![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Общая характеристика эпохи Возрождения. Периодизация философии эпохи Возрождения. 2. Ранний период философии Возрождения (литературный гуманизм - ХIV – ХV века): Данте Алигьери, Франческо Петрарка. 3. Реформаторский период философии Возрождения (демонополизация католической церкви – ХV – ХVI века): Эразм Роттердамский, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Мишель Монтень, Томас Мор, Николо Макиавелли. 4. Натурфилософский период философии эпохи Возрождения (пантеизм – ХVI – ХVII века): Джордано Бруно, Николай Кузанский, Томмазо Кампанелла. 5. Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения. Вопросы для самопроверки. 1. Выделите характерные черты философии и культуры эпохи Возрождения. 2. Какие основные идеи гуманистической мысли эпохи Возрождения Вы можете назвать? 3. Дайте определение следующим понятиям: гуманизм, Возрождение, Реформация, антропоцентризм, гелиоцентризм, естественное право, утопизм. 4. Дайте оценку литературной и гуманистической деятельности Д. Алигьери и Ф. Петрарки. Оцените их вклад в философскую мысль эпохи Возрождения. 5. Проанализируйте учение Н. Кузанского. 6. Охарактеризуйте теорию централизованного государства, предложенную Н. Макиавелли и Ж. Боденом. 7. Дайте характеристику теории естественного права Г. Гроция. 8. Проанализируйте теорию утопического социализма, разработанную Т. Мором и Т. Кампанеллой. Логические задания. 1. Дайте сравнительную характеристику основных принципов философии средневековья и Возрождения. 2. Охарактеризуйте отношение гуманистов к религии и церкви. 3. В чем состоит основное содержание Реформации и каковы ее итоги? 4. Каково соотношение макиавеллизма и взглядов самого Макиавелли в его учении и во взглядах современных политических деятелей? 5. В чем состоит открытие Н.Коперника и какова его роль в развитии философской мысли? 6. Чем, на Ваш взгляд, вызвано появление утопических теорий в эпоху Возрождения? 7. Перечислите естественно-научные идеи эпохи Возрождения. Какую роль они сыграли в развитии философии и науки Нового времени? 8. Дайте аргументированную характеристику основных итогов развития философской мысли эпохи Возрождения. Тестовые задания. 1. Термин «гуманизм» происходит от лат. Нитапиs, что означает:
а) божественный; б) человеческий (человечный); в) природный; г) животный. 2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в: а) Нидерландах; б) Германии; в) Италии; 3. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается: а) Данте Алигьери; б) Марсилий из Падуи; в) Джованни Боккаччо; г) Франческо Петрарка.
а) человек однозначно принадлежит природе, а бог противостоит человеческому творчеству; б) человек принадлежит и к божественному миру, и к природному; в) человеку открывается только «духовное поучение» от святого духа, а человеческий разум не ведет к блаженству; г) человек в своем творчестве абсолютно самостоятелен, не зависит ни от божественного воздействия, ни от природных сил. 5. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»: а) опровергал учение Аристотеля; б) высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»; в) описывал расцвет университетов позднего Средневековья; г) считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии. 6. В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь: а) этическая проблема человеческой личности; б) проблема бога и доказательства его существования; в) проблема соотношения бога и природы; г) проблема соотношения знания и веры. 7. Этот итальянский гуманист, наряду с латинскими классическими текстами, ценил древнегреческое наследие. Его усилиями были переведены и аннотированы многие древнние тексты, что оказало значительное влияние на флорентийских гуманистов. Речь идет о: а) Поджо Браччолини; б) Леонардо Бруни; в) Колюччо Салутати; г) Франческо Петрарке. 8. Пико делла Мирандола (1463 — 1495) в своих знаменитых 900 тезисах, в частности, утверждал: а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»; б) мир возник из высшего бестелесного начала - «хаоса»; в) мир создан Богом из ничего; г) мир был создан Богом в «уме». 9. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» (1486) высказал такую мысль о человеке, как о:
а) представителе элементарного мира; б) представителе небесного мира; в) представителе ангельского мира; г) особом микрокосме. 10. Мирандола писал: а) человек рожден для счастья; б) человек - сам творец своего счастья; в) бог дарит человеку его счастье; г) счастье - дым, и человек к нему стремится напрасно 11. Термин «реформация» имеет отношение к критике: а) католической церкви; б) английской буржуазии; в) французских рантье; г) немецкого бюргерства. 12. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся: а) Виклиф; б) Ян Гус; в) Жан Кальвин; г) Мартин Лютер. 13. Лютер выступал против идеи о том, что: а) человек может напрямую обращаться к богу; б) церковь - единственный посредник между богом и человеком; в) священники не могут отпускать мирянам грехи; г) человек полон чувства вины и греха. 14. По Лютеру, спасение человека достигается им: а) путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм; б) чистой верой, которая является «божьим даром»; в) только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека; г) по собственной воле, без помощи и воли божьей. 15. Языческое учение Аристотеля Лютер: а) категорически отвергал; б) творчески развивал; в) критиковал, но в основных положениях оценивал высоко; г) полностью игнорировал. 16. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о: а) личной свободе и творческой активности человека; б) предопределении как вечном спасении только по воле бога; в) независимости человека от социального окружения и государства; г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души. 17. В эпоху Реформации разнообразные мистические учения: а) были развиты и включены в новые религиозные учения; б) были категорически осуждены и преданы забвению; в) были отождествлены с традиционным учением католической церкви и обличены как заблуждения; г) были переосмыслены и положены в основу учения о новой церкви. 18.Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям: а) мистического индивидуализма; б) античного платонизма; в) утопического коммунизма; г) римского цезарепапизма.
