философы сосредоточили на разработке проектов идеаль­ного государства, где были бы уничтожены социальные противоречия, и восторже­ствовала социальная спра­ведливость;
Философия социалистов-утопистов

Рис. 4.14. Философия социалистов-утопистов

Философия Т.Мораизложена в произведении "Утопия" (Утопия (греч. - место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находит­ся идеальное государство). Согласно Т. Мору в Утопии


вес произведенные продукты (результаты труда) поступают в собствен­ность общества (общественные склады) и затем равномерно распределя­ются между всеми жителями Утопии;

Рис. 4.15. Философия Т.Мора

 

Рис. 4.16. Философия Томмазо Кампанеллы

 

Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - философ, богослов, гуманист, представитель так называемого Северного Возрождения". Наиболее известное произведение - "Похвала Глупости"  

 


призыв к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");
критика и высмеивание средневековой схоластики;

Рис. 4.17. Дезидерий Эразм Роттердамский

гносеология (познание);
государство и право;
международные отношения.  
Основные проблемы философских исследований

Рис. 4.18. Гуго Гроций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.14 (0.112 с.)