Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Общая характеристика эпохи Возрождения. Периодизация философии эпохи Возрождения. 2. Ранний период философии Возрождения (литературный гуманизм - ХIV – ХV века): Данте Алигьери, Франческо Петрарка. 3. Реформаторский период философии Возрождения (демонополизация католической церкви – ХV – ХVI века): Эразм Роттердамский, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Мишель Монтень, Томас Мор, Николо Макиавелли. 4. Натурфилософский период философии эпохи Возрождения (пантеизм – ХVI – ХVII века): Джордано Бруно, Николай Кузанский, Томмазо Кампанелла. 5. Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения. Вопросы для самопроверки. 1. Выделите характерные черты философии и культуры эпохи Возрождения. 2. Какие основные идеи гуманистической мысли эпохи Возрождения Вы можете назвать? 3. Дайте определение следующим понятиям: гуманизм, Возрождение, Реформация, антропоцентризм, гелиоцентризм, естественное право, утопизм. 4. Дайте оценку литературной и гуманистической деятельности Д. Алигьери и Ф. Петрарки. Оцените их вклад в философскую мысль эпохи Возрождения. 5. Проанализируйте учение Н. Кузанского. 6. Охарактеризуйте теорию централизованного государства, предложенную Н. Макиавелли и Ж. Боденом. 7. Дайте характеристику теории естественного права Г. Гроция. 8. Проанализируйте теорию утопического социализма, разработанную Т. Мором и Т. Кампанеллой. Логические задания. 1. Дайте сравнительную характеристику основных принципов философии средневековья и Возрождения. 2. Охарактеризуйте отношение гуманистов к религии и церкви. 3. В чем состоит основное содержание Реформации и каковы ее итоги? 4. Каково соотношение макиавеллизма и взглядов самого Макиавелли в его учении и во взглядах современных политических деятелей? 5. В чем состоит открытие Н.Коперника и какова его роль в развитии философской мысли? 6. Чем, на Ваш взгляд, вызвано появление утопических теорий в эпоху Возрождения? 7. Перечислите естественно-научные идеи эпохи Возрождения. Какую роль они сыграли в развитии философии и науки Нового времени? 8. Дайте аргументированную характеристику основных итогов развития философской мысли эпохи Возрождения. Тестовые задания. 1. Термин «гуманизм» происходит от лат. Нитапиs, что означает: а) божественный; б) человеческий (человечный); в) природный; г) животный. 2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в: а) Нидерландах; б) Германии; в) Италии; 3. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается: а) Данте Алигьери; б) Марсилий из Падуи; в) Джованни Боккаччо; г) Франческо Петрарка. 4. Данте, принимая христианскую догматику в качестве неизменной истины, так трактовал отношение божественного и человеческого: а) человек однозначно принадлежит природе, а бог противостоит человеческому творчеству; б) человек принадлежит и к божественному миру, и к природному; в) человеку открывается только «духовное поучение» от святого духа, а человеческий разум не ведет к блаженству; г) человек в своем творчестве абсолютно самостоятелен, не зависит ни от божественного воздействия, ни от природных сил. 5. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»: а) опровергал учение Аристотеля; б) высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»; в) описывал расцвет университетов позднего Средневековья; г) считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии. 6. В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь: а) этическая проблема человеческой личности; б) проблема бога и доказательства его существования; в) проблема соотношения бога и природы; г) проблема соотношения знания и веры. 7. Этот итальянский гуманист, наряду с латинскими классическими текстами, ценил древнегреческое наследие. Его усилиями были переведены и аннотированы многие древнние тексты, что оказало значительное влияние на флорентийских гуманистов. Речь идет о: а) Поджо Браччолини; б) Леонардо Бруни; в) Колюччо Салутати; г) Франческо Петрарке. 8. Пико делла Мирандола (1463 — 1495) в своих знаменитых 900 тезисах, в частности, утверждал: а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»; б) мир возник из высшего бестелесного начала - «хаоса»; в) мир создан Богом из ничего; г) мир был создан Богом в «уме». 9. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» (1486) высказал такую мысль о человеке, как о: а) представителе элементарного мира; б) представителе небесного мира; в) представителе ангельского мира; г) особом микрокосме. 10. Мирандола писал: а) человек рожден для счастья; б) человек - сам творец своего счастья; в) бог дарит человеку его счастье; г) счастье - дым, и человек к нему стремится напрасно 11. Термин «реформация» имеет отношение к критике: а) католической церкви; б) английской буржуазии; в) французских рантье; г) немецкого бюргерства. 12. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся: а) Виклиф; б) Ян Гус; в) Жан Кальвин; г) Мартин Лютер. 13. Лютер выступал против идеи о том, что: а) человек может напрямую обращаться к богу; б) церковь - единственный посредник между богом и человеком; в) священники не могут отпускать мирянам грехи; г) человек полон чувства вины и греха. 14. По Лютеру, спасение человека достигается им: а) путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм; б) чистой верой, которая является «божьим даром»; в) только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека; г) по собственной воле, без помощи и воли божьей. 15. Языческое учение Аристотеля Лютер: а) категорически отвергал; б) творчески развивал; в) критиковал, но в основных положениях оценивал высоко; г) полностью игнорировал. 16. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о: а) личной свободе и творческой активности человека; б) предопределении как вечном спасении только по воле бога; в) независимости человека от социального окружения и государства; г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души. 17. В эпоху Реформации разнообразные мистические учения: а) были развиты и включены в новые религиозные учения; б) были категорически осуждены и преданы забвению; в) были отождествлены с традиционным учением католической церкви и обличены как заблуждения; г) были переосмыслены и положены в основу учения о новой церкви. 