а) схоластическим традициям; б) оккультно-мистическим направлениям; в) гуманизму Возрождения; г) естественнонаучной философии Нового времени. 20. С точки зрения теософии Я. Беме, бог - это: а) сама природа, полностью исчерпывающая божественную силу и волю; б) наивысший и активный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней; в) непостижимое внеприродное существо, по своей воле создающее или разрушающее природу; г) абстрактный символ природных сил, порожденный активным творческим воображением человека. 21. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469 — 1563) высмеял: а) нравы и обыденные представления немецкого бюргерства; б) бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов; в) религиозный фанатизм представителей католической церкви; г) социально – политическую утопию Т. Мора. 22. Эразм Роттердамский подлинное христианство понимал как: а) онтологию; б) эпистемологию; в) этику; г) метафизику. 23. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил: а) свободомыслие и скептицизм; б) эпикуреизм и гедонизм; в) платонизм и аристотелизм;
г) стоицизм и аскетизм. 24. В этике Монтеня добродетель понимается как а) строгий аскетизм и страх божий; б) умеренность, мужество и жизнелюбие; в) раскованность, стремление к личному бессмертию; г) стремление к самоуспокоению и довольству собой 25. С точки зрения Монтеня, бог - это: а) строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей; б) идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества; в) непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей; г) некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека. 26. По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь: а) неспособны в принципе; б) способны полностью; в) способны непосредственно; г) способны символически. 27 Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой: а) изолированный шар в лоне абсолюта; б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого Земля; в) бесконечный шар с центром везде и нигде; г) бесконечный шар без центра. 28.По мнению Парацельса, если познать «архэ жизни» (активную духовную жизненную силу), то можно: а) познать абсолютное (бога); б) стать подлинным философом; в) обрести возможности магического преобразования природы; г) превратить человека в бога. 29. Для Парацельса главной и универсальной наукой была: а) медицина; б) философия; в) астрономия; г) алхимия. 30. По мысли Джордано Бруно, «оно само является...бесконечным, неподвижным, субстратным,...жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него: а) божественное; б) единое; в) материальное; г) духовное. 31. Философия природы Дж. Бруно - это: а) деизм; б) креационизм; в) панпсихизм; г) дуализм. 32. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль а) космос - одновременно пустая и наполненная бесконечность, их вечное несотворенное бытие - Бог; б) бесконечность космоса - божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом; в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (Богом); г) космос сотворен Богом и конечен, сам Бог бесконечен и постоянно творит новые миры. 33 «Единое» Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями: а) «скрытый бог» и «предпосылки»; а) «скрытый бог» и «предпосылки»;
в) «мировая душа» и «всеобщий разум»; г) «архэ жизни» и «универсальная наука». 34. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у:
а) киников; б) эпикурейцев; в) стоиков; г) скептиков. 35. В своей философии Никколо Макиавелли: а) признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека; б) признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения; в) отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое учение; г) отрицал и существование фортуны, и концепцию предопределения. 36.Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как: а) божественную волю, реализуемую через поступки людей; б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки; в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии; г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства. 37. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как: а) гуманизм; б) объективизм; в) цинизм; г) анархизм. 38. В философии политики Жана Бодена государство рассматривается как: а) гарант социальной справедливости и равенства граждан перед законом; б) форма осуществления власти церкви над обществом; в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики; г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган. 39.Идеолог голландской буржуазной революции Гроций философски обосновал теорию: а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда; б) естественного права, когда его сущность отражающее человеческую природу; в) государственного права, когда оно создается правящей верхушкой для решения своих проблем; г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства. 40. Термин «утопия» означает буквально: а) удаленный остров; б) идеальное государство; в) несуществующее место; г) великая мечта.
![]() Рис. 4.1. Философия эпохи Возрождения
![]()
Рис. 4.2. Философия эпохи Возрождения (продолжение)
Рис. 4.3. Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.)
Рис. 4.4. Гуманизм
![]() Рис. 4.5. Наиболее известные философы-гуманисты
Рис. 4.6. Неоплатонизм
Рис. 4.7. Наиболее известные представители неоплатонизма
Рис. 4.8. Натурфилософия
Рис. 4.9. Представители натурфилософии
Рис. 4.10. Представители натурфилософии (продолжение)
![]()
Рис. 4.11. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
![]()
Рис. 4.12. Философия Реформации
![]()
Рис. 4.13. Политическая философия Никколо Макиавелли
![]() Рис. 4.14. Философия социалистов-утопистов
![]() Рис. 4.15. Философия Т.Мора
Рис. 4.16. Философия Томмазо Кампанеллы
![]() Рис. 4.17. Дезидерий Эразм Роттердамский
![]() Рис. 4.18. Гуго Гроций
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.83 (0.014 с.) |