18.Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям: а) мистического индивидуализма; б) античного платонизма; в) утопического коммунизма; г) римского цезарепапизма. 19. Философские воззрения Якоба Беме были близки к: а) схоластическим традициям; б) оккультно-мистическим направлениям; в) гуманизму Возрождения; г) естественнонаучной философии Нового времени. 20. С точки зрения теософии Я. Беме, бог - это: а) сама природа, полностью исчерпывающая божественную силу и волю; б) наивысший и активный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней; в) непостижимое внеприродное существо, по своей воле создающее или разрушающее природу; г) абстрактный символ природных сил, порожденный активным творческим воображением человека. 21. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469 — 1563) высмеял: а) нравы и обыденные представления немецкого бюргерства; б) бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов; в) религиозный фанатизм представителей католической церкви; г) социально – политическую утопию Т. Мора. 22. Эразм Роттердамский подлинное христианство понимал как: а) онтологию; б) эпистемологию; в) этику; г) метафизику. 23. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил: а) свободомыслие и скептицизм; б) эпикуреизм и гедонизм; в) платонизм и аристотелизм; г) стоицизм и аскетизм. 24. В этике Монтеня добродетель понимается как а) строгий аскетизм и страх божий; б) умеренность, мужество и жизнелюбие; в) раскованность, стремление к личному бессмертию; г) стремление к самоуспокоению и довольству собой 25. С точки зрения Монтеня, бог - это: а) строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей; б) идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества; в) непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей; г) некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека. 26. По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь: а) неспособны в принципе; б) способны полностью; в) способны непосредственно; г) способны символически. 27 Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой: а) изолированный шар в лоне абсолюта; б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого Земля; в) бесконечный шар с центром везде и нигде; г) бесконечный шар без центра. 28.По мнению Парацельса, если познать «архэ жизни» (активную духовную жизненную силу), то можно: а) познать абсолютное (бога); б) стать подлинным философом; в) обрести возможности магического преобразования природы; г) превратить человека в бога. 29. Для Парацельса главной и универсальной наукой была: а) медицина; б) философия; в) астрономия; г) алхимия. 30. По мысли Джордано Бруно, «оно само является...бесконечным, неподвижным, субстратным,...жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него: а) божественное; б) единое; в) материальное; г) духовное. 31. Философия природы Дж. Бруно - это: а) деизм; б) креационизм; в) панпсихизм; г) дуализм. 32. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль а) космос - одновременно пустая и наполненная бесконечность, их вечное несотворенное бытие - Бог; б) бесконечность космоса - божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом; в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (Богом); г) космос сотворен Богом и конечен, сам Бог бесконечен и постоянно творит новые миры. 33 «Единое» Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями: а) «скрытый бог» и «предпосылки»; а) «скрытый бог» и «предпосылки»; б) «абсолютный дух» и «абсолютная идея»; в) «мировая душа» и «всеобщий разум»; г) «архэ жизни» и «универсальная наука». 34. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у: а) киников; б) эпикурейцев; в) стоиков; г) скептиков. 35. В своей философии Никколо Макиавелли: а) признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека; б) признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения; в) отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое учение; г) отрицал и существование фортуны, и концепцию предопределения. 36.Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как: а) божественную волю, реализуемую через поступки людей; б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки; в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии; г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства. 37. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как: а) гуманизм; б) объективизм; в) цинизм; г) анархизм. 38. В философии политики Жана Бодена государство рассматривается как: а) гарант социальной справедливости и равенства граждан перед законом; б) форма осуществления власти церкви над обществом; в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики; г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган. 39.Идеолог голландской буржуазной революции Гроций философски обосновал теорию: а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда; б) естественного права, когда его сущность отражающее человеческую природу; в) государственного права, когда оно создается правящей верхушкой для решения своих проблем; г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства. 40. Термин «утопия» означает буквально: а) удаленный остров; б) идеальное государство; в) несуществующее место; г) великая мечта.
Рис. 4.1. Философия эпохи Возрождения
Рис. 4.2. Философия эпохи Возрождения (продолжение)
Рис. 4.3. Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.)
Рис. 4.4. Гуманизм
Рис. 4.5. Наиболее известные философы-гуманисты
Рис. 4.6. Неоплатонизм
Рис. 4.7. Наиболее известные представители неоплатонизма
Рис. 4.8. Натурфилософия
Рис. 4.9. Представители натурфилософии
Рис. 4.10. Представители натурфилософии (продолжение)
Рис. 4.11. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Рис. 4.12. Философия Реформации
Рис. 4.13. Политическая философия Никколо Макиавелли
Рис. 4.14. Философия социалистов-утопистов
Рис. 4.15. Философия Т.Мора
Рис. 4.16. Философия Томмазо Кампанеллы
Рис. 4.17. Дезидерий Эразм Роттердамский
Рис. 4.18. Гуго Гроций
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.009 с.